Изысканный труп пьёт новое вино

Роман Мошенский
               
Всё случайное не случайно. Во всём есть какой-то не всегда понятный смысл.

В средневековье сумасшедших считали святыми или юродивыми. В восемнадцатом веке разум начинает утверждать примат одной реальности, реальности, к которой мы привыкли. У этой реальности есть свои границы, и выход за эти границы отрицается. Собственно, поэтому сумасшедшие дома появились именно в это время.

Сюрреализм ( сюр – «над» ) вытек из дадаизма (от. фр. «лошадка»). Большое влияние оказал, конечно же, фрейдизм и теория подсознательного. Дадаисты пытались разрушить типичные связи между символом и образом, т.к. слово – оплот мышления европейской цивилизации, а это самое мышление привело ко второй мировой войне.

Сюрреализм – вторая человеческая реальность. Сюрреалисты пытались отключить сознание, которое держит личность в своеобразной клетке. Разум сильно ограничивает наше собственное Я.

Следующее явление, на которое упирался сюрреализм – случай. Случай – повседневное чудо. По мнению сюрреалистов «повседневное чудо» доказывает существование иной высшей реальности, которая «общается» с нами через подсознание.

Сюрреализм дал много плодов в поэзии. Ещё Рембо начинал говорить о чём-то подобном, что потом стали развивать сюрреалисты. Но основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Психиатр по образованию, написавший манифест сюрреализма. Идея Бретона в том, чтобы отказаться от господства разума.

В 1926 году он написал роман «Надя».  В романе нет фабулы. Случайность и есть форма. Надя - персонаж, списанный с реальной девушки, страдающей истерией. На протяжении романа она и главный герой постоянно бродят по городу. Они ничего не планируют, не договариваются о встречах, но каждый раз случайно встречают друг друга. Повсюду они сталкиваются с совпадениями. В окружающем мире  постоянно видят ответы-подсказки на собственные вопросы. Сверхреальность сама наталкивает их на что-то важное. Таким образом Бретон объясняет «повседневное чудо».

Были так же попытки писать тексты в состоянии гипноза, описывать сновидения и т.п. Кроме попыток отказаться от диктата разума были попытки отказаться и от единого автора – эффект коллективного подсознательного. Результат подобных попыток – один из шедевров сюрреализма – фраза «изысканный труп пьёт новое вино».

Эта фраза очень хорошо отражает то, как идеи сюрреалистов часто заводили их в тупик. Мы думаем чужими мыслями.  Разум – это фильтр. Он обрабатывает эти мысли и в результате формирует наши собственные мысли. Когда человек пытается отключить разум, он начинает выдавать штампы, набор чужих мыслей.

Разум – это то, что нас индивидуализирует. Разум и есть наша личность.

(В основе текста лежит лекция по зарубежной литературе Т.В.Михайловой, посвящённая сюрреализму и прочитанная во Всероссийском государственном университете кинематографии (ВГИК)в декабре 2009 года.)