Единственный Владимир, единственный поэт...

Валериан Чобану
На нашем северном небосклоне много звёзд ликуют. И лишь немного сильнее всех сияют. Истина вроде всем известная. Так бывает и по отношению к людям. Много мужчин носят и носили имя Владимир. Но, однако, не все остались на небе, как сияющие звёзды.
А Человек, о котором хочу замолвить слово, вроде был незаметный вначале своей творческой дороге, но потом…
Как и второй, написавший немало сонетов, посланий и  поэм…
Вот этот Сонет:
(Он третий.)
Когда и мысли голос умолкает,
И остается только обожание,
Зову… Слышишь ль тебе мои воззвания,
Иль тьму времён ничто не достигает?

Из тени лет очей твоих блистание
Всю силу ночи светом осеняет.
Взойди же в мир – душа тебя узнает –
И озари собою мироздание.

Неслышно – чтоб ни вздох, ни смех не выдал
Твоей любви – склони с небес ресницы
И руки протяни ко мне беспечно.

Во сне лишь можно так счастливо слиться,
Любовь, навек погибшая, мой идол,
Кумир мой, обожаемый навечно!
(Перевод А. Бродского)

Этот сонет написан в 19 веке. В 20 веке его не успел петь тот единственный, о котором далее хочу напоминать несколько приметных черт его жизни. Надеюсь, что уже догадались о ком и по чьим именам звенят колокола!?

ВЛАДИМИР Высоцкий…

Актер театра и кино, поэт и исполнитель авторских песен, Высоцкий единственный человек с именем Владимир, о котором могу писать без упреков и со светлыми глазами.

Родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военного. А ушел из жизни 25 июля 1980 года. Факты общеизвестные.
Я искал у Виолеты Баша эссе о Высоцком или о Марины Влади. И не нашел. Хотя помню, что вроде бы, когда-то  читал.
Она интересно рассказывает о переплетении жизни Высоцкого с жизнью Влади.
Мне что добавить, чтобы не наводить грусть?
Утверждать, что его музыка распространялись, как и произведения Солженицына?  Вряд ли эта фраза кого-то сегодня заинтересует. Напомнить о том , что в 1979 году с помощью известной француженки Марины Влади, Владимир Высоцкий, наконец, совершает турне по США, Франции?
Всё может быть интересным. Смотря как подать. Но я сейчас никак не могу подать интересно. А день рождения Владимира Высоцкого приближается. Время быстро летает. Да и мы летаем...
 Только не осознаем, не чувствуем наш постоянный полет на родной Планете вокруг Солнца и вообще по Галактике.
Ну, тогда, что остается? Пожелать всем, кто посмел прочитать эти строки хотя бы до конца, счастливого полёта дальше! И как можно длительнее, длинною может быть и в сто лет!
Ибо поэт, актер и известный исполнитель авторских песен находился в полёте слишком мало времени. Как и его предшественник,  но только поэт и мыслитель, последний романтик 19 века. (Рожден 15 января 1850 года - ушёл 15.06.1889 года).
Надеюсь, кто-то поймет о ком, я в начале и в конец завёл лишь безымённый разговор. А если трудно, я помогу. Рожденный 15 января это последний романтик Михай Эминеску, а 25 января это же конечно Владимир Высоцкий. Вот так я их встретил через века. И ещё я обнаружил на стихире, немало его поклонников и авторов стихов, например:
Вот это стихотворение - В. Высоцкому, автор;
Геннадий Сивак
   К 65-ти летию
   В.С.Высоцкого.

И в Москве и в далеком Париже,
В полный рост он, с гитарой своей,
Тесен мир...Но не стали мы ближе,
И не будем  ни грамма дружней...

Кони к дальним стремились планетам,
На лету растеряв седоков...
Рвались струны, как нервы поэтов -
Этих стойких и верных бойцов.

Проходили без правил дуэли
На просторах великой страны.
Дифирамбы открыто  не пели,
Только были  намеки слышны...

И в Москве и в далеком Париже,
Званный  гость и великий Пророк,
Сцена.Гамлет. Да занавес ниже,
Но нажал кто-то вдруг на курок...

Автор Геннадий  Сивак.
25 января 2003 года.

А вот и ещё свежее. Буквально вроде вчера!
Высоцкому Владимиру исполнилось бы 72 лет
Автор:  Ирина Радзите

Люблю до сих пор его песни с надрывом
И голос прокуренный смытой слезой!
И как рвал он струны спокойно и сильно
И хриплые нотки дрожали порой...

Не верится в даты они нереальны,
Что семьдесят было б сегодня ему!
И были так  песни его музыкальны,
А жизнь оборвалась зачем не пойму?

И это далеко не последнее...
Доказательство? Пожалуйста!

Такой он был, такой он есть и будет!
Вячеслав Граф
                В. С. Высоцкому

Острый ум, меткий взгляд, он на ты был с судьбою,
в планах творческих свят, одержимый мечтою,
ярко жил и творил как венец дарованья,
щедро душу открыл всем друзьям в назиданье.

Припев:
Такой он был, такой он есть и будет!
Людское сердце друга не забудет!
Пусть прерваны заветные свиданья,
когда есть встречи, есть и расставанья.

Крепость духа и ширь кругозора людского,
смелость правды в глаза мощью гордого слова.
Небом данный талант не всегда понимали,
не жалели имея, потеряв зарыдали.

Припев

Его голос звучит, как родимая песня.
Благодарность в сердцах будет жить бесконечно.
Безграничность любви не пройдет скоротечно.
Он всегда среди нас! Среди нас он навечно!
http://proza.ru/2010/01/21/598

Без вмешательства в тексте. Без...
Но, с любовью! Как Ярослава, как многие другие...

Дам восхищением одарит.
Немало царских знал балов.
Играет страстно на гитаре
Бесстрашный капитан Жеглов.
Владимир Высоцкий («Маленькие трагедии», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил», «Единственная», «Место встречи изменить нельзя»)
http://www.stihi.ru/2007/08/22-1672

И ещё...
Я вместо рецензии взял и скопировал, и первое и второе, и третье, чтобы и другие читали. Все гости, побывавшие на этой странице. В зимние дни и не только.

А когда весна пришла, вместе с ней и отзыв получил который и привел меня к автору.
О нём, как потом стало известно, не все пишут с восхищением, как например автор Сергей Жуков. Доказать могу но...
Ещё не всё понятно, не пройдено до конца, так что ограничиваюсь отрывком и вопросительным знаком, для того чтобы продолжать изучать творчество Высоцкого.
В отрывке речь идет о каком-то пульсе...

" Ну что ж он не слышит как бесится пульс?
Бензинная кровь на нуле!.."
. . . . . . . . . . . . . . .
"Мне в хвост вышел "мессер", но вот задымил он -
Надсадно завыли винты...
Им даже не надо крестов на могилы,
Сойдут и на крыльях кресты!.."
. . . . . . . . . . . . . . .
"И я попрошу Бога, духа и сына,
Чтоб выполнил волю мою -
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою..."

Песня "Их восемь, нас двое..."(Песня летчика-истребителя), по просьбе Э.Володарского была использована в спектакле по его пьесе "Звезды для лейтенанта"(1975 г.).
В процессе работы над песней "Их восемь, нас двое...", ВВ также от лица лётчика-истребителя написал стихотворение "Я лётчик, я истребитель", но песни на него создано не было -

"Я лётчик, я истребитель,
Вылетов шесть на дню.
Хотите о "мессершмите"?
О двух "фокке-вульвах" хотите?
Ладно, повременю.

Сейчас эскадрилья тяжёлых - девятка,
Уходит в ночной полёт.
Ну а теперь я начну по порядку,
Зачем забегать вперёд?

Я ложь отличаю от были,
Положено мне различать.
Мы Брест сегодня отбили,
Вчера же мы Брест бомбили...
А в Бресте отец мой и мать.

А далее следует понять всё как полагается до конца.
Тем не менее, я наброшу  тут ещё пару штрихов к портрету Высоцкого для пытающихся выставить его, и не только, в немного ином свете, чем заслужил.
Его не следует рассматривать отдельно от своей Марины Влади (1938), французской актрисы  театра и кино русского происхождения. От пера супруги остались книги: М. Влади, "Владимир Высоцкий или Прерванный полет" (воспоминания), Москва, Прогресс, 1989.,
Марина Влади поёт песни Владимира Высоцкого, Владимир Высоцкий поет свои песни, М., Мелодия, 1974 и др.
В 1981 году поэт Роберт Рождестсвенский издал первый сборник стихов поэта Владимира Высоцкого "Нерв". Позже будут выпущены в 1988 году избранные труды в которых включены стихи циклов: Братские могилы, Песня о друге, Про иогов, Спасите наши души, Москва-Одесса, Охота на волков, Диалог у телевизора, Подводная лодка и другие.
А в середине лета, этого года нахожу на стихи точка ещё одно письмо В. С. Высоцкому автора Марины Коробейникова
   
Что, Владимир Семенович, как свысока
На оставшихся здесь Вам смотреть там не кисло?
Видно сверху, чья водит нас за нос рука,
Есть ли в наших метаньях хоть капелька смысла?
И, наверное, ясно оттуда видна
Вам Россия, обильно политая водкой,
И несчастная кажется наша страна
Навсегда затонувшей подводною лодкой.
Вряд ли в кайф Вам теперь героиновый смак,
Он от нас не доходит к Вам утречком рано?
Может, видели стаи «зелёных собак»,
Улетающих в небо от наркоманов?
Если есть там Господь, как гласит здесь молва,
Вы ему расскажите за утренним чаем,
Что у нас позолочены все купола.
Отчего же Господь-то не замечает?
Баксы вложены, много в России церквей,
Но, похоже, опять мы ошиблись в расчётах,
И для Господа, видимо, всё же важней,
Чтобы в душах блистала у нас позолота.
Только где ж его взять, тот налёт золотой,
Полки ломятся от  бездуховного чтива,
Все гитары звучат, да вот нет той одной,
Чтобы в клочья душа, как у Вас, от надрыва.
Конъюнктурщиков пир и похабщины смрад,
Так же дымно, и в зеркале нет отраженья...
И в запасниках душ наших тихо лежат
Чувства лучшие наши, увы, без движенья.
Вот такие дела. Так живём - не живём,
Не стыдясь за итоги прошедшего века,
Только изредка врубишь «Коней…» на весь дом,
И тогда ощущаешь себя человеком.

Злободневно, как говорится. Однако для кого и в какой степени?
А чтобы снять вопросительный знак я приведу ещё одно великолепное суждение одного из моих избранных авторов и уважаемых на стихи точка ру. Это эссе:
Мне есть чем оправдаться пред Всевышним - Высоцкий
                Автор - Наталия Никифорова. http://www.stihi.ru/2010/07/24/2013
    Поэзию последних десятилетий отличает огромное разнообразие тем, ей присущ очень большой охват явлений, диапазон ее проблем исключительно широк. Это особенно наглядно видно на примере творчества Владимира Высоцкого . “Поющий нерв эпохи”, он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель – “до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней – немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе; не тот и не та ...”.

     Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 года в Москве. Первые годы своего детства жил с матерью – Ниной Максимовной, первой женой своего отца. Какими были эти годы? Как у всех детей довоенного времени: коммунальная квартира с множеством соседей, а потому с массой впечатлений, самые скромные игрушки. Затем война. Два года жил Высоцкий с матерью в эвакуации. Отец присылал им деньги, но все ровно им жилось трудно. Первые впечатления от жизни мальчик получил не очень радостные. От отца он перенял характер, внешнее сходство и походку. А их голоса при разговоре по телефону путали даже самые близкие родные и друзья.

     В молодости его отец немного занимался игрой на фортепиано, правда, дальше азов не пошел. А вот петь песни, например, Вертинского, Дунаевского и другие популярные в народе мелодии очень любил.

     Много лет спустя в одном из эпизодов фильма «Место встречи изменить нельзя» Володя спел песню Вертинского точно в отцовской манере и потом допытывался, узнал ли отец себя. Узнал, конечно... Его отец родом из Киева.

     Жизнь у его отца с матерью не сложилась. И семья решила: сын будет жить у отца.
     Володя приехал к отцу в январе 1947 года, и его вторая жена, Евгения Степановна Высоцкая – Лихалатова, стала для него на многие годы второй матерью.

     Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Эта черта сохранилась в Высоцком на всю жизнь. Будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил кучу подарков родным, друзьям. А если подарков не хватало отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное.

    Друзья и товарищи вспоминают, что Высоцкий был не только добрым, но и очень ласковым и даже нежным. Он уважал старших, был преданным и верным в дружбе, тактичным и воспитанным. Думаю, что в этом немалая заслуга Евгении Степановны – она с детства воспитывала в нем эти замечательные человеческие качества.

     Владимир Высоцкий всегда не терпел несправедливости, не выносил равнодушия людского, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Не раз приходил с синяками из-за этого. Книгу Володя полюбил очень рано. Читал днем, читал ночью, под одеялом светя себе фонариком... Любил пересказывать прочитанное. Память у него была блестящая. Мог с одного прочтения запомнить стихотворение. За какой-то час выучивал поэму. В школе учился хорошо, но не ровно.

     В Большом Каретном, местечке где они жили с отцом, прошли годы его отрочества, здесь он учился в средней школе с 5-го но 10-й класс, здесь «познал» жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих весен, особенно ранних.
     «Черный пистолет» — это трофейный «вальтер» его отца. Высоцкий как-то его обнаружил и играл «в войну» до тех пор, пока Евгения Степановна, опасаясь возможных неприятностей, не разобрала и не выбросила пистолет.

     Большой Каретный Володя не забывал никогда.
    В 1956 году в Школе-студии МХАТ Володя познакомился с Изой Жуковой, которая там училась на третьем курсе, то есть на два курса старше его, а весной 1960 года, в год окончания им школы-студии, они стали мужем и женой. Жили очень дружно, но позже, работая в разных городах, расстались.

     В конце 1961 года — на съемках фильма «713-й просит посадки» — Володя встретился с будущей матерью двух своих сыновей Людмилой Абрамовой, с которой в 1965 году официально оформил брак.

     Владимир был целеустремленным человеком, подходил к себе очень требовательно, трудился, что называется, на износ. Он обладал удивительной памятью, это помогало ему в учебе и в дальнейшем — в его поэтическом и артистическом творчестве.

     В детстве у Володи со здоровьем было не все гладко. Врачи обнаружили шумы в сердце… Хотя в 16 лет они и сняли его с учета, но посоветовали беречь себя, уходить от лишних волнений.
    Результат его короткой, но непростой жизни, его одержимого труда — его наследие... Когда готовился к изданию первый сборник стихов «Нерв», то насчитали свыше шестисот стихотворений. Возможно, их отыщется больше.

     У Владимира Высоцкого выросли два прекрасных сына. Они тоже люди творческих профессий. Старший — Аркадий, окончил сценарный факультет ВГИКа, младший — Никита, пошел по стопам отца: окончил театральную студню МХАТа, а после возвращения из армии работал в молодежной студии театра «Современник».

     Умер Высоцкий в 1980 году. Но люди навсегда запомнят этого легендарного человека: поэта, певца и актера.

До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.

Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни - чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине "Короткие встречи", белогвардейский офицер в фильме "Служили два товарища", радист в "Вертикали" и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".

И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый "застой", казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.
Все это было присуще, в той или иной мере, героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь к нему: "Он не врал".
Песни Владимира Высоцкого популярны и актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: "русский шансон". Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино - Ганнибал и Бруснецов, Фон Корен и Рябой и многие другие, а Глеб Жеглов и вовсе стал "народным" персонажем. Многие его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, "любезны народу".

В Москве открыт Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
С 1994 на Гоголевском бульваре в Москве действует постоянная выставка - профессиональные и любительские фотографии из жизни Высоцкого.
В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Национальным Резервным банком учреждена ежегодная Премия Высоцкого "Своя Колея".
В 1999 году Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

Ты так велик и так правдив -
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений: -
Ты просто наш Советский гений!

     Вот так написал Валентин Гафт и я не стал обсуждать прав ли автор или нет, а принял от всей души. В середине лета, в июле 2010 года.
A 18 октября 2014 года  Виктор Рыльский:
Мой друг уехал в Магадан

История знаменитой песни Владимира Высоцкого

Впервые легендарный певец, актер, композитор исполнил песню про Колыму в Тбилиси 18 октября 1965 года. Она посвящена Игорю Кохановскому, другу и однокласснику, выпускнику МИСИ, в котором они начинали учиться с Высоцким. В 1965-м он уехал работать на Колыму, чтобы сделать карьеру.
На Колыму!
Как рассказывал потом Кохановский, ему в те годы хотелось поменять профессию, писать стихи, поступить на Высшие литературные курсы. Им уже была написана и исполнена Клавдией Ивановной Шульженко знаменитая песня «Бабье лето». Но, по его словам, москвичам на эти курсы путь был заказан, а напечатать собственную книжку – мечта вовсе недосягаемая. В газете «Московский комсомолец», где он публиковался, посоветовали «если менять профессию, надо начинать не с московского, а с «Магаданского комсомольца». Мол, езжай в Магадан, сразу выпустишь книжку. Вернешься, вступишь в Союз писателей. Так и получилось. В 1969 году Игорь Кохановский вернулся в Москву. С книжкой, изданной в Магадане, попал на Всесоюзное совещание молодых литераторов. Потом были и долгожданные Высшие литературные курсы.
Мой друг уехал в Магадан,
Снимите шляпу
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу…
На одном из концертов в Лесотехническом институте Архангельска, 13 марта 1968 года, Владимир Высоцкий получил записку из зала: «Пишите ли вы что-либо с Игорем Кохановским? Расскажите о нём. Спойте «Бабье лето». Записка Высоцкому понравилась, он ответил ее автору со сцены: «Автор слов песни «Бабье лето» Игорь Кохановский – это мой друг. Он сейчас работает в Магадане – уехал из Москвы, по профессии он инженер-строитель, но работает на Чукотке корреспондентом газеты «Магаданский комсомолец». Сейчас у него кончается срок отбывания там. Он поехал добровольно – не «по этапу». И он еще хочет пойти в старатели – помыть золото. Самая трудная профессия, как он сейчас говорит». Сам Владимир Семенович в 1968 году тоже побывал на Колыме, что называется «не по этапу». А по весьма приятному событию. Он прилетал на свадьбу Игоря Кохановского. В большой восторг его привела бухта Нагаева, появились строки:
Как я видел Нагайскую бухту —
Да тракты!
Улетел я туда не с бухты-
барахты.
Редкий ритмический рисунок стихотворения, необычная рифма, ирония. Все в двух строчках. Магадан в творчестве Владимира Высоцкого представлен своеобразно с присущей только ему зоркостью, наблюдательностью.
Игорь Кохановский в книге «Письма Высоцкого» и другие репортажи на радио «Свобода», рассказывает о письмах, которые ему писал Владимир Высоцкий в Магадан. Письма полны юмора, без которого, несмотря на драматизм жизненных ситуаций, большого поэта представить трудно. Писал Высоцкий о проблемах создания теaтральных образов на Таганке, о своем одиночестве «в толпе», возникающих трудностях с написанием песен и их официальном прохождении к слушателям. Когда-то он служил в театре имени Пушкина, где ему доверяли роль Чудища в сказке Аксакова «Аленький цветочек», а здесь он совершил стремительный рывок к образам Хлопуши и Гамлета.
Кохановский вспоминал, что у него заканчивался рабочий день, вдруг раздался звонок от Высоцкого, который говорил в трубку, что находится внизу, в проходной редакции. Игорь бежит вниз, спрашивает: «Ты откуда?» Высоцкий рассказывает, что у его знакомого есть знакомый летчик и…он сел в Магадане. Кстати, в тот приезд он не выступал с концертами. Отвечал на просьбы: «Я к другу приехал на два дня».
Быть может кто-то скажет: - Зря!
Как так – решиться всего лишиться?
Ведь там сплошные лагеря,
А в них убийцы!
Читайте далее: http://www.svpressa.ru/post/article/101404/