Суицид. Попытка 3. Процесс переживания утраты

Мидлав Веребах
                предыдущая попытка http://www.proza.ru/2010/01/23/1244

Острое клиническое проявление горя на фоне депрессии. Такое сильное, что человек не хочет больше жить. Чем тут может помочь психолог или психотерапевт? Он, конечно, не в состоянии избавить пациента от страданий – человек только сам может найти в себе силы справиться с кризисом, найти позитивные стимулы. Процесс ПЕРЕЖИВАНИЯ (обратите внимание, как издревле мудро поименован этот процесс в русском языке, потому что подразумевает только психическое действие) нельзя отменить, но его можно, в какой-то мере, корректировать в сторону выхода из "безвыходного" состояния.

Дед Зигмуд назвал этот процесс «работой печали» и полагал, что его суть в отрыве психической энергии субъекта от утраченного объекта, составлявшего смысл жизни. До полного отрыва от «Я» утрата продолжает существовать психически, и «умирает» лишь после завершения душевной работы. Великий дед, как всегда, был прав. Упустил только, что преодолеть горе – это не столько ЗАБЫТЬ, сколько ПЕРЕСТРОИТЬ ПАМЯТЬ.

Процесс переживания, как говорилось, проходит в четыре этапа, которые он последовательно минует... Если, конечно, не прерывается по инициативе переживающего.

Первая – ступор, шок, оцепенение. Человек избегает страдания, он уходит от действительности и не адекватен во многих реакциях.
Следующая стадия – отрицание произошедшего, неверие, ирреальное стремление вернуть утраченное.

Пройдя эти два этапа, более или менее выраженные, человек вступает в третий – стадию «максимальных страданий». Случившееся, наконец, осознано и приводит человека в состояние отчаяния. Именно в этой фазе вероятность рокового решения наиболее велика. Это высшая, «мёртвая», точка на кривой переживания, где заклинивает дальнейшее движение, и случается, что только внешнее воздействие на психику может подтолкнуть его в нужном направлении.(В любом из двух, кстати).
Эту стадию переживающий обойти не может, (если, конечно, не «сдвинется фаза» и не начнётся откат назад - в отрицание случившегося или в ступор - тогда это готовый пациент Канатчиковой дачи), но её интенсивность зависит от личностных параметров.

Когда критическая точка останется позади, наступит последний этап преодоления горя, четвёртый: остаточные рецидивы. Они могут быть весьма сильными, но почти всегда обратимыми. Жизнь постепенно налаживается. Боль потери уходит, появляются новые чувства и новые цели. Огромная энергия, накопленная в процессе страданий, вырывается, ищет НОВЫЙ ОБЪЕКТ и выплёскивается на него со всей застоявшейся силой. Образ утраченного начинает мешать. Накапливается раздражение против себя внутреннего, против своего «супер-эго».

Человек, вышедший из кризиса, с хлещущими через края желаниями, инстинктивно пытается забыть потерю, и вскоре начинает бессознательно избегать отголосков воспоминаний о прежней привязанности. Он вытесняет их и кидается в деятельность, чтобы скомпенсировать свои отрицательные переживания.