2. Ленинград

Александр Чантурия
Однако,  когда  я  приехал  в  училище,  меня  пригласили  в  отдел  кадров  училища,  и  начальник  отдела  кадров,  симпатичный  старичок,  доверительно  объяснил  мне,  что  в  связи  с  тем,  что  мой  отец  был арестован  в  1937  году,  по  окончании  училища  мне  не  дадут  диплом  штурмана  дальнего  плавания  и  за  границу  меня плавать  не  пустят,  а  направят  работать  в  какой-нибудь  внутренний  порт  на  припортовый  буксир  или  плавучий док.  Я  был  этим  сообщением  очень  огорчен  и  забрал свои документы. 
Не  имея  дальше  никаких  планов,   я  поехал  на трамвае  и  случайно  оказался  около кораблестроительного  института.  Я  подумал:  раз  я  не  могу  плавать  на  судах  дальнего  плавания,  то  я  буду  их  строить.  И  на  ходу  соскочив  с  трамвая,  пошел  и  поступил  в  этот  институт.  Институт  и  город  Ленинград  мне  понравились.  Я быстро  подружился  со  своими  однокурсниками. 
    Жили  мы  в  общежитии  в  одной  комнате  15  человек  дружно  и  весело.  Все  были  приезжие  из  разных  городов  Советсткого  Союза.  Общежитие  находилось  на  улице Горького,  рядом  с  музеем  имени  Кирова,  который  занимал   двухэтажный  особняк  бывшей графини  Ксешинской.  В  общежитии часто устраивали  разные  соревнования и  конкурсы.  В  соревновании  за  образцовый  порядок  в  комнатах  участвовали  все  комнаты.  Наша,  № 508,  которую  студенты  прозвали  "пятьсот  веселой",  заняла  первое  место,  и  нас  премировали  большим  радиоприемником.  Телевизоров  тогда  еще  не  было. Однако «Веселой» нашу комнату прозвали не за это.  В общежитиях Ленинградских институтов в тот период было распространено поедание на спор различной еды в большом количестве за один раз.  Один студент нашего курса, бывший моряк, который весил не больше 50 килограмм, поспорил с другим студентом, что  съест три кило пельменей. Так как они оба жили с нами, действие должно было происходить в нашей комнате, и мы решили провести показательное представление.  Написали объявление о том, что в 18 часов в комнате 508 состоится показательное поедание 3 кг пельменей и приглашаются желающие посмотреть.
    Поставили стол посреди комнаты, развернули кровати, принесли еще стулья из соседних комнат для зрителей и сварили 6 пакетов, каждый по пол-кило пельменей. Кастрюлю с пельменями и 250 грамм водки (это разрешалось условиями спора) поставили на стол, и в 18 часов началось это зрелище. Больше часа пытался несчастный съесть пельмени, но так и не смог, не доел около полкилограмма и проиграл спор. Пришлось ему угощать ужином в ресторане четырех выигравших студентов.
Второй подобный спор был на поедание килограмма баночной халвы, без хлеба и без воды. На этот раз спорщик был здоровый парень, спортсмен-лыжник, который легко съел четыре банки по 250 грамм подогретой на плите халвы. (Халву ему подогрели, чтобы она была более противной.)
    Я тоже однажды поспорил с девочками из медицинского института, что съем 10 пирожных с кремом. Купили они пирожные самые противные – сухие конусные трубочки, набитые доверху жирным кремом. Я с трудом съел эти пирожные и спор выиграл, но больше года не мог видеть пирожные; а не то, что есть их, хотя раньше очень любил.
Однажды я присутствовал в столовой технологического института (где учился мой приятель) на поедании всех блюд, перечисленных в меню, в которое входило четыре супа: борщ, суп рыбный, суп гороховый, суп с макаронами; четыре вторых блюда – мясо с картофельным пюре, рыба жареная, бефстроганов, макароны с сахаром, 3-4 каши  и компот, кисель, соки разные. Все это было разложено на трех столах  в тарелках, и спорщик, пересаживаясь от одного стола к другому, съел все, после чего пошел спать и проспал больше суток. Во время этого процесса присутствовал врач, на всякий случай, если ему будет плохо. Так развлекались студенты в тот период.
    Учиться в  институте  было  нетрудно,  так  как  преподаватели  были  высококвалифицированными,  очень  доходчиво  читали  лекции  и  интересно проводили  практические  занятия.  Первый  и  вторые  курсы  были  общеобразовательными,  преподавались:  алгебра,  физика,  химия,  русский  язык  и  литература,  черчение.  К нам преподаватели относились  доброжелательно,  при  провалах  на  экзаменах  разрешали  пересдавать.   Практические занятия проводились  молодыми  преподавателями  или  студентами  старших  курсов.  Иногда и экзамены  принимали преподаватели не намного старше нас. 
     Вспоминается  такой  случай.  Однажды,  придя  в  аудиторию,  где проводились  экзамены  по  экономике  производства,  я  увидел  большой  зал  и  много  столов,  за  которыми  сидели  по  несколько  студентов  и  оживленно  беседовали.  Я  начал  глазами  искать,  какой  же  из  них  преподаватель,  и  не  сумев  вычислить,  я  подошел  к  одному  из  столов  и  хлопнув   по  плечу одного,  как  мне  показалось,  студента,  спросил:  “Слушай,  кто  здесь  преподаватель?”  Он  удивленно на  меня  посмотрел  и  спросил:  “Вы  не  были  ни  на  одной  моей  лекции?    Я  -  преподаватель.”   Я  смутился  и  решил,  что  экзамен  я уже   не  сдам  и  надо  ехать  в  общежитие.  Однако  он  меня  задержал,  пригласил  садиться  и  взять  экзаменационный  билет.  Кроме вопросов билета он задал  еще  много  вопросов  и  к  моему  удивлению  поставил  “четверку”.  Я  был  на  седьмом  небе  от  радости.
    Другой,   прямо  противоположный  случай, произошел  с  преподавательницей  по  математике,  которая  была  очень  вредной.  Она  считала,  что  математику  никто  не  знает,  и  все  стараются  списать  с  конспектов  или  шпаргалок.  Чтобы  этого  не  допустить,  она  ставила  стул  на  стол  и  садилась  на  него.  С  такой  высоты  ей  было  видно,  кто  списывает,  и  она  такому  студенту  ставила  “2”.  Был  у  нее  блокнот,  в  котором  она  вела  досье  на  каждого  студента.  Этот  блокнот  она  однажды  забыла  на  столе,  и  мы  его  спрятали.  Вечером,  придя  в  общежитие,  мы  устроили  вокруг  блокнота  танец  дикарей,  раздеваясь  до  трусов,  и  торжественно сожгли  блокнот  на  алюминиевой  тарелке.  Математичка  предположила,  что  блокнот  спрятал  я  и  решила  меня  во  чтобы-то  ни  стало  отчислить  из  института.  Поэтому  я  три  раза  сдавал  ей  математику,  и  она  три  раза  ставила  мне  двойку.  Я  был  в  отчаянии  и  пошел  к  заведующему  кафедрой  математики.  Тот  выслушал  меня  и  предложил   сдавать  математику  ему.  Он  тут  же  на  кафедре  написал  мне  вопросы,  и  я,  ответив  на них,  получил  четверку.
   В институте был спортклуб и в спортивной  жизни  тоже были  интересные  моменты.  Я  очень  хотел  заниматься  боксом  и  записался  в  секцию.  Таких  желающих  как  я  набралось  60  человек.  Тренер  по  боксу  на  первом  занятии объявил,  что  он  может  заниматься  только  с  20  студентами,  остальным  нужно  перейти  в  другие  секции:  футбол,  волейбол,  баскетбол,  легкая  атлетика  и  другие.  Показав  основные  упражнения  по  боксу,  он  отпустил  нас  с  занятия,  в  надежде  что  мы  подумаем,  и  на  втором  занятии добровольно  останутся  20  студентов.  Однако  на  второе  занятие  снова  пришло  60  человек.  Тогда  тренер  решил  по-своему  добиться  сокращения  численности,  для  чего  установили  в  зале  два  ринга, и  появилось  три  незнакомых  парня  с  боксерскими  перчатками  на  руках.  На  нас  тоже  надели  перчатки  и  стали  по  одному  выпускать  на  ринг.  Эти  парни  по  очереди  обрабатывали  новичков,  как  боксерские  мешки.  В  результате  этого  боя  я  получил  красивый  синяк  под  правым  глазом.  Такую  экзекуцию  не  все  выдержали,  и  на  третье  занятие  уже  пришло  22  человека,  наиболее стойких,  которые серьезно занимались  боксом  и  успешно выступали  на  различных  соревнованиях. 
    Когда я  завоевал  первое  место  среди  студентовЛенинграда, тренер  предложил  мне перейти  на  учебу  в  физкультурный  институт  имени  Лесгафта,  прельщая  зарубежными  поездками  на  международные  соревнования.  Я  заколебался,  но  подумав,   решил:  лучше  я  стану  инженером,  чем  профессиональным боксером, и остался в кораблестроительном  институте.
     С третьего  курса  начались  специальные  дисциплины   -  сопротивление  материалов,  строительная  механика  корабля,  наука на- столько сложная, что о  ней  говорили:  “строймех сдал  -  можешь  жениться”,  теория  корабля,  экономика  судостроения  и  другие.  Интерес  к  учебе  возрос,  лекции мы стали  уже посещать  регулярно,  иначе  можно  было  сильно  отстать.  Одновременно  с  учебой  занимались  спортом,  ходили  в  кино  и  театры,  посещали  музеи,  которых  очень  много  в  Ленинграде,  и  пять  лет  пролетели  очень  быстро. 
     Дополнительно  к  стипендии мама с тетей  присылали  немного  денег, а мы с друзьями  понемногу  подрабатывали  на  погрузочно-разгрузочных  работах  на  вокзалах. Поэтому  питались  мы  вполне  прилично, во  всяком  случае  не  голодали. 
Примерно  с  четвертого  курса  я   почувствовал  некоторые  ограничения в  связи  с  арестом  отца.  Институт  специализировался  по  военному  кораблестроению,  в  архиве  имелись  секретные  материалы  и  журналы, которых  мне  не  давали.  Был  в  институте  зал  общего  проектирования,  куда  я  также  не  имел  допуска.  Дипломный  проект мне пришлось взять на  гражданское  судно, я  разрабатывал  и  защищал  его отдельно от своих однокурсников.  Закончил  я  институт  через  пять с половиной  лет  после поступления, в  марте  1953  года,  в  день  смерти  Сталина. 
По  окончании института  я,  как сын «врага народа», испытал  затруднения  при  распределении  на  работу.  Все  заводы  и  конструкторские  бюро,  куда  направлял  своих  инженеров  Ленинградский  кораблестроительный  институт,  специализировались  по  военному  кораблестроению и, следовательно,  меня   не  могли туда направить.   
Из института меня послали в  Министерство  высшего  образования  в  Москве,  но и там  не  знали,  что  со  мной  делать.  Мне  предложили  поехать  на  работу  в  Красноярск  на  Сибирский  машиностроительный  завод  тяжелого  машиностроения.   «Вы по специальности  корпусник, -  сказали  мне, -   и  будете  в  цехе  корпуса  танков  изготавливать.»  Пришлось  мне  объяснять  разницу  между   корпусами  танков  и  судов.