Застрелите меня!

Воздушный Транспорт
- Не хочу я жить, понимаете? Не хочу! Товарищ старший лейтенант, у Вас же есть оружие, застрелите меня! – просил молодой, прилично одетый мужчина, и неотступно следовал за сотрудником милиции. Все это было белым днем, на привокзальной площади нашей родной станции Железнодорожной. Сотрудник милиции с профессиональной выдержкой выслушивал душевные излияния нежданного попутчика, и оба скрылись за дверью аптеки.

За сотрудника милиции сердце мое не трепыхалось: постоять за себя он точно был в состоянии. А вот тот самый молодой человек до сих пор не выходит у меня из головы…

Случаются в нашей жизни моменты, когда нам нужно с кем-то срочно обсудить проблемы с родителями, мужем или женой, с детьми, коллегами и – список можно продолжить… Есть вопросы, на которые можно получить ответ, обменявшись мнениями в узком добром кругу на работе. Советов получите море. Но бывают дела посерьезнее, когда нужен совет и даже
помощь, и не завтра, а сегодня и прямо сейчас. И что? Что делать?

Не бежать же на улицу и кричать «Помогите!», если у родителей вдруг с сыном–подростком конфликт и тот буквально бросается на них с кулаками.
А если нелады с женой (или мужем) до такой степени, что жить просто не хочется? А если ваш ребенок влюбился, и это чувство безответно?
Да мало ли что еще может случиться в личной жизни и не только … 

 Так что же делать? Можно позвонить на «Скорую», там дежурит профессионально подготовленная бригада врачей-психиатров, готовая всегда приехать и выполнить свой долг. Можно напрямую обратиться в психоневрологический диспансер, и отметка о том, что вы посещали это уважаемое заведение там навсегда, как того требует приказы Минздрава. Если ваше чадо стало неуправляемо, можно обратиться
в милицию, и тогда  постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних вашему чаду обеспечена. И не потому, что там работают монстры, а потому что работа у них такая.

Предвижу высказывания,  что не надо доводить до того, чтобы дети лезли на вас с кулаками, а заниматься их воспитанием, следить за развитием, посещать врачей-специалистов. Уметь строить отношения в семье и с коллегами по работе, а кто не умеет – пусть идет учиться.
Все правильно, дорогие товарищи, все  правильно. Но чем  помочь сможете?
В городе есть телефон доверия в правоохранительных органах, есть реабилитационный наркологический центр «Надежда» для детей и подростков, в школах и садах работают психологи, но службы экстренной психологической помощи в городе  – нет!

А вот в Щелково служба экстренной психологической помощи – есть! Горожанам она известна как телефон доверия. Руководитель Ольга Юрьевна Федотова рассказала, что телефон доверия начал работать еще до того, как был создан сам центр.


В Щёлковском районе служба экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» была создана в 1991 году; тогда же аналогичные службы из других городов России объединились в Российскую ассоциацию телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Через два года, в 1993 году, в ряды ассоциации вступил Щёлковский Телефон Доверия. За последующее десятилетие, благодаря успешной работе, щёлковской службе удалось занять лидирующее место в масштабах страны. Это признание коллег выразилось в трехкратном избрании президентом РАТЭПП психолога О.Ю. Федотовой. Она стояла у истоков создания службы в районе и направление этой работы активно развивается.

По каким вопросам звонят?
По разным.
 
- Я влюблена в одноклассника, но боюсь сказать об этом родителям. Что мне делать?

- Я потерял работу, от меня ушла жена.   

- У меня нет друзей в классе.

- Мама постоянно занята на работе, папы у меня нет и мне не с кем поделиться своими переживаниями.

- Я ушла с работы, потому что ко мне приставал мой старый начальник,
сказала маме, она не поверила, хочет пойти и разобраться…

- Хочу бросить пить, и никак.
 
- Муж ходит к другой женщине, не знаю, что делать, ходила к ворожее, отдала 10 тысяч, и никакого результата.


Представьте себе, мне самой однажды было так лихо,  а рядом никого.
Взяла и набрала щелковский телефон. И что вы думаете?
Молодая девушка на том конце провода проблемы мои вмиг по полочкам разложила. Психолог-консультант помогла разобраться в моей ситуации, я была настолько благодарна, что даже имени ее не спросила.

Встреча в телефонном эфире, как она бывает важна! Ведь человек звонит на Телефон Доверия, чтобы кто-то был рядом, чтобы его выслушали, чтобы кто-то сопричастен его беде, помог обрести силу и мужество справиться с проблемой. Как и в любой другой встрече, очень важно, чтобы люди были открыты друг другу и были искренни, доверяли и чувствовали безопасность. Психологическая служба «Телефон Доверия» гарантирует анонимность и конфиденциальность общения. По телефону с вами беседует специально подготовленные сотрудники.

Высшее образование и подготовка по специальной программе «Психологическое консультирование по телефону» – это непременное условие работы в команде Телефона Доверия. Консультантом на ТД может быть человек, у которого есть соответствующие этой работе личные качества и профессиональная подготовка.
Требуется тактичность, гибкость, терпеливость или, говоря современным «англо-русским языком», толерантность. Добавим к этому стремление к развитию и самосовершенствованию, наблюдательность, внимательность, ответственность, доброжелательность, хорошее здоровье. Рост, вес и цвет волос значения не имеют, а вот чувство юмора приветствуется. Возраст тоже не важен, однако практика показывает, что большинство консультантов вписываются в возрастные рамки от 20 до 40 лет.

 
Телефон Доверия доброжелателен, строг и справедлив.
Первый Телефон Доверия появился в Англии в 1953 году. Россия, как это не раз случалось, по времени создания таких психологических служб отставала. Но на сегодняшний день российские службы экстренной психологической помощи по телефону если не перегнали, то уж точно догнали своих западных коллег и получили заслуженное профессиональное признание, нашедшее отражение в широких международных профессиональных связях.

Идеи гуманистической психологии применительно к телефонному консультированию в России развивали Александр Маховиков (Одесса) и Айна Амбрумова (Москва). В 1981-1982 годах Амбрумова была руководителем суицидологического центра для подростков. Наработанный центром опыт и по сей день используется в практике работы служб Телефона Доверия, принимающих значительное количество кризисных обращений, т.е. буквально криков отчаяния у последней черты...
Про нас с вами
Важно понимать, что психолог-консультант не заменит близкого друга, даже если вы будете звонить ему много раз каждый день. Консультант Телефона Доверия не волшебник, он не взмахнет волшебной палочкой, чтобы в одну секунду всё стало ясно, просто и легко. Он не достанет для вас из большого мешка готовые советы-ответы на все случаи жизни. Позвонивший на Телефон Доверия делает важный шаг – от своих раздумий он переходит к рассказу о себе и проблеме вслух. Общение с консультантом ТД способствует рассказу о том, что волнует человека, помогает снизить волнение, беспокойство, страх. Именно живое общение подталкивает человека сначала к анализу, а потом и к пониманию происходящего. Понимание ситуации, в свою очередь, открывает варианты выхода из кризиса. Вот такая крепкая логическая цепочка, и никаких чудес! Впрочем, одно чудо всё-таки есть – это дар жизни, которым мы так неумело и неблагодарно пользуемся...
Психологи не носят, подобно медикам, белые халаты. И это неслучайно и даже принципиально. Психолог помогает здоровым людям сохранить свое психическое здоровье. Если что и роднит психологическое консультирование с медициной, так это общий подход к проблеме: лучше заниматься профилактикой, чем лечить запущенный кризис!

Телефон доверия – он нам нужен!