Прошлая женщина

Ева Смородина
     Fortis imaginacio generat casum (с лат. Богатое воображение порождает событие).
*   *   *
     Кухня в новом доме оказалась просторной, окна смотрели на переулок. На кухне особенно радовала меня лоджия, которую я облюбовала на весну-лето для выращивания цветов. В старой пятиэтажке у нас вообще балкона не было, первый этаж - там балкон не полагался.
     Пару месяцев мы разбирали коробки, вешали люстры, расставляли мебель. Что-то удалось прикупить новое.
     Потом родители снова приступили к работе, оставляя меня наедине с кошкой и компьютером. Компьютер был старый, а кошку пришлось завести новую - ради новоселья, лишь бы через порог она первой переступила. Благодаря ей, кровать мою поставили в том углу, где кошка свернулась клубочком. Существует противоположное мнение, что именно в таком месте, наоборот, не стоит кровати располагать, но мне здесь пришлось по вкусу. Кошку, конечно, оставили, а в честь новоселья назвали Домашкой...
     Сразу после школы я разогревала себе обед и усаживалась к компьютеру - заниматься уроками, вернее сначала играть, чтобы к приходу родителей изобразить кипучую деятельность старшеклассницы, завершающей выполнение домашних заданий.
     Темнело всё раньше - и к возвращению "предков" уже приходилось зажигать свет.
     Прошёл месяц, я совсем привыкла к новой обстановке (взрослые дольше привыкают). Школа отсюда ненамного дальше, а Дом детского творчества, наоборот, стал ближе. Но однажды, в середине ноября, начались странные события...
*   *   *
     На кухне зазвонил телефон. Я поставила игру на паузу и поспешила туда. По дороге сообразила вдруг, что трели у звонка незнакомые, к тому же телефонного аппарата на кухне вовсе нет. Но тут мимо меня промелькнула быстрая тень - некая женская фигура опередила меня, схватив воображаемую трубку. Голос прозвучал абсолютно отчётливо: "Да. Да-да. Слушаю Вас внимательно..."
     Я поймала себя на тщетном усилии припомнить, слышала ли когда-либо этот мелодичный голос. Но женщина тем временем закончила разговор и растаяла в сумраке кухни.
     Машинально пройдя на лоджию, я открыла окно и глянула вниз. Одинокая "Ока" проехала возле фонаря. Никто не смог бы спуститься туда с высоты пятого этажа.
     Закрыв окно, я в некотором замешательстве вернулась к компьютерной игре, механически продолжив её.
*   *   *
     В начале декабря, в воскресенье родители поехали в "ИКЕА" покупать стеллажи для книг. Оставшись одна, я вспомнила странный случай с призрачной женщиной. И вдруг!
     Я стояла у плиты, когда снова прозвучало "Слушаю Вас внимательно", причём телефонного звонка вовсе не было. Кошка Домашка, оказавшаяся поблизости, сразу спряталась под табурет и слабо мяукнула оттуда. Ну-у, если животное чувствует это постороннее существо, то не мерещится и мне.
     "Кто вы?" - спросила я и не узнала собственный голос. Продолжая вслушиваться в тишину, я подумала, что ни отец, ни мать не поймут меня правильно: подобные галлюцинации свойственны скорее наркоманам. Домашка согласилась не раскрывать тайну и тоже промолчала.
*   *   *
     За час до Нового года взрослые бурно выпивали. В гости пришли сослуживцы отца - в редакции их ждали к завтрашнему полудню. Маму отпустили до трёх. Так что было не до меня.
     Что ж, пусть они провожают Старый год, затем встречают Новый. Главное, после ухода гостей - обнаружить под искусственной Ёлкой какой-нибудь подарок от Деда Мороза. Каждый год я боялась, что родители посчитают меня выросшей из детского возраста - и ничего не положат. Судя по тому, что "детское шампанское" на столе стояло, излишняя взрослость мне пока не грозила.
     Из кухни донёсся бой настенных часов. Они купили к празднику часы с боем?! Заинтригованная, я пошла на звук - и замерла, войдя: лампа из прихожей мягко подсвечивала кухню, никаких часов и в помине не было, однако они отбили одиннадцать ударов.
     ...Взрослые уже запели. Они точно так же пели, празднуя новоселье, так что казалось, словно хотят исполнить весь свой репертуар и не перепутать порядок песен (хорошо хоть до караоке не докатились!). Им было не до мистических часов с боем. Конечно, никто не вышел, а потому не заметил и силуэт мужчины у окна.
     "Ты не Лена, а Мадлена", - вспомнила я слова одноклассника Игоря, которому представлялось остроумным такое сравнение меня с сумасшедшей - от английского "mad", когда на уроке литературы я начинала философствовать по поводу очередного изучаемого произведения. Он так и произносил, замедленно-тягуче: "Мэд-Лена". Игрек просто завидовал моим "пятёркам", потому что на полном серьёзе мечтал стать маститым писателем. Если бы он знал, что я хочу по женской линии продолжить династию семьи! Ведь начиная с прабабушки - в роду у нас были актрисы. Тогда бы он мог назвать меня какой-нибудь "Крейзеровой Сонатой" (вместо "Крейцеровой" у Льва Николаевича), ведь английское слово "crazy" ему тоже известно.
     Мои мысли зашли бы ещё дальше, но мужчина у окна шевельнулся и произнёс громким баритоном: "Крейзерова Мадлена". От неожиданности я попятилась к стене, нажав спиной на выключатель. Вспыхнул яркий свет - и мужчина исчез. Ну не мог он такого сказать! Что у меня с ушами? Зрительные образы уже не пугали.
*   *   *
     После полуночи, когда бокалы с шампанским отзвенели и затихли на губах собравшихся, а затем все стоя торжественно пропели гимн - в унисон с телевизором, я осторожно вышла из комнаты, потому что в бое курантов мне мерещился бой невидимых кухонных часов. Мистика притягивала, у меня появилась потребность в галлюцинациях. Как же несовершенен человек!
     В прихожей света снова хватило, чтобы различить призрачное. Их было двое: этот мужчина и прошлая женщина. Сначала мне показалось, что они очень заняты разговором. Внимательно наблюдая, я с удивлением поняла, что они не замечают не только меня, но и друг друга. Их тени передвигались, словно проходя одна сквозь другую, а голоса существовали сами по себе, переплетаясь в абракадабру, заглушаемые более сильными голосами из гостиной, которые затянули новую песню про "златые горы".
     К столу возвращаться не хотелось, интереснее было пообщаться с новогодними привидениями - пока они не пропали. Страха не было. Видимо, и "детское шампанское" может подействовать.
     "Кто вы?" - как и в первый раз спросила я. Так, на всякий случай, не ожидая ответа. И вдруг они одновременно начали что-то рассказывать. Мужчина несколько раз повторил имя "Илона". Потом женский голос почему-то сорвался на плач. Мужчина не замечал её рыданий, он декламировал из Тютчева, затем какие-то ироничные стихи. Он стоял спиной к окну, уличный фонарь освещал его сзади (как по телевизору показывают человека, который не хочет быть узнанным). Но когда он повернулся в профиль, я смогла рассмотреть аккуратную бородку. Нечто неуловимое подсказывало мне, что я его как будто знаю.
     За окном бесконечно взрывались петарды. Женщина перестала плакать и снова начала движение - от раковины к стене, потом к плите. Будто бы открыла духовку, изображая руками, как достаёт яблочный пирог или утку, фаршированную яблоками. Запах яблок отчётливо доносился до меня. И даже вкус легко представила. Теперь оставалось подключить ещё и осязание (?).
     Голос отца пробудил меня из оцепенения. С неохотой отозвалась. Призраки растворились, вместе с яблочным ароматом. Пришлось вернуться за стол.
*   *   *
     Прошло около года. Приближалось очередное Новогодие.
     Кошка Домашка избегала появляться на кухне вечерами. Примерно раз в месяц (к полнолунию) там возникал образ женщины. Мужчина больше не появлялся, отсутствовал и бой часов. Женщина была печальна, иногда плакала. Обычно она сидела, подперев голову рукой, в мучительном ожидании. Говорила по телефону своё "Слушаю...", а потом мне чудились короткие гудки. Иногда она выходила на лоджию, преодолевая стену насквозь, и высматривала что-то на улице.
     Сколько я ни пыталась говорить с нею, она не отвечала. Мне удалось добиться от неё только имени: однажды она повернулась, откликнувшись на обращение к ней "Илона". Она даже переспросила: "Иван, ты?" Значит, мужчину зовут Иваном!
     Наконец воображение нарисовало мне следующую картину. Раньше здесь стояла старая пятиэтажка, которую снесли для строительства нового дома. Эти двое проживали на уровне нашей нынешней квартиры. Они были совершенно разные. Как говорится, не сошлись характерами. Тогда он ушёл от неё. Безутешная женщина долго ждала его возвращения...
*   *   *
     Помог Игрек. Не вдаваясь в подробности, я попросила его найти (в Интернете или на диске у знакомых) старую телефонно-адресную базу Москвы. Адрес бывшей пятиэтажки я уже нашла сама - на градостроительной выставке.
     Игрек уже здорово разбирался в компьютерах, Интернетах. Это я отстала, а родители не спешили Интернет устанавливать: им казалось, что у меня компьютерная зависимость и так имеется, как бы ночами не начала виртуально пропадать. Да-а, с моим-то воображением!
     Как и следовало ожидать, женщина с редким именем Илона была единственной на весь бывший дом из 80-ти квартир. Таким образом, в старой базе определилась фамилия Илоны, отчество и дата рождения. Жила она на пятом этаже, то есть как раз на уровне нашей теперешней квартиры.
     Игорь даже пошёл дальше в своих поисках. Ему удалось выяснить, куда переехала Илона. Она действительно жила одна, а потому её переселили в однокомнатную квартиру, в пределах нашего района. Игрек продиктовал мне её телефон.
*   *   *
     Недели две я не решалась набрать этот номер. Вдруг стала побаиваться Прошлой женщины, как называла её для себя. Как ни странно, мне придало решимости опасение, что призрак женщины успеет снова явиться мне - на днях по лунному расписанию ожидалось полнолуние.
     Да-а, можете себе представить, как я вздрогнула, услышав знакомое "Слушаю Вас внимательно"!
     Зачем я искала её, зачем звонила? Не знаю. Но слова нашлись. Взрослым голосом я сказала, что якобы работаю психологом и что могу ей бесплатно предсказать будущее.
     Растерявшись, она молчала. Тогда я сообщила, что угадаю её имя - Илона, что по знаку Зодиака она "Телец". Женщина Илона изменившимся голосом попросила предсказания.
     И тут меня прорвало - словно заправская цыганка, я обещала ей, что в течение месяца она встретит спутника жизни, что она с ним уже знакома. Это будет в полнолуние. Я не руководила своими словами, они возникали самостоятельно - из неизвестности. Или из будущего, скорее. И назвала его суженого Иваном.
     - Значит, Иван вернётся! Я верила, я знала! - Радость захлестнула её. - Знаете, я ведь переехала и боялась, что он не найдёт меня, даже если захочет. Мы тогда как раз поссорились...
     - Обязательно найдёт, - подтвердила я, стараясь говорить с прежней уверенностью. Неожиданно в трубке послышался знакомый бой часов. Тут меня осенило: - Вы же знаете телефон Ивана. Позвоните ему! Он же - Ваша судьба.
     - Да-да, - воскликнула Илона. - Спасибо большое! - И вдруг спохватилась: - А кто вы?
     Я поспешно повесила трубку: мне ведь тоже не отвечали, когда я спрашивала!
     Фантом женщины из прошлого появляться перестал. А повзрослевшая вместе со мной Домашка вот уже сколько лет спокойно расхаживает по кухне...
(1-я редакция - в апреле 2008).