Описания, и с чем их едят

Шая Вайсбух
Одни млеют от восторга, прочитав нижеследующие строки, а другие, лишь недоуменно пожимают плечами или ехидно злорадствуют: "Алками, автор романа стелет. До нужного формата набивает!"

«Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце, или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».
И.С.Т

Начнём "тяжбу" с вопроса: "А на кой.. это надо" или "Для чего автор вводит описания".
Отвлечёмся на абзац-два и попробуем сравнить "силу слова" и.., для начала - живопись. "Держащий палитру в мятом берете а-ля набекрень" - имеет неоспоримое преимущество: Фору! Прерогативу! - пользуясь нашим зрением. Мы видим как покрывается нежно-белой фатой пробудившаяся от зимней спячки вишня. "Девятый вал" вздымается грозным монолитом над утлым судёнышком (а может и шлюп, память уже не та). Мрачный сосновый бор, настороженно покачивает разлапистыми ветвями, преградив тропинку незваным гостям.. итд.
Художнику слова все эти чудеса природы (и не только), надо взопреть и описать, – и так же достоверно и красочно, как это удалось мастеру палитры.
А что там у нас в кинематографе? Ух ты! Распогодилось!!
Рвутся снаряды. Дыбится земля, швыряя комьями чернозёма в кровавое месиво тел. Плакучие ивы, купают пожелтевшую листву в лениво-студёных водах бескрайнего озера. Правильно! В кинематографе всё проще, нагляднее, аудиодоступней. Мы слышим реплики героев, наблюдаем за мимикой их лиц, глубже ощущаем и воспринимаем душевное состояние фигурантов: каналья-режисёр вдобавок к зрению обманывает и наш слух, а вот нам лабухам, всё это кропать приходится пером, и также достоверно как и на экране!

Но ближе к телу. (с)

Автор пользуется описаниями, чтобы придать тому или иному эпизоду, действию, кульминационной точке, - необходимый тон, окраску. Штрихами пера окутать читателя аурой неповторимой атмосферы, чтоб создать некую арену, на которой сподручнее "жонглировать" разумом клиента-читателя. Передать ему картину - душевное состояние, с помощью  описаний: будь то природа в своей красе-неистовстве, или мрачный зал-гостиная в средневековом замке.. а может быть это залитая солнцем и шумом проезжающих авто, многоголосая улица?
Это ещё один ключевой инструмент из арсенала мастера, посредством которого он попытается  правильно настроить душевную механику читателя и ввести её в нужный диапазон восприятия.
И не в количестве описаний загвоздка (у каждого свой рецепт), а в их качестве.


============================================
http://fantasy-bookfb.ru/forum/
Форум начинающих (и не только) писателей и сценаристов.