Были и новеллы Николая Нефедорова

Николай Нефедоров
          Критик Валерий Кириченко.  Эссе.  Зарисовки нашей жизни.

     (Были и новеллы Николая Нефедорова.
      Печатается с разрешения автора КИРИЧЕНКО Валерия  Васильевича).
 
      На семинаре  Иннокентия  Новокрещенных он появился  как лукавый из табакерки! Среднего роста, в годах, крепкого телосложения, с огромной металлической бляхой вневедомственного охранника а груди. Члены Ангарского литературного объединения переглянулись между собой,  не сговариваясь: "А это, мол, что за гусь лапчатый?"

       - Я конечно, извиняюсь... Я - Нефедьев. Вот, написал  три тысячи страниц....

       Услышав это, мы чуть не остолбенели: "Ничего себе - Лев Толстой! Тут несколько страниц  в день напишешь, а иногда и того меньше - и то считаешь за счастье, а у него целая библиотека!"

       - Так вот! Я и говорю. - продолжал он, не обращая внимания на наше откровенное замешательство. - У меня, правда, через две недели выходит из печати книга в Иркутском издательстве...
 
       Всё! Таким заявлением мы были сражены наповал. Иннокентий Федорович Новокрещенных, председатель литообъединения, (город Ангарск) чуть приоткрыл рот и на мгновение застыл в позе юноши, обдумывающего  житьё, а потом справился  с собой  и произнес:

       - Так, может, прочитаете нам что-нибудь?

       Новоявленный писатель достал  из потайного кармана электронную записную книжку, что-то там копошился, нажимал (себе на уме) какие-то кнопочки-клавиши и вдруг "выдал":

       - Ага, вот она, страница!

       Мы  раскрыли уши, готовясь к литературному шедевру. И он тут   же предстал перед нами.  Автор "нес" какую-то тягомотину вроде прописных истин. В общем, графоманство от прозы, которое, если и не прочитаешь - убытка не будет.
 
       Через две недели захожу в книжный. Смотрю - прекрасно изданная книга: Николай Нефедоров. "Время такое". Рассказы. Издательство  "Папирус", Иркутск-2009г.-160 стр.
Купить, что ли, думаю.  Да была не была, сто рублей не деньги.

       А там, гляди,  может, и  пригодится, все таки, автор Ангарский. Пришел домой. Раскрыл  книжку с середины, читаю - "Шаман". Слово  за слово, строка за строкой.... Теперь уже  моя очередь раскрыть рот в удивлении - да это же быль! Короткая, емкая, философски заостренная.
 
      Следом - "Полеты", трогательная мистическая новелла. Нет, пора начать книгу сначала, это не та "дребедень", которую автор "пробубнил" для знакомства. И я вовсе проникся белой завистью, глядя на великолепный дизайн обложки, выполненный Б. А. Копыловым. Краешек сосняка на совершенно чёрном  горизонте и золотисто-багровом закате, прорезающем перистые и кучевые облака с прогалами голубого неба - символом надежды будущности. Воистину, время такое...

      Название книги - несомненная  удача автора. А теперь, собственно, о самих рассказах, как  определили жанр книги издатели. В этом смысле нельзя не привести как аргумент саму аннотацию:
"Рассказы Н.П. Нефедорова очень своеобразны: по сути - это даже не рассказы, как таковые. Это глубокие размышления  человека нашего Времени. Размышления о сложности нашего бытия, о людях,о земных и  неземных ситуациях. Они порой совсем не научны, но они есть, они сугубо индивидуальны, они характеризуют человека - героя наших дней. Поэтому эти произведения  и любопытны, интересны и поучительны". 

      Умная, точная аннотация! Трудно что-либо добавить. И всё-таки. Свои рассказы Николай Нефедоров  пишет более десяти лет. Их уже и в самом деле три тысячи страниц машинописного текста.

      И как он сам заявил на литобъединении, он старался писать так, чтобы  человек не зевал  при чтении. Так ли это посмотрим. Вот коротенькая вещь "Суслик", открывающая книгу. Конечно, на ней, этой "вещи", лежит огромная ответственность, заявить себя как писателя, представиться читателю художником слова, заинтересовать его. И что же? Думаю, что новому автору  среди ангарских литераторов первый экзамен  выдержать удалось. И может быть, даже  лучше других, кого иногда настоящим поэтом или писателем  даже назвать трудно.

      В "Суслике всего"  около семидесяти строк, полторы книжных страницы, а сколько здесь метафор, сравнений,  философской прозорливости, тонких наблюдений, психологической заостренностью  образности языка.  Суслик - это сам автор коротенькой психологической новеллы, словно "риэлтор", стоящий "столбиком" у своей норки на пригорке и в величавом  спокойствии, без зависти к олигархам, размышляющий, глядя на себя в зеркало в утренних лучах солнца, собственно о себе, о своём месте в социуме,  о   философии   современного обывателя, в чём- то схожего с бытиём  и философией суслика.

     Дальше от книги я уже оторваться не захотел. И мне стало как-то неловко за себя, за своё  поспешное согласие с продавцом книжного магазина, что это, мол, так себе, какая-нибудь окололитературная белиберда. Рад, что ошибся, и порицал себя  за то, что критик  не должен идти на поводу у кого-то, а делать  собственные выводы, только строго выверенные на факте. Без необдуманного славословия и необоснованного критиканства.
Зная, как дорога литературная площадь,  ничего не могу  поделать, что бы не привести хотя  бы один авторский абзац:

      "И если я суслик, пушистый и неунывающий зверек, то это  даже совсем неплохо!
И необязательно быть хомячком, или леопардом, или слоном. Главное быть самим собой.
 Главное,  полнее  ощущать  себя в этом мире, чувствовать момент времени, момент
пространства и бытия в нём. И не важно, где ты  находишься и в ком. В какой шкурке, в какой  норке или дворце. Важно, что внутри у тебя на данный момент времени! Важно как ты
 воспринимаешь  этот  мир вокруг, с претензиями или без,  с обидой или  с восторгом!
Важно, как ты умеешь радоваться солнечным лучам по утру, как умеешь любить себя и других, рядом живущих как ты!"

      В этом отрывке - лейтмотив  всей  книги Николая  Нефодорова, главным героем, которой  является он сам. По домашнему  «уютный»  рассказ «Старый новый год» из обычного  сообщения  по мобильнику  вырастает до планетарных   философских   обобщений, что «мир  - не виртуальность, что он  хрупок и я в нем есть, я  существую и здравствую». 

      В  философской новелле  «Минус 283 градуса по Цельсию или ноль  по Кельвину» автор   умно и тонко,  с юмором   и печалью  рассуждает  о себе и … о  погибших   миллионы лет назад  космических цивилизациях, о своем   соседе и о Земле в целом, о скупой   мужской  слезе,  которая прокатится  по небритой щеке.  Читаешь все это  и ловишь себя на мысли, что ты – за дружеским столом рядом с писателем – собеседником, автор – рядом  с тобой, незримо, виртуально, но осязаемо, ощутимо.

     И вдруг  меня «прошибает», словно током - да это же  Нефедоров  читал  на нашем
 литобъединении, кажется , именно эту философскую  новеллу! Вот что  значит  момент истины, слуховое и  зрительное  восприятие, время и настроение. Для   чтения  книги  Николая  Нефедорова, оказывается  важно уединение, как при чтении   задушевных  лирических стихов. Прочитайте   новеллу  «Три рубля» - и вы  непременно   окунетесь в сочный  язык романтики, неуемной   человеческой  доброты и участия, психологически  вышибающих из вас  чувственную слезу.

      Потрясающие новеллы! Но … не все. А точнее – не всё  в них. Вот  рассказ «Вокзал». Читаю: «На улице  БЫЛО зябко и свежо. БЫЛА  суббота, на вокзале   БЫЛО  сравнительно – тихо, так  как  пассажиров  БЫЛО  около двух   десятков  человек…» эти  бесконечные  повторы даже  в двух строках  не мог  и не должен был не заметить редактор книги. И на такие  явные стилистические  погрешности ему  следовало  обратить внимание автора,   непременно  еще до  издания книги. Однако, редактора подвела невнимательность при редактировании текста.  Жаль.

     И второе: коротенькие  были и небольшие   новеллы Н.Нефедорова – конечно же, не  рассказы  в  художественном  понимании этого  жанра. Просто  мы свидетели хороших  зарисовок нашей жизни, не больше.  Зарисовок, порой смахивающих  чем-то на Шукшинский  образ. Потому  сегодня нам, людям новой России, нужна именно такая  литература – добрая и человечная, а не глупые  триллеры, боевики и скороспелые детективы с бесконечными убийствами и душераздирающими воплями. 

     Мы все устали!  Устали от подобной литературы и кино так, что хочется тепла и уюта, доброго  сердца писателя, когда-нибудь, возможно, и не рядового. За спиной же  чувствуется едкое:
Литературный критик объявился, все одно что новый  писатель Нефедоров.
Что ж, таковы   реалии  нашей  литературной жизни. Они  были, есть и будут  всегда. И то, кто  ехидничает  сегодня, может быть, уже завтра  придут   за советом и дружбой.    
    Непременно!


   Ноябрь.2009г.
   г.Ангарск, Иркутская область