гонконгский грипп

Аркадий Левиев
  В конце семидесятых прошлого столетия я плавал на большом рыболовном траулере. В ту зиму мы работали на БНБ, Большой Ньюфаундлендской банке, около Канады. Ловили палтуса и треску. Однажды, во время сильного шторма вышел из строя главный двигатель,- треснул от перегрузки гребной вал. Движок работает, а винт стоит на месте. Такие аварийные ситуации случаются всегда не во время. Только трал успели выбрать, нас сразу развернуло лагом и стало раскачивать как ваньку- встаньку. Что было плохо закреплено, сразу полетело в воду. Траулер превратился в огромную железную, неуправляемую махину. Внутри, особенно на камбузе, все загремело, заливая палубу борщом и компотом.
Дали SOS. Через несколько часов подошел канадский буксир, подцепил нас и потащил в Сент-Джонс. Пока он нас буксировал, шторм стих и швартовались мы уже на спокойной воде. Боцман встал на бак, приготовил выброску и ждал команду с мостика от старпома.
По краям длинного причала сиротливо прижались две машины. С одного  Додж, с другого
Бьюик. Боцман вопросительно посмотрел на старпома, кто примет выброску. На берегу никого нет. Такую же команду ждет старший матрос на корме. А корпус нашего траулера уже вот-вот стукнется о причал.
    - Бросай!- не выдержал старпом.
И не успели плетеные груши коснуться земли, как из обеих машин выскочили по человеку, вытащили швартовы, набросили их на кнехты, запрыгнули обратно в свои машины, завели их и укатили, оглушив нас ревом трехсотсильных движков. Оказывается, это были обычные матросы береговой службы. В то время для нас это было в диковинку.
Вслед за этим на борт поднялись представители береговых служб и начались переговоры насчет ремонта. А инспектор по карантину сразу предупредил, что в порту, как и по всей Канаде ходит опасный гонконгский грипп и чтобы команда  на берег по возможности не выходила.
  Как бы то ни было, но капитану и старшему механику по долгу службы пришлось спускаться на берег. Решено было поврежденный участок гребного вала снять и перенести  в ремонтный цех. Больше всех контактировал с береговой администрацией капитан Чувашев Борис Николаевич. Он первый и свалился. Буквально к вечеру первого дня он почувствовал себя плохо. На второй день грипп свалил начальника радиостанции Юру Назарова, стармеха Сашу Новикова. А потом пошло и поехало. Судовой врач Светлана Михайловна крутилась вокруг заболевших и как могла пыталась облегчить их страдания. Симптомы у всех одинаковые. Температура под сорок и выше. Кашель, насморк, рвота, озноб, отсутствие аппетита. Врач кормила их аспирином и антибиотиками, пока сама не свалилась.
  Ремонтная бригада канадцев пообещала отремонтировать нас за десять дней. К пятому дню было около тридцати заболевших. Отремонтированный вал вскоре вернули на судно. Пришла бригада канадских слесарей во главе с инженером и они начали самую ответственную работу. Установку вала, расточку, подгонку, шлифовку. С этого дня они почти не уходили с парохода. Днем они трудились в машинном отделении. Вечером собирались в каюткомпании, где шеф-повар обильно угощал их морским борщом, макаронами по-флотски, компотом. После  ужина их приглашали поиграть в домино. Они не знали этой игры. Но их быстро научили. Им так понравилось, что они с удовольствием стучали костяшками по столу. Даже устроили между собой турнир. А когда наши научили, что проигравшие должны лезть под стол, а выигравшие при этом должны стучать по столу, они как дети, кричали, стучали, топали ногами и не хотели уходить домой. Иногда мы приглашали их посмотреть кино, какую-нибудь нашу комедию. Здесь, конечно, вне конкуренции шла «Операция «Ы»

 На десятый день Они выполнили свое обещание и мы начали испытывать двигатель. Борис Николаевич был уже на ногах, хотя хрипел и кашлял. Остальные больные продолжали болеть в каютах и выходили оттуда, бледные и качающиеся только по нужде.
  Наконец, отдали швартовы, развернулись, дали три прощальных гудка и двинулись в район промысла.
  На следующее утро, едва забрезжил рассвет, я заглянул в каюту к радисту проведать его самочувствие. Он был на ногах и заправлял постель.
    - Доброе утро, Юра! Как ты?- спросил я,- завтрак не принести?
    - А чем там сегодня кормят?- повернулся он ко мне и улыбнулся.
«Ну, все в порядке, жить будет»- подумал я.
После завтрака по судовой трансляции прозвучала команда на постановку трала. Я вышел на кормовую палубу. Почти вся команда была на своих местах. Остальные присоединились попозже. В общем, к обеду ни одного больного на судне не было. Море всех вылечило. Так закончилась незапланированная встреча нашего экипажа со знаменитым в то время гонконгским гриппом.