Ещё не вечер

Вера Козубская
               



     С иным человеком  встретишься и стараешься о нём поскорее забыть, - столько негативной энергии он в себе несёт. А бывает, наоборот, вспоминаешь все подробности встречи и стараешься рассказать о ней всем, кто готов тебя слушать. Об одной из таких встреч я позабыть так и не смогла.
Познакомилась я с ней на рынке у лотка с шейными платками. Не обратить на неё внимание было просто невозможно. Нет, она не была неотразимой красавицей. Даже наоборот: обыкновенная пожилая женщина шестидесяти с небольшим лет в обыкновенной простенькой курточке и брюках, с обыкновенным вязаным беретом на копне каштановых волос. Но глаза! Боже мой! Каким счастьем сияли её глаза, когда она суетливо, но тщательно выбирала платок, видимо, порядком замучив продавца, И та обратилась за помощью к очередной покупательнице, то бишь ко мне, с просьбой помочь.
     - А к чему вы подбираете платок? – поинтересовалась я. Она тут же вытащила из сумки брючный костюм.
     - Видите, здесь немного больше, чем хотелось бы, открыта шея, а у меня, знаете ли, возраст… Поможете? – она смотрела на меня с ожиданием. Женщина излучала такое тепло, такую положительную энергию, что мне не хотелось от неё уходить, и я, конечно же, взялась рьяно ей помогать.
     - Вы не свидание собираетесь в этом наряде? – полушутя - полусерьёзно поинтересовалась я.
     - А что, видно? – женщина густо покраснела.
     - Ну как же будет не видно, если вы сияете от счастья, -  ответила я уже серьёзно. И мы заговорили. Прямо посреди огромного рынка. Мимо шли люди, толпы людей. Но нам до них не было дела. Женщина рассказывала мне, первой встречной, о своей жизни так, словно от этого зависела её дальнейшая судьба. Мы даже не познакомились, т.е. не назвали друг другу своих имён. Но оказалось, что её студенческим гордом, как и моим, был Иркутск. Это нас ещё больше сблизило – воспоминания о городе, о реке Ангаре.
     Экономист по образованию и по призванию, она очень скоро пошла вверх по служебной лестнице. Том возглавила какую-то организацию и параллельно преподавала  экономику в институте народного хозяйства. Вскоре преподавательская деятельность захватила её полностью, и вот она уже зав. Кафедрой экономики. Кроме того было хобби, не обычное для серьёзного экономиста – вышивка бисером. Мало того, что сама создавала настоящие произведения искусства, она ещё и кружок бисероплетения для детей вела.
     А муж как пришёл после института на завод инженером – технологом, так и проработал им всю жизнь. И, естественно, профессиональный рост жены на их отношениях сказался не лучшим образом. Не каждый мужчина способен воспринимать такие вещи спокойно. Для этого нужно быть не только сильным и умным, но ещё и мудрым. Он таковым не был. Отсюда обиды. Сначала – скандалы, а потом и вовсе игра в молчанку.  И жизнь личная у моей героини не задалась. Но, женщина твёрдых нравственных устоев, она не могла ничего себе позволить на стороне. И о том, что она женщина, стала потихоньку забывать. Но её профессиональная и общественная значимость была высока, и это многое компенсировало.
     Когда муж умер, она переехала к дочери. Здесь для всех она стала просто пенсионеркой, чьей-то мамой, чьей-то бабушкой. Это очень тяжело, когда ты становишься безликим после того, как чего-то достиг. А здесь ещё со стороны дочери никакого понимания. Она считала мать безнадёжной старухой, чьё место на кухне или у телевизора. Ни о каких обновках и речи не велось. Есть что надеть, и ладно. Немодное? Ну и что? Зачем старушке модное? И вот здесь с ней стало происходить страшное: похоронив  в себе много лет назад женщину, она стала потихонечку хоронить  и человека.
      И в этот момент появился он. Как уж он смог рассмотреть в стоящей в одной из очередей пожилой женщине мятущуюся душу, нерастраченное тепло, - непонятно. Но смог. Сначала заговорил, затем подвёз на машине до дома. Заплатив за коммунальные услуги она одиноко стояла у окна и ждала когда прекратится дождь. Предложение подвезти приняла как уважение к своему возрасту, других мыслей у неё тогда и возникнуть не могло. Потом однажды он увидел её на остановке автобуса и подвёз до рынка. Они просто болтали, так, ни очём. Но когда он спросил, нельзя ли им встретиться не случайно, а договориться о встрече, она неожиданно для себя согласилась. И в следующий раз на рынок (а где она ещё могла с ним  встретиться, чтобы не догадалась дочь) собиралась более тщательно.
       -Я думала, что жизнь у меня уже позади, - почти скороговоркой говорила мне моя случайная знакомая. – Он убедил меня в обратном. Видимо, у него было много женщин. Он знает как надо себя с нами вести. Но мне уже было всё равно. Я забыла, сколько мне лет, я краснею при встрече с ним, я жду этих встреч с нетерпением. Если бы мне всего десять лет назад сказали, что буду с радостью бежать на свидание к шофёру, я,  окружённая кандидатами, докторами наук, профессорами, оказывающими мне знаки внимания, - не поверила бы. Мне тогда хотелось интеллектуального общения. А здесь я старалась запрятать весь свой интеллект, все свои знания подальше, чтобы не дай Бог случайно не унизить его. Он это заметил и как-то сказал: «Не бойся меня уличить в том, что я чего-то не знаю. Разве дело в этом? Главное – родство душ. А у нас оно есть».
     Она ненадолго замолчала и,  забыв обо мне, стояла и улыбалась, словно перед ней был не шумный базар, а цветущий сад. Потом  как будто очнувшись заговорила  быстро – быстро , словно боялась, что её перебьют и она не успеет мне сказать самое главное: - Он во мне не только увидел женщину, но и поднял на такую высоту, что аж дух захватывает. Он моложе меня. И, конечно, не свободен. Я знаю, что мы обязательно расстанемся и, возможно скоро. Но разве в этом дело? Я снова живу, я снова радуюсь весне, люблю и страдаю. И это прекрасно. Я человек, я женщина, а не просто бабушка пенсионерка. И я всегда буду ему благодарна за это. Ведь таких тёплых, нежных, ласковых, добрых слов, что я услышала от него, мне никогда не говорил муж, с которым  мы прожили более 35 лет. Может он их не знал, а может, считал, что мне они просто не нужны.
     - Вы наверное думаете почему это я вдруг решила вам всё рассказать? Счастьем хочется поделиться. Но дома этого сделать нельзя – дочь и внук  решат, что я сошла с ума на старости лет. Мимо соседок пробегаю наклонив голову, чтобы не заметили, что у меня поёт душа , а то ведь смеяться будут. А я вот вам что скажу: ещё не вечер, милая, ещё не вечер! Я это теперь как никто другой знаю.