Эль Греко

Константин Рыжов
О жизни Доменико Теотокопулоса, прославившегося под именем Эль Греко, известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Родился  он в октябре 1541 г. в католической семье на острове Крит, находившемся тогда под властью Венецианской республики. Уже в детстве он увлекся рисованием и прошел выучку у местных греческих художников-иконописцев, работавших в традициях византийской средневековой живописи. Это наложило неизгладимый отпечаток на творческую манеру Эль Греко. В 1566 г. он переехал в Венецию и провел несколько лет в мастерской Тициана. Кроме учителя значительное влияние оказал на него Тинторетто. С поразительной быстротой и смелостью художник освоил доселе ему неизвестный изобразительный язык, овладел приемами масляной живописи, передачей перспективы и пространства, обобщающим широким мазком и особенностями венецианского колорита. В 1570 г. Эль Греко поселился в Риме и в течении шести лет совершенствовал свое мастерство. В 1576 г., уже сложившимся художником, он отправился в Испанию, некоторое время прожил в Мадриде и, наконец, перебрался в Толедо, ставшем для него второй родиной.

Какова бы не была причина его переезда в Испанию, путь Эль Греко был словно  предначертан самой судьбой. Подобно тому  как греческий мастер XIV века Феофан Грек сумел найти почву для развития своего искусства  только в России, Эль Греко нашел ее в Испании. Хотя и нельзя сказать, что он сразу сумел добиться здесь признания. Хусепе Мартинес писал в 1675 г. об Эль Греко: «Он обладал такой необычной манерой, что до сих пор не встречалось ничего  более причудливого, и даже хорошо понимающие  в искусстве приходили в смущение от этой вычурности». Действительно, в произведениях Эль Греко все необычно: композиция, пространство, рисунок, ритм, пропорции фигур и их резкие ракурсы. Но главное – цвет и свет, неразрывно связанные между собой. Эль Греко было чуждо создание идеального образа в духе классической традиции. Чаще всего его персонажи некрасивы, в них нарушена гармония и симметрия черт.  Идеал живописца – это идеал неправильного: узкие, сходящиеся  углом очертания лиц, непомерно большие, асимметричные, разные глаза; у хрупких бесплотных женщин – крошечные рты, у мужчин  - удлиненный череп, огромный лоб, а дети, лишенные обаяния своего возраста, - нередко маленькие уродцы. Тем не менее, образам Эль Греко присуща высокая мера духовной красоты, и порой их странная привлекательность достигает редкой волнующей силы. Это и смогли, если и не понять до конца, то почувствовать и оценить испанские знатоки искусства. 

Первая крупная работа Эль Греко в Испании «Эсполио» (1577-1579) была написана для Толедского собора. Здесь он обратился к достаточно редкому евангельскому сюжету, изобразив, как солдаты-палачи срывают с Христа одежду. Следующее большое полотно «Мученичество св. Маврикия» (1580-1582) Эль Греко написал по заказу короля Филиппа II, но картина тому не понравилась. Мечта Эль Грека занять место придворного художника так и осталась неосуществленной. Впрочем, он нашел много заказов в самом Толедо. И хотя причитающиеся ему гонорары (по испанским меркам чрезвычайно высокие) Эль Греко часто приходилось взимать в судебном порядке, его материальное благополучие росло со сказочной быстротой. Дело дошло до того, что за столом его развлекал собственный оркестр. В 1585 г. Эль Греко арендовал и роскошно обставил огромный дворец  маркиза де Вильены, в котором и прошли по преимуществу его последние годы. Он обожал красивые вещи и комфорт, но особое пристрастие питал к книгам - после его смерти осталась уникальная библиотека из большого количества греческих, итальянских и испанских книг. По складу своего характера он никогда не был сибаритом и усердно трудился до самого смертного часа: выполнял по заказу громадные алтарные  образы, расписывал сами алтари, писал портреты и целые серии небольших икон. В коммерческих целях он постоянно создавал многочисленные копии своих прославленных картин, так что они дошли до нас, как правило, в нескольких репликах, едва отличающихся друг от друга.
 
Слава Эль Греко достигла вершины после того, как он создал картину «Погребение графа Оргаса» (1586-1588), заказанную толедской церковью Сан-Томе. Это, несомненно, самое гармоничное из его произведений. Земная сцена и небесное видение сложно и неразрывно переплетаются здесь друг с другом. Положение во гроб покойника происходит на фоне толпы скорбящих друзей. В то же самое время в верхней части картины  изображен дух умершего, преклонивший на облаках колени перед Христом, который восседает в судейском кресле. Невиданное  на кастильской земле произведение стало своеобразным живописным памятником Толедо. Сообщают, что иностранцы специально приезжали в этот город, чтобы посмотреть на картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, постоянно находя в ней что-то новое.

После «Оргаса», широко прославившего его имя, Эль Греко неожиданно поворачивает к новой манере. Начинается последний этап его творчества, главной отличительной чертой которого становится  стремление к повышенной духовности. Краски постепенно теряют свою материальность, становятся все более легкими и прозрачными, а их  цветовое звучание – все более холодным. Внешний драматизм все более заменяется внутренним. Его картины делаются более лаконичными, в них вносится ощущение благородной и элегантной строгости. Мировосприятие Эль Греко все сильнее  окрашивается чувством трагизма и обреченности, изобразительные приемы приобретают все более ирреальный, необычный для своего времени характер. Ниспровергая мертвые церковные шаблоны, художник создает совершенно новый тип изображений – образы проповедников, мыслителей и ясновидцев, которых роднят и объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины. В картинах Эль Греко святые часто предстают во весь рост, их фигуры сильно вытянуты, кажутся бесплотными на фоне драматического пейзажа. Вся сила экспрессии заключена в жестах рук и особенно в выражениях аскетических лиц, то погруженных в свои думы, то отрешенно взволнованных, то словно освещенных пламенем  внутренней страсти (http://proza.ru/2011/11/20/446) (http://proza.ru/2011/11/20/450) (http://proza.ru/2011/11/20/455).

Через все творчество мастера проходит стремление изобразить божественное чудо, создать образ потустороннего мира. Огромное полотно «Снятие пятой печати» подводит итог его долгим исканиям (http://proza.ru/2011/11/20/459).

Умер Эль Греко в апреле 1614 г. Интерес к его творчеству угас вскоре после  смерти художника, и на несколько веков имя мастера было предано забвению. Повторное открытие состоялось только в начале ХХ века и превратилось в своеобразную сенсацию.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241