Взгляд обывателя

Фсогов
О текущем положении дел в российской автомобильной промышленности.

Весной зацветёт даже палка.
древняя мудрость
+
Поверхностная оценка ситуации.
В нашей стране не было автопрома, затем он появился, и снова исчез. Пожалуй, примерно так выглядит ситуация в указанной сфере государственных интересов, размещенная вдоль временной линии, на взгляд простого обывателя.
Я стану говорить об автопроме в целом, не обращая внимания на тот факт, что различные производители автомобильной техники в РФ принадлежат различным финансовым группам. Но в целом вопрос технологического лидерства в данной сфере весьма важен, на российском уровне. Для сознания граждан, для простого обывателя.
Я стану говорить в целом, так как перечисленные ниже недостатки свойственны всем предприятиям, таким как Ваз, Газ, Уаз и остальные.
Итак, что подразумевает под собой словосочетание "автопром исчез"? Попробую уточнить. Производство устаревших, недостаточно пригодных к использованию в современной ситуации (по крайней мере, при транспортной ситуации сложившейся в крупных городах) транспортных средств, естественно, сохраняется.
Не совсем безопасных,
не очень динамичных,
не так уж хорошо продуманных (каким мог бы быть создан с инженерно-технологической точки зрения российский автомобиль),
не самых качественных,
не экологичных.
Сколько надо привести еще "не" знают все и без меня, простого обывателя.
Отставших от настоящего времени на 15-25 лет! Сердце даж защемило.
Продолжу уточнять.
Исчез, в этом контексте - значит перестал существовать с технологической, инженерной и маркетинговой точки зрения. Да нет, не исчез. Отстал. Продолжает идти своим путём, стараясь производить хотя бы паровозы, с контуром пятилучевой звезды на котле, в век блестящих сверхскоростных поездов будущего.
Ну не шмогла я, не шмогла, -помните, анекдот про бабушку.
Российский автопром исчез, ибо стараясь быть вне законов здравой технологической конкуренции, но опираясь на государственные рычаги, получая субсидии и прочие связанные со всем этим действом радости невозможно говорить о его (автопрома) нормальном функционировании.
Понятно, большое бабло, все эти подковёрные интриги и национальная безопасность -это другая сторона медали.
Я же говорю о чистой инженерии.
Где российский гибридный автомобиль? Пусть на внутреннем рынке. В количестве двадцать тысяч экземпляров в год, хотя бы в Москве и Питере. Нет? Почему?
Климат не тот?
А, нет подходящих аккумуляторов, своих, российских?
Да что уж там, гибриды. Где дешевая, легкая, надёжная и технологичная коробка-автомат (АКПП) российского производства? Нету? Закончилось первое десятилетие двадцать первого века, между прочим. Айсин, Аллисон и Гетраг производят миллионы таких коробок каждый год. Но отечественной коробки акпп для отечественного автомобиля - нет.
Где российские проекты частичной автоматизации движения -хотя бы в крупных городах?
Нет инфраструктуры, которая понадобится для реализации этих планов?
Её нельзя создать?
Сам понимаю, что создать нельзя.
Где фундамент инфраструктуры для эксплуатации водородо- и электромобилей?
Нам не надо.
Есть дураки, есть простор, есть нефть.
Больше ничего не надо?
Ничего больше не будет?
Денег нет?
Технологий нет?
Неповоротливый монстр.
+
Текущее положение дел.
Автопром исчез, потому что российский автомобиль уже не является заветным выбором отечественного покупателя, исчез из его души.
Каждый человек, поездивший на иномарке, тот человек, у которого присутствует сколько-нибудь малая мотивация, не выберет больше по доброй воле российский автомобиль своим следующим автомобилем. Социологическое исследование даст, конечно, результат отличный от нуля, и те, кто желает, смогут строить  свои расчеты на основании этих, искаженных данных. Результат, отличный от нуля, будет продиктован, допускаю, показанными факторами:
1. патриотизма, который сохранился ещё в российском народе;
2. незнания (некомпетентностью);
либо
3. выражения личного протеста.
С кем не бывает!
Ну, не пошел бизнес у отечественного автопрома, в силу сложившихся исторических причин. Российский автомобиль будет. Тойота, БМВ, Фольксваген, Форд и другие. Заводы на территории РФ построены и автомобили будут производиться и будут (есть) неплохими. Но поставить в этот ряд ни одну из российских марок теперь уже (2009) нельзя. Хотя, казалось бы, российский отечественный автомобиль должен существовать, успешно продаваться в условиях свободной конкуренции, и быть сверх-технологичным, я вот о чём.
Мы же граждане великой страны?
2019
-Дочка, тебя сегодня заберёт мама. Я улетаю в Россию.
-Россия? Та великая страна, где до сих пор ездят на лошадях и запрягают медведей в упряжки?
-Да, милая Мерседес, та самая.
+
Монстр российского автопрома заржавел ещё в советское время.
Где производители российских автоматизированных сборочных линий, применяемых в автомобилестроении?
Где допуски в 0,0001мкм?
Где российские производители штампов, надлежащего качества?
Где стойкость от сквозной коррозии на десятилетия?
Где российская химическая промышленность и традиционная русская смекалка, собранные воедино?
Где всё это?
Какой российский производитель сейчас сможет построить новый завод на тридцать тысяч автомобилей в год с нуля?
Никакой, даже с помощью Сбербанка?
Для производства созданной своим коллективом отечественной успешной конкурентноспособной модели?
Да и надо ли нам всё это?
Я, как простой обыватель, отвечу, что надо!
Мне надо знать, что сегодня утром я свеженьким и вовремя приехал в офис, благодаря неустанному труду тысяч своих земляков из Тольятти.
Я хочу знать, что это моя Калина самая управляемая при встрече с лосем.
Я хочу знать, что это моя Волга самая безопасная при аварии, не дай Бог!
Я хочу чувствовать, что я взгрею этого шестилитрового "мерина" при старте с места на ночном светофоре на уходящей за горизонт взлётке Ленинского проспекта на своём Иже!
Потому что я россиянин.
+
Понятно, что с точки зрения бизнеса, российский автопром представляет собой сложную математическую модель в условиях непростого рынка. Любой бизнес таков. Но будущее этой модели, извините за тавтологию, смоделировать несложно.
А русского у нас останется...штучный Руссо-Балт. История, как всегда, циклична. Шестьсот шестьдесят шесть автомобилей за год по госзаказу. И всё.
+
Притча о яблоневом саде.
В чём-то, история о российском национальном автопроме, на взгляд простого обывателя, напоминает по сути своей притчу о яблоневом саде.
Вот она.
Был цветущий сад, полный яблок. Яблоки росли в удивительном климате, не похожем на климат никакой другой страны. Садовник собирал их все, и продавал покупателю, который находил применение каждому яблочку, до единого. Привезти других яблок, издалека, в эту гористую местность было весьма непросто. Покупатель яблок, правда сказать, был человек со странностями, и не обращал внимания на такие мелочи, как то:
1. не всем желающим хватало яблок
2. множество яблок портилось сразу после покупки
3. сорт яблонь был хороший, но не самый лучший из тех, что могли бы расти в этой местности.
Со временем климат поменялся. Однажды осенью покупатель яблок вдруг не появился у садовника. Горы исчезли, вокруг открылось множество других яблоневых садов. У нашего же садовника, яблони в саду постарели, яблоки их потеряли форму, приобрели горьковатый привкус, а садовник продолжал исправно ухаживать за ними. Покупатель яблок почти не появлялся, но стало приходить множество других покупателей. Покупатель-обыватель, называл тех старик-садовник. Он, по-своему, любил своё дело, свой сад и своих покупателей.
К сожалению, некоторые покупатели всё же отравились этими яблоками! Косточки этих яблок были мелкими, и во многих ситуациях -опасными.
Прошло ещё время.
Некоторые старые яблони в саду сами дали молодые побеги, но в массе своей, сад пребывал в запустении. Все, кто мог, выбирали теперь другие, заморские яблочки. Такие те были красивые и такой у них был вкус.
Однажды, покупатель яблок появился вновь. Он стал другим, этот покупатель яблок, но это был именно он. Правда, он больше не покупал яблоки у садовника в таком количестве. Теперь он выдал садовнику кредит и сказал поливать яблони лучше. Садовник так и сделал, яблоки от этого немного покруглели.
В это время, в соседних садах яблочки от яблоньки падали всё чаще, и катились всё дальше. В саду нашего садовника такого не было.
То ли, почва в саду была песчаной, и вода, которой садовник поливал яблони, сразу утекала. Он продолжал поливать -вода продолжала утекать. Покупатель платил, садовник лил, вода утекала. и точка.
+
Таким образом, легко оказаться в ситуации, когда предпочтительнее платить садовнику, который в своём старом саду растит неказистые и немного горькие яблоки, в бесшабашном расчете, что в следующем году яблочки непременно станут круглыми, красными, большими и сладкими, чем слушать постоянные пересуды на перекрестках о собственной неспособности вообще растить яблоки.
К великому огорчению, от подобных полумер яблоки круглее не станут!
Яблони не те!
Нужен новый сад! Новые молодые и красивые деревца хорошего сорта. В этой ситуации и садовник найдётся обязательно -современный, расторопный, умный.
Необходимо срочно посадить новые яблони -ибо будучи молодыми, они не сразу дадут плоды.
Впрочем, складывается впечатление, яблонь  в нашем саду почти не осталось. Да и чтобы привезти саженцы новых яблонь из других садов, как это однажды было сделано, придётся раскошелиться. А денег на эту операцию в таком грандиозном масштабе, нет.
+
Пути выхода.
Ситуация, возможно, могла бы быть изменена с помощью привлечения технологий самолетостроения?
Некоторые западные компаниии развивались таким путем, и весьма успешно. Насколько было бы интересно это направление известным российским авиастроителям?
-Неинтересно, -я знаю ответ.
-Бессмысленно, -скажет маркетолог.
-Просто опасно, -скажет топ-менеджер.
-Невозможно, -повторит начальник отдела кадров, несмотря на сотни Левшей, Кулибиных и Поповых, бесцельно ищущих возможностей реального воплощения своей технической смекалки и энтузиазма. Ищущих применение этих своих, некому не нужных способностей, в черном тумане безработицы, в стране с экономикой, ориентированной на экспорт энергоресурсов.
Многие из этих кудесников, конечно же, найдут себя, к сожалению, сменив при этом фамилию на Сикорский. А заодно -и гражданство.
-Невыгодно, -добавит бухгалтер, привыкший считать сиюминутные прибыли.
Действительно, сейчас -нет, но завтра - да. Иногда, в краткосрочном плане, стратегические интересы могут вступать в противоречие с экономическими.
Спорно, с точки зрения бизнеса. Очевидно, с точки зрения патриотизма, -я знаю ответ.
+
Впрочем, все эти порывы энтузиазма в который раз разобьются о твердость позиций людей считающих.
-А риски?, -спросят они.  А если подобный авто-дебют, скажем, окб Яковлева, "выйдет комом"?
Да, так и будет. Даже если купить Опель. Чтоб сделать хороший автомобиль нужно просто несколько десятилетий с любовью строить автомобили, каждый раз немного улучшая их. Это так похоже на происхождение видов в действии!
Например, индусы и корейцы идут этим непростым путём. Я сознательно не пишу здесь про Китай - у них там ситуация несколько другая, именно с политически-экономической точки зрения. Россия же, в том, что касается автопрома, последние двадцать лет топчется на месте, неизбежно откатываясь при этом назад. Сколько в стране успешных частных автопроизводителей?
Да что уж там, их нету. По крайней мере, на мой взгляд, простого обывателя, не знакомого с полной статистикой по рынку в целом. А ведь именно эта оценка, человека и гражданина, непрофессионала, так важна для поддержания репутации автопрома, репутации целой страны.
А ведь именно эти "частные автопроизводители" и являются локомотивами технического прогресса в современных условиях.
Ничего не говори, ничего не делай - не получишь критики. Так, вроде, поговаривал г-н Дюарс, да и еще множество людей, высмеивая тот факт, что кое для кого, возможная критика зависников является мотивированным отказом к действию. Но, я далёк от мысли, что руководство столь крупных корпораций мыслит, простите за примитивизм, столь недалёкими категориями. Конечно, нет!
Просто руководство понимает, что даже им, с их квалификацией, ресурсом и опытом, не под силу создать качественный и, немаловажно(!), технологичный и дешевый автомобиль.
-Ну уж даже если им не по силам..,-сникнет простой обыватель.
+
Исторические предпосылки.
В стране, победившей в войне, всегда наблюдается экономический подъем в послевоенное время. Достаточно редко в мировой истории встречаются случаи, когда страна победившая стояла на ступеньку ниже по лестнице технологий. В таком случае, у государства-победителя происходит технологический рывок, основанный на адаптации полученных технологий. Так произошло и у нас, и немногочисленные моменты славы послевоенных советских авто в своей основе имеют именно немецкие корни.
Я говорю об этом отвлеченно, спокойно, принимая прошлое таким, какое оно есть. Я не вступаю в споры, ибо имею свое сложившееся мнение, мнение простого обывателя.
Я сейчас не слушаю тех, кто говорит, что и у нас в предвоенном союзе, были достойные технологии. Их не было. Они, возможно, лишь стали нарождаться тогда, но война перечеркнула многие планы.
Возвращаяясь к послевоенным Победам Москвичей, я замечу, что к концу пятидесятых порыв спал, немецкие технологии на русский лад, хоть и были когда-то передовыми, ушли в песок.
Технологии испарились во времени, полностью, так, что к концу шестидесятых дальновидному политбюро пришлось покупать ФИАТ.
Итальянских технологий снова хватило на двадцать пять лет!, -но к началу девяностых, под давлением известных внешних и внутренних факторов, продукция и этого завода оказалась полностью неконкурентноспособной.
+
АвтоВАЗ в своё время был создан добротно, с хорошим запасом "плавучести". Был построен с энтузиазмом и взрощен в атмосфере любви, как желанный ребенок.
"Копейки" мовилили, полировали, ставили на зиму в гараж. Их любили, берегли, как никакие другие автомобили в целой мировой истории. "Копейками" гордились, и это чувство гордости за родную страну наполняло каждого человека. Это чувство гордости и эффект производимый им, невозможно оценить в денежном эквиваленте.
+
Да, удачный момент для создания нескольких достойных автомобильных заводов был упущен ещё давно, в середине прошлого века. Да, в то время, когда другие автопроизводители встали на рельсы беспрецедентной, по своему размаху, конверсии, под "гнетом" экономического рычага, а великий Вилли, создавший самолёт, которым до сих пор пугают детей в нашей стране, делал мотороллеры, пред нашими дедами стояли другие задачи. Надо было строить жилье и заводы для нормальной жизни почти полностью разрушенной страны, осваивать огромные просторы одной седьмой части суши -строить БАМ и поднимать целину. Нам надо было лететь в космос, поворачивать реки, приручать атом, в конце концов. За всеми этими занятиями времени и желания создать достойный российский автомобиль не нашлось.
В стране просто не было, да и не могло быть, людей, для которых именно производство отличного автомобиля -для частника -явило бы собой успешное возвращение к мирной жизни.
Конечно, простой обыватель преувеличивает.
Люди такие нашлись, они известны и сделали очень много, и простой обыватель их уважает. Но времена были такие. Сложные, что ли. То ли система буксанула в этом направлении, всё-таки частник и автомобиль - ещё одна степень свободы. А лишняя свобода гражданам СССР была не очень-то и нужна, по мнению функционеров. Они просто придерживались устаревших взглядов на мир.
Но результат сегодня такой, какой он есть.
Европа, кстати, тогда тоже лежала в руинах...
+
Нас учили жить в стране, которой не стало. Нас, словно комонавтов, одели в скафандры покорителей космоса бесконечного социалистического будущего, а выяснилось, что ползать придётся в том же болоте, но на другой лад.
Нас учили работать по специальностям, которые не потребовались. Нас учили лазерной сварке в условиях невесомости, а выяснилось, что для начала надо просто сколотить сарай на краю трясины. Выяснилось, что сколачивать сарай с лазерным резаком в руке и в скафандре на голове не очень-то и удобно. Как ни странно, те же причины отчасти мешают и производству хорошего российского автомобиля, по крайней мере сегодня (2009), когда поколения 1970-80 гг рождения представляют собой наиболее активную часть населения страны, её опору.
Я, простой обыватель, принадлежу именно к этой когорте, в воспитании которой, с самого детства, не заложили ничего капиталистического, той когорте, которой пришлось переучиваться по ходу пьесы. В какой-то мере, все эти причины объясняют отсутствие у нас сегодня прекрасного российского автомобиля.
+
О кораблях и капитанах.
Любая продвинутая технология неотличима от волшебства...
Артур Кларк

Автозавод, как его не назови - хоть Лада, хоть Волга, к сожалению, не картонный кораблик. Автозавод сразу же идёт на дно, если хоть на секунду оставить штурвал.
Как сразу пойдет на дно кирпич, из которого этот завод выстроен, или, если хотите, как топор, выкованный из того же, из чего сделаны штампы и прокатные станы этого завода.
К сожалению, даже если все мы, граждане великой страны, в едином порыве сорвем с себя шапки и начнём вращать ими в воздухе, созданного нами ветра не хватит, чтоб наполнить паруса корабля АвтоВАЗа. Корабль  ждёт своего капитана, которого пока нет.
Капитан корабля Лада, где Вы?
Где Браун, где Росс, где Ньюи, где Чагин, я, простой обыватель, вижу.
А вот где же капитан корабля Лада? На нем должен быть столь же блестящий китель, как и на вышеперечисленных господах -это ведь самый красивый лайнер нашей страны.
Управлять им должен самый лучший из капитанов, верно? Это же мы все, россияне, "едем" на этом корабле в большом круизе под названием жизнь.
Где капитан корабля Лада?
Смотрит с виллы на берегу на всё это представление, заключая пари, когда же этот корабль, наконец, затонет? А то стыдно уже дотации просить, совестно.
Где теперь капитаны уровня Полякова или, оглядываясь на Ростов, Пескова?
-Нету. Я, как простой обыватель, снова знаю ответ.
+
Вместе с исчезновением отечественного автопрома исчезла и часть моей души, часть того цельного мировосприятия, которое и свойственно нам, россиянам. Да, Роснано, Роскосмос и Газпром постараются, я уверен, и будущие поколения субаруводов, возможно, даже и не заметят пропажи.
Мы любуемся мыльным пузырем, пока он похож на чудесный прозрачный шар из другой реальности -на этом принципе построен эффект любого подобного действа. Заворожить зрителя. Переливаясь всеми цветами радуги, пузырь плывет в воздухе, являясь при этом необычным и манящим. Каждый хотя бы раз наблюдал эту картину. Когда пузырь лопнул, зритель замечает, что ничего, по сущности-то там и не было. Мираж.
Не ругайте того, кто эти пузыри выдувает в воздух. Не надо. Профессионалы стараются порадовать зрителя, они дуют во всю силу. Не их вина, что в случае с автопромом, мыльный раствор приготовлен словно из низкокачественного мыла, или, как сказал бы садовник из притчи о яблоневом саде, "в отсутствии сортовых, растим дичку".
Да, бывает.
Да, иногда монстры разрушаются, и пример Дубаи ворлд и Меррил Линч, Дженерал моторс и много еще кого, свидетельствует о присутствии этого неоспоримого факта. Раненый монстр -все знают -может быть особенно опасным, даже, если ранен он смертельно.
Добей монстра?!
Москва, 2009


Чистая прибыль группы "АвтоВАЗ" за 2010 год составила 3,6 миллиарда рублей по сравнению с убытком 49,2 миллиарда рублей за 2009 год, говорится в сообщении компании. Положительный финансовый результат сформировался за счет прибыли ОАО "АвтоВАЗ" по РСБУ в сумме 2,1 миллиарда рублей, убытка от деятельности консолидируемых дочерних обществ в сумме 0,8 миллиарда рублей и дохода от корректировок в соответствии с МСФО в сумме 2,3 миллиарда рублей.

май 2011