Воркута, глава 1

Михаил Гадомский
               
                Гладких Надежде Анатольевне с
                благодарностью и любовью,
                посвящаю.




                В О Р К У Т А
Воркута, трудно сказать какие ассоциации вызывает название этого города у человека неосведомленного, но если задать вопрос жителю Севера России то каждый второй взрослый человек скажет, что это далекий северный шахтерский город, конечная станция Северной железной дороги куда спешат поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, летом из Новороссийска.
Кто-то вспомнит реплику в фильме "Джентельмены удачи" произнесенную Крамеровым по сюжету игравшему в города.
- Воркута- я там сидел.
Другие припомнят предвыборную программу Ельцина и Воркутинских шахтеров стучащих касками на Горбатом мосту в Москве.
Где они эти люди время стирает все и многие удивленно пожмут плечами как будто пробуя на вкус произнося незнакомое название города, отмеченного проколом от булавки на карте в кабинете музея Ленина.
Все собранные в этой книжке повествования прямо или косвенно связанны  как с этим северным городом, так и с самим автором который описывает судьбы людей, жителей русского севера реальные и вымышленные происходящие с ними истории.




Г Л А В А  1
АННА
Разные причины влекли людей в молодой заполярный город.                В неизвестность ехала в Воркуту самая смелая молодежь подгоняемая голодом, отсутствием жизненных перспектив в своих советских деревнях, безысходностью крестьянской судьбы, колхозным рабством и нищетой. Двигались по железной дороге нескончаемые составы  везущие молодых, смелых, красивых людей, со всей огромной матушки России, за лучшей долей, мечтающих о хорошей, сытой жизни, надеющихся заработать и своими руками построить свое будущее.
Так сидела у вагонного окна, со страхом глядя на пестрый желто-красный ковер, бескрайней большеземельской тундры  раскинувшийся до горизонта во все стороны на сколько охватывал взор, деревенская девушка Аня. В разговоре с самой собой губы у нее беззвучно шевелились. Как она будет жить в чужом незнакомом городе у практически чужих ей людей, бывших односельчан которых и помнила она только в бытность свою маленькой девочкой, когда приезжали они в деревню угощали ее девчушку печеньем и конфетами с ароматным чаем и настоящей сгущенкой.
Помнила она назидательные слова матери, крепкой очерствевшей от тяжелой работы в колхозе женщины.
- Вырастешь, поедешь к тетке Катерине в Воркуту, хорошо зарабатывать будешь, квартиру дадут, в деревню приезжать будешь как барыня. А замуж за шахтера выйешь, деток нарожаешь.
- А ты то, чего не поехала?
Нюрка упрекала мать, уплетая сгущенку и поглядывая на румяную тетю Катю.
Мать сурово поджимала губы и выговаривала дочери. Мол я вдова военная, а вас пятерых где б я в городе оставила поумирали бы все. А дом как я брошу, а корову, а Машку. Да и паспорта у меня не было. А у тебя Аннушка ничего нет, и никто тебя не держит, замуж все равно в деревне не возьмут хроменькую. Балованая была вот и разбила коленку, а теперь нога не сгибается. Там город большой мужиков много, глядишь кто и пожалеет, замуж возьмет не всю же жизнь мне о тебе горевать. Вон Коля уехал в Череповец, большим человеком стал, токарем на заводе работает, очень его все уважают и Сережку к себе взял и Ваньку всех сыночков моих пристроил.
Одна ты Нюрка осталась да Таня, но Таня ладно еще в школу ходит пусть при мне остается, а ты уезжай. Даст бог все хорошо с тобой будет.
- Страшно мне мама.
Ревела, Нюрка  как я там буду.
- Ничего, к своим едешь, первое время помогут.
Город встретил суровым низким небом, полным отсутствием деревьев, бесшабашной по деревенским меркам сытой и пьяной жизнью. Привыкшая к тяжелому деревенскому труду неприхотливая Нюрка прижилась у тетки Катерины, спала на матрасике на кухне, который расстилала вечером когда все ложились спать. На кухне было тепло, подушку и одиаяло она привезла с собой из деревни. Тетка Катерина была строгой и по деревенским меркам богатой женщиной. Жила с мужем и шестилетней дочкой Маринкой в большой однокомнатной квартире в шахтерском поселке Рудник. Квартира была по тем временам шикарной, дом из бруса, высокие потолки, вода подавалась прямо в кран и печное отопление.
Племянницу она взяла к себе домработницей и успешно взвалила на нее всю домашнюю работу. Посуду, стирку, приготовление пищи и заботу о Маринке. Зато денег за постой с нее не брала, считая, что Нюрка и так обязана ей многим. Без тети Катерины сидела бы в деревне своей хвосты свиньям крутила. А тут сыта и крыша над головой. Сама тетушка Катерина не работала, муж шахтер, бригадир лучшей бригады на шахте, а это что-то да значит вот и квартиру ему дали и начальство его уважает. А зарплата такая, что они о таких деньгах и мечтать не могли. Тем более работы в Воркуте для женщин почти нет, не пойдет же она жена шахтера горшки мыть. Дома тепло и уютно Нюрка обед сварит, грузинский чай, белый хлеб. Жизнь сытая, хорошая, о такой в деревне только мечтать.
Нюрка прожив уже пол года в Воркуте имея от природы активность и трудолюбие быстро освоила и выполняла всю домашнюю работу. Стирала, убирала, готовила, возилась с разодетой как кукла Маринкой. Иногда тетка отпускала ее погулять к дальним родственникам и в клуб в кино с их дочерью Ниной санитаркой из больницы, была она девушкой модной и независимой.
- Уходи от тетки.
Говорила Нина Нюрке ты им не прислуга. Приходи работать в больницу, комнату тебе дадут в бараке, девчонки у нас веселые. Опять переживала Нюрка, опять плакала, да и к тетушке Катерине она привыкла и к Маринке привязалась, относятся к ней хорошо, за квартиру денег не берут, кормят даром, что не платят ничего, так деньги на кино дают. Со временем желание жить самостоятельно взяло над сомнениями верх. Последней каплей стала выходка пьяного дяди Коли, который в воскресение устроил пьяный скандал, ругался бил посуду и кричал, что все на его шее сидят, всех он из грязи вытащил своих и чужих еще кормит. Все это кричал он, глядя на испуганную, забившуюся в угол Нюрку.
- Что смотришь, дармоедка, собирайся и иди работать, всю жизнь я буду, что ли тебя кормить.
Кричал он.
Потом пьяно заплакал и уснул, склонившись над столом. А Нюрка не спала всю ночь. Боялась взять матрас, из под ноги у Николая и к утру решила идти работать в больницу.