Глобальность фильма Школа Валерии Германика

Александр Анайкин
На первый взгляд фильм «Школа» Валерии Германика чисто специфичен, вроде бы показывает лишь проблему детишек, школьников. Но это далеко не так. Вот простой пример. Сидят эти девятиклассники в подъезде, пьют лёгкое винцо, пиво, курят, трепятся между собой. Для нас это обычная жизнь, на которую и внимания не стоит особенно обращать. А если вдуматься? Да одна эта сцена бьёт по нашему фарисейству как молот. Чем? Вдумаемся, ведь мы сейчас провозгласили у себя открытое предпринимательство, но что мы видим на примере хотя бы этой маленькой сценки. Да полное отсутствие этого предпринимательства. По сути дела молодым людям некуда пойти. Что особенного в том, что молодёжь сидит в кафе, общается. Да ничего. Но ведь у нас то, что не приносит хотя бы триста процентов дохода, не считается прибыльным делом. Разве данную ситуацию можно считать предпринимательством? Конечно, нет. У нас в стране не предпринимательство, а скрытые пирамиды из подставных лиц, которые ведут чужие дела, получают от этого некоторый доход, но эти фирмы зачастую принадлежат не им, а высокопоставленным чиновникам, которые в нашем российском предпринимательстве законспирированы не хуже боевого подполья. Раньше, при чистом социализме, когда главенствовал глобальный дефицит и, приходилось всё более или менее стоящее доставать, мы строили свою жизнь тоже по принципу боевого подполья. Записи в наших записных книжках располагались не по фамилиям да именам, а по названию товаров, а уже потом следовали имена. Записи выглядели приблизительно так: колбаса Марья Петровна, обувь Иван Иванович и так далее. Теперь дефицита вроде бы нет, но появились пирамиды, состоящие из подставных лиц, которые ведут дела за  чиновников, которым должность не позволяет иметь частное предприятие, а оклад мал, по сравнению с доходом от бизнеса. Малый доход для нас уже не бизнес. Поэтому у нас и нет дешёвых кафе, цены на всё бешеные. Наши воротилы в основном торгаши, которые покупают товары за рубежом и перепродают здесь втридорога. Это не предпринимательство. Конечно, Валерия не стремилась сознательно показать столь широко проблему, но именно это у неё и получилось. Глобальная критика наших недоумков.