Владимир Высоцкий. Нерв эпохи

Лариса Бесчастная
Сегодня день рождения Владимира Высоцкого, уникального актёра, поэта, певца. И Человека: искреннего, мятущегося, ищущего Правду и глаголящего Её.

Владимир Высоцкий – неповторимое явление русской культуры. Он удивительным образом сумел нанизать на тугой нерв лирику, шансон, бардовскую песню, образ бунтаря и нежного влюблённого в кино и в жизни.

Он олицетворяет собой целую эпоху советской страны.

Он её нерв, гений, не признанный цехом и любимый народом.
О, как это так по-нашему, по-русски!

Сколько недоуменной горечи он испил, сколько косых взглядов покрывало рубцами его горячее сердце! Сколько убийственных оценок своему творчеству выслушал он из уст завистливых «сотоварищей» по цеху.

«Ну, какой он поэт…» – с лицемерным сочувствием замечали пригретые властью пииты, вальяжно раскинувшись в кресле.
«Да разве он певец?» – вполне искренне удивлялись другие «мастера».
«Ну, да… У него есть несколько удачных ролей…» – глубокомысленно замечали третьи.

И он срывался, нёсся на своей привередливой тройке в пропасть. Но народ бережно принимал его в свои объятья и спасал. Он был истинно народный артист, любимец совершенно разных по возрасту, социальному положению и другим ипостасям людей. Потому что думал и жил, как они, потому что озвучивал их боль и чаяния.

Его хриплый страстный голос рвался на волю со всех окон, из всех подворотен, с гор, со студенческих стройотрядов, с «зоны»… И ох, как не сразу, как запоздало - со сцены!

Он жил ярко, безудержно, открыто и вопреки – он и умер также принародно, в разгар Олимпийских игр, обездолив народ и напугав власти.
А потом его начали «отмывать», как неправедно нажитое добро, стали вписываться к нему в современники и друзья. Вот тогда у меня родились эти стихи:

Запоздалые дебюты
Невостребованных душ
И посмертные салюты,
И парадно-скорбный туш.

Был при жизни ты не признан,
А теперь забыт изъян,
Чем пышнее твоя тризна,
Тем больней твоим друзьям.

Посмотри, как эти снобы
Восхвалять тебя спешат,
Был живым ты не удобен,
А теперь и друг, и брат.

Запоздалые дебюты,
«Благодарная» печать.
Ну, проснись, хоть на минуту,
Их признанья не принять!


Он не проснулся… Не обвинил, кого следует в гонениях, в лицемерии, не выкрикнул гневно свою  песню «Если друг оказался вдруг…».

Хвалили, «примазывались» к его славе, мельтешили…
А потом как-то незаметно стали в свои бочки мёда дёготь подмешивать: где ложечку, где две, где вёдрами. Что, ветер на Олимпе изменил направление? Посоветовали снова низвергать народного кумира? Он ведь теперь, ой как, актуален!
Да и Бог с ними со всеми! Где они все? Сожрали друг друга, как тараканы в банке? Или время наше лихое сломало их?

А Владимир Высоцкий живёт в памяти народной и его песни поют надрывом русской тоски в обворованной и оболганной России.

И не случайное совпадение то, что родился он в Татьянин день, в студенческий праздник молодости и будущего. В этот день он звучит своим нервом для молодых сердец, освежает память поколений и продолжает своё дело народного трибуна.

Он не с нами, но он за нас. Оттуда, из Космоса.

С днём рождения, Володя!