Поделочные камни

Эмилия Зоммер
Я выросла на Южном Урале в городе Миассе. Там находится знаменитый Ильменский заповедник. Из него в свое время академик Ферсман, работавший на два фронта – в Миассе и Москве – вывез огромное количество ценных минералов для Московского минералогического музея.
Многие полудрагоценные и поделочные камни у нас не редкость. Дети начинают  резать и обрабатывать поделочные камни в школе искусств. Поделочные камни называются так, потому что из них издревле резали ножом или более твердыми камнями поделки – фигурки и предметы обихода (пуговицы, пряжки). Твердость поделочных камней по шкале Мооса - от 1 до 5.
Прежде всего, это стеатит. У него по шкале Мооса 1, но из-за различных включений он бывает немного тверже. В Китае и Японии его называют мыльный камень и вырезают из него нэцки. В Финляндии цельный стеатит сейчас даже признан национальным камнем. Идет на экспорт. Применяется в качестве минеральной грелки.
Вот бы и у нас в стране наладить такое производство. Навряд ли этот минерал все держали в руках. Зато, наверняка, каждый использовал в перемолотом виде для разных нужд. Потому что этот минерал у нас называют… тальк.
Второй по твердости поделочный камень - селенит. В перемолотом виде его тоже используют каждый день. Это – гипс. В цельном виде минерал просто мечта для быстрого изготовления скульптуры. Не зря селенитовыми оранжевыми, желтоватыми и розоватыми фигурками завалены все сувенирные отделы. Гипс – отнюдь не редкость. А резать его ножом - одну минуту.
Единственный поделочный камень, который окончательно выработан, это екатеринбургский малахит. И то потому, что это, как и прочие зеленые поделочные камни, железная руда. Так что сегодняшняя Хозяйка Медной горы (руды) тоже может рассказывать сказки, но только уже о других камнях.
К примеру, ближайшим родственником малахита (еще одним железистым минералом) – змеевиком на Урале как мостили, так и мостят дороги. Потому это не только красивый поделочный и ювелирный (сейчас его и в золоте встретишь, не то что в серебре!), но еще и строительный камень. Такой же, как щебенка!
Светлые «малахитовые» змеевики – красивые, но мягкие. Это – выветрившаяся «корочка» - верхний слой породы. Он идет на крышки шкатулок и поделки. Хотя светлые мягкие камни в серебре тоже смотрятся неплохо. Но они ноздреваты. Перед полировкой их обязательно заливают эпоксидной смолой.
В ювелирку идут самые твердые камни. Из змеевиков - это темно-зеленые, почти черные с кровавыми железистыми прожилками. Мне всегда нравилось на занятиях в школе искусств полировать именно такие змеевики. Очень благодарные камни. Прекрасно полируются. И на кабошонной поверхности можно отчетливо различить родной уральский пейзаж - леса, горы, реки.