01 Кто делал зубы Сталину или о находке любопытной

Виталий Аронзон
***
Совсем недавно, работая с личным архивом, я нашёл фотографию моего дяди Михаила Ефимовича Геллера.
Миша сфотографирован вместе с Яковом Ефимовичем Шапиро в августе 1954 года на даче в пос. Клязьма под Москвой. Интрига фотографии в том, что Я.Е. Шапиро был личным стоматологом Сталина и работал в поликлинике Кремля, а М.Е. Геллер – по советским законам «военный преступник» - на второй день после окончания срока заключения появился на даче врача Сталина. Сталина уже не было в живых, «Дело врачей» бесславно закончилось, но ХХ съезда ещё не было.
Я.Е. Шапиро был женат на Эмилии Михайловне, родной сестре моей бабушки, матери Михаила Ефимовича и, естественно, знал о судьбе племянника своей жены. Однако до появления М.Е. на  его даче никогда, нигде и никому, включая вездесущее КГБ, не было известно об этом родстве, конечно, кроме родственников. Все годы, с тех пор как М.Е пропал без вести, а потом оказался в ГУЛАГе, о его судьбе говорили только в узком кругу близких людей и, естественно, не писали о нём в анкетах.
Не говорили открыто, а только с оглядкой и шёпотом, и о том, что Я.Е. Шапиро работает в Кремлёвской поликлинике и лечит зубы Сталину и членам Политбюро. Я об этом узнал только во время Дела врачей, когда естественное беспокойство за судьбу Я.Е. Шапиро вызвало конспиративные разговоры между моей мамой и её братом Исааком, жившим в Москве и тесно общавшимся с нашей семейной знаменитостью. Тётя Миля даже приготовила чемоданчик, ожидая ареста мужа, близко знакомого со многими именитыми арестантами-врачами.
Но беда миновала и появилась некоторая смелость в ожидании перемен. Возможно, поэтому Исаак вместе с Я.Е. решили поселить Мишу на даче во время его нелегального заезда в Москву на пути к месту ссылки. Казалось, что страшнее того, что было уже не будет. Однако остерегались принять его у Исаака, заведующего секретной военной лабораторией, лауреата Сталинской премии. 
В предвоенные годы Я.Е. работал в «кремлёвке», а потом по возрасту ушёл на пенсию и вёл частный приём. Был популярен и известен как прекрасный врач в писательской и артистической среде. Когда я бывал у него дома, тетя с удовольствием давала мне возможность «копаться» в его библиотеке. Листая книги, я одновременно читал автографы на форзацах книг, благоговея перед именами большинства самых известных писателей. Например, Максим Горький длинно писал, обращаясь к Я.Е., как к « великому мастеру и артисту» и замечательному человеку. По молодости я не заботился о том, чтобы вести записи об удивительных встречах, по воле случая выпавших на мою долю. Поэтому и о встречах с Я. Е. остались только обрывки воспоминаний.
Их друзьями были балерина Галина Уланова и семья Игнатьевых. Генерал Игнатьев - бывший царский  военный атташе во Франции, автор книги «50 лет в строю». Когда случилась в России революция, генерал передал новой власти валютные активы, перейдя на её сторону.  В России он стал красным генерал-лейтенантом. Об этом можно прочитать в его книге. Также Шапиро были знакомы с семьёй Бориса Пастернака и вместе с ними переживали нобелевскую трагедию поэта.               
Впервые я познакомился с Я.Е. и тетей Милей во время их приезда в Ленинград осенью 1952 года. Жили они в гостинице Астория, и их номер мне показался невероятно роскошным. А потом они пригласили меня в знаменитое кафе «Норд», которое славилось в Ленинграде самыми вкусными пирожными. Здесь бывали знаменитые писатели и артисты. Тогда, наверное, я обидел Я.Е., резко и грубо отрицательно ответив на вопрос: «Не хочу ли я стать стоматологом?». Не знал тогда, что говорю с зубным врачом  Сталина.
Оба моих родственника были милые и обаятельные люди.
О своей работе в «кремлёвке» Я. Е. никогда не говорил (наверное, это и сохранило ему жизнь), но в семье об этом знали и говорили. Косвенно узнал об этом и я, прочитав « Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. В книги рассказывается о двух зубных врачах, лечивших Сталина. Одним из них был Я.Е. Шапиро. По утверждению моей мамы второй врач - вымышленный. Насколько это так и сейчас не знаю. Но мама мне говорила, что Я. Е. жил на даче Сталина в Сочи и протезировал его зубы.
А тут мне стало известно, что мой кузен, врач московской писательской поликлиники, на приеме у которого был автор книги « Дети Арбата», задал вопрос писателю, откуда тот мог узнать о Я. Е. Шапиро. Рыбаков, удивившись вопросу, с улыбкой сказал, что он учился в одном классе с Аней, дочкой Я. Е.
Итак, всё тайное в жизни становится явным.