Диккенс

Диккенс родился в феврале 1812 г. в Портсмуте, в семье мелкого служащего, всю жизнь безуспешно боровшегося с нуждой. Его детство прошло в беднейших кварталах Лондона, он очень рано познакомился с долговой тюрьмой, в которую вместе с семьей попал его отец. Из-за денежных затруднений Диккенс  вынужден был бросить школу, в десять лет он поступил на фабрику ваксы, где за шесть шиллингов в неделю наклеивал этикетки на баночки с готовой продукцией. Воспоминания об этом времени не покинули Диккенса даже в зрелые годы; очень рано в его сознании  сформировался постоянный страх перед крахом, нищетой, падением, принимавший иногда поистине  фантасмагорические размеры. Переживания одинокого подростка,  предоставленного  самому себе в огромном неприветливом городе, писатель воссоздал потом во многих своих романах.  Позже он работал писцом в конторе адвоката, парламентским  репортером и стенографом.

Слава пришла к Диккенсу очень рано – в 21 год и не покидала его до последнего часа. В 1833 г.  никому неизвестный репортер  опубликовал в журнале «Мансли мэгезин» свой первый рассказ «Обед в аллее тополей», который положил начало «Очеркам Боза», вышедшим отдельным изданием в 1836 г. В основу «Очерков» легли впечатления детства, проведенного в провинциальном Чэтеме и в бедных кварталах Лондона, где поселилась семья Диккенса  после переезда в столицу; многочисленные  сведения о жизни бедняков  восходят к дням работы  на фабрике ваксы; широкая панорама Лондона, пристальный интерес к происшествиям, быстрые портретные  и бытовые зарисовки  связаны с репортерской деятельностью. Эта первая книга важна тем, что в ней наметились границы и диапазон художественного мира Диккенса: перенасыщенность бытом, нравами, людьми, деталями, подробностями, выписанными с документальной, репортерской точностью, умение сразу же приковать внимание читателя  к описываемым событиям. Особое внимание здесь было обращено  на связь, которая существует между человеком и его окружением, его характером, предметами одежды и обихода.

Если «Очерками Боза» Диккенс вошел  в литературу, то «Посмертными записками Пиквинского клуба» (1836-1837) он утвердил в ней  свое высокое творческое призвание. Между тем появился этот прославленный роман почти что случайно. В 1836 г. Диккенсу предложили сочинить текст к серии «спортивных» рисунков Роберта Сеймура. А поскольку молодой писатель, готовившийся вступить в брак, нуждался в деньгах, он согласился. По требованию издателя он принял новую для него форму публикации романа – ежемесячными выпусками (она пришлась Диккенсу по вкусу, и большинство своих позднейших романов он печатал точно так же). Первоначально предполагалось, что первую скрипку в творческом дуэте будет играть художник-карикатурист. Но очень скоро роли кардинально поменялись: литературный текст стал безусловно доминировать, и художнику пришлось подлаживаться под требования писателя. Едва появились первые выпуски «Пиквика», книга стала пользоваться невероятным успехом у читателей и в один миг прославила Диккенса на всю страну.

Быть может, сегодня этот роман уже не читается с таким жадным интересом, как прежде, но его блистательный юмор нисколько не потускнел. "Посмертные записки", несомненно, самая светлая, самая оптимистичная из всех книг Диккенса. В немалой степени она обязана этим своему главному герою. Мистер Пиквик, который путешествует с друзьями по провинциальной Англии и постоянно попадает в самые нелепые приключения, открывает вереницу мудрых чудаков  Диккенса, людей не от мира сего, утверждающих, вопреки всем рациональным законам жизни, феномен неискоренимого и торжествующего добра. Мистер Пиквик – комический мыслитель, неудачливый, но трогательный благодетель человечества. Он странствующий рыцарь, подлинный Дон Кихот XIX века, а его неунывающий находчивый слуга, шутник и балагур Сэм Уэллер – английский вариант Санчо Пансы.

Еще не вышли в свет последние выпуски «Пиквика», а уже начали печататься первые выпуски нового романа «Оливер Твист» (1837-1839) – история мальчика, родившегося в доме призрения и обреченного на скитания по мрачным трущобам Лондона. Эта книга открыла в творчестве Диккенса серию романов, которые можно определить как «историю молодого человека». Ребенок, брошенный на произвол судьбы нерадивыми или попавшими  в тяжелые обстоятельства родителями, преследуемый родственниками, которые  хотят незаконно воспользоваться его наследством, выкарабкивается  из «бездны нищеты и тьмы» к спокойствию и свету – такова структура, впервые опробованная  Диккенсом в «Оливере Твисте». В дальнейшем с различными вариациями она повторится во многих его романах. Важным композиционным элементом этой структуры является мотив «тайны», разрешение, разгадка которой  вносит в повествование  сенсационный, детективно-драматический элемент, поддерживающий  в неослабеваемом  напряжении внимание читателя.

Выпустив роман  «Николас Никльби» (1838-1839), Диккенс предложил издателям  план новой книги – что-то вроде собственной «Тысячи и одной ночи».Начиная ее перегруженный работой писатель довольно смутно представлял себе, что будет в конце. Однако его богатое воображение вновь пришло ему на помощь.  В результате появился роман «Лавка древностей», имевший огромный успех у читателей Великобритании и США.  Книга не совсем обычна, поскольку построена на контрастах  и существует как бы в двух плоскостях.  С одной стороны, это сказка со всеми присущими этой  повествовательной форме признаками. Вместе с тем это быто- и нравоописательный роман о современной писателю Англии, в котором действуют совершенно земные, жизненные персонажи. В центре повествования находится глубоко трогательная история  маленькой Нелл, «крохотной, хрупкой девочки  бесконечно милого нрава», ее бегства  от сущего исчадия ада  карлика Квилпа, преследующего без каких-либо видимых причин девочку и ее деда (выжившего из ума заядлого картежника) и, наконец, ее смерти.

Роман «Мартин Чеззелвит» (1843-1844) открывает этап зрелого творчества Диккенса. Здесь больше нет однозначно отрицательных или однозначно положительных персонажей. Добро теперь  не механически даруется за изначально присущую добродетель, но заслуживается благодаря сознательному выбору. Сделав его, главный герой  меняет представления о себе, расстается с иллюзиями и обретает иное, просветленное отношение к миру. Зло перестает персонифицироваться с каким-нибудь отдельным человеком. Диккенс показывает, что зло  рассеяно в мире, это не «готический» кошмар, но реальность, которую невозможно уничтожить, но с которой надо активно бороться.

По мере совершенствования  его мастерства (а Диккенс рос от романа к роману) писателю открывалась все более широкая и цельная картина жизни, в которой  оставалось все меньше места светлым надеждам и частным попыткам искоренить зло. Его социальный пессимизм неизменно углублялся.В 1846-1848  гг. выходит «Домби и сын»  – одно из самых известных творений Диккенса и в некотором смысле итоговый роман.Мир современной писателю Англии впервые получил здесь  реалистически последовательное, трезво суровое и объемное воплощение. Первая часть романа, повествующая о детстве и смерти маленького Поля, единственного наследника крупного коммерсанта мистера Домби, теснейшим образом переплетена со второй, где  рассказывается о трагическом, основанном на деньгах браке  мистера Домби с Эдит и о крушении его надежды иметь сына.  Через обе части последовательно, без нажима  проводится мысль о пагубности гордыни.  Диккенс хотел показать, как переламывает жизнь  бесчувственного и непреклонного  духовного урода, как она воспитывает его, учит любить. Не в меньшей степени, чем история маленького Поля этот роман – история исправления гордеца Домби, который, получив жестокий урок от жизни, становится в конце концов  любящим отцом и нежным дедушкой. Но перерождение приходит слишком поздно – в то время, когда Домби превратился в немощного старика. В этом романе Диккенс впервые дал  объемную  и художественно  исчерпывающую панораму английского общества. Традиционный для всех его романов  мотив тайны обретает здесь глубинный, реалистический смысл. Все персонажи оказываются связанными между собой в сложное, взаимосвязанное целое. Сразу после выхода роман был переведен на основные европейские языки и имел потрясающий успех у читателя. Книга расходилась огромными тиражами. И именно благодаря ей Диккенс мог навсегда забыть  о денежных затруднениях.

Следующий роман Диккенса «Дэвид Копперфильд» (1849-1850) – первый и единственный его опыт  в жанре автобиографической прозы. Фактически это художественно  воссозданная биография писателя  с детства до 1836 г. Вместе с тем это один из первых образцов нового психологического романа, оказавший большое влияние на позднейшие образцы этого жанра (в частности, на Пруста). Здесь не только правдиво показаны особенности детского мироощущения, но и с большой достоверностью  изображены разные «я»  героя, проходящего  сложные стадии духовного роста: он освобождается  от детской наивности, взрослеет, расстается с иллюзиями и, наконец, учится ценить жизнь такой, какая она есть.

Три следующих романа Диккенса «Холодный дом», «Тяжелые времена» и «Крошка Доррит» составляют вместе грандиозный триптих социальной панорамы современной Диккенсу Англии. Это самые масштабные его полотна, которым в высшей степени  присуща гармония рисунка, взаимоподчиненность и соразмерность частей.

«Холодный дом» (1852-1853). Это многоступенчатое, полифоническое произведение, жанр которого  не исчерпывается одним определением. Тут и социальный роман, и роман психологический, и сатира на английское правосудие, и гигантский символ трагизма  человеческого существования – мрачного и холодного. Чтобы передать эту жанровую полифонию, Диккенс выбрал никогда им ранее не практиковавшуюся двуплановую композицию. Повествование ведется от имени двух главных героев: автора и Эстер, каждый из которых развивает свою главную тему. Автор рассказывает  о падении дома Дедлоков, которое наступает после раскрытия тайны миледи Дедлок: ее связи с умершим офицером, отцом   ее незаконнорожденного ребенка, Эстер. Эта детективная часть теснейшим образом связана со второй – рассказом о бесконечной, длящейся десятилетиями тяжбой «Джарндис против Джарндиса», где повествователем выступает сама Эстер. Обе части «движутся» навстречу друг другу, поскольку тайны персонажей оказываются тесно связанными между собой.

«Тяжелые времена» (1854) относят иногда к чартисткой литературе. Здесь впервые дано  объективное изображение столкновения рабочих с предпринимателями: забастовка, разразившаяся на фабрике Баундерби, не стихийный бунт, но осознанная борьба рабочих, возмутившихся против жестокой  эксплуатации. При этом рабочие описаны Диккенсом с несомненной симпатией, их отличает честность, благородство и человечность. Их участие в забастовке – следствие интриги ловкого подстрекателя Слекбриджа, отвратительный портрет которого  Диккенс рисует с нескрываемой желчью.

«Крошка Доррит» (1855-1857) – одно из самых мрачных и пессимистических произведений классического английского реализма. Ни в одном романе Диккенса  не было прежде такого числа «серых», а не «черных» или «белых« героев. Почти во всех отрицательных персонажах есть что-то хорошее, а у положительных – немало пороков. Центральный образ романа – Министерство Волокиты – обобщенный символ бюрократической государственной машины, основной принцип которой «как не делать этого». Деньги – тема, важнейшая для всех реалистов XIX века и одна из главных во всем творчестве Диккенса, приобрела в «Крошке Доррит» еще более глубокую трактовку. В этом романе впервые с такой силой  и убежденностью  была показана непрочность буржуазного успеха, драма крушения, утраты иллюзий. Чувствуется глубокое разочарование Диккенса  в обществе, неприязнь к Англии и Лондону, его гнетущие сомнения в смысле жизни. И все же печаль и отчаяние не могут окончательно заглушить юмор Диккенса: в романе происходит слияние ужасного, абсурдного и фарсового начал, достигающее патетических высот, неведомых прежним произведениям писателя и вообще редких в искусстве.

«Повесть о двух городах» (1859) открывает последний период в творчестве Диккенса. Он больше не пишет крупных социальных полотен, какие создавал прежде. Но зато сила реалистической типизации достигает в этих романах  поистине символической мощи. Детально исследовав в своих предыдущих произведениях тайны социального механизма, Диккенс взялся теперь за разрешение тайны человеческого существа. Отсюда напряженное внимание к этическим, нравственным проблемам. отсюда изощренный психологизм и пристрастие к детективным сюжетам. Отчетливо определяются темы  испытания, искупления и самоотречения. Мир, выстраиваемый Диккенсом на страницах поздних романов,  духовно близок к духовному миру Толстого и Достоевского. Художественная палитра позднего Диккенса становится шире, а прорисовка создаваемых образов делается тоньше. Его больше не интересуют герои, которых можно создать одним взмахом пера или очертить их физиономию, подметив несколько характерных черточек. Место ярких красок занимают полутона, нервные, быстрые, иногда сбивчивые мазки, соответствующие характеру в его многочисленных, противоречивых проявлениях. Блистательные  комические диалоги и монологи уступают  место серьезным разговорам, в которых одно на поверхности и совсем другое в глубине. При всем том, Диккенс как будто сознательно возвращается к старым темам, уже поднимавшимся им ранее, но старается разрешить их по-новому, не так как прежде. Только в поздних романах Диккенса стало ясным, насколько жестоким может быть этот писатель. Садизм, насилие, которое можно было видеть в его ранних произведениях, были жестокостью сказки, романтическим преувеличением, пришедшим на его страницы из «готического» романа. Жестокость, безжалостность зрелого Диккенса – в изображение кошмара  каждодневного существования. У позднего Диккенса страшны не его карикатуры, страшны обычные люди, каждый из которых потенциально – эту мысль Диккенс постоянно подчеркивает – способен на убийство.

В 60-х гг. выходит в свет последний великий шедевр писателя - роман «Большие надежды» (1860-1861), который вообще занимает особое место среди произведений Диккенса. Это самое цельное, самое гармоничное его создание с ясным по форме сюжетом, согласующим глубину мысли с увлекательной простотой изложения.Венчают творчество писателя романы «Наш общий друг» (1864-1865) и «Тайна Эдвина Друда» (1870). «Наш общий друг» роман социально-психологический. Диккенс взялся здесь за необычно сложную задачу: «опрокинуть» аллегорию в коммерческую среду. Все его части пронизаны единой концепцией денег как ложной меры  человеческой ценности в мире, где все продается. Разнообразными, но точно бьющими в цель средствами показано развращающее влияние денег на характеры почти всех действующих лиц. В произведении, по сути дела, взаимно существуют две сказки. Одна – «сказка реальности», с сопутствующим ей капиталистическим ландшафтом. И вторая сказка – человеческие отношения  с ритуальными переодеваниями, двойниками, потерей  прежнего «я» и обретением новой сущности. «Тайна Эдвина Друда» (1870) – это настоящий, блестяще закрученный детектив. К сожалению, Диккенс успел написать только первую его часть, все действие которой движется к убийству Эдвина Друда. Но поскольку вторая часть, в которой должно было начаться расследование, осталась ненаписанной, не известно, кто совершил это убийство. Но даже в таком, незавершенном виде роман читается с огромным интересом. Все внимание автора сфокусировано  на тайне человеческих характеров, двойственности природы человека, роли иррационального в его поведении. Человеческая природа предстает здесь  в многообразии нюансов, ели различимых оттенков и бурлящих противоречий.

Умер Диккенс неожиданно в июне 1870 г.


Рецензии
Честно признаюсь, творчеством Диккенса не была увлечена. Возможно, помешало то, что не понравился тяжеловатый стиль. Но ваш рассказ во многом расширил знания о нём, привлёк внимание, заинтересовал. Спасибо! Для своего времени, как бытописатель, Диккенс, конечно, очень важен. С уважением,

Элла Лякишева   09.10.2017 08:29     Заявить о нарушении
Не могу с Вами согласиться! Тяжеловатый стиль? А что Вы читали? Диккенс, на мой взгляд, один из величайших писателей. И не только для своего времени. "Это писатель "на века"...

Константин Рыжов   09.10.2017 20:32   Заявить о нарушении
Ох, и уже не помню, что читала, потому что давно. В те годы больше увлекала приключенческая литература и фантастика. И с тех далёких пор не бралась. Возможно, упустила момент. С уважением,

Элла Лякишева   09.10.2017 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.