Теория двух типов образной интеграции в сознании

Олег Басин
Уважаемый читатель, данная страница является   частью обобщающего теоретического труда по НООНОМИКЕ, научной области о сознании. Более подробный и разъяснительный материал находится в работе «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ», находящийся тоже на странице сервера ПРОЗА.РУ, как и другие произведения автора. Переход возможен через имя автора в левом верхнем углу.


            Рассуждая о закономерностях каких-либо внешних проявлений сознания, мы порой можем спорить, что лучше сходится: противоположности или подобные друг другу тенденции. В гуманитарных наблюдениях мы отмечаем, что схождение несхожестей в единую систему является активной формой развития, поскольку в этом случае может найтись радикально иной способ решения задачи выходящий за рамки привычной обыденности, тогда как подбор элементов по подобию нами отмечается как пассивная форма существования не с общим, а с частным и частичным развитием. На самом деле одинаково прекрасно сходятся как противоположности, так и подобия, создавая разные формы развития, и соответствуют эти принципы различным типам связей сознания, различным типам образной интеграции.

            Иными словами, связи сознания можно подразделять не только на виды: ассоциативные, мотивационные, смысловые и ценностные связи, но также и на типы. Этих типов два. Т.е. в соответствии с этим на всех уровнях сознания существует два типа соединения между образами, различающиеся по жёсткости, скорости и разнообразию соединяемого материала.

            От самых высоких идей нашего разума и до самых наших наимельчайших действий, нами руководят образы нашего сознания, являясь основой всех наших действий. Образы руководят всеми нашими действиями, по крайней мере, в итоговом смысле. Поэтому, если определять данную научную проблему через действия, то можно выделить две противоположные формы выполнения действий, которые соответственно требуют противоположных способов соединения образов.

            Бывает необходимость многократного повторения одного и того же действия на основе сходных между собой образов, но также бывает и необходимость соблюдать полное разнообразие, как в действиях, так и в образах, которые им соответствуют. И тот и другой тип образной последовательности (и однообразная и разнообразная) соответственно требуют своего типа образного соединения (образной интеграции). Типы образного соединения, типы образных связей в том и в другом случаях будут принципиально различаться по своей организации, а, следовательно, и по некоторым внешним параметрам, как, например, скорость возобновления и кардинальный объём действия. И та и другая последовательность образов — это тоже образ, но в зависимости от однообразия или разнообразия, он результат либо одного типа образного соединения, либо другого; результат действия либо одного типа образной интеграции, либо другого. Если соединяются между собой сходные образы, у которых совпадает большая часть образных элементов, то данное соединение уместно назвать гомотропным, так как все входящие образные элементы, соответствующие элементарным действиям, имеют одинаковую целевую и результативную направленность (фигурально выражаясь, повёрнуты в одну сторону). Если соединяются между собой различные образы, то такое соединение уместно назвать гетеротропным, так как общая деятельность в этом случае состоит из действий различной целевой направленности, хотя и единой смысловой принадлежности.

            В соответствии с этими двумя типами соединения образов следует отметить и два типа связей, связей гомотропного и гетеротропного типов. Типы образов, получаемые в соответствии с этими типами соединения, можно называть либо линейными (константными), либо вариабельными (оперативными).

            Гетеротропный принцип, лежащий в основе вариабельной образной интеграции — это залог универсальности, приспособляемости и интерпретации; тогда как гомотропный — это залог стабильности, унитарности и трансляции. В сознании необходим и тот и другой тип соединения образов, потому что каждый из них предназначен для выполнения своего типа задач: гетеротропные соединения образов необходимы для получения образов и действий индивидуального и приспособительного склада, а гомотропные — для создания жёстких позиций и платформ в сознании, выполняющих уже абстрактную и директивную роль. Здоровое сознание совместно использует оба эти принципа, хотя и в разных соотношениях от ситуации к ситуации. Единственное, что было бы неуместным по отношению к данным принципам образной интеграции, так это абсолютизация. Можно сказать, что любое отклонение сознания от нормы связано с существенным нарушением баланса этих принципов образной интеграции, как в ту, так и в другую сторону. Это связано как с применением излишнего творчества там, где уместнее применить примитивный стандарт, так и с действиями по стандарту в любых ситуациях без исключения, несмотря на нюансы.

            Два типа связей, которые соответствуют двум противоположным типам соединения образов, имеют и разную структурно-функциональную организацию.

            Суть гетеротропной образной интеграции состоит в том, что переход к следующему действию или к следующему образу осуществляется за счёт специально сооружённой связи сознания. В данном случае конструкция устанавливаемой связи не является частью как предыдущего, так и последующего образов. Она является относительно независимым и индивидуальным сооружением в сознании. Прежде всего, формируется индивидуальное ядро связи из образных элементов, помогающих направить и сконцентрировать связи предшествующего порядка в нужную точку на нужный образ. Так происходит, например, у аргументов, составляющих мотивационное ядро, направляющих совместное ассоциирование в одну точку.

            Суть гомотропной образной интеграции совершенно иная. Она заключается в соединении образов, у которых существует значительная по объёму совпадающая часть, представляющая собой одно и то же сочетание образных элементов. Механизм соединения образов в данном случае основан на том, что внутри повторяющейся группы элементов (назовём эту группу образной платформой) все элементы достаточно надёжно и быстро ассоциируются между собой. Они могут ассоциироваться как внутри одной образной платформы, так и между сходными платформами разных образов. Это в какой-то мере напоминает межмолекулярное соединение, которое может происходить не только внутри одного тела, но в определённых случаях и между разными телами. Этот тип образной интеграции не требует создания специальной связывающей конструкции, а содержит её в каждом соединяющемся образе.

            Гомотропная образная интеграция происходит значительно быстрее и легче, чем гетеротропная, потому что не требует сооружения специальных механизмов связи индивидуального вариабельного типа. Этим как раз и объясняется предпочтение линейных форм мышления при пассивном отношении к ситуации. Гомотропные соединения образов характеризуются также и своей надёжностью, доходящей порой до степени незыблемости. Надёжность же гомотропного соединения в основном зависит от степени гомотропности, т.е. от того, какую часть повторяющаяся платформа занимает в среднем от общего объёма образа. В некоторых случаях степень гомотропности может быть настолько велика, что довольно большая цепочка соединённых между собой образов по своему радикальному действию не превышает действия одного образа того же уровня сознания. В таком случае уместно говорить о гомотропной трансляции образа некоего уровня сознания на следующий действующий уровень, что имеет свои цели: более длительную экспозицию образа в сознании и формирование в нём жёстких образных конструкций.

            Гомотропная образная трансляция может быть не только одноступенчатой, но и многоступенчатой, так гомотропно полученным образам ничто не мешает гомотропно соединяться в образную конструкцию следующего порядка, получая ещё более жёсткое образное сооружение в сознании с ещё меньшим радикальным действием, но очень высокой устойчивостью и с ещё большой длительностью экспонирования.

Постулаты теории двух типов образной интеграции

1) Сознание на всех своих образных уровнях попеременно осуществляет два типа действий: однообразные стандартные повторения и вариабельные разносторонние последовательности действий.

2) Двум различным принципам действия сознания на каждом его связывающем уровне соответствуют два принципиально различных типа образной интеграции, два типа связей: гетеротропные — связывающие образные элементы по разнообразию; и гомотропные — связывающие их по подобию.

3) Гомотропные и гетеротропные типы образных связей имеют принципиально различную структурно-функциональную организацию.

4) Установление гетеротропных связей основано на отдельном и индивидуальном сооружении ядра из элементов не входящих в соединяемые образы, позволяющего фокусировать предшествующие связи в одну точку.

5) Установление гомотропной связи основано на сходных по составу частях (платформах) самих соединяемых образов.

6) Два типа связи, гетеротропная и гомотропная, определяют собой соответственно два принципиально различных типа функций сознания: интерпретацию и трансляцию.