А у нас девочка 21 Продолжение

Самуил Минькин
 

21       СТЕНА ПЛАЧА.
    Каково  же  было  Катино  удивление,  когда  на  лавке,  около  дома,  сидел  Гриша  с  Симхой,   и  мирно  беседовали.   Познакомились,  Симха   оказалось    всё  знает  про  Катю.  Присоединились  к  их  компании.  Когда,  Катя  предложила  Грише  поехать  с  ней   в  Кириат  Бялик,  Гриша  отказался, сказал, что   уже   договорился  с  Симхой.
Катя  ещё  раз  посмотрела  на  Симху  и  про  себя  отметила,   что  у  Гриши  губа  не  дурра,  быстро  сориентировался,  девчонка  настоящая  красавица,  в  гражданской  одежде  она  эффектно  выглядела;  стройная   шатенка,  утончённые  черты,  лучистые  глаза.
    Катя  поднялась    на  второй  этаж,   и  нажала  на   светящуюся  кнопку   звонка.  Дверь  открыла  Дина,  которую   Катя  сразу  узнала,   только  за  эти  годы,  дина  стала,  как-то   меньше  ростом,  на   лице   углубились  морщины,  и  стало  их  больше,  потускнели   глаза.
- Здравствуйте, - сказала   Катя,  и   после  некоторой  паузы  добавила, - бабушка,  Дина,   вы  меня  не  узнаёте?
Дина   внимательно  стала  вглядываться  в   молодую,  симпатичную  девушку.
- Что-то  знакомое,  знакомые  глаза, - затем  неуверенно,  тихо  произнесла, - Катя.  Катенька, - не  сдерживая   своей   эмоции,  громко  произнесла  Дина, - неужели  это,  Ты,  так  выросла,  такая  красавица  ой  майн  готыню  (ой  мой  Бог),  какая  гостья  ко  мне  пришла.   Заходи,  ой   какая  у  меня   сегодня  радость.
Дина  схватила  Катю  в  свои  объятия.  Они  оба   от  радости  даже  всплакнули.   Садись,  Катя,  я  сейчас  тебя  чем  ни – будь,  угощу.  И  рассказывай  мне  подробно  всё,  как,  Ты,  здесь   оказалась,   как  мама,  как  папа?  Катя  пила  чай  с  булочками,  а  Дина  внимательно  слушала,  радовалась  за  Катю,   а  сама  думала:
- Какая  выросла  замечательная  еврейская  девочка,  какая  нелёгкая  у  неё   судьба.  Явно,  что она  знает  о  своём  происхождении.  К  какому  берегу,  она  прибьётся? 
- Бабушка,  с  тех  пор,  как  я  узнала,  кто  я  кто.  Я  всегда  жалела,  что  когда  вы  жили  в  нашем  доме,  не  расспросила  тебя,  кто  я.  Когда  поняла,  что  приёмная  дочь,    догадывалась,  что,  Ты,  про  меня  знаешь  больше  всех.  Расскажи  мне.
   Дина все  рассказывать  боялась,  и  высказывать  своё   мнение,   зная,   что  это    может  повлиять  на  Катину  судьбу.  Она  уважала   Таню  и  Виталика,  и  считала,  что  своим  откровенным  разговорам  может испортить бывшие добрососедские отношения.  Конечно, она  хотела  бы,  чтобы  Катя   осталась  в  Израиле  и  вышла  замуж  за  хорошего  еврейского   парня.  Да  и  внешне,  она  типичная  еврейка,  необычайной  красоты.
- Катя,  я  восхищаюсь  тобой.  Ты,  нашла  своего  родного  отца,  и он  нравится  тебе?
-Бабушка,  я  же  это   всё   уже  тебе  рассказала,   не  уходи  от  ответа.  Рассказывай  всё,  что  знаешь  про  меня.  Я  ведь  помню  твоё  отношение  ко  мне.  Ты,  нам  обоим,  Игорю  и  мне  была  одинаковой  бабушкой. Как  мне  не  хватало  тебя,  когда  уехали.
- Катенька,  ведь  я  ничего  не  знаю,  всё,   что  знаю  я,  ты  уже  знаешь.
- Всё  равно,  ещё  раз  всё   рассказывай,  что  знаешь  про  меня, - приказала  Катя.
 Когда  Дина  кончила  рассказывать,  Катя  спросила  её:
- Дорогая  бабушка,  скажи  мне  откровенно,  что  мне  делать? Передо  мной  стоит  огромная  проблема.  Из  письма   мамы,  она  хотела,  чтобы  я  была  продолжателем  её  рода,   и  мне  это  очень   дорого.  И  отец,  хотя  я  с  ним  не  разговаривала  на  эту  тему, но  по  его  отношению  к  своему  народу  я  уверенна,  он  желает  того  же.  Да  и,  Ты,  бабушка,  я  знаю,   хочешь,  чтобы  я  вышла  замуж  за  еврейского  парня.   С  другой  стороны,   моя   мама  и  папа,  которых   я  очень   люблю,  ничего  не  говорят. Правда,  однажды  мне  мама   сказала,  что  не  хотела  бы  меня  видеть    среди  народа,  который  постоянно  подвергается  презрению  и  гонениям.  Бабушки  и  дедушки,   особенно  бабушка  Кира,   подыскивает  мне  женихов  среди  своего  круга,   и  я  знаю,  чего  они   хотят.  Что  мне  делать?  Фактически  я  дитя  еврейского  народа.
Дина  молчала,  обдумывая,  что   сказать.  Что  она  может  ей  сказать,  что  ей  делать?
- Дорогая, Катенька,  выкинь  ты  всё  это  из  головы.   Говорят,   Что  если  звёзды  движутся  по  небосклону,  то  это   кому-то  надо.  Раз,  Ты,  живёшь,  и  в  твоей  жизни,  на  мой  взгляд,  складывается   всё   не  так  уж  плохо,   значит  это  кому-то  надо.  Ты,  выросла   умная  красивая  девчонка,  надеюсь,  не  натворишь   глупостей,  живи  так,  как  велит   тебе  твоё  сердце.  Выходи   замуж  за  человека,  который  будет  тебе  дороже  всех  на  свете,   и  Бог   тебе  поможет,  время   поставит  всё   на  свои   места. 
    Дина  рассказала  Кате  про  внука   Игоря,  что  он  окончил  школу,  получил   багрут  (аттестат  зрелости),  служил  в  израильской  армии,  сейчас  учится в  технионе,  показала  фотографии  и  просила  Катю  приехать   в  субботу.  Игорёк   каждую  субботу  приезжает  к  нам, он с родителями живёт в Хайфе,  он  был  бы   очень  рад с тобой  повидаться, ведь вы  вместе  росли.  После  обеда  пришёл  с  работы  дед   Лёва,   который  был,  очень  рад   узнав,  что  у  них   гостит  Катя.  Незаметно  в  разговорах  пролетел  день,  в  дверь   позвонили,  и  вошёл  Гера.
   Дома  Катю  встретил  отец,  явно  было,  что  он  её  ждал,  наверно  хочет  что-то  рассказать,  или  по  стариковски,   уже  соскучился,  что  весь  день  её  не  было. 
- Ну,  рассказывай,   встретилась   со  своими  бывшими  соседями? – просил  отец.
После  того,  как  Катя  рассказала  про  встречу,   отец   сказал:
- Ходил  я  дочка  сегодня  в  ульпан  (школа,  где  изучают  иврит),  встретил   там  свою  учительницу,   рассказал  ей,  что  ко  мне  приехали  гости   дочь  и  внук.  Завтра  от  ульпана  идёт  автобус   с  экскурсией  для   учеников  в  Иерусалим.  Она  согласилась  взять   вас,   побывать   с  экскурсией  в  Иерусалиме.   Завтра   вам   к  восьми  часам  нужно  быть   около  ульпана.
- Спасибо,  папочка,   за  заботу,   обязательно  поедим.    Комфортабельный  автобус  с  кондиционером   был  наполовину  пустым.  Это  были  другие   времена,  и  не  было  той   массовой   эмиграции.  Здесь  были   ученики   разных   возрастов;  и  молодые  пары,  и  среднего  возраста.  и  пожилые. Ученики   были  из  России,  и  из республик   бывшего   Советского  Союза,  но   все   говорили   хорошо  на  русском  языке.  Кате  и  Грише   повезло,  так   как   экскурсовод  проводила   экскурсию  так  же   на  русском   языке.
     Первая   остановка  автобуса   была  около   Яд ва-Ше;м — национального  мемориала  Катастрофы (холокоста) и Героизма.    Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета  (правительства)  с целью увековечить память о евреях-жертвах нацизма в 1933—1945 годах, разрушенных еврейских общинах.               
  Холокост – бедствие,  катастрофа.  Героизм - дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью.   Тем, кто вступил в святую борьбу с нацизмом, поднимал восстания в лагерях и гетто, сражался в лесах и подполье, воевал в войсках антифашистской коалиции, спасал своих братьев, проявлял отвагу и мужество.               
 Пройдя  по  залам  мемориала,   Катю  и  Гришу  удивили  масштабы  уничтожения   еврейского  народа,   они  знали,  что  была  холокоста,  но  не  могли  представить,  что  немцы   смогли    так  организовать.               
 Только  22 транзитных  и концентрационных лагерей, мест массовых убийств, разбросанных по всей Европе.    Сотни   городов   местечек  и  деревень,  где  было   тотально  уничтожено  всё  еврейское  население  вплоть  до  третьего  колена,  кроме  тех,  кто  сумели  убежать.               
 1,5  миллиона  еврейских  детей,  уничтоженных  во  время  Катастрофы.  В  абсолютно  тёмном  зале  с  помощью  зеркал  мелькают  огоньки  огромное  множество  горящих  вечей,  символизирующих   убиенных  детей   Имена  детей,  возраст,  место  рождения  звучат  под  сводами  мемориала,  сопровождая каждого, кто входит   в   детский  мемориал, почтить  их память.  Звучит  траурная  музыка.                Монумент  1500000 еврейским солдатам и партизанам-борцам с нацистской Германией.  Среди  них   сотни  тысяч   погибших.               
Монумент  «Партизанская панорама»  дань памяти тем еврейским борцам, кто  сумел, присоединился  к  партизанскому движению  во  время Катастрофы.               
 «Мемориал  депортированным» — вагон  для  перевозки  скота —установлен  в Яд ва-Ше;м, в память о миллионах  европейских евреев, погруженных  в такие  вагоны  и  отправленных  в лагеря уничтожения.               
Видео-центр  знакомит  посетителей  Яд ва-Ше;м с  видеоматериалами  о  Катастрофе. Среди них — документальные  фильмы   и  видео-свидетельства  из архивов   Яд Вашем  и  других организаций, в том числе визуальные свидетельства из собрания видеоматериалов по истории  уцелевших в Катастрофе. Мемориал,  произвёл  на  Катю  и  Гришу  ужасающее  впечатление.  Дома  в  Росси   такого   ничего  не  видели, никакими  СМИ,  ни вгазетах ни по телевидению.
   Экскурсовод  рассказала,  что  сегодня  в  среду,  с  одиннадцати  часов  утра,  разрешены  групповые  экскурсии  в  Кнессете.  И  стала   торопить  выходить  и  садиться  в  автобус.  Кнессет  является  законодательным  органом  власти  Израиля, его парламентом. Число  членов  Кнессета — 120 парламентариев, которые  избираются  по  партийным спискам.  Кнессет  является  парламентской  республикой,  и верховным  органом  власти.  В  период  эпохи Второго храма,  в  нем, как  и  в  современном  Кнесете,  было 120 членов (хаврей Кнессет)  товарищей  Кнессета.  Экскурсовод  рассказала,  что  охрану  Кнессета  ведёт  подразделение специального назначения  (спецназ),  в  задачу, которого входит  охрана  и  оборона  административного  здания  и находящегося в нем персонала.    Группу  в  здание  Кнессета  пропустил    охранник,  пройдя   магнитную  раму,  отдав  на  контроль   сумки  и  имеющиеся  металлические  вещи,  без  всяких  задержек  и  проволочек.  Кроме    охранников  на  входе,  больше  никакой  охраны  не   было   видно.
    Группу   провели  в  конференционный зал на  330  мест,  где  сидят  парламентарии. Можно  было  походить   между  рядами  кресел  и  даже  посидеть  в креслах.    В  зале  имеется  оборудование  для  журналистов  и  корреспондентов. В  Кнессете  имеется  108  кабинетов  для  депутатов  с  парламентскими  помощниками.   Из-за  того,  что  здание  перестраивалось,  имеется  много  коридоров  и  переходов,  выложенных ковровыми  покрытиями. Побывали  в  зале  Марка  Шагала,  заходили  в  кабинеты  парламентариев.  Служащие  Кнессета  встречали  экскурсантов  приветливо  доброжелательно.  Разговоры  велись  на  иврите,  что  ни  Катя,  ни  Гриша  ничего  не  понимали.   Выходя  из  здания  Кнессета,  Гриша  сказал,  что  никогда  не  мог  подумать,  что  вот  так  просто   можно  побывать  в  главном  правительственном  здании  страны,  и  даже  посидеть  в  кресле  председателя  совета  министров.
     Следующая  остановка  Старый  город.   Из  рассказа  экскурсовода:               
- Старый  город - это   сердце  Иерусалима. Экскурсовод  рассказала,  что  современный Старый Город в 3-4 раза меньше древней столицы Иудеи — царя Ирода Великого. К 66 г. по новому летоисчислению, к началу восстания против всесильного Рима город достиг высшей точки своего расцвета и величия. Население его превышало 100 тыс. человек. Это был четвертый город мира по величине — после Александрии, Антиохии и Рима.  Жемчужиной города,  был  храм,   на  насыпной  Храмовой горе,  у подножия которой сегодня сохранилась знаменитая Стена Плача. Его крыша и фасад были покрыты золотом  В  70 г. н. э. римляне  разрушили  и  разграбили  город  до  основания,  а  всех  жителей,  к  угнали  в  рабство.               
Территория современного Старого Города ограничена стенами,  башни возвышаются  на 30 — 40 м.  толщина  стен  2,5 метра, высотой в 12 метров и длина  стен 4  км,  построенные в 1536 г. по приказу турецкого султана Сулеймана Великолепного. В стене сохранились все восемь ворот, ведущих в город - из них семь – действующих . В  Старом  Городе  4  квартала: еврейский,  армянский,  христианский  и  арабский  мусульманский. Общее население,  которых  составляет  около 25 тыс.  человек.  В  Старом  Городе огромное количество достопримечательностей, раскопок, церквей, мечетей,  синагог  и  музеев.   В  старом  городе  на  каждом  шагу   древняя  история.
  Поставив автобус на стоянке, входим в Старый город. Вошли  через Яффские ворота. Несколько метров в крепостной стене и поворот на 90 градусов вправо. Это против конницы, чтобы не могла ворваться с разбегу. Все продумано, за все заплачено кровью. Сколько раз разрушали Иерусалим - трудно посчитать.
   Производятся  археологические раскопки.  Кроме колонн, специально раскопанных для обозрения,  видны  глубоко  раскопанные  ямы. Все остальное скрыто от глаз людских толщей земли. Подземный город - место работы археологов на долгие годы.   Постройки, в основном, времен Византии и более поздние. Проходим по улочке, где расположены сувенирные магазинчики, через площадь со зданием полицейского участка, куда-то поворачиваем и вдруг выходим на смотровую площадку. Внизу впереди  площадь  и высокая стена,  сложенная  из  огромных  камней - Стена плача.   Это  именно  тот  отрезок  стены,  который  находился  под  Святая  Святых  Первого и Второго храмов.
Из рассказа  экскурсовода:               
- Пророк Иеремия предсказал, что Храм будет разрушен, но Западная стена сохранится на века.  Стена плача является самым святым для евреев местом. После разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране.   Стена  плача  является символом былого величия Израиля и надежда на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены плача
        Стена была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м).  Некоторые камни  весят  до  100  тонн.  Возникает  вопрос,  как  их  укладывали  без современных подъёмных  механизмов. Над камнями древней кладки была возведена иорданская кладка. К началу XIX века,  в  связи  с  разрушением  города, оставались лишь пять  рядов иорданской кладки, стена надстраивалась. В настоящее время над древней кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно  из  меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.   По окончании Войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреев к Стене Плача не допускались, что являлось нарушением договора с Израилем о прекращении огня.   Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля.                Когда  Полковник Мота Гур передал по рации генералу Узи Наркису:               
- Храмовая гора  в  наших  руках.               
Главный раввин Армии обороны Израиля с огромным волнением   стал  трубить в шофар  (древний духовой музыкальный инструмент  -  бараний рог), возле Западной стены (Стены плача). Глава правительства произнёс благословение.   Израильские солдаты ещё  вели  бои,  и   одновременно прижимаясь к стене, молились и плакали. Стена плача  стала  символом победы.
Что здесь происходило? Массы народа, начали стекаться к Западной стене. Изгнание,  которое  продолжалось  две тысячи лет,  кончилось.  Экскурсовод   рассказывал:                - Поток всех наших волнений, подхватил наш  народ, побежал к Стене плача. Солдаты прорвавшиеся через Львиные ворота, к площади на Храмовой горе, со своими командирами  бегут во всех направлениях по этой огромной площади, и ищут путь к "Стене". Они спрашивают арабов:               
 - Как спуститься к Западной стене? – и те, перепуганные, показывают им калитку и отвесные ступени, ведущие к кварталу Муграби. Освободители спускаются по ступеням по направлению к калитке. Солдаты, завоевавшие в  тяжёлых  боях  Храмовую гору, бегут, словно охваченные наваждением, и спускаются к Западной стене, к Стене плача, припадают к ней с огромным пылом и с глубоким плачем, вызывающим потрясение. Это – самая драматическая сцена Шестидневной войны. И вот уже  это  потрясение   и радость  переходит оттуда ко всему народу по всей стране. В городах, в деревнях, и на фронтах, все еще стоящих под огнем: 
 - Мы возвратились к Западной стене!
 Рассказывают, что Наполеон, на время отбивший Палестину у турок, однажды проходя мимо местной синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался тем, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что те причитают в связи с разрушением в Иерусалиме храма. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то сказал, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ:               
- Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то без сомнения вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления.  Эти слова сбылись,  когда  в 1948 году,  было провозглашено государство Израиль.    А  в  1967  году   Армией   обороны  Израиля  в  Шестидневной  войне  была   освобождена   Стена  плача.
Экскурсовода  объяснил, как себя вести возле Стены,  отпустил на час, чтобы сами   экскурсанты  походили по площади. Спустившейся   всей группой  вниз, подходили  по  площади,  разделились   на "девочки направо, мальчики налево". Молятся  у  стены отдельно,  мужчины,    отдельно  женщины, таковы законы. В синагоге, в которой побывал Гриша, тоже мужчины внизу, возле раввина, женщины на втором этаже. Вот здесь, глядя на нас, немного притихших, кто-то произнес слова:               
 - Здесь мы  ближе,  чем  где-нибудь  на  земле,  и напрямую общаемся с Богом.               
Туристов   на  площади  много, речь разноязычная, со всего мира. И, хотя сегодня не суббота, когда происходит основная молитва недели, религиозные евреи – хасиды,  в характерной черной одежде, шляпах, с длинными пейсами, держат в руках Тору.  Молча, молятся, раскачиваясь взад - вперед. У некоторых на лбу привязана маленькая черная коробочка  (тефили).  Возле Стены плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена плача привлекает евреев, как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стали вкладывать записки между камней Стены Плача,  независимо  от   вероисповедания.  На них пишут просьбы  к  Богу,  о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Эта традиция  существует  с   древних  времён, была упомянута в книге «Падэ Авраама». Важность этого обычая,  молитва в Святых местах имеет особую силу.   Согласно учению мудрецов,  просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.  Солидный  мужчина  из  группы  сказал:               
 - Хотя  я  бывший  коммунист  и  атеист,  но  на  всякий  случай,  тоже  заложу  свою  записку  в  щель.   А  вдруг?               
 Все  участники  группы  всунули  в  щели   свои  записки.  Миллионы молящихся и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену плача и оставить записку с просьбой  к  Всевышнему  в щелях  между  камней стены.  Периодически  все  до  единой  бумажки собираются,  чтобы  было  место  для  новых  посланий  Богу.  Считается,  что  каждая  записка  на  любом  языке  с просьбой,  является  божественным  документом. Тщательно  упаковываются  в  мешки  и  отвозятся  в  хранилище, где хранятся  вечно.  Перед  поездкой  в  Иерусалим,  отец  рассказывал  Кате  и  Грише,  что  когда  их  с  ульпаном  возили  к  Стене  плача,  то  всё,  что  он  написал  в  записке  и  вложил  в  стену – сбылось. 
   Собрались   опять вместе, и пошли дальше.   От  Стены  плача   группа   направилась  к  Храму  Гроба  Господнего  по  Старому  городу, по его интересным улочкам, настолько узким, что еле-еле можно идти вдвоем в ряд. Говорят, что ширину улицы определяли просто: по ней должен пройти осёл с двумя мешками по бокам.   Эти  улочки называется кварталами.  Но это, скорее, районы, где можно из одного  района перейти в другой, из Армянского в Еврейский. Очень легко заблудиться, свернув куда-нибудь в сторону.  Экскурсовод  нас  предупредил,  что  можем  попасть  в   Арабский  район, где  небезопасно. Наша группа  движется друг за другом в плотном потоке таких же, как и мы, туристов. По какому-то тоннелю,  по-видимому,  с  проводником,  который  знает,  где  и  куда нужно  свернуть. По  бокам множество маленьких лавчонок с  разложенным  товаром. Их здесь неисчислимое множество. В Армянском   районе, в основном изделия из серебра и золота, в арабском - восточные сладости, очень много какой-то утвари.   Прошли  еврейский квартал,   где  маленькие дворики, чистенькие и спокойные  всё  в  камне. В  них  живут верующие евреи.  Маленькие  мальчики  в  кипах  с  пейсами,  девочки  в  длинных   юбках   до  пят. 
  Пройдя по улочкам, завернули куда-то и вдруг вышли на какую-то, небольшую площадь, в  торце  ворота, распахнутые настежь. Люди туда входят и выходят, как-то неторопливо, степенно, только арабские дети тянут, чуть ли не за руку, предлагая купить тоненькие  свечи, слепленные плотно в одну связку, с рисунками на христианские темы и с изображением Иисуса Христа. Числом, тридцать три  (33  по  числу  лет  жизни  Спасителя  на   земле).   Много всяких маленьких лавочек, прилавок с  разнообразной атрибутикой, крестиками, опять же свечами  в  пучке  по   33  штуки. Вот он, Храм Гроба Господня.   Здесь  на  площади вооруженные,  израильские солдаты, охранят вход в Храм.
Экскурсовод   рассказал,  что  согласно традиции, право открытия ворот  Храма принадлежит одной арабской семье. Здесь каждый день в 4 часа утра на протяжении многих веков распахивает свои древние врата Храм Гроба Господня  араб, чтобы тысячи христианских паломников со всего Света могли преклонить колени перед одной из главных Христианских Святынь. И изо дня в день мусульманин  вставляет в замочную скважину полуметровый ключ весом в полтора килограмма, который его древний род передает из поколения в поколение на протяжении 1400 лет.   
Что  Храм Гроба Господня стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Испокон веков в храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.  Основные  святыни  Храма Гроба Господня состоит из храма на Голгофе, место, на котором распяли Христа.  Обратить  внимание  на  место,  оно  отмечено серебряным диском с отверстием в середине.  На  плиту,  на  которой  было  уложено снятое с креста тело Христа,  для умащения ароматическими составами перед погребением.  Часовни Гроба Господня – Кувуклия,  где  находится  Гроб  Христа - самое священное место в храме.  И храм  Воскресения  Христова,  под  голубым  куполом,  и  в котором  хранится  часть  тернового венца Иисуса Христа.
Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи.  (Библия)
 Зайдя  в  храм, прямо напротив входных дверей, на расстоянии нескольких шагов, на мраморном полу, лежит  Камень помазания, на котором находилось тело Христово перед положением во Гроб, представляет собой обрамленную каменную плиту. Над этим камнем горит восемь неугасимых  лампад  хорошей  европейской работы - дар одного русского путешественника,  с  православной   атрибутикой.   Перед  плитой   со  всех  сторон   на  коленях  стоят  паломники,  крестятся  и  целуют  плиту. На  плите  имеются  красноватые  разводы,  говорят,  что  это  сохранилось   разводы  от  Крови  Христа.   Одни  паломники  встают, другие на  их  место ставятся  на  колени, для молитвы.
   
   С  правой  стороны  от  входных  ворот  поднялись   и  по  ступеням  через  низкий   арочный  проем   попадаем   в   Православный  придел Голгофы.  Голгофа, наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства. В  полумраке  видим,   Алтарь с изображением распятого Христа. На этом месте находилась Голгофа, здесь был водружен крест с распятым Христом. Алтарь принадлежит православным, все надписи сделаны  греческие.   На  мраморном  полу  с  орнаментами,  установлен  Православный престол,  за  которым  находится  Алтарь  и  распятие  Иисуса  Христа.  И  здесь  паломники   молятся,  крестятся,   целуют  Православный  престол.
  Спускаемся   Голгофы,  проходим   мимо  Камня   помазания,  сворачиваем  налево  и  направляемся  к  Кувуклии –  купольной,  мраморной  часовне,  где  находится  Гроб   Иисуса  Христа. В Кувуклии имеются два помещения: Придел Ангела – прямоугольное  помещение. Через него проходят  в помещение,  где  установлен  Гроб Господня.   В середине придела стоит мраморный постамент, в который вложена и закрыта стеклом часть того самого священного камня  где  сидел Ангел, возвестивший о Воскресении Христа. В приделе Ангела, в северной и южной стенах  устроены  два  овальных отверстия. Величина,  которых , с  большое  столовое  блюдо.  Эти   отверстия  используются в Великую   Субботу  для  передачи  Благодатного  огня  из  часовни наружу. Через  северное  отверстие  Патриарх  подает  огонь  православным. Через южное  армянский  священнослужитель  армянам.
   Гроб Господень — малое внутреннее  помещение,  где  могут  размещаться  не  более  2–3  человек.   Вход  узкий - 112 см. в высоту и 71 см. в ширину.  Идя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. В освещенной только лампадами Гробнице темно и тесно, так что строгий монах-грек запускает внутрь паломников строго по двое-трое, чтобы не возникло давки.  В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Иисус Христос был погребён после Распятия  и  на третий день воскрес.   Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова,  и   святая   святых  всех  православных   живущих  на  всей  земле.
    Выйдя  из  часовни,  группа  направилась,  напротив,  в  храм  Воскресения Христова.   Храм Воскресения Христова величествен и обширен и соответствует высокому его значению: иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными из России; пол выстлан мраморными плитами. Посреди храма стоит мраморная урна с крестом, которая обозначает в духовном смысле средину земли.    Алтарь храма Воскресения Христова довольно возвышен, большой престол храма осенен величественным вызолоченным балдахином; из алтаря направо вверх ход на Голгофу, а налево - в ризницу, где хранятся все драгоценности святого храма и часть древа животворящего креста Господня. Вне храма, близ самых святых врат, на левой стороне, стоит средняя мраморная  колонна, с трещиною, из которой изшла благодать, то есть Благодатный Огнь, и которая от всех   наиболее  почитаемая, и все ее целуют, как православные, так и не православные армяне. Об этом происшествии, повествуется  сказание.                Из  рассказа  Экскурсовода:               
 - На протяжении без малого двух тысяч лет, Православные Христиане и  представители   других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего.  Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями  чуда схождения Благодатнго Огня.  Церемония Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много  иностранных  христиан, мусульман, атеистов. За церемонией следит израильская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним заполнена народом,  количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.  Накануне в храме все свечи, лампады, светильники потушены. Еще в неотдаленном прошлом во  времена  турецкого  владычества, тщательно наблюдалось турецкими властями  за  обрядом. Производился строжайший обыск  спичек  и  других  источников  огня,  внутри часовни,  и  даже производились  ревизии   карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха.   После  всех  приготовлений, Кувуклия закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
   Утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: слышатся первые раскаты грома, между тем, как на улице ясно и солнечно. Продолжаются они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте блистают небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня. В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриархом. Он в полном облачении, идет к помосту, соединяющему Кувуклию с собором. Охрана  едва сдерживает  натиск толпы,  Патриарх  приветствует  паломников   и   исчезает в большом алтаре собора.
Через  некоторое  время внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. В  это  время  на  небе  ни   облачка.   Но тут греки закричали:               
- Роса, роса. Благодатная роса сошла на Кувуклию.               
   Это есть второе проявление Божией Силы.    В Храм входит процессия, празднующих Пасху иерусалимских   церквей.  В конце процессии идет Патриарх одной из местных Православных церквей,  в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей.   Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх становится напротив входа в Кувуклию. Его раздевают, и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.  Патриарха проверяют израильские полицейские.
В пещеру вносит большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриарх раздевается перед входом в пещеру,  и   вдвоём  входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска  и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.  Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
  Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии.    Ещё  несколько  мгновений  и  весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме, и на площади загораются свечи.  Вдруг  в  толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться.    И тут громовой вопль заставляет взглянуть на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма с неба опустился вертикальный, широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием. В это время двери Гроба открываются. Выходит Православный патриарх. Благословляет собравшихся,  раздает Благодатный Огонь.  Благодатный Огонь стал  летать уже по всему храму, вспыхивают одна за   другой  лампады.  Первое время,  3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами -  совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он был зажжен. Можно видеть, как прихожане  буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.       
 В дальнейшем, от Благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, спец. авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. 
  В  период  крестоносцев  западные  патриархи  изгнали  из  Храма  Гроба  Господнего  местных  православных  христиан,  и  допустили туда лишь латинян.  Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, пока не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.         
 Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь.  По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати.  Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в    колону  у  входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески, и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.  Один из турецких  Солдатов, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее, воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, свидетельствующие о торжестве Православия. Однако им это не удалось, соскоблить  следы,  и приходящие в Храм до сих пор могут видеть следы  Омира, и рассеченную колонну у дверей храма,  что    видели  в   храме.               
 Про  Благодатный  Огонь  существует  еще  много  загадочного,   таинственного,  и  мистики,  но  его  существование   бесспорно.                Когда  группа  вышла  из  храма,  экскурсовод  сказал,  что  на  сегодня  хватит.  Тогда  Гриша  спросил  у  экскурсовода:               
- Насколько  я  знаю,   Иерусалим  является  колыбелью  трёх   религий.  В  главных  святых   местах  иудеев и православия  мы побывали, а в  мусульманских  святых  местах   мы   будем?               
- Мусульмане святые  места Иерусалима   связаны  с  мечетью  Эль-Аской, местом, с которого Мухаммед  вознесся на седьмое небо, - Сказал   экскурсовод, -  после Мекки и Медины, Иерусалим – третий по святости город для мусульман.  В  настоящее  время  свободного  доступа   на   храмовую  гору   нет,  только  для   мусульман.   Каждый верующий,  независимо  от  вероисповедания  стремится  хотя  бы  раз  за  свою  жизнь побывать в эпицентре святых мест.   С  каждым   посещением  Иерусалима  и  Святой  Земли  приезжают   верующие,  чтобы  прикоснуться к святыням, очиститься от грехов и стать паломником.                Пожилой  мужчина  спросил   экскурсовода:               

- А  мы  не  сможем   побывать   в  Русском  подворье,  и  право  ли,  что   Хрущёв  продал  его  Израилю   за  апельсины?               
- Доступа  в  настоящее   время  в   Русское  подворье  нет,   но  внешне  посмотреть  можем   подъехать.  Это  одно из самых красивых зданий в центре Иерусалима. В 1847 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви, с целью укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами, желая поддержать православие в Святой Земле и оказать  помочь в духовном  состоянии  и  жилищем,  русским паломникам,   учредил в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию.   Ежегодно тысячи богомольцев отправлялись в Палестину.  Это  целый  комплекс  зданий  и  сооружений  с  храмом  Святой  Троицы  (или  Свято  Троицкий  Собор).    
В 60-е гг. Хрущев обменял русскую собственность в Иерусалиме на поставки апельсинов из Израиля — знаменитая «апельсиновая сделка». Часть зданий принадлежала иерусалимскому управлению полиции, часть — городскому суду,  и  другим учреждениям.   
28  декабря  2008  года,  в  знак  улучшения  отношений  между  Израилем  и  Россией,  и  учитывая,  что  Русское  подворье  испокон  было  Российской  территорией  в Иерусалиме,  Израильское  правительство  вернуло  в  дар  России  всю  недвижимость,  а  так  же   все   находящихся  там исторические  и   художественные  ценности   Русского  подворья.
Возвращаясь  в  автобусе,  на  Катю  от  экскурсии  напала   ностальгия:               
- Приеду  надо   немедленно   позвонить   Маме  Тане,  я  бессердечная  и  эгоистка.   Они  там   за  меня   волнуются,   переживают,  а  я  здесь  развлекаюсь.  Забыла    про   них   совсем.  Катя  снова  задумалась:               
- По  какой  же  мне дороге  пойти? Не буду об этом  больше  думать. Права  бабушка  Дина,   раз  я   живу,   значит,   кому-то   нужна,   Всевышний   укажет   путь.               
 Отец   ждал,  когда  Катя  и  Гриша  вернутся  с  Иерусалима,  он  почему-то  больше  думал  о  Кате,  понимая,  что  она  находится  в  состоянии  неопределённости,  хочет  разобраться,  и  найти  решение,  как  ей  быть,  в  такой   сложной   её   обстановке.   Катя   очень  напоминает   Соню,  её   мать,   у  которой  не  сложилась   семейная  жизнь.   Катя  такая  же  ответственная,  послушная,  в  ней   нет   напыщенности,  фальши,  зависти,  эгоизма,  и  боялся,  чтобы  эта  наследственность  не  отразилась  на  её  личной   жизни. Он  знал примеры,   когда   женская  доля  в  личной   жизни  передавалась  из  поколения  в  поколение.   Кате   трудно  будет   ужиться   с  человеком,  у  которого  будут  иные   принципы  жизни.  Главное,  чтобы  она  не  ошиблась  в  выборе  своего   суженого.   Обычно  к  сильным  личностям   стараются  примкнуть  незаурядные  личности,  за  счёт,  втирания  в  доверие   и   лести.   Иди,  попробуй   молодая  девчонка – разберись.
   Катя  и  Гриша  вернулись  весёлые,  удовлетворённые  экскурсией  по Иерусалиму,   особенно  тем,   что   им  повезло  с  хорошим  экскурсоводом,  и  продолжали   обмениваться   мнениями  об  увиденном.   Все  те  места,   где  они  сегодня  побывали,   были  им  раньше  совсем  не  известны.  Отец  примкнул  к  их  беседе   и  дополнил   беседу   дополнительными   сведениями.  Он  рассказал,   что   читал   про   Иерусалим,  где  в  связи  с  его  святостью   за  многие  тысячелетия  духовной  службы  и молитвы    миллионов  паломников   и  прочего  люда,   через   Иерусалим  проходят  в  настоящее  время  в   нескольких   направлениях    мощные   энергетические  потоки,  которые   заряжают  положительной  энергией.  Благодатный  огонь  предполагается – это   результат  концентрированной  энергии.

22 продолжение    http://www.proza.ru/2010/06/23/499