Веласкес и принцесса

Анна и Петр Владимирские
Русский художник Михаил Нестеров, увидев "Портрет инфанты Маргариты", сказал: "Эта картина отличается от других живописных полотен так же, как бриллиант чистой воды от оконных стекол. Она - истинный бриллиант живописи!"

Хотите увидеть этот бриллиант, одно из лучших полотен великого Диего Веласкеса? Ступайте в музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенков, что в городе Киеве. Не смотрите в это день больше ничего, идите прямо к инфанте. С холста на вас строго и не по-детски серьезно взглянет своими голубыми глазами бледная девочка-принцесса. Она позирует для "портрета-знакомства". Портрет так называется, потому что поедет во Францию, а там на него будет смотреть будущий жених - принц. Девочка волнуется. Понравится ли она французскому принцу? Принцы, они ведь такие... Она сама точно не знает, какие, но старается стоять неподвижно, чтобы получиться хорошо.

Если вам, читатель, достанет терпения постоять подольше у полотна, вы увидите: вместе с волнением лицо девочки озаряет радостная мысль. Уж если над картиной работает ее Диего, можно не сомневаться - она понравится. Может быть, она на портрете получится даже больше похожей на царственную особу, чем в жизни? Ей становится ужасно смешно, но она сдерживает смех: ведь испанская принцесса - не просто девочка и не должна нарушать этикет. Это видно по чуть приподнявшимся уголкам ее губ...

Младшая дочь короля Филиппа IV была любимой моделью Диего де Сильвы Веласкеса, придворного художника испанского короля. Он писал ее портреты много раз. Как придворный художник он должен был изображать членов королевской фамилии. И изображал. Просто эта девочка - не то, что другие представители династии Габсбургов: она была живая. Строгий этикет испанского двора, чопорность и надменность августейших особ - все это не имело к Маргарите никакого отношения. Ее называли "солнечным зайчиком" за удивительно светлый характер.

Инфанта Маргарита появилась в королевской семье, когда все ожидали рождения мальчика. Рождение девочки Филипп, папа-король, вначале воспринял холодно. У него уже имелись дочери для укрепления династическими браками европейских связей, и позарез был нужен сын - наследник испанской короны. Расстроившая сиятельные ожидания малышка инфанта долгое время была лишена внимания королевской четы.

А что Веласкес, спросите вы? Ему уже было за пятьдесят, он купался в лучах славы, от инфанты ему ничего не было нужно. И оказалось так, что художник стал одним из немногих придворных, которые тепло отнеслись к маленькой принцессе. Он жалел нежную и хрупкую девочку, относился к ней трепетно, по-отечески. И, конечно, без устали рисовал ее.

Портрет инфанты Маргариты можно смело назвать одним из шедевров Веласкеса, хотя он, вероятно, является этюдом к другому, хранящемуся в испанском музее "Прадо" - большому парадному портрету, где принцесса написана в полный рост в пышном наряде. А на этом портрете, который вы сейчас видите, изображена девочка, впервые в жизни надевшая настоящее, "взрослое" платье будущей королевы - гварда-инфанту. Только сейчас мы замечаем тяжелый наряд на корсете из китового уса, и многочисленными пышными нижними юбками, до этого лицо девочки царило в портрете и захватывало все наше внимание. Наряд, наверное, не очень удобен, тяжел, но она терпит. Откуда мы это знаем? Тому, кто все еще продолжает стоять у холста и внимательно вглядываться, откроется еще вот какая подробность: он увидит тоненькую жилку, бьющуюся у подбородка. Ай да Веласкес!..

Придворный художник, как сплетничали о нем современники, был карьеристом. Любили повторять, что в картине "Менины" (в переводе означает "Фрейлины"), изображающей зал мадридского дворца и почти всех придворных (в том числе самого Веласкеса и, разумеется, инфанту Маргариту почти в центре холста), он нарисовал себе рыцарский крест. И чтобы придать картине статус исторической правды, этим крестом его через три года наградили. Однако, позвольте возразить, может ли художник-карьерист в своих полотнах не льстить изображаемым? В истории живописи есть много портретов, где мы видим и чувствуем - лицо высочайшей особы слегка "подправлено". Тем более что другие художники оставили нам более правдивые портреты тех же особ.

Придворный карьерист, вообще говоря - это точное знание, когда говорить, а когда молчать, что само по себе большое искусство. Но художнику молчать легко, за него говорят его картины. Веласкес изображает своих покровителей и испанских вельмож удивительно правдиво в своей безоценочности: лица придворных кажутся неодухотворенными потому, что художник отразил их, как отражает спокойная поверхность воды - самими собой. Лица фрейлин и шутов прописаны с той же мерой правдивости, что герцогов и принцесс... Не зря, наверное, на памятнике Веласкесу в Севилье написано: "Живописцу правды".

Однако вернемся к инфанте Маргарите. Золотисто-пурпурная гамма, сплетенная из множества мельчайших цветоносных мазков, превращает поясной портрет в настоящую драгоценность. Пшеничного цвета волосам вторит золотая лента на груди. Алый плюмаж в прическе и на платье чудесно оттеняет нежную, почти светящуюся кожу девочки. Не случайно малышка-принцесса так роскошно одета. Ведь ее преданный художник назначен на одну из самых почетных придворных должностей - "хранитель королевского гардероба". И он постоянно заказывает королевским швеям все новые и новые, все более роскошные наряды для инфанты.

Пусть она лишена любви своих высочайших родителей. Зато он, Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец, запечатлеет маленькую инфанту Маргариту так, что мы, через много веков, увидим не только принцессу, но крохотное солнышко, на короткий миг осветившее испанское королевство.