Освобождение станицы Цимлянской

Игорь Ваганов
К 65-летию Победы!

ОСВОБОЖДЕНИЕ СТАНИЦЫ ЦИМЛЯНСКОЙ

Мой дед, Иван Максимович Ваганов, в годы Великой Отечественной войны воевал в составе Южноуральской 54-й механизированной бригады, которая вначале была отдельной частью, потом вошла в состав 66-й армии, а затем 54-я механизированная бригада была включена в 6-й механизированный корпус 2-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника Р.Я. Малиновского.
При обороне Сталинграда и последующем наступлении советских войск, бригада, в которой воевал капитан И.М. Ваганов, часто действовала в тесном взаимодействии с 4-м Донским казачьим корпусом. И.М. Ваганов, сам по происхождению из казаков Исетской линии, всегда с уважением относился к своим фронтовым товарищам – казакам 4-го Донского корпуса, и в своих письмах и фронтовых воспоминаниях часто подчеркивал их смелость и прекрасную боевую подготовку.
Одной из ярких страниц военной биографии моего деда стало освобождение станицы Цимлянской. Об этом остались фронтовые записи моего деда, публикации в периодической прессе. И на основании этих документов я хочу рассказать читателям о тех давних героических событиях. Хочется особенно подчеркнуть, что мой очерк повествует о реальных событиях и главными его героями являются реальные люди.

В последние часы 1942 года 54-я механизированная бригада приблизилась к левому берегу Дона. Впереди притаилась в ночи станица Цимлянская. Из-за Дона тянет кизячным дымом. Гитлеровцы взорвали мост. И командир бригады пошел на риск – форсировать водный рубеж по льду. Первым выполнять приказ бросился батальон майора Фалюты, в составе которого был и мой дед капитан И.М. Ваганов. Фашистская артиллерия обрушила на наших бойцов плотный огонь. Солдаты с потерями продвигались по льду. Вра¬жеский пулемет вел огонь с высокой колокольни.
Еще тяжелее было с переправой матчасти. Комбат Фалюта рискнул проскочить на своем броневичке. Пронесло. Вслед пошли два легких танка. Тоже обошлось! Третий провалился, но танкисты успели выпрыгнуть.
Земля вздрагивает, на Дону трещит и лопается лед. Задача, поставленная перед бригадой – сходу ворваться в станицу Цимлянскую – срывалась. Путь преградили холодные воды Дона.
Но бойцы не растерялись. Пользуясь внезапно наступившим затишьем, они из бортов автомашин связали несколько плотов. И началась переправа, которая прошла благополучно. Первым переправившись через Дон, батальон майора Фалюты сходу взял небольшой хутор, и на его окраине артиллеристы успешно отразили атаку немецких танков. Артиллеристов поддерживала рота автоматчиков лейтенанта Файзуллина.
Артиллерийский расчет старшего сержанта Шабалина буквально на руках перенес пушку. Но в тот момент, когда её выкатили на исходную, вывернулся «фердинанд» и первым снарядом почти весь орудийный расчёт был выведен из строя. Показались вражеские танки. Они могут испортить операцию, не дадут возможности переправиться другим батальонам.
Помощник командира бригады полковник Дроздов крикнул Ваганову:
«Ты, кажется, знаком с этой игрушкой. Давай, наводи. Командуй, мы поможем!»
В эту минуту послышался голос:
«Снаряд!»
У пушки вновь во весь рост поднялся Шабалин. Капитан Ваганов и еще несколько офицеров, заменив убитых бойцов артрасчета, бросились выполнять команду Шабалина. Прицел. Залп. Еще один. Дернулась в предсмертной агонии самоходка, загорелся один танк. Второй счел лучшим повернуть назад.
Всего пять атак отбил расчет Шабалина. Но тяжело досталась победа над немцами: погиб сержант Шабалин и в живых из его расчета остался один наводчик Медведев. От роты лейтенанта Файзулина уцелело не более десятка бойцов, а самого лейтенанта отправили в медсанбат с перебитой ногой.
Шестая атака немцев началась при мощной поддержке авиации и артиллерии. После продолжительного артобстрела в атаку вновь пошли немецкие танки. Но и эта шестая атака была отражена. Немцы отступили, наступило затишье.
Вечером бойцы батальона майора Фалюты, по воспоминаниям И.М. Ваганова, решили наконец то встретить Новый 1943 год. Старшина Савкин достал неизвестно откуда виноградное вино, подвез продовольствия из тыла. И мой дед заранее представлял себе плотный праздничный ужин, после которого он сможет хорошенько выспаться. Но на войне ничего нельзя загадывать! В ночь на 2 января 1943 года капитан Ваганов получил приказ из штаба обеспечить переправу бригады через Дон. В помощь ему дали трех автоматчиков. Ночь была ясная, лунная. Переправа проходила организованно, уже под утро над переправой пролетел немецкий самолет, сделал круг и улетел в сторону станицы Морозовской. Переправа была ускорена, последними переправляли тылы и штаб бригады. К утру 2 января бригада была полностью переправлена на правый берег Дона. Кроме того, были переправлены части 98-й стрелковой дивизии и резерв 24-й гвардейской дивизии.
Совместно с 98-й дивизией 54-я мехбригада плотно блокировала станицу Цимлянскую: первый стрелковый и минометный батальоны заняли дорогу на станицу Романовскую, второй стрелковый батальон, танковый полк и истребительный дивизион закрыли все пути на север, третий стрелковый батальон и артдивизион закрепились на западной окраине станицы.
Капитан Ваганов сдал руководство переправой трем девушкам-регулировщицам и вернулся сначала в штаб, а к обеду – в свой батальон.
С полудня выглянуло солнце, потеплело, по улицам зажурчали ручейки. Как вспоминал И.М. Ваганов, для бойцов бригады, в основном – уроженцев Урала и Сибири, было в диковинку в январе увидеть ручьи.
И в это время немецкие танки подошли с запада к окруженной станице и попытались взломать нашу оборону. Но навстречу немецким танкам сразу же выскочили наши Т-34, начался огонь артиллерии и противотанковых ружей. Танковая атака была отбита. Начались бои на улицах станицы.
В одном месте, по воспоминаниям майора Фалюты, к его броневику подбежал местный паренек лет шест¬надцати, с немецкой  винтов¬кой в руках (его звали Алексей Солод). Он сообщил, что взял в плен немецкого солдата. Тот пленный оказался бесценным кладом. Он был сапером, который  минировал улицы станицы и указал проходы.
К станице со всех сторон подтягивались наши батальоны, бойцы врывались на улицы, завязывали бои, постепенно очищая от немцев жилые и хозяйственные постройки.
Наконец, перебегая от дома к дому, пехота противника заняла оборону на территории консервного завода, который вскоре был полностью окружен, и немцы были вынуждены сдаться. Итак, к вечеру 2 января 1943 года станица Цимлянская была освобождена.
Ветеран Великой Отечественной войны Артем Васильевич Фалюта так впоследствии вспоминал те памятные дни:
«Сколько мы городов и сел освобождали  в войну, но почему-то так ярко, во всех деталях помнится бой за Цимлу. Может быть потому, что нам так хотелось поднести Ро¬дине,  цимлянцам  новогодний подарок? Как сердечно встречали нас жители! Старались накормить,  обогреть,   прию¬тить раненых. Спасибо им за ту доброту!» (Газета «Ленинец», №30, 21.02.1968. Волгодонск, Волгоградской области.)
А 4 января 1943 года бойцы бригады узнали приятную новость – отныне они стали гвардейцами! 6-й механизированный корпус был переименован в 5-й гвардейский моторизованный корпус, а 54-я бригада стала именоваться 11-й гвардейской. Бригаде было вручено гвардейское знамя, а всему личному составу – гвардейские значки (этот гвардейский значок моего деда вместе с медалью «За оборону Сталинграда» и орденом «Отечественной войны» II степени и сейчас хранится в нашем семейном архиве).
А потом была долгая эпопея освобождения других донских станиц и хуторов. Были ожесточенные бои, было окружение, из которого И.М. Ваганов во главе небольшого отряда бойцов вышел с оружием в руках. И снова фронт, передовая, бои и потери друзей…
День Победы И.М. Ваганов встретил в Кенигсберге.

Спустя 25 лет полковник в отставке А.В. Фалюта и пенсионер И.М. Ваганов вновь встретились на местах боевой славы в станице Цимлянской (городе Цимлянске), навестили своих боевых товарищей, нашедших вечный покой в братской могиле недалеко от Цимлянского водохранилища. Потом была неожиданная встреча с Алексеем Солодом, который теперь работал бригадиром судосборщиков в Цимлянских реммастерских.
Благодарные жители высоко оценили подвиг своих освободителей: А.В. Фалюта и И.М. Ваганов были удостоены звания Почетных граждан города Цимлянска.

2007 г.