Словарь советской эпохи

   Люди, вещи и слова живут вместе, подчиняясь неумолимому ходу времени. Пройдет время,  люди исчезнут, вещи истлеют, слова забудутся.
   Нет, так не случится. Музеи сохранят вещи, словари сберегут слова, память не даст забыть людей и их дела.
   Слова из «Словаря советской эпохи» хорошо знакомы советским людям. А нынешнее поколение их совсем не знает, или знает, но употребляет в другом значении. Например, что такое тарелка. Думаете — предмет, который нужно мыть после обеда? Вовсе нет. А что такое «ребра»? Думаете то, что защищает наше сердце и легкие? А ударник? Наверное, музыкант? Опять ошиблись. Есть в словаре, конечно, и знакомые слова. Например, хрущевка, барак, коммуналка. Все знают, значения этих слов. Ведь они обозначают вещи, которые, являясь наследием советской эпохи, ещё не ушли из нашей жизни.

   Советские люди — это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, жившие в стране, которой уже нет. Она называлась Страной Советов, официально — Союзом Советских Социалистических республик (СССР).
     Союз Советских Социалистических республик, государство рабочих и крестьян, взявших в октябре 1917 года власть в свои руки и передавших её партии большевиков, появился на карте мира в 1922 году, а исчез — в 1991.
В последний месяц этого года в Белоруссии, в Беловежской Пуще, был подписан документ, который гласил, что СССР прекратил свое существование.
   Союз Советских Социалистических республик не дожил до своего 70-летия. Казалось бы, совсем немного времени, но сколько событий пережили его граждане за эти годы. И какие это были события!
Революция 1917 года
Гражданская война и военный коммунизм
НЭП (Новая экономическая политика)
Коллективизация
Индустриализация
Сталинские репрессии
Великая Отечественная война
Хрущевская оттепель
Брежневский застой
Все они стали историей. История — это начало и причина того, что с нами происходит сейчас, и будет происходить потом. История — это безбрежная река, русло которой прокладывают люди.
   Потомки вспоминают их имена, иногда с благодарностью, иногда со стыдом и гневом, потому что история все расставляет по своим местам. Но, главное, история учит. Надо только вовремя запоминать её уроки и не повторять старые ошибки.

Революция и военный коммунизм
В феврале  1917 года в России началась революция. В результате народных выступлений рухнула трёхсотлетняя монархия, и последний царь из династии Романовых Николай II был вынужден отречься от престола. В октябре 1917 года власть захватили большевики. Они обещали власть — советам, землю — крестьянам, мир — народам, заводы — рабочим, всем — равенство и справедливость, а в далекой перспективе обещали построение коммунизма. С коммунизмом, названным впоследствии военным, население страны познакомилось в 1918-1921 годах. Слово коммунизм происходит от латинского слова всеобщий. «Моё» легко становится общим благодаря силе оружия. Так и случилось в эпоху военного коммунизма, растоптавшего сложившиеся права собственности, поправшего экономические и человеческие законы, управляющие жизнью людей. Частная собственность, заводы, фабрики отошли государству, но они не работали, потому что разрушилась система экономических и производственных связей. В стране в эти годы перестал действовать товарно-денежный обмен, деньги утратили покупательную способность.
Продовольствие и товары реквизировались у производителей и владельцев и перераспределялись среди населения на основе карточной системы. Большевики запретили свободную торговлю. Жилье было тоже национализировано, в бывшие частные дома и квартиры вселяли по ордерам семьи рабочих. Так создавались коммуналки. В 1917 году началась Гражданская война, и вместе с ней пришёл голод. Чтобы кормить Красную Армию, защищающую большевиков, были организованы продотряды и комбеды. Продотряды — вооруженные продовольственные отряды рабочих и красноармейцев —силой изымали у крестьян хлеб. Комбеды (комитеты бедноты) занимались помощью продотрядам. Их члены доносили на зажиточных односельчан, пытавшихся скрыть зерно.
   Чтобы бороться с врагами революции, была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ЧК, чрезвычайка). В это время действовал лозунг «Не трудящийся не ест».

1.Кожанка — кожаная двубортная куртка. Такие кожаные куртки носили революционеры-большевики, участники Гражданской войны, чекисты. Кожанка демонстрировала несгибаемую волю большевиков, их преданность делу, готовность отказаться от личных чувств, привязанности и желаний. Беззаветно служа государству рабочих и крестьян,  большевики не жалели ни своей, ни чужой жизни. Откуда взялась в разорённой революцией стране кожаная одежда?
   В царской армии она использовалась как специальное обмундирование инженерных, авиационных и некоторых других родов войск. Именно это, изъятое с военных армейских складов обмундирование носили в 20-30-е годы те, кто имел хоть какое-то отношение к новой большевистской власти.

2. Маузер — самозарядный пистолет, разработанный немецкими оружейниками братьями Маузер. Пистолет вкладывался в деревянную кобуру, которая при стрельбе могла использоваться как приклад. Маузеры были на вооружении Красной Армии в годы Гражданской войны. Ими были вооружены чекисты. Маузер как бескомпромиссное оружие победившей революции воспел Владимир Маяковский в стихотворении «Левый марш».               
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой! Левой! Левой!               

3. Лишенец — человек, пораженный в правах. С 1918 (в этот год была опубликована первая советская Конституция) по 1936 год некоторые категории населения страны были лишены (за что их и прозвали лишенцами) избирательных прав. К лишенцам относились представители правящей элиты царской России, например, члены дома Романовых и других великокняжеских родов, капиталисты-промышленники, банкиры, монахи, священнослужители всех религиозных направлений, жандармы, а также кулаки, зажиточные крестьяне, нанимавшие на работу своих односельчан в качестве батраков. Лишенцев из привилегированных слоев называли  также бывшими. В 20-е годы бывших насильно выдавливали из страны. Бывшими оказались не только перечисленные категории населения, но и образованная часть общества. Так осенью 1922 года было сделано два рейса так называемого «Философского парохода», вывозившего за границу преподавателей вузов, философов, писателей, и учёных. Один из партийных деятелей того времени сказал, что выслали этих людей, «…потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

4.Карточки. Так назывался учётный документ, по которому можно было получить продуктовый паёк согласно своей категории. Население страны было поделено на четыре категории. По первой категории снабжались рабочие оборонных предприятий, занятые тяжёлым физическим трудом, и рабочие-транспортники. Беременные и кормящие женщины также относились к первой категории. В 1918 году в Петрограде месячный паек по первой категории составлял 10 кг хлеба, 200 гр сахара, 1.5 кг мяса или рыбы, 200 гр растительного масла. По четвертой категории продуктов полагалось в три раза меньше. Лишенцам и жителям сельской местности карточки не выдавались. В период НЭПа карточки были отменены и в 1929 году введены вновь. Вначале был нормирован хлеб, а по¬том и другие дефицитные продукты — сахар, мясо, масло, чай и прочее. В 1932—1933 годах карточки ввели даже на картофель. На незанятое, как тогда говорили, общественно-полезным трудом население карточное снабжение не распространялось. В начале 1932 г. карточек были лишены все домохозяйки моложе 56 лет: чтобы получить карточки, они должны были устроиться на работу. К карточной распределительной системе в СССР были вынуждены возвращаться не один раз. В 1980-ых годах карточки опять получили хождение, на этот раз в виде талонов на ряд товаров.

5. Мешочники — люди, занимавшиеся мелкой торговлей в годы  Гражданской войны и военного коммунизма. Свирепствовавший в это время голод заставлял их
самостоятельно искать пути для выживания. Наиболее предприимчивые отправлялись в сельскую местность, где еще сохранялись запасы хлеба и продовольствия. На перекладных, в товарных поездах, в теплушках, люди ехали в деревню, чтобы  выменять хлеб и другую еду на то, что осталось от прежней жизни, одежду, обувь, драгоценности. Так выживали и кормились те, кто не был обеспечен карточками или имел иждивенцев, детей и стариков. Мешочники преследовались советской властью как спекулянты, на них устраивались облавы. Им грозил расстрел.

6. Большевик — член партии большевиков, которая не один раз меняла название. Вначале РСДРП(б) — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) — была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков). Потом она стала называться Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) и, наконец, с 1952 года — Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Её создателем и лидером был В.И.Ленин. Затем ею руководили И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев (до своей смерти в 1982 году).  Большевиками члены партии стали именоваться, потому что на партийном съезде в 1903 году его участники раскололись на большинство и меньшинство. Большинство пошло за В.И.Лениным. Их и стали называть большевиками. Именно они были организаторами переворота в октябре 1917 года. Партия большевиков со временем превратилась не только в правящую, но и единственную. В дальнейшем, когда произносилось слово партия, никаких уточнений не требовалось. Все население страны делилось на партийных (или партийцев) и беспартийных. Партийная власть была представлена партийными ячейками в каждом населенном пункте СССР, будь то город или сельская местность. На каждом предприятии, учреждении, по месту жительства существовали первичные партийные организации. Члены партии делились на рядовых партийцев и различного рода партийных руководителей. Партийная власть опиралась на армию, милицию, органы безопасности, то есть на людей, которые по роду службы могут держать оружие в руках. Такой тип власти принято называть партократией.

7. Советы — органы народной власти в СССР. Советы
 образовали иерархическую систему. Её основу составляли сельские, поселковые, потом городские, краевые, республиканские советы. Верховный Совет СССР представлял высший уровень власти. Советы были призваны осуществлять народовластие, но на самом деле реальной политической власти у советов не было.
  Депутаты советов регулярно избирались трудящимися на выборах без выбора, которые правильнее было бы назвать просто голосованием, потому что выбирать было не из кого. В бюллетени всегда стояла фамилия только одного кандидата в депутаты. Реальной властью в стране Советов обладала только Коммунистическая партия, которая считалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы. Самые важные решения принимались не демократическим образом в результате обсуждения, а в Цен¬тральном комитете партии членами Политбюро на закрытых встречах и совещаниях. После чего они проводились как решения Верховного Совета. Таким образом, советы, которые должны были стать формой народного самоуправления, стали ширмой, прикрывающей реальную ситуацию, сложившуюся в стране.

8. Толкучка — стихийно возникший рынок, где продается или обменивается то, что отсутствует в свободной продаже. Толкучки расцвели в период военного коммунизма. В Петрограде толкучка располагалась на Обводном канале. Купля-продажа была особенно активной в субботу и воскресенье. Ходовыми товарами являлись продукты питания, одежда и обувь. Один из таких походов на толкучку описан поэтом В. Ходасевичем: «Паёк не выдавали по нескольку недель, возмещая его чем-нибудь другим (увы, подчас, - просто лавровым листом и корицей). Однажды, сильно задолжав перед получателями пайков, Дом Ученых выдал нам сразу по полпуда селедок. Предстояла… задача продать селедки и на вырученные деньги купить масла. … Я отправился на Обводный канал…  выбрал место, поставил на землю мешок, приоткрыв его, чтобы виден был мой товар, и стал ждать покупателей … В шагах в двадцати от себя я увидел высокую, стройную женщину, так же молча стоявшую перед таким же мешком. Это была Анна Андреевна Ахматова».

9. Комбеды — комитеты бедноты были созданы в 1918 году для борьбы с кулачеством. С самого начала своей истории государство рабочих и крестьян опиралась на беднейшие слои населения как в городе, так и в деревне. Социально близкими новой власти ока¬зывались люди, не связанные с устойчивыми семейными и трудовыми традициями. В задачи комбедов входила организация помощи продотрядам в изъятии продовольствия, вербовка добровольцев в Красную Армию и т.д. Члены комбедов, так называемые активисты, занимались перераспределением земли, они вели учёт и раздачу хлеба, скота, имущества зажиточных крестьян.             

10.Чекист — сотрудник карательных органов, обеспечивающих безопасность советского государства. Первоначально эти органы назывались Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Комиссию, созданную в декабре 1917 года и возглавленную Ф.Э. Дзержинским, в народе именовали Чека, а также чрезвычайкой. Кабинет Дзержинского находился в Петрограде в доме 2 по Гороховой улице. В настоящее время по этому адресу работает филиал Музея политической истории России, рассказывающий об истории политического сыска.
   Чекисты считали, что для защиты государства рабочих и крестьян от классовых врагов хороши все средства. Они наводили ужас на население, брали заложников, вершили скорый суд и расправу над подозреваемыми в контрреволюции.
   ВЧК ликвидировали в 1922 году, её функции были переданы Государственному политическому управлению (ГПУ). Сотрудников ГПУ в народе стали называть гепеушниками. Но и старое прозвище чекисты сохранилось. В дальнейшем структура, ведающая безопасностью советского государства, еще не раз переименовывалась. Она называлась ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление), НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), КГБ (Комитет государственной безопасности).Сотрудники в народе получали разные прозвища, среди которых: энкаведешник; кегебешник; гебист.

НЭП
 
 1921-1928 годы вошли в историю страны  как период НЭПа (новой экономической политики). После эпохи военного коммунизма в стране произошли важные изменения. Советское государство было вынуждено пойти на уступки населению. Крестьянам разрешили сдавать государству только часть урожая (эта часть была на¬звана продналогом). Оставшейся частью они могли торговать. Было разрешено предпринимательство, свободная торговля, отменен принудительный труд. Эти и ряд других мер привели к оживлению экономики и поднятию уровня жизни людей. НЭП воспринимался руководителями государства рабочих и крестьян как отступление от цели революции — построения социализма, а затем коммунизма. НЭП был свернут к 1929 году.

11.Нэпман — характерная фигура эпохи НЭПа. Это предприимчивый человек, который успел за  недолгие годы новой экономической политики преуспеть в своем деле. Когда были сняты ограничения на торговлю и разрешены частные предприятия, нэпманы смогли быстро разбогатеть, наладив по¬ставки сельскохозяйственной продукции, организовав пошивочные, сапожные и прочие мастерские. В результате довольно быстро рынок был заполнен товарами.
   Нэпмана принято было высмеивать. Его сатирические портреты можно найти у В. Маяковского, М.Зощенко, М. Булгакова и других писателей того времени.

Коллективизация

В 1928 году большевики начали воплощать в реальность план коллективизации. Россия досталась им как огромная крестьянская страна. В первую очередь, большевикам пришлось заняться переделкой и перевоспитанием тех, кто испокон веков выращивал хлеб на земле и был крепко связан к ней узами традиции, родовой и семейной памяти. Эту задачу выполнила политика объединения крестьянских хозяйств и наделов земли в коллективные хозяйства — колхозы.
   Коллективизация, нацеленная на искоренение собственнических  чувств, привязанности крестьянина к земле, сопровождалась раскулачиванием. У крепких и богатых хозяев (их называли кулаками) отнимали имущество, их ссылали, выселяли. Зачастую раскулачивали и не очень богатых крестьян, так называемых середняков. Проведя коллективизацию, советское государство получило возможность изымать произведенную колхозниками сельскохозяйственную продукцию и платить за неё столько денег, сколько считало необходимым.    
   К 1932 году по всей стране было создано больше двухсот тысяч колхозов. В этом же году началось введение паспортной системы. Колхозникам паспорта не выдавались, что лишало их возможности переселиться в город. Колхозники оказались снова прикрепленными к земле, попав в неволю на этот раз к советскому государству. В народе ходила горькая шутка. «Как расшифровать ВКП(б)? Вовсе не Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, а всесоюзное крепостное право большевиков».

12. Кирзачи — сапоги их кирзы, которые носили многие поколения советских людей, в первую очередь, военных. Кирза — материал на основе многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной специальным веществом. Поверхность кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи. Наша армия провоевала всю войну в сапогах из кирзы и в 1945 году дошла в них до Берлина.

13. Двадцатипятитысячник — один из двадцати пяти тысяч рабочих и комсомольцев, отправленных партией в деревню для проведения коллективизации и раскулачивания. Главной целью движения двадцатипятитысячников было участие в обобществлении как можно большего количества хозяйств и арест сопротивляющихся кулаков. Замечательное описание деятельности активистов коллективизации  было сделано А. Платоновым в повести «Котлован», написанной в 1929-30 годах. «Активист наклонился к своим бумагам, прощупывая тщательными глазами все точные тезисы и задания; он с жадностью собственности, без памяти о домашнем счастье строил необходимое будущее, готовя для себя в нем вечность,  и  потому  он  сейчас запустел,  опух от забот и оброс редкими волосами. Лампа горела перед  его подозрительным  взглядом,  умственно  и  фактически наблюдающим кулацкую сволочь.  Всю  ночь сидел активист при непогашенной лампе, слушая, не скачет ли по темной дороге верховой из района,  чтобы  спустить директиву на село…Редко проходила ночь, чтобы не  появлялась  директива, и до утра изучал её активист,   накапливая   к   рассвету  энтузиазм  несокрушимого действия.   Особенно  долго  активист  рассматривал  подписи  на бумагах: даже слезы показывались  на  глазах активиста,    когда   он   любовался  четкостью подписей и изображениями земных шаров на штемпелях; ведь весь земной  шар, вся  его  мякоть  скоро  достанется  в четкие, железные руки… И  со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощённую нагрузками грудь».

14.Гармошка — народный музыкальный инструмент.
Гармошка помогала преодолевать трудности жизни. Гармонист, знавший множество наигрышей и игравший часами для своих слушателей,  пользовался особым уважением. Был, как говорится, первым парнем на деревне. Под гармошку плясали, пели частушки и народные песни. В 70-е годы гармошку в городах начала вытеснять гитара.


15. Колоски — так называли оставшиеся на поле после уборки урожая колосья ржи или пшеницы. В 1932 году после выхода в свет указа, нацеленного на борьбу с хищениями государственной собственности и  прозванного в народе указом о трех колосках, их сбор был приравнен к воровству. Но дети и взрослые, рискуя, продолжали тайком их собирать. Голод был страшнее наказания.
   В 30-е годы страну поразил страшный голодомор, унёсший жизни миллионов людей. Голод был результатом коллективизации и связанным с нею разорением крестьянства, у которого отняли собственность, скот, орудия труда. Причиной голода были также неурожаи, выпавшие на годы коллективизации.    Членство в колхозе от голода тоже не спасало. Колхозники работали за палочки (в рабочих ведомостях палочками отмечали трудодни, то есть рабочие дни). Оплата трудодней производилась натуральными продуктами, зерном.Каждый колхозник полу¬чал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им тру¬до¬дням. Эта доля была иногда очень небольшой. Чтобы не умереть с голоду, колхозники должны были сами позаботиться о себе. Кормились за счет огорода, ягод, грибов, если была возможность, держали корову.  И,  конечно, нарушали закон о трех колосках, то есть пытались присвоить себе хотя бы малую часть урожая, который были вынуждены сдавать в закрома Родины по назначаемым государством невысоким ценам. 

Индустриализация
   
В 1925-1940 годы в стране прошла индустриализация. Было создано крупное машинное производство, что стало возможным не только благодаря энтузиазму и  трудовым подвигам рабочего класса, готового к работе сверхурочно, без выходных, но также и за счет колхозников, практически бесплатно работавших на государство. Деньги, необходимые для индустриализации (покупки оборудования за границей, приглашения иностранных специалистов), были выручены за счет продажи на мировых аукционах культурных ценностей (в эти годы большой урон потерпели музейные собрания, в частности, Эрмитаж), продажи леса, зерна, которое государство за бесценок скупало у коллективных хозяйств. В индустриализации участвовали миллионы заключенных (зэков), которые находились в исправительно-трудовых лагерях. За годы индустриализации, совпавших с годами особенно жестоких сталинских репрессий,  руками зэков строились новые  заводы, гидроэлектростанции, шахты, бурились нефтяные скважины, прокладывались автомобильные и железные дороги, соединяющие огромную страну.

16.Передовик — рабочий, регулярно перевыполняющий рабочие нормы и производственные планы.

17. Ударник — участник социалистического соревнования. В СССР в годы индустриализации и потом, на протяжении следующих лет вплоть до завершения советского периода истории, между предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими проходило социалистическое соревнование в производительности труда. Инициаторы соревнования призывали трудящихся к беспрерывному росту производства и выпуска товаров, к добыче на гора полезных ископаемых. Причем, конечная цель всякого производства — потребление произведенных товаров, обусловленное их спросом и качеством, кажется, не слишком их интересовала.Социалистическое соревнование заменило свободную конкуренцию, которая при рыночных отношениях является стихийным регулятором движения на рынке товаров и услуг. Трудящихся призывали к добровольному, самоотверженному и бесплатному труду, делу чести, доблести и геройcтва. Одной из пропагандируемых форм труда, за который не предполагалось никакой платы,  стали субботники. Их  история  началась в 1919 году. В одном из первых субботников принимал участие основатель советского государства В.И. Ленин. Партия звала на трудовые подвиги, и советские люди с энтузиазмом  шли на них.  За успехи в труде участников социалистического соревнования награждали грамотами, им объявлялись благодарности. Но не только. Победители соц. соревнования, передовики, ударники, получали бесплатные путевки в дома отдыха и санатории, им улучшали жилищные условия. А это было особенно важно. Ведь жильё, например, нельзя было  купить, его можно  было только получить как поощрение за самоотверженный труд и преданность советскому государству,  единственному источнику благ, распределяющему  их соответственно  заслугам. 

18. Стахановец — участник стахановского движения,
рабочий, который перевыполняет трудовые нормы. Движение возникло в 1935 году и названо по имени забойщика шахты А. Г. Стаханова, добывшего за одну ночь за смену больше 100 тонн угля с учётом того, что норма составляла 5-7 тонн. Почин Стаханова был горячо поддержан, и его опыт широко распространен по стране.
Партия призывала равняться на Стаханова и его последователей. Стахановцев прославляли газеты. Их поощряли большими зарплатами, предоставляли им санатории для отдыха. В 1935 году в Москве состоялось Первое всесоюзное совещание стахановцев, которое подчеркнуло важную роль движения. На совещании прозвучала ставшая впоследствии крылатой фраза Сталина: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». В честь стахановского движения  названы улицы в ряде городов Советского Союза. Есть такая улица и в Петербурге.

19. Комсомолец — член Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ), созданного в 1918 году. В рядах ВЛКСМ готовились стойкие, идейные, самоотверженные  строители коммунизма, подрастала смена партии, воспитанная в непримиримом неприятии  классовых враг. Враги определялись согласно принципу — кто не с нами, тот против нас. В комсомол, резерв партии, принимали с 14 лет.    В 1922 году была создана  Всесоюзная пионерская  организация имени В.И. Ленина, в которую принимали детей, начиная  с 9 лет.
К вступлению в пионеры детей готовили в октябрятской организации. Октябрята считались  внучатами Ильича. Так с раннего детства под присмотром созданных государством детских и молодежных организаций воспитывались советские люди, которые с детства усваивали уроки коллективизма, научались отказываться от «я» ради «мы».

20. Сталинка — 1. Благоустроенное жилье  для партийных, советских руководителей, строившее в 30-50-е годы. В сталинских домах были обязательны лифты, индивидуальные мусоропроводы на кухнях, ванны, телефоны. В Ленинграде сталинками были застроены улицы Алтайская, Фрунзе, Московский проспект.

2. Род рубахи, подпоясываемой ремнем, с накладными карманами, защитного цвета. Сталинками рубахи (как и дома улучшенной серии)  были названы в честь руководителя государства И.В. Сталина.  В 30-40-е годы сталинки стали своего рода форменной одеждой, демонстрирующей принадлежность владельца к правящему партийному слою, к так называемой номенклатуре (от латинского роспись имён).  Стиль одежды Сталина, а он предпочитал военный стиль (носил шинель, галифе, френч, сапоги, фуражку) копировался его окружением. Галифе — это брюки, облегающие голени и расширяющиеся на бёдрах. Названы по имени французского генерала Галифе, который ввёл их для кавалеристов. Френч — род военного обмундирования, введённого английским генералом Френчем и названного в его честь.
    Сталин определял, конечно, не только  стиль одежды, но и саму жизнь  советских людей. Долгие годы его имя  не сходило с их уст. Портретами Сталина пестрели газеты. Он улыбался или грозно взирал со стен, увешанных  плакатами с его изображениями. В честь Сталина называли города, улицы, заводы, колхозы. Поэты и писатели восхваляли величие дел Сталина. В газетах, с трибун звучали определения его личности: великий, мудрый, верный, светоч, отец народов, вождь народов. Вся страна восхваляла Сталина. Такое отношение к вождям называется культом личности. Под ритм жизни Сталина подстраивалась вся страна. Сталин любил работать ночью, и в партийных комитетах страны не спали, ожидая указаний из Кремля. Потом после смерти Сталина многие из его современников отрезвеют и напишут о прошлом горькие слова, как, например, Александр Твардовский.
     Забудь, откуда вышел родом,
     И осознай, не прекословь:
     В ущерб любви к отцу народов —
     Любая прочая любовь.
     Ясна задача, дело свято,
     С тем — к высшей цели — прямиком.
     Предай в пути родного брата
     И друга лучшего тайком.
     И душу чувствами людскими
     Не отягчай, себя щадя.
     И лжесвидетельствуй во имя,
     И зверствуй именем вождя.
     Рукоплещи всем приговорам,
     Каких постигнуть не дано.
     Оклевещи народ, с которым
     В изгнанье брошен заодно.
     И в душном скопище исходов —
     Нет, не библейских, наших дней —
     Превозноси отца народов:
     Он сверх всего.
     Ему видней.
     Он все начала возвещает
     И все концы, само собой.

21. Тарелка — Так в 30-40-е годы выглядела радиоточка, которая была обязательной принадлежностью любого жилого и рабочего помещения. На уличных столбах, углах зданий тоже имелись радиоточки — рупоры. Радио было постоянно включено. Из тарелок и рупоров постоянно неслись речи партийных руководителей, призывы, лозунги, сообщения об успехах тружеников Страны Советов и обличения врагов народа. Радио было средством пропаганды, в деле которой большевики были непревзойдёнными специалистами. Поддерживая энтузиазм масс, из тарелки лились песни, воспевающие счастливую жизнь советского народа. А в стране было далеко не так благополучно, как пелось в песнях. Шли аресты, был голод, в теплушках везли в лагеря зэков.

22. Лагерь — одно из мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) устраивались на мало освоенных северо-восточных территориях. Соловки, Воркута, Магадан, Колыма, Норильск, Кемь, Беломоро-Балтийский канал, Байкало-Амурская магистраль — вот некоторые адреса ИТЛ. Советское государство беспрерывно наращивало число лагерников, используя их труд на рудниках, шахтах, на лесоповале, прокладке железных дорог. Содержание лагерника обходилось в небольшую сумму, но содержание тех, кто охранял лагерь и лагерников, требовало значительных затрат. Все лагеря страны образовывали единую систему, подчинявшуюся НКВД. А. И. Солженицын назвал эту систему «Архипелаг ГУЛАГ». На материке жили свободные, на архипелаге — лишённые свободы. Никто из свободных не мог быть уверен в том, что завтра не окажется среди лагерников. Население лагерей постоянно обновлялось. Лагерники (зэки) умирали от непосильного труда, голода и холода. Но всегда находились новые враги народа, когда нужно было пополнять опустевшие бараки. За существование Гулага, за репрессии в отношении народа несут ответственность руководители государства, первым среди которых нужно назвать Сталина, а также  его ближайших сподвижников, Л.П. Берию, К.Е. Ворошилова, В. М. Молотова, М.И. Калинина, Л. М. Кагановича...   Через систему исправительно-трудовых лагерей с момента их основания прошло около 60 миллионов граждан Страны Советов. В лагеря на трудовое воспитание отправляли раскулаченных крестьян, верующих и их пастырей, жителей национальных окраин, тех, кто был заподозрен в пособничестве немцам, партийцев, заподозренных в идеологических отступлениях от курса партии,  и членов их семей. Арестовывали тех, кто рассказывал политические анекдоты и тех, кто их слушал, тех, кто высказывал своё недовольство, неважно чем, отсутствием хлеба в магазине или горячей воды в бане, и тех, кто присутствовал при этих разговорах. В лагеря также могли попасть по разнарядке. В период сталинского Большого террора (1937-38 годы) в районы спускались планы по разоблачению врагов народа, и тогда брали всех подряд, мужчин, женщин, подростков, чтобы выполнить указания начальства.
    В лагерях и тюрьмах политические заключенные, так называемые враги народа, сидели вместе с уголовниками, блатарями.

23. Пайка — количество хлеба, полагавшегося на лагерника. Вес пайки зависел от того, насколько лагерник справился с рабочей нормой, которая всегда была завышенной. Вот что рассказал о пайке после освобождения из лагеря Варлам Шаламов в «Колымских рассказах».             
«В исправительно-трудовом лагере, на общих тяжелых работах, вопрос тюремной пайки становится вопросом жизни и смерти. Здесь нет лишнего куска хлеба, здесь все голодны и на тяжёлой работе. Хлеб становится хлебом без всяких условностей и символики. Становится главным средством сохранить жизнь. Беда тому, кто, пересилив себя, оставил кусочек своей пайки на ночь, чтобы среди ночи проснуться и до хруста в ушах ощутить вкус хлеба в своем иссушённом цингой рту. Этот хлеб у него украдут, попросту вырвут, отнимут - молодые голодные блатари, совершающие еженощные обыски... Пищевод человека слишком узок, кусок хлеба в полукило¬граммовом весе туда сразу не втолкнешь, тем более с корочкой. Приходится разламывать хлеб, жевать - на это уходит драгоценное время. Из рук такого "работяги" блатари вырывают остатки хлеба, разгибая пальцы, бьют...На магаданской пересылке был некогда такой порядок выдачи хлеба, когда вся суточная пайка вручалась работяге под охраной четырех автоматчиков, державших на приличном расстоянии от места раздачи хлеба толпу голодных блатарей. Работяга, получив хлеб, тут же его жевал, жевал и в конце концов благополучно проглатывал - случаев, чтобы блатные распарывали работяге живот, чтобы достать этот хлеб, все же не было …Вот каково подлинное жизненное содержание понятия "тюремной пайки".

24. Доходяга – так называли на лагерном языке человека,  который дошёл до предела, до состояния крайнего физического и духовного истощения. Очевидцы рассказывали, что страшно, превратившись в доходягу, умер на пересылке поэт Осип Мандельштам. Варлам Шаламов написал об этой смерти в одном из своих  рассказов.
"Но он уже не волновался, не высматривал горбушку, не плакал, если горбушка доставалась не ему, не запихивал в рот дрожащими пальцами довесок, и довесок мгновенно таял во рту, ноздри его надувались, и он всем своим существом чувствовал вкус и запах свежего ржаного хлеба. А довеска уже не было во рту, хотя он не успел сделать глотка или пошевелить челюстью. Кусок хлеба растаял, исчез, и это было чудо - одно из многих здешних чудес. Нет, сейчас он не волновался. Но когда ему вложили в руки его суточную пайку, он обхватил ее своими бескровными пальцами и прижал хлеб ко рту. Он кусал хлеб цинготными зубами, десны кровоточили, зубы шатались, но он не чувствовал боли. Изо всех сил он прижимал ко рту, запихивал в рот хлеб, сосал его, рвал и грыз...
Его останавливали соседи.
- Не ешь все, лучше потом съешь, потом...
И поэт понял. Он широко раскрыл глаза, не выпуская окровавленного хлеба из грязных синеватых пальцев. Когда потом? - отчетливо и ясно выговорил он. И закрыл глаза. К вечеру он умер.               

 26. Баланда — жидкая похлебка. Слово заимствовано из балтийских языков, в которых значит название травы лебеды. Худая баланда с перловой или пшённой крупой без картошки, как писал А. Солженицын,  были основой питания заключенных в лагере. Они были вечно голодны, вследствие плохого питания страдали цингой, пеллагрой, дистрофией. У них выпадали зубы, кровоточили дёсны.


25. СЛОН.  Так назывался Соловецкий лагерь особого назначения, который был организован в 1921 году на островах Соловецкого архипелага, где веками до этого жили монахи, обустроившие на островах большое монастырское хозяйство. Соловецкий лагерь — первый показательный трудовой лагерь в стране Советов. Соловецкий лагерь был организован согласно секретному постановлению, подписанному лично В.И. Лениным.
В этот лагерь попал прямо с университетской скамьи будущий почётный гражданин Санкт-Петербурга, знаменитый ученый Дмитрий Лихачев. В нем сидел богослов и математик священник Павел Флоренский и многие другие люди, чьи жизни растоптал СЛОН.          

27. Энкаведешник — сотрудник органов НКВД —
На¬родного комиссариата внутренних дел. Подтянутые, в щегольских галифе, в хромовых сапогах, молодые уверенные в себе энкаведешники были приметными фигурами в сталинское время. Их встречали  в гостях, на гулянии в парке, на улице. Энкаведешники были  хозяевами жизни. Они это осознавали и пользовались своим положением в обществе. Но Гулаг мог проглотить и их. Следователи рядовые сотрудники и даже руководители НКВД могли попасть под подозрение. Во время Большого террора (так называют время репрессий 1937-38 годов) начались чистки рядов партии и органов безопасности, что привело к массовым расстрелам тех, кто поддерживал  бесперебойную работу ГУЛАГа. Расстрел ждал Г.Г. Ягоду и Н.И. Ежова. В 1953 году после смерти И.В. Сталина был расстрелян Л.П. Берия.
28. ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. ГУЛАГ, государство в государстве, был создан в 1930 году, а распущен в 1960 году. Он находился в ведомстве ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление), потом НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), но в реальности все нити управления Гулагом тянулись в Москву, в Кремль. Именно там родилась идея его создания.
29. Воронок  (маруся, эмка) — служебный легковой автомобиль. Эти машины выпускались первенцем отечественного автомобилестроения Горьковским автозаводом. Особенно популярной была машина с серийным номером «М», запущенная в производство в 1936 году. Именно ее прозвали в народе эмкой. В сталинское время люди боялись этих машин, потому что на них ездили сотрудники органов государственной безопасности. Обычно они приезжали ночью, производили обыск и увозили людей. Воронки (маруси, эмки) были черного цвета. Как и черные вороны, эти машины, предвещали беду. О страшных вестниках написала  Анна Ахматова.
Я и сейчас до смерти боюсь
В ночи громыхания черных марусь.
Это строчки из поэмы «Реквием», рассказывающей о тех людях, чьих близких увезли на черных машинах. Наутро после ареста родственники начинали обивать пороги следственных учреждений (в Ленинграде  они находились по адресу Литейный, 4), чтобы узнать о судьбе своих родителей, мужей, жён, детей. Обычно выяснялось, что их обвиняют как врагов народа по 58-й статье. Эта статья называлась политической. Она была включена в Уголовный Кодекс СССР в 1927 году. По 58-ой выносили приговоры, расстреливали, ссылали в трудовые лагеря на перевоспитание на 5, 10, 15, 25 лет. Детей врагов народа отдавали в детдома, где воспитывали так, чтобы они навсегда забывали имена своих родителей.

30. Шарашки — секретные, закрытые НИИ, лаборатории, научные  отделы,  в которых работали, отбывая  срок заключения, учёные, инженеры, конструкторы.  Среди знаменитых узников шарашек —  авиаконструктор А.Н. Туполев, на самолетах, им спроектированных, мы и сейчас летаем, конструктор космической ракетной техники С.П. Королев. В шарашке работал А.И. Солженицын, который был по образованию математиком. Потом он описал этот период своей жизни в романе «В круге первом». В подмосковных шарашках  создавалась  атомная  бомба. Руководил  шарашками всесильный  Л.П. Берия, долгое время  возглавлявший НКВД.

31. Кулаки — зажиточные крестьяне, нанимавшие работников. Руководители государства объявили о необходимости полной их ликвидации как класса. Кулаков и членов их семей арестовывали, расстреливали, ссылали. Списки готовились на основе доносов, авторами которых часто  были завистливые соседи. Сохранились свидетельства очевидцев о том, как проходило раскулачивание: «Раскулачивающие снимали с зажиточных крестьян их зимнюю одежду, теплые поддёвки, отбирая в первую очередь обувь. Кулаки оставались в кальсонах, … отбирали женскую одежду … последнюю кочергу или кувшин... Бригады изымали всё, включая маленькие подушечки, которые подкладывают под головы детей, горячую кашу в котелке, вплоть до икон, которые они, предварительно разбив, выбрасывали».

32. «Тройка» — коллегиальный орган, выносящий приговоры на местах без суда и следствия по делам врагов народа. Судьбу кулаков тоже решали тройки. Состояли они из секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета местного Совета и местного уполномоченного органов государственной безопасности.

33. Барак — быстро возводимое, обычно деревянное  строение. Бараками назывались временные казармы, госпитальные постройки, жильё для военнопленных, заключённых. В Стране Советов бараки стали также основным типом жилья для рабочих. Бытовая жизнь рабочего на стройке  мало отличалась от жизни заключенного. Его личным пространством тоже было место, которое он занимал на нарах. Особенно много бараков было в тех местах, где строились крупные заводы, на Севере, в Сибири. Бараки обыкновенно были одноэтажными постройками. В центре строения находился вход. Напротив  входа располагалась кухня с плитами для приготовления пищи. Здесь же на кухне умывались. Направо и  налево от кухни тянулись два коридора, где по каждой стене было несколько дверей, за которыми находились комнаты с печками. Топки у печек выводились в коридор из соображений пожарной безопасности. Бараки строили кучно. Рядом с ними рылся пожарный водоём, сооружалось отхожее место с выгребными ямами. Иногда строился общий барак с горячей водой,  называемый кубовым, в котором стирали белье.

34.Буржуйка  — железная самодельная печь для обогрева помещений. Умельцы делали буржуйки из листов железа, железных бочек, бидонов. Ее устройство очень просто. Колено печи могло быть выведено в окно. Буржуйка спасала от холода в годы революции, Гражданской войны в Великую Отечественную войну, помогла выжить ленинградцам в блокаду. Буржуйки ставились в квартирах и учреждениях, в блиндажах.
   Буржуйка обогревала рабочие и лагерные бараки. Она быстро прогревает помещение. Но после прекращения топки быстро остывает. Существовала присказка, отмечающая эту особенность буржуек. Вечером Крым, утром Нарым. Нарым, в котором  располагались исправительно-трудовые лагеря, находится в Сибири неподалеку от Томска.

35. Думочка — маленькая подушка. Люди, даже, если они живут в невыносимых условиях, всегда хотят украсить свое жилище, обжить его, придать ему видимость уюта. Думочка в бараке, как и стёганое  одеяло, — приметы того, что каждое человеческое сердце жаждет домашнего тепла и покоя. 

36. Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. Название происходит от названия фирмы Пате, занимавшейся производством   патефонов. Люди, даже если основное содержание их жизни  —  тяжелый  труд, все равно находят возможность и время порадоваться жизни.
 Под патефон танцевали в праздники. Такими праздниками были 7 ноября, День Великой Октябрьской социалистической революции, 5 декабря, День Конституции. Ее обычно называют сталинской. Она была принята в 1936 году и считается Конституцией победившего социализма. Танцевали под патефон в Первомай, Международный день солидарности трудящихся, и, конечно, в День Победы, 9 мая. Патефон был дорогой вещью. Им премировали ударников и  передовиков производства.

37. Теплушка — товарный вагон, оборудованный для перевозки людей. В вагонах  устраивались нары, ставились буржуйки, которые топили углем, в углу вагона проделывалась дыра для отправления естественных надобностей. В теплушках перевозили зэков. В 1939 году, когда к СССР были присоединены сопредельные государства, в теплушках стали вывозить в Сибирь на поселения жителей Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии.
    В 1944 году в казахские степи вывезли чеченцев и ингушей, обвинённых в пособничестве немцам. Долгие переезды в теплушках совершили и другие переселённые народы — литовцы, эстонцы, латыши, поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы. Ефросинья Керсновская, которую отправили в Сибирь на двадцать лет лагерей вместе с тысячами других жителей Бессарабии, описала своё страшное путешествие в книге «Наскальная живопись».
«… Мы ехали» — неподходящее выражение; правильнее будет сказать «нас везли». Везли, как нечто краденое, что нужно скрыть…Наш состав останавливали где -то за станциями. Вагоны все время закрыты. В оконца на остановках выглядывать не разрешали. Подавали в вагон то ведро похлебки, то ведро воды, то хлеб. На вопросы не отвечали и никаких жалоб, как, например, просьбы о медицинской помощи, не выслушивали. И вот мы приближаемся к Волге… наш поезд на мосту через Волгу — на том самом мосту, в строительстве которого принимал участие мой дед, полковник А. А. Керсновский. Не думал он, что его внучку повезут по нему в телячьем вагоне!
 Самое мучительное, по воспоминаниям Керсновской, было отправление у всех на виду естественных надобностей.
"О, люди! Те из вас, которые знают, что такое стыд — жгучий, горький, мучительный, вы поймете, как это невыносимо! …Приходится оправляться в присутствии знакомых мужчин...Пусть от стыда не умирают, но я не нахожу слов, чтобы передать, как это мучительно!".

КОММУНАЛКА

Коммуналка — это большая многокомнатная квартира, в которой живут несколько семей. В 1918 году было отменено право частной собственности на недвижимость в городах. В 20-ых годах бывших собственников не только уплотняли, но и массово выселяли из домов. Всей жилой площадью отныне распоряжалось советское государство. Оно выдавало ордера, по которым в квартиры вселялись  партийные работники, руководители всякого ранга, сотрудники органов, рабочие и их семьи. Привилегированные жильцы получали отдельные квартиры или несколько комнат в коммунальных квартирах. Для остальных была установлена норма проживания - 10 квадратных метров на человека. На самом деле, считалось, что такая  комната вполне годится для проживания в ней семьи из нескольких человек.
    Человеку нужна крыша над головой. Об этой, касающейся каждого надобности много размышлял Михаил Булгаков: «… Жилище есть основной камень жизни человеческой. Примем за аксиому: без жилища человек существовать не может… Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить».
После долгих мытарств Булгаков получил комнату в коммунальной московской квартире, которую описал в письме родственникам следующим образом:
«На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в нем наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом».
Дальше шли жалобы на испорченный ватерклозет, отсутствие электричества и воды, вечный шум.
   Жизнь нескольких семей в одной квартире часто приводила к ссорам и конфликтам. Взаимное недовольство вызывалось разными причинами. Кто-нибудь из жильцов занимал больше места на кухне или в общем коридоре, чем ему полагалось, больше времени проводил в туалете, следовательно, больше расходовал электроэнергии, чем другие и т.д. Конечно, бывали и тихие коммуналки. Если все жильцы соблюдали правила общежития, очередь по уборке мест общего пользования и имели спокойный нрав, то удавалось вполне мирно жить вместе. Соседи даже помогали друг другу, присматривали за детьми, выключали примусы до того, как подгорала готовящаяся  соседская каша.               

38. Керосинка. Керогаз. Примус. Бытовые приборы, на которых готовили пищу на коммунальных кухнях. Они   различались мощностью и способом подачи огня. Этих неутомимых тружеников коммунальных кухонь воспел в книге «Ленинградский каталог» Даниил Гранин.
«Примус выручал городскую рабочую жизнь в самый трудный период нашего коммунального быта. На тесных многолюдных кухнях согласно гудели, трудились примусные дружины. Почти два поколения вскормили они; как выручали наших матерей, с утра до позднего вечера безотказно кипятили они, разогревали, варили немудреную еду: борщи, супы, чаи, каши, жарили яичницы, оладьи. Что бы там ни говорилось, синее их шумное пламя не утихало долгие годы по всем городам, поселкам, в студенческих и рабочих общежитиях, на стройках...
      "Теперь, выбросив примуса, мы не хотим признавать их заслуг. Скорее всего из-за того, что в нашей памяти примус связан с теснотой переполненных, бурливых коммуналок, кухонными ссорами, бедностью... Все так, но примус-то чем виноват? Конечно, судя по нынешним меркам, доставлял он немало хлопот. Разжечь его требовалась сноровка.  А ещё были тихие керосинки. Они горели, как керосиновые лампы, но пламя их шло не столько на свет, сколько на подогрев. Керосинки вели себя смиренно. Примус, тот мог взорваться, керосинка только виновато коптила…».
39. Холодильный шкаф — самодельный холодильник. Внутри он обит жестью. Если внутрь положить кусок льда, то в шкафу какое-то время будет поддерживаться низкая температура. В музее-квартире С.М. Кирова  можно увидеть  американский холодильник 30-х годов. Такая дорогая и редкая  вещь могла  быть только у человека, имеющего особые привилегии. Зимой горожане просто вывешивали  продукты в авоськах за окно. Владельцы хрущевок приспособились делать холодильники на окнах. За кухонным окном делался глухой ящик. Им можно было пользоваться, растворив створки.

Обкомы, горкомы, парткомы.

Коммунистическая партия Советского Союза была не только единственным инструментом политической власти в стране, она определяла её хозяйственную и культурную жизнь.
    На всем пространстве СССР существовали первичные партийные организации: по месту работы и учебы, месту жительства. На больших предприятиях, в больших учреждениях действовали парткомы, возглавляемые освобожденными партийными секретарями. Низовые ячейки были подотчетны райкомам (районным комитетам), которые в свою очередь входили в систему горкомов (городских комитетов) и обкомов (областных комитетов) партии.
    Руководящим органом всей этой огромной иерархической  системы, согласно партийному уставу, являлся Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), из членов которого избиралось Политбюро. Члены Политбюро входили в число высшего руководства СССР, даже если формально не занимали государственных постов.
    В 70-е годы прошлого века в составе Политбюро было около 25 человек. Возглавлял Политбюро Генеральный секретарь, которого в народе звали генсеком. Во времена Брежнева появилось множество анекдотов относительно   роли партии и лично генерального секретаря в жизни советского общества.
Высшим органом партии было принято считать  съезд, на котором принимались  важнейшие партийные  и государственные решения.
    Всего состоялось 28 съездов. Их отсчёт ведётся от первого съезда, который прошел в 1898 году. После 1917 года съезды проходили ежегодно, потом менее регулярно, самый большой перерыв был  между XVIII и XIX съездами (13 лет). В 1961—1986 годах съезды проводились каждые 5 лет. Последний, XXVIII съезд КПСС как правящей партии прошел в 1990 году.

Середина 1950-х — начало 1960-х годов

Период в истории СССР,  наступивший после смерти И.В. Сталина, был образно, вслед за  писателем Ильей Эренбургом, назван оттепелью.   Во главе партии и государства в это время стоял Н.С. Хрущев.
    Хрущевская оттепель связана с демократизацией политической и общественной жизни  страны. В 1956 году на XX съезде КПСС  Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике сталинские репрессии и осуждён культ личности Сталина. Постепенно начался процесс реабилитации политических заключенных, отбывающих срок по 58-й статье. Их дела были пересмотрены, и они были объявлены невиновными в преступлениях, в которых их обвиняли. Но многие пострадавшие во время сталинских репрессий не дожили до своей реабилитации.   
     Довольно быстро оттепель сменилась новыми заморозками. В 1956 году советские танки вошли в Будапешт для подавления Венгерского восстания. В 1962 году в Новочеркасске произошел расстрел рабочих, требовавших  улучшения жизни и повышения зарплаты. Несмотря на эти трагические события, массовые политические репрессии не возобновились. При Хрущеве рухнула система Гулага, основанная на насилии государства по отношению к народу, страхе, всеобщей подозрительности и доносительстве на мнимых врагов народа. 
    В истории страны 50-60-е годы прошлого века стали переломными. Население Страны Советов начало учиться жить частной жизнью. Это касалось не только элиты, но и масс, положение которых улучшилось. По всей стране строились блочные пятиэтажки, так называемые хрущевки. Люди переселялись из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Стала подниматься легкая промышленность, удовлетворяющая бытовые нужды населения.  Однако, несмотря на некоторые изменения жизни, советское государство двигалось по прежним рельсам все к той же цели,  построению коммунизма. Были намечены и конкретные сроки начала коммунистической эры — 80-е годы ХХ века. Как заклинание звучал партийный лозунг тех лет. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
40. Спутник — русское слово, которое вошло в языки народов мира. Самым радостным  событием советской эпохи обычно называют космический полет Юрия Гагарина в апреле 1961 года. Ему предшествовал запуск на космическую орбиту в 1957 году первого советского искусственного спутника Земли. 

41. Хрущевка (хрущоба) — блочные многоквартирные, в основном пятиэтажные, дома, строившиеся по все стране в 50-60-е годы. Хрущевки, в которые люди переезжали из коммуналок и бараков, сглаживали острый жилищный кризис того времени.  Люди, получавшие от государства ключи от новых квартир, были счастливы. Может быть, впервые в жизни они могли лечь в кровать в своей отдельной, пусть и маленькой комнате. И у них была своя кухня. В хрущевках, площадь комнат могла составлять 6 метров. Высота потолков составляла 2,50 м, санузел был совмещенным. Хрущёвки были рассчитаны на 25 лет, более прочные – на 50 лет эксплуатации. И те, и другие  давно пережили свой срок, но в них по-прежнему живут люди.
42. «Ребра» — самодельные пластинки, записанные на рентгеновких снимках. Их можно было купить на рынках, в подворотнях. Ребра легко раздобывали в больницах. Порой с этих плёнок не смывалась эмульсия — так что, посмотрев на свет, можно было увидеть пораженные болезнью легкие  или сломанные  кости. Что же слушали "на рёбрах"? Певцов-эмигрантов,   авторов блатных песен.

43. Авоська — легкая удобная плетеная из веревок хозяйственная сумка.  Слово авоська вошло в обиход в 1930-е годы в условиях действия в стране карточной системы.  Карточки получали по месту работы. Их можно было отоварить, то есть купить на них определенные продукты. Бывало, что в магазин выкидывали товары, которые можно было приобрести в свободной продаже. Вот тут авоська, которую носили с собой на всякий случай,  и пригождалась. Авось что-нибудь удастся купить. Авоськи служили населению страны вплоть до 70-х годов. Они уступили место полиэтиленовым пакетам, которые было принято мыть, сушить и использовать вторично.

45. Первенцы промышленности. Первенцами назывались первые выпуски отечественных телевизоров, пылесосов, магнитофонов, радиоприемников, легковых машин и т.д. Первенцами именовались также  заводы, появившиеся в годы первых пятилеток.  Пятилетки — это пятилетние планы  по централизованному управлению хозяйственной жизнью страны. Первая пятилетка началась в 28-29 годах, последняя  — не была  завершена в связи с развалом страны в 1991 году.   

44. Семь слоников — фигурки, изображающие слонов,  из кости, дерева или другого материала. Семь слоников символизировали  домашний уют, тепло очага. Их дарили на счастье. В 50-е годы пели:

Ах, слоники,
прелестные слоники!
Вы - наши кумиры,
мы - ваши поклонники

В 60-е годы слоники стали символом мещанства и бездуховности, олицетворением эгоизма, равнодушия, потребительского отношения к жизни. С ними боролись  как с  идейными врагами, мешающими построению коммунизма в Стране Советов. Слоники, неведомо какими путями прибывшие к нам из Индии, стали постепенно исчезать с буфетов и комодов.
     В эти годы партия отчетливо обозначила цели, к которым следует идти советским людям. Она призывала не к заботе о своём благополучии и благосостоянии семьи, а к  самоотверженному труду на благо социалистического Отечества, звала на подвиги — поднимать целину, строить новые города и электростанции в Сибири и на Дальнем Востоке. Население страны вняло призывам партии. Молодежь начала грезить романтикой далёких дорог и больших строек.               

45.Картошка — массовые выезды жителей города в сельскую местность для помощи колхозникам в уборке урожая. На картошку отправляли в обязательном порядке студентов. Обычно с картошки начиналась их учеба в вузах страны. Уборка урожая в колхозах и совхозах стала превращаться   в огромную проблему. Не хватало техники, рабочих рук. Часть урожая оставалось неубранной. Принудительное отправление на сбор урожая горожан  не приносило особой пользы. Владимир Высоцкий на всю страну осмеял эту помощь города селу. 
Товарищи ученые, доценты с кандидатами.
Замучились вы с иксами, запутались в нулях.
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях…
Вы можете прославиться почти на всю Европу, коль
С лопатами проявите здесь свой патриотизм.   
"Картошка" стала еще одним свидетельством нерациональности и неэффективности государственной политики в сфере сельского хозяйства. Колхозы, организованные с огромными потерями и человеческими жертвами, не могли обеспечить закрома Родины зерном, молоком и мясом.               

46. Дефицит  — нехватка, недостаток. В 70-80-е годы население страны испытывало дефицит самых разных товаров народного потребления. В дефиците было почти всё. В магазинах выстраивались длинные очереди за сгущенкой, растворимым кофе, обувью, детской одеждой. Дефицитные товары продавались, как тогда говорили, из-под прилавка. Их распространяли на производстве в продуктовых наборах к праздникам. В состав наборов входили консервированный зеленый горошек, шампанское, твердокопченая колбаса, майонез. Те, кто имели доступ к дефицитным товарам, часто их перепродавали из-под прилавка, с большой наценкой. 

47. Зарница — детско-юношеская патриотическая игра, которая являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. Участники  делились на команды. Целью обеих команд являлся захват флага противника. У каждого из участвующих в игре были опознавательные знаки - погоны. Для того,  чтобы вывести противника из игры, надо было сорвать с него погоны.
48. Распределитель — место  распределения дефицитных продуктов и промышленных товаров для привилегированных групп советского общества, членов партии, ответственных работников разных уровней, деятелей науки и культуры, приближенных к власти.               

49. Очередь. На протяжении всей истории Страны Советов её населению приходилось стоять в очереди. Были голодные очереди за хлебом, в благополучные  70-80-е годы  были очереди за машинами и холодильниками.  Были очереди, в которых стояли годами, например, очереди на квартиру.

70-80-е годы – эпоха застоя
В свое время Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев сказал, что партия не допустит застоя, но история распорядилась по-своему.  Брежневский период (1964—1982 годы) получил в журналистике именно это наименование. Официально он назывался  иначе   — развитым социализмом.     Брежневский период  был достаточно  противоречивым. С одной стороны,  значительно увеличилось благосостояние советских людей. Почти в каждой семье был холодильник и телевизор. Многие семьи заселялись   в отдельные квартиры, так называемые брежневки, которые отличались от хрущоб улучшенной планировкой, например, более высокими потолками (2,75 м), раздельными санузлами. Позитивные изменения в жизни советских людей в этот период обеспечивались высокими ценами на нефть на мировых рынках. На нефтедоллары закупалось все необходимое за границей, в том числе и продовольствие.  С другой стороны, в эти годы заметно замедлился экономический рост страны, ощутимо стало проявляться отставание в высокотехнологичных областях. Товары, произведенные в СССР, проигрывали на мировых рынках в конкурентной борьбе. Проблемы переживало и сельское хозяйство, которое было не в состоянии обеспечить страну продуктами питания. Сказывалось и то, что руководители государства были далеко не молоды. В состав Политбюро ЦК КПСС входили люди, чей средний возраст составлял 70 лет.  Все это обусловило назревание в начале 80-ых годов  глубокого политического и экономического кризиса. До распада СССР оставалось несколько лет.

3. Ватник — род дешёвой тёплой стёганой одежды. История ватника, теплой поддевки под шинель, началась в XIX в. В ХХ веке ватник зажил самостоятельной жизнью, став униформой советского человека. Вся страна носила ватники (свободные и репрессированные, рабочие, колхозники и трудовая интеллигенция, женщины и мужчины). Армейские тоже носили ватники - зеленого цвета. Известно, что А. Солженицын, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе, в прошлом политзаключенный, когда его высылали из страны, надел в дорогу именно ватник.

54. Антисоветчик  —  человек, критикующий советский строй, отрицающий коммунистические идеи и борющийся с ними. Антисоветчики обличали советскую действительность, разоблачали советские мифы.

Антисоветчиками называли как западных политических деятелей, журналистов, так и отечественных критиков советской власти. Антисоветчиком считался английский премьер-министр Черчилль, американский президент Рональд Рейган, объявивший СССР империей зла. Антисоветчиком был А.И. Солженицын, написавший обличающий сталинские репрессии «Архипелаг Гулаг» и многотомную эпопею «Красное колесо», в которой осудил большевизм и большевиков.      

55. Невозвращенцы — название граждан СССР, не возвращающихся из заграничных служебных командировок и туристских поездок. Среди невозвращенцев были  артисты, писатели, ученые, сотрудники дипломатических миссий и органов безопасности. На Западе невозвращенцы  оставались в силу разных причин. Одни хотели реализовать свои творческие замыслы, что было невозможно в советских условиях, другие искали свободы и лучшей жизни.

56. Тунеядец  — слово обозначает человека, который не работает и живёт за чужой счет. В Стране  Советов тунеядство считалось преступлением.  В 1961 году был принят указ об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда. Впоследствии данный указ использовался для преследований по политическим мотивам. Наиболее известным было дело поэта Иосифа Бродского, в 1964 году осужденного за тунеядство и высланного на пять лет в Архангельскую область. На суде Бродский сказал, что он поэт. Его спросили, где он учился. Бродский ответил, он думал, что этому не надо учиться, что это от Бога. Суд не признал сочинение стихов работой. В 1972 году  Бродский был вызван в КГБ. Ему было предложено покинуть страну, и он эмигрировал в Америку. В 1987 году   Бродский  стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.               

57. Диссидент (от латинского слова dissidens — несогласный) — инакомыслящий человек, чьи взгляды значительно  отличаются от официальной доктрины.
   В 1960-годы диссидентами стали называть представителей движений, оппозиционных коммунистической власти. Диссиденты  требовали от властей  исполнения законов, прописанных в Конституции. Они хотели, чтобы в стране, которая называет себя демократической, реально осуществлялись провозглашаемые свободы слова, печати, собраний, проходили бы настоящие выборы, существовали бы общественные движения и партии. Диссидентов преследовали за их взгляды, сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря, лечили, хотя они не были больны,  в психиатрических больницах (психушках) и, наконец, лишали гражданства и высылали заграницу. 

58. Маг (магнитофон) — звукозаписывающее и звуковоспроизводящее устройство, изобретенное датским инженером  Паульсеном. В Советском Союзе первый бытовой магнитофон  был выпущен в сороковые  годы. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог  дома иметь магнитофон. В 70-е годы магнитофоны различных марок  получили широкое распространение. Одну из марок воспел Александр Галич.
Но гремит — напетое вполголоса,
Но гудит — прочитанное шёпотом.
Ни партера нет, ни лож, ни яруса,
Клака не безумствует припадочно,
Есть магнитофон системы "Яуза",
Вот и всё!  ...А этого достаточно.
Магнитофон дарил свободу слова, давал возможность выговориться  кумирам 70-80-х годов, Владимиру Высоцкому, Булату Окуджаве, Александру Галичу, Юлию Киму,

59. Самопал — джинсы, которые умельцы шили и продавали  в три дорога, выдавая за фирменные. Джинсы можно было только достать, купить с рук, например, у тех, кто имел возможность ездить за рубеж. Конечно, самопальные джинсы уступали настоящим, но носивший их, тем не менее, был счастлив. Нося джинсы, он демонстрировал свою независимость и свободу духа.               

60. Самиздат, тамиздат — способы неофициальной публикации и распространения литературных, религиозных, публицистических текстов. Копии изготавливались автором или читателями машинописным, фотографическим или рукописным способами. Тамиздатом назывались изданные «там», то есть за рубежом, и контрабандой ввезенные в СССР книги и журналы, в которых публиковались запрещенные авторы и исследователи, занимавшиеся советской историей. 

В 1985 году началась перестройка. В 1991 год распался Советский Союз. На смену советской пришла другая эпоха. Как написал в далёком 1976 году поэт Александр Кушнер:
Времена не выбирают,
в них живут и умирают.
Каждому поколению выпадает своё время. На долю советских людей пришлись многие испытания, но они смогли их преодолеть, пережить и осмыслить. Самый главный вывод, который сделали советские люди, обозревая пройденный путь, нельзя забывать о ценности каждой отдельной человеческой жизни. Ценою жизни одних не построишь счастья для других.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.