Дела журналистские

Борис Корш 2
Моя первая родина – Азербайджан, который я люблю, а особенно вспоминается родной город Баку, где никогда не было антисемитизма, где была такая национальность как «бакинец». В то время, о котором я хочу рассказать(60 – 70 годы), это была относительно благополучная и богатая республика Советского Союза со своими традициями взаимных «благодарностей» за любую помощь, заботу и даже работу. Но в Баку были ещё и другие люди, живущие по другим понятиям.  Их тогда называли «чудаками», «идеалистами» или несколько иронично -«последними из могикан».


О таком человеке я и хочу рассказать, который будучи профессиональным военным, прослужил почти всю жизнь в армии. И ушел в отставку в звании полковника, имея за плечами три войны. Подтверждением этого были отметки, оставленные на его теле. Конечно, он не представлял себе жизнь без работы и, будучи человеком добросовестным, он начал заниматься общественными делами и вскоре стал начальником отдела по жалобам трудящихся в республиканской газете «Бакинский Рабочий». Меня всегда удивляла его вечная загруженность, и я как-то спросил у него:
- Почему ты отдаешь, сколько сил и времени чужим делам? Ты же знаешь, что сама система порочна, и тебе в принципе её не  изменить!   
- Я должен сделать для людей всё что смогу – ответил папа – во всяком случае – всё-то, что от меня зависит.
Он многим, особенно инвалидам и ветеранам войны, помог в получении квартир, в решении многих бытовых вопросов.


Одну из историй работы отца в газете в 60 -70- годы, я хочу рассказать.   
В редакцию пришли две русские женщины с жалобой, что их незаконно уволили с работы на автобазе, где они работали в охране.
Женщины  рассказали, что они пострадали  из-за того, что не хотели  выпускать машины без путевых листов, как это положено по закону. Отец поехал на автобазу, но директора не было, и он разговаривал с главным инженером. Из разговора выяснилось, что главный инженер, как ни странно, сочувствует уволенным, но сделать ничего не может, так как кадровые вопросы решает директор.


Пришлось ехать ещё раз и разговаривать с директором, который сразу заявил,  что он уволил этих женщин за то, что они в свою будку у ворот приводили мужчин и занимались проституцией. Восстанавливать  этих  «дамочек»  директор категорически отказался.
Но на некоторые обстоятельства в разговоре, папа сразу обратил внимание.  Не было похоже на правду, что женщины занимались второй мировой профессией. Им было уже за 50 лет и вряд ли они могли даже при желании  пользоваться большим успехом у мужчин. Но главным  было то, что директор заявил, что он имеет два высших образования, но по разговору больше походил на базарного торговца зеленью. Эти обстоятельства  насторожили отца и он поехал в райком партии и попросил посмотреть  учётную карточку директора.

 
Вот тут и стала развёртываться настоящая детективная история, в которой папа был вынужден взять на себя роль детектива. Выяснилось, что директор лет 15 назад, целых 4 года  не платил членские взносы. На вопрос, как такое могло случиться, зав. учётным сектором сказала, что она обратилась ко второму секретарю райкома, но тот  ответил, что за все последующие годы взносы уплачены, и пусть это её не беспокоит. 
Получив выписку из учётной карточки, и  установив  последнее место работы перед тем периодом, когда взносы не платились, отец не поленился поехать туда. Там в отделе кадров, ему рассказали, что этот директор,  работая сторожем базы,  украл машину сахара, за что и был судим. Дальше поход в прокуратуру, оттуда в суд, где ему выдали официальную выписку из судебного дела.


Конечно, никакого высшего образования,  у этого вора не было. Было пять классов школы и колония общего режима в Саратовской области!
Но и директор был не прост, он знал, что лучшая защита – это нападение. Он отправил в  ЦК КП Азербайджана жалобу, обвиняя корреспондента газеты  “Бакинский рабочий” в том, что он угрожал ему, требуя восстановить  женщин на работе. Недели через три жалоба попала на стол редактора газеты, члена ЦК КП Азербайджана с резолюцией «разобраться и  доложить»!
Отца вызвал редактор и сказал:
- Семён Николаевич, у нас неприятность. Директор автобазы написал на Вас жалобу в ЦК; как будем  оправдываться?
- А вот так - ответил отец и положил перед редактором папку с документами. Просмотрев папку, редактор сказал :
- я вызываю его в субботу на 10 часов утра. Сейчас лето и в субботу всё начальство будет на дачах, так что мы сможем поработать спокойно, без телефонных звонков, а  Вас я  прошу придти чуть пораньше.

 
Развязка истории более походила на комедию.
Наш главный персонаж – директор, появился ровно в 10. Он вошел в кабинет походкой хозяина. Одет был в шикарный чесучовый костюм, на руке огромные золотые часы и золотое кольцо. Ему предложили сесть, и редактор объяснил, что как члену ЦК, ему, редактору газеты  предложено разобраться в сути жалобы. Вальяжно раскинувшись в кресле, директор рассказал, указывая на папу, что этот с виду симпатичный пожилой человек угрожал ему всеми карами, если он не восстановит на работе двух проституток. А у него два высших образования, и он сам прекрасно разбирается в законах. Его внимательно слушали, не перебивая.


Когда он кончил говорить, редактор спросил:
- Что же Вы хотите?
-Я считаю, что такого корреспондента надо уволить. Наша пресса должна защищать руководящих работников,  а не угрожать им.
- Вот это правильно – сказал редактор. Но у меня есть к Вам несколько вопросов.
- Скажите, пожалуйста, что вы  делали в г. Грозном четыре года?
- Скажу честно, и надеюсь, что Вы меня поймёте как мужчина. У меня были нелады с женой, но это было давно и сейчас в нашем  доме мир и тишина,  кстати, в это время я учился в Грозненском нефтяном институте.
- Хорошо – ответил редактор – а скажите, пожалуйста, что Вы делали в это же время в Саратовской области?


Представьте себе хорошо надутый раскрашенный резиновый шар, играющий всеми своими красками, и в какой-то момент, проткнутый булавкой. Так выглядел наш героический директор. Он встал, вытянул руки по швам и сказал:
 - Товарищ редактор,  всё, что я говорил и писал на вашего корреспондента, это всё ложь. Никто мне никогда не угрожал, а в Саратовской области я сидел четыре года в колонии за воровство. Официально заявляю, что отказываюсь от всяких обвинений в адрес газеты и Вашего корреспондента.
- Вот Вам лист бумаги и ручка и всё это Вы сейчас напишите, подпишитесь и поставите дату.
- Товарищ редактор, я не смогу написать, я плохо знаю русский язык.
- Хорошо, напишите на азербайджанском языке.
- Не смогу, я неграмотный.
- А как же два высших образования?
- Наврал я всё! Наврал!



Вызвали машинистку, она напечатала признание директора с его слов, и он и поставил дату и подпись.
Затем он обратился к редактору:
- Об одном только прошу, не пишите ничего в газете!
- Хорошо, мы подумаем – сказал редактор- Семён Николаевич, проводите товарища  и возвращайтесь.
По дороге к лифту директор сказал:
- Мне говорили, чтобы я с Вами не связывался, но я сказал, что деньги у меня есть и я куплю всю редакцию. Дурак я!   А насчёт взносов, я думал, что никто не вспомнит, ведь прошло более 15 лет.


Когда отец вернулся, редактор ему сказал:
- Семён Николаевич, этот вор сейчас побежит искать заступников, но сегодня суббота и всё начальство на дачах, так что давайте не терять время и садитесь писать статью в завтрашний воскресный номер.
В воскресенье газета вышла с огромным фельетоном на весь газетный подвал.
Не знаю, как и кто читал республиканскую газету, но фельетоны читали все. Судя по реакции, эффект был удивительно быстрый и достаточно сильный.
Директору было предложено в 8 утра в понедельник быть у министра. О чём они говорили, никто не знает, но вышел из кабинета не директор, а безработный.  Начальство уже тогда могло заявить:  А он у нас не работает!


Первый секретарь райкома партии получила выговор.
Второй секретарь райкома был снят с работы.
Зав. учётным отделом, свалив всё на второго секретаря, отделалась строгим выговором с занесением в учётную карточку.
Бывшего директора выгнали из партии.
Всё это редактор рассказал отцу, которого на бюро ЦК не пригласили.
Вечером позвонила секретарь райкома:
- Семён Николаевич, что ж Вы меня выставили на позор. Зашли бы ко мне, и мы всё решили бы сами.
- Я к Вам заходил три раза, но Вы меня не приняли, сославшись  на занятость. Сколько же раз к Вам ходить?
 - Семён Николаевич, я дала задание мое секретарше, что если Вы придёте, то я Вас приму немедленно.
- Надеюсь, что мне больше не придётся приходить к Вам с подобными делами.


Месяца через три отец в городе наткнулся на бывшего директора. Тот подошел и сказал:
- Семён Николаевич, здравствуйте. Вы меня наказали и научили. Спасибо.
  Я снова на транспорте, конечно, не директор, но если Вам понадобиться транспорт, то я всегда к Вашим услугам.
- Спасибо, будьте здоровы.
- До свидания.
Вот и вся история, конечно, работать отцу было не легко, но  он был очень популярен в Баку, особенно в ветеранских кругах.
Так как он отказался от зарплаты в редакции, то правительство Азербайджана подарило отцу его квартиру в собственность.