Конец эпохи...

Владислав Врублевский
ЗАМЕТКА  В  ГАЗЕТЕ  «КРАСНАЯ  ЗВЕЗДА»…


Днём  12  ноября  1982  года  умер  Леонид  Ильич  БРЕЖНЕВ*.  Страна  потеряла  очередного  гениального  вождя  всех  времён  и  народов…

Славная  своей  историей  океанская  подводная  лодка  Б-435  выполняла  очередную  боевую  задачу,  поставленную  командованием  в  Гренландском  море  недалеко  от  острова  МЕДВЕЖИЙ.

За  северным  (нашим)  полярным  кругом  исключительно  благодаря  могучей  коммунистической  партии  Советского  Союза  наступила  настоящая  полярная  ночь,  с  некоторым  прояснением  на  1.5 – 2 часа,  условно  днём… 
Вышестоящие  командиры  решили  поэкзаменовать  героев  подводников  при  плавании  в  штормовом  море  в  надводном  положении.  Волнение  5-6  баллов  было  достаточно  неприятно,  но  не  лишало  нашу  субмарину  возможности  вести  практически  все  виды  разведки  свойственные  кораблям  нашего  проекта  в  этом  районе  мирового  океана…

Ровно  через  двое  суток  «штормования»  -  летания  по  волнам,  наш  единственный  на  всей  подводной  лодке  якорь  «его  же  ему  в  дышло»  начал  молотить  по  лёгкому  корпусу…
  И,  что  более  важно,  продолжал  мешать  командиру  подводного  исполина  отдыхать…

Долго  сказка  сказывается,  да  быстро  дело  делается…

…  Помощник  командира  Булат  МАЕВСКИЙ  доложил  командиру  Подводной  Лодки  о  готовности  к  выходу  на  надстройку  с  началом  самого  светлого  времени  суток,  и  искренне  полагал,  что  легко  справится  с  незадачей  (поставленной  задачей)  даже  в  шторм.  До  этого  в  течение  двух  часов  он,  стоя  на  мостике,  выбирал  оптимальные  курсы  и  скорость  с  целью  минимального  заливания  носовой  надстройки  морскими  волнами…

Как  полагается,  по  приказанию  командира  подводной  лодки  объявили  «Учебную  тревогу»  и  начали  аварийные  работы  на  носовой  надстройке  подводной  лодки…

МАЕВСКИЙ  был  одет  в  резиновые  штаны  от  комплекта  химической  защиты,  меховую  куртку  -  «канадку»  и  спасательный  жилет.  На  поясе  отличный  монтажный  пояс  со  специальным  карабином  для  крепления  к  лёгкому  корпусу.  Два  штатных  бросательных  конца,  предназначенных  для  передачи  швартовых  концов  при  швартовке  на  берег,  были  связаны  между  собой  и  изображали  (имитировали)  штатный  страховочный  конец  (шкерт,  верёвку).  Сей,  страховочный  конец  держала  со  стороны  подводной  лодки  группа  товарищей,  возглавляемая  старшим  помощником,  находящимся  на  мостике  подводной  лодки,  а  с  другой  стороны,  верёвка,  естественно,  была,  привязана  к  монтажному  поясу  надетому  на  имевшуюся  талию  Булата…

Спустившись  по  скоп  трапу  на  надстройку,  помощник,  держа  в  одной  руке  страховочный  конец,  а  в  другой  специальный  ключ  для  якорно-шпилевого  устройства,  аккуратно  прошёл  по  надстройке  к  интересующему  его  лючку  и  пристегнулся  своим  карабином  к  лёгкому  корпусу  в  районе  проводимых  работ…

Более  часа  помощник  потратил  на  открывание  лючка,  отжатие  специальных  захватов  удерживающих  якорную  цепь  и  собственно  выбор  якоря  в  клюз…  Всё  шло  без  замечаний.  Якорь  сел  на  штатное  место,  якорная  цепь  была  окончательно  зафиксирована  в  нужных  местах,  оставалось  задраить  последний  лючок,  и  вернуться  в  прочный  корпус  подводной  лодки…

Но  время,  время,  потраченное  на  все  эти  мероприятия,  учитывая  постоянное  заливание  помощника  волнами  с  ног  до  головы,  пролетело  для  всех  находящихся  снаружи  подводной  лодки  как  пять  минут…  А  море,  море  начало  менять  своё  отношение  к  нашему  кораблю  и  его  яркому  представителю  на  верхней  палубе…

В  какой-то  момент  Булат  одним  замечательным  местом  почувствовал,  что  нужно  срочно  сваливать.  Но  гордость,  офицерская  гордость…  Плюс  хорошая  морская  выучка  предупреждали…
  Данный  (вышеобозванный)  лючок  будет  оторван  волнами  уже  через  час,  а  случись  шторм  8-9  баллов,  подводную  лодку  начнёт,  безусловно  «раздевать»  по  взрослому  (отрывать  куски  лёгкого  корпуса…)…

Плавали,  знаем… 

Наша  отличная  435  уже  возвращалась  из  Северной  Атлантики  без  половины  правого  борта  и  без  двух  баллонов  воздуха  высокого  давления  пару  лет  назад…

…  Когда  Булат  в  очередной  раз  отстегнул  свой  карабин,  и  начал  делать  необходимые  для  продолжения  работ  два  шага  уже  почти  океанская  волна  сбила  его  с  ног  и  вышвырнула  с  надстройки  за  борт…

Чудом,  просто  чудом  Булат  сгруппировался  и  зацепился  ногами  за  вырез  в  борту  лёгкого  корпуса  для  носовых  горизонтальных  рулей…   
Затем,  чуть  переведя  дыхание,  начал  выбирать  момент  для  возвращения  себя  -  любимого  на  надстройку.  Дышать  было  крайне  трудно.  В  этот  момент  Булат  почувствовал  себя  настоящим  дайвером.  Под  водой  МАЕВСКИЙ  находился  гораздо  больше  времени,  чем  вне  неё…

Наконец,  выбрав  удобный,  с  его  точки  зрения  момент,  помощник  высунулся  по  пояс  из-за  борта  и…  моментально  получил  волной  удар  такой  силы,  что  уже  в  летя  в  воздухе  почувствовал  себя  буревестником…
Волна  перевернула  нашего  героя  на  360  градусов  (через  себя)  и  окончательно  и  бесповоротно  сбросила  в  пучину  морскую  в  нескольких  метрах  от  подводной  лодки…

За  время  своего  краткосрочного  полёта  из  выреза  носовых  горизонтальных  рулей  до  водной  поверхности  Булат  проанализировал  и  систематизировал  ситуацию: 
- жилет  естественно  без  «пимпочек»  и  маячков,  которые,  по  сути,  и  делают  его  спасательным;
- бросательный  конец,  по  своей  сути,  безусловно,  не  предусмотрен  для  вытаскивания  на  палубу  из-за  борта  120  килограммового  громилы,  да  ещё  в  штормовую  погоду;
- канадка  намокнет  за  считанные  секунды,  и  будет  сама  весить  килограммов  двадцать;
- ну,  и  резиновые  штаны  заполнятся  водой  максимум  за  20 – 30  секунд… 

Вынырнув  из  воды  помощник  окончательно  понял,  и  уяснил  до  самого  своего  копчика,  что  жизнь  это  классная  штука!!!

Вокруг  было  практически  темно.  Все  стоящие  на  мостике,  кто  видел  происходящее,  понимали,  что  произойдёт,  если  верёвка  порвётся.  Развернуться  на  обратный  курс  подводная  лодка  с  вероятностью  процентов  60,  наверное,  сможет.  Но  найти  ночью  в  штормовом  море  при  таком  волнении  помощника  с  первого  захода… 

Булат,  как  многие  в  такой  ситуации  пропадёт  без  вести… 
И,  посмертно  будет  награждён  медалью  «За  отвагу»… 
Такова  цена  жизни  советского  моряка…

Сам  Булат  чётко  понимал,  что  ЭТА  «верёвка»  даже  теоретически  не  может  не  порваться  в  данной  ситуации…

Потом  в  Средиземном,  почти  гладком  на  тот  момент  море,  после  ловли  очередной  порции  морских  черепах  (для  употребления  непосредственно  во  внутрь)  Булат  несколько  раз  пробовал  вскарабкаться  на  надстройку  в  том  самом  месте… 
Виг  Вам,  как  говорил  Кот  МАТРОСКИН…

В  этом  конкретном  районе  океана  за  последние  двести  лет  температура  воды  в  любое  время  года  не  превышала  плюс  четырёх  градусов  по  Цельсию. 
Штаны,  конечно  же,  медленно,  но  верно  наполнялись  замечательной  пахнущей  морем  (йодом)  водой,  но  Булат  тупо  выбирал  своими  руками  верёвку  со  скоростью  ровно  в  четыре  раза  превышавшей  скорость  выбирания  этой  же  верёвки  с  другого  направления  -  со  стороны  мостика… 
Разница  была  очевидна.  Булат  боролся  за  свою  жизнь… 
А  люди  на  мостике  спасали  его… 
Булат  был  на  всамделишной  войне,  а  хорошие  люди  на  мостике  на  работе…

Вылетев  пулей  на  надстройку,  помощник  орлом  по  тому  же  скоп  трапу  взлетел  на  мостик,  и  по  приказанию  командира  подводной  лодки  проследовал  к  нему  в  каюту.  По  дороге  в  боевой  рубке  ПК  передал  старшему  боцману  Володе  РЫКИНУ  шапку,  спасательный  жилет,  канадку,  резиновые  штаны  и,  оставляя  за  собой  обильный  мокрый  след,  проследовал  за  командиром.

Командир  извинился  перед  Булатом,  что  не  может  выпить  с  ним  стакан  спирта  целиком,  и  маханул  с  Булатом  только  половину…

Далее,  дизельный  отсек  -  плюс  75  градусов  по  Цельсию…

Только  через  20 — 30  минут  Булат  понял,  что  чертовски  замёрз  и  очень  хочет  в  туалет…

Прейдя  в  соответствующее  помещение  Булат  обнаружил,  что  его  мужское  достоинство  отсутствует  как  класс… 
Вот  это  класс!!!…
Второй  не  менее  сильный  стресс  за  один  час…

Белый  как  полотно,  моментально  вспотевший  до  кончика  хвоста  помощник  влетел  в  офицерский  отсек…

Подводная  лодка  тем  временем  продолжила  поиск  вероятного  противника…
  И  шла  себе  спокойно  уже  под  водой  на  любимой  глубине  нашего  командира  222  метра. 
В  офицерской  кают-компании  буднично  пили  вечерний  чай.  Булат  попросил  военврача  выйти  пошептаться… 
Врач  в  отличие  от  помощника  командира  совершенно  трезвый  тут  же  предложил  решить  имеемую  проблему  при  помощи  анестезии  и  скальпеля… 
Затем  завёл  окончательно  ошалевшего  от  подобного  предложения  помощника  в  кают-компанию  и  под  улюлюканье  офицерского  состава  выполнил  приказание  командира  подводного  исполина…
  Заставив  Булата  выпить  сверху  спирта  ректификата  высшей  очистки  две  бутылки  «Монастырской  избы»…

Утром  ПК  проснулся  как  новенький…

12  ноября  1982  года  газета  «КРАСНАЯ  ЗВЕЗДА»  ещё  не  обременённая  страшным  известием  о  кончине  ГЕНСЕКА  вышла  со  статьёй  об  отличной  подводной  лодке  Северного  флота,  выполняющей  в  настоящее  время  задачи  боевой  службы  вдалеке  от  своей  Родины.  Лучшая  фотография,  которую  наши  подводники  увидели  только  в  июне  1983  года,  уже  на  мысе  ФИОЛЕНТ  (ЧЁРНОЕ  море),  принадлежала,  по  мнению  всех  присутствующих  за  столом  дам,  отличнику  МАЕВСКОМУ…


21 апреля  2009 года,  вторник…