20. Записки прозаистки. Взгляд со стороны помогает

Наталия Сидо
24.01.10

Читала Зину. Ее воспоминания, вроде простые по форме, но глубокие по сути. Видно, как человек всю свою жизнь не просто вспоминает, а переосмысливает. А еще благодарит всех, кто был рядом, кто помогал, кто учил.
 
Рецензия на «Ностальгия. Гл. 17» (Зинаида Малыгина)

 http://www.proza.ru/avtor/malzin

Зинуля! Наконец-то прочитала твою "Ностальгию". Только не поняла, где все главы? Или я что-то не нашла? Или ты не все разместила. Не хотела прерывать чтение, поэтому не писала отзывы к каждой главе.
Я никогда не была на севере. Но ты так написала, хотя вроде кратко, что я очень реально все представила. Дома, которые строили бывшие заключенные, ветра, морозы...
Но больше всего, конечно, в очередной раз поразило наше общее отношение к воспоминаниям. Точнее к цели их написания: вспомнить, простить, поблагодарить... Конечно, это прежде всего нам нужно.
Буду читать другое и ждать "Ностальгию" в полном объеме.
Удачи тебе!!!
Наталия Сидо 

Еще у меня традиция появилась – периодически проходить курс афоризмотерапии. Конечно, у Ильи Герчикова. Вот на все случаи жизни можно найти очень эффективно действующий для подъема настроения цикл афоризмов.

«Хороший афоризм - жемчужина, выловленная из потока сознания».
Не перестаю удивляться умению Ильи. И вообще всех тех, кто пишет в этом жанре.

И вот что еще  поняла:  мне помогает работать над текстами лента просмотров. Как? Сама не пойму, в чем эффект, но он явно есть.
А происходит вот что. Захожу в ленту и выбираю незнакомую фамилию читателя. Кликаю на свой текст и перечитываю его. И у меня такое ощущение, что читаю не я, а этот незнакомый мне человек. И начинаю иначе воспринимать текст. Как бы со стороны. Видимо мне удается в этот момент обмануть свой мозг, который очень хорошо этот текст помнит и при моем возвращении к нему воссоздает полную картину текста. Ту, которую запомнил и в которой совсем ничего не хочет менять. Мозг как бы сфотографировал текст, вложил в память и не понимает, зачем к нему возвращаться. И я НИЧЕГО НЕ ВИЖУ. Точнее не вижу того, что могут увидеть другие: стилистические  и грамматические ошибки, неточности, нелогичность.
Так вот, когда  читаю глазами незнакомого читателя, мне кое-что становится видно, заметно. И я вношу правку.
 
Есть еще одна проблема. Когда читаю тексты других авторов, вижу ошибки. Особенно они заметны там, где их действительно мало. Понимаю, что текст вылизывали, с ним работали, что автор грамотный и владеющий языком человек. Но вот у каждого могут быть сбои. И получается так, что мне  очень неудобно писать автору в рецензии примерно так: «Дорогая…. Прочитала, понравилось, но в первой строке второго абзаца у Вас пропущена запятая, в третьей строке четвертого абзаца поставлена лишняя запятая, а в седьмом абзаце не совсем верно использовано слово». Хотя сама была бы очень рада, если бы мне кто-то прислал такой отзыв. Потому что именно в этом  вижу реальную помощь. Но сама не решаюсь ее оказывать, потому что боюсь человека обидеть.

Хотя  с Владом мы обменялись такими письмами. Решилась и написала:

«Влад! Что-то мы друг друга совсем захвалили... скоро сладкими станем.
Спасибо за добрые слова. Приятно, конечно. Но давайте попробуем поменьше сахара добавлять?
И я начну. Ладно? Не в этом рассказе, в другом, но  не вспомню в каком, "иметь в виду" вместе написано.
И Вам буду ОЧЕНЬ признательна, если что-то заметите и мне напишите. Помощь ведь не только в том, чтобы поддержать, но и в том, чтобы помочь увидеть и исправить то, что надо исправить.
Надеюсь на понимание.
Наталия Сидо
   
Засахаримся, считаете? )))
Да, есть такая опасность.
Насчёт "иметь в виду" Вы правы, благодарю... Ещё бы найти, где это у меня... )))
И, в свою очередь, обещаю не скрывать то, что бросится и мне в глаза.
Удач!
Влад Вол

Натали, как обещал - то, что бросилось в глаза. Это, конечно, моё субъективное мнение и Ваше право смело его игнорировать.
По тексту и стилю.
Стиль написания суховат. Слишком суховат, на мой субъективный взгляд.  Который так и не помог мне понять, отчего герою "именно здесь, на этом острове, ... хорошо и тепло." Ласковое ли солнце было тому причиной, исключительно голубое море, белоснежная архитектура, доброжелательность небольшого гордого народа или всё это вкупе? Или что-то другое?
"... Правда, с семьей."
"... Машина, правда, была достаточно убогая..."
"... Правда, обратно в город чаще всего порожняком возвращался."
"... Правда, пассажиру Сергей сразу сказал..." это выдержки. На мой взгляд - многовато оговорок для небольшого, в общем-то, текста.
"Парень сосем молодой..." -
"Теперь его новый, класса люкс Мерседес все пропускали на трассе, даже не пытаясь соревноваться с ним в скорости." Натали, а где соревноваться-то? Максимальная скорость движения на кипрских автострадах - 100 км/ч, а киприоты предельно законопослушны.
Успехов Вам, Натали!
Надеюсь, не обиделись. Простите, если что не так.
С уважением,
Влад Вол
 
Влад! Спасибо. Сейчас поработаю над текстом. Замечания правильные.
Только вот про скорость уточню: гоняют по скоростной трассе, как миленькие. Даже мой законопослушный и достаточно осторожный муж. Может быть, так у них стало, что русских здесь очень много живет. Вот этого не знаю. Но до аэропорта по 120-150 км в час едут.
Спасибо за реальную помощь. И работу. Ведь это действительно работа - внимательно прочитать, увидеть и подсказать.
Наталия Сидо
   
Влад! Кое-что поправила. Громадное спасибо за помощь. А помогло то, что словно Вашими глазами читала. Словно со стороны. И без особых эмоций. Тогда и мозги включаются вроде...
Наталия Сидо
 
Вижу, Натали. ))
Вот ей-ей не вру, лучше стало.
Удач!
Влад Вол   

Да, конечно, лучше. Но я не ВИДЕЛА этих бесконечных «правда». Хотя, вроде, и нет у меня этого слова в «паразитах». Видимо, подсознательно хотела убедить читателя в том, что в основе этого рассказа правдивая история.

А вот проблема с употреблением «Я» в текстах точно есть. Практически все пишу от имени собственного, от себя и про себя. И очень часто у меня это "я". Надо еще и еще читать, править и убирать.

Кстати, отправила  варианты правки  текста своему новому знакомому по сайту. Конечно, редакторские навыки потеряла. Немного правок сделала, потому что боялась  авторскому стилю повредить. А сама уже не очень хорошо чувствовала, как и что исправить, чтобы не нарушить манеру письма автора.
 
И лишний раз убедилась, что прав был неизвестный мне начальник, который в 50-е годы прошлого века не разрешил открыть дневное отделение редакторского факультета в полиграфическом институте. Аргумент для такого решения, о котором нам рассказал наш декан, был один – редактор может получиться только из того человека, который постоянно работает с текстами. Только на основе практики можно подготовить нормального специалиста. Поэтому и не было у нас дневного отделения. Потом, в перестроечные времена, открыли. А мы все учились и  работали, обязательно по специальности.
Так вот,  поняла, что редакторский и корректорский навыки исчезают, если постоянно себя не тренировать. Это не как катание на велосипеде: один раз проехал сам и  навык на всю жизнь остается. Недавно проверила. 40 лет не ездила, а вот села и поехала. А с редактурой не получилось. Не прокатило, как сейчас говорят.

21. http://www.proza.ru/2010/01/27/31