Что первично - человек или общество?

Николай Катаржнов
Вместо афоризма. «Замолкли речи.  Поникли плечи. Но где же радость?»

.               ПЛАН
1.Вступление.
2.Межличностный паритет.
3.Ложные представления о человеке и «куча» вопросов.
4.Попытка объяснить себе случившееся.

.             СОДЕРЖАНИЕ
1.Этот вопрос возник не на пустом месте.
Наше, еще недавно существовавшее «социалистическое общество», в котором приоритет  был отдан Обществу перед Личностью, вдруг, по непонятным нам причинам, сделав магический  «кувырок», перешло к построению «капиталистического общества». Мы даже еще не успели как следует осознать и опомниться, как новые реалии  поглотили нас. Никто, наверное, сильно  не будет спорить о том, что в другого рода, то есть «капиталистическом обществе» приоритет отдается частному человеку  перед обществом. И все законы этого общества, так или иначе, отдают приоритет Человеку перед Обществом. Я не буду пока затрагивать производственные(хищнические) отношения и классовые различия и многое другое, а выделю лишь одно характерное свойство или отношение: Человек и Общество. Что за этим стоит?

 Почему вдруг общество, в котором «правит бал» само Общество (подчиняя себе человека), перешло к состоянию, в котором  «правит бал» Человек (подчиняя себе Общество).
Или мы чего-то недопонимаем, или в этом есть действительно какое-то мистическое свойство, которое вне нашего разумения. Хотелось бы хоть что-то из этого понять.
В чем причина?
ТАЙНА  КАПИТАЛА  ИЛИ ТАЙНА САМОГО ЧЕЛОВЕКА?
Что стоит за этим?
 
Попробую поразмышлять.

2.«Бытие определяет сознание»  это постулат материалистической (марксистко-ленинской) философии.
Или (уточненное): "ОБЩЕСТВЕННОЕ бытие определяет ОБЩЕСТВЕННОЕ сознание".
Учитывая то, что изначально (подспудно) приоритет отдается ОБЩЕСТВУ перед  ЛИЧНОСТЬЮ –  с неизбежностью следует ГОСПОДСТВО «стадных», но детерминированных (законами общества) отношений, где в продекламированных  ограниченных рамках всеобщего равенства – «ущемленный свободный дух личности» восстает и укрепляет СВОЙ приоритет в виде автономного ГОСПОДСТВА «мнения» отдельной личности  над группой, демократически избранных представителей  любого сообщества  конкретных людей.
(Я не говорю о преступных сообществах, где главарь банды  главенствует безраздельно и открыто, не взирая на общепринятые законы общества).
Налицо опять неравенство внутри самого  закона, связанного с внутричеловеческими  накоплениями отдельных личностей (в виде воли, интуиции и др.) определяющих их неравный статус в иерархии межличностных взаимоотношений.
Уравненные законом  (внешнего равенства) личности любого общественного объединения  людей, очень скоро отдают приоритет  личных симпатий  отдельным личностям, которые и выдвигаются   вперед и обретают статус выше обычного члена сообщества.  Пример: различного рода «председатели правления …» различных сфер  человеческой деятельности (от садовых сообществ до … государственных  правительств).
Так вновь рождается неравенство внутри группы  равноправных  людей, закрепляемый  договоренностью их же самих  и узакониваемый ими  деловой бумагой  или инструкцией.
Этот ЗАКОН неравенства личностей, определяемый их природной основой.
Бессмысленно спорить, доказывать, убеждать в равноправии каждого перед каждым и указывать на ЗАПИСАННОЕ РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ в Конституции.
КОНСТИТУЦИЯ  ДУШИ ДЛЯ КАЖДОЙ ЛИЧНОСТИ ЕЩЕ НЕ НАПИСАНА.
Каждый руководствуется своей совестью. А это внутричеловеческое образование не подвластно внешнему закону общества  и имеет свой источник питания и образования, заключенный в непроницаемую оболочку человеческой души.
Душа – непроницаемая область для современной науки. Кто-то скажет, что этим занимается наука психология.  Тогда резонно будет спросить: где ПЛОДЫ  сей науки в области СОЗДАНИЯ  СОВЕСТИ  ЧЕЛОВЕКА, которые бы смогли  демонстрировать  это  наглядно – в виде  совершенно НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, обладающего ЧИСТОЙ  беспорочной совестью, взращенной  в душе какого-нибудь отдельного человека (например, падшего преступника)?

Конечно же, следует признать, что   больших успехов в дело воспитания души человека  и умению воздействовать на нее достигнуто церковью. Почему и как – это другая тема и ее здесь  не хочу касаться.



3. Что же я по существу хочу сказать?
Конечно не о том, что изначально по своей психофизической природе  все люди разные.  И не о том, что всеобщее равенство людей  при человеческом общежитии должно соблюдаться, быть защищенным законами этого общества  и всеми соблюдаться. Это азбука.
Тогда что же меня беспокоит и заставляет думать об этом?

Мой сегодняшний ответ, пока таков.
Скорее всего  это  наши  ЛОЖНЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, о его реальных человеческих качествах, которые не дают всем нам  правильно поставить ВОПРОС  ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ как самого ЧЕЛОВЕКА, так и самоценности  ГРУПП и ОБЩЕСТВ, в которых он  проживает. 
*
Что первично: ЧЕЛОВЕК или ОБЩЕСТВО?
Что должно быть поставлено во главу угла  при создании их гармонического единства?
Где истоки этого единства, и каким должен выглядеть путь этого становления?
Где найти силу и поддержку в осознании  сущности этого явления?
Где отыскать ИСТИНУ этого сущностного бытия?
Где эти питающие корни нашей  жизни и нашего общества?

4. Как хотелось бы выйти из этого замкнутого круга ходячих идей и представлений, навязанного нам  «вчерашними» узкими  взглядами наших учителей и родителей!
Ведь именно они, эти ложные представления  и позволили совершиться тому перевороту в нашем  «социалистическом общежитии», без нашего участия и нашей воли. Именно потому, что они были навязаны нам и нами не выстраданы и не установлены, потому и не были защищаемы нами.  Общественные рамки поведения, общественная мораль и личная свобода как-то не очень гармонично сосуществовали  и уживались в ОСТАНОВИВШЕМСЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.
Но стереотипы господствующей идеологии  усыпляли наше сознание и ТОМИЛСЯ НАШ ДУХ ВНЕ ДВИЖЕНИЯ.
 И вот гром грянул. Следовало проснуться, воспрянуть духом, заставить работать мысль на бешеной скорости, так как возникла угроза жизни нашего общества.
Но как сильны оказались и  цепки путы стереотипов и мертвых догм, удерживающие нас в неподвижном состоянии нашего ума, забитой нами в голову нашей  марксистко-ленинской  идеологией. Мы оказались парализованными умственно, перед наступившей  смутой. Мы не встали физически на защиту того общества, которое нас воспитало. Странный парадокс.
Сумерки нашего сознания  и личного  ума ПРОДОЛЖАЮТСЯ!
Скоро ли забрезжит рассвет для нашего личного духа и устремит его навстречу новой волны  жизни?
Вырвется ли он, наш дух, за пределы сегодняшнего быта и принесет ли он нашей душе живительную влагу  ее бессмертия?
Хочется верить!  Хочется  знать.
Будем надеяться!
Будем искать.

КНМ.