Другу посвящается...

Наталья Тоготина
       Девушка из глубинки, приехавшая покорять Москву. Тихая. Незаметная. Как и многие до меня, мечтающая о красивой жизни. Никак я тогда не ожидала, что эта самая «красивая жизнь» будет заключаться в длительных (от 4 до 5 месяцев) командировках по России. Я не мечтала о поступлении в университет с лесным уклоном. Не мечтала о работе в полевых условиях. После школы. Только начав учиться, я поняла чего именно хочу от жизни, и постоянные разъезды, палатка и котелок над костром идеально вписались в выстроенную схему. Правда, первые мои полевые сезоны (сначала в качестве практиканта, а затем уже инженера) прошли несколько иначе – лесничество вместо палатки, раскладушка вместо спальника и электроплитка вместо костра. Но тем не менее я была в восторге от работы, от леса, от людей, с которыми мне пришлось работать. Я наслаждалась жизнью и не верила, что в ней полно проблем…..
       Проблемы начались сразу после окончания ВУЗа – из студента, имеющего крохотную комнатенку в общаге, я превратилась в бездомного инженера, зарплаты которого на снятие квартиры не хватало….  Ситуация осложнялась тем, что находилась я на полевых в Краснодарском крае, а искать жилье на таком расстоянии от Москвы было практически невозможно.  Казалось, что выхода нет.... Но в этом безумном и бешеном мире оставались еще добрые и отзывчивые люди, всегда готовые помочь и поддержать, а в моей конторе таких людей оказалось очень много. Они то и нашли мне место в общежитии местного лесного техникума. Правда с одним важным условием: мне предстояло стать воспитателем у живущих там студентов....
       Мальчики и девочки.... У каждого свой характер и свои тараканчики в голове. И с каждым нужно было найти общий язык, найти подход. Тогда я не думала, что длинный несуразный мальчишка, говорящий в стихотворной форме, станет для меня чем-то большим, чем один из «детей», за которых я была в ответе. Мне больше запомнились детские глаза, смотрящие на меня сверху вниз и молящие: «Только не говорите про черепашку!» - держать домашних животных в общежитии не разрешалось. Никаких. Строгий комендант превратил его в казарму, любой шаг в сторону от установленных правил грозил выселением. Мне приходилось как-то соответствовать правилам, но давалось это с трудом - только полгода назад я сама училась в университете, и студенческая жизнь была мне ближе.
       Шло время. Работа двигалась, нервы натягивались все больше и больше. Единственное, о чем я мечтала - снова оказаться на полевых. Там всегда было проще - любимая работа с хорошими людьми. Вот только на новый полевой сезон меня перебрасывали в другую партию. Менялись люди, менялся стиль работы. Привыкнуть труда не составляло (по крайней мере я так думала), но мне предстояло найти техника - мальчика, с которым я должна буду работать бок о бок на протяжении нескольких месяцев. И, также как и в случае с жильём, он нашелся сам. Тот самый паренёк из числа моих подопечных....
       Работать с ним оказалось не просто интересно - Денис стал мне надежным помощником. Стал другом. Мы очень удачно дополнили друг друга - его сильные стороны компенсировали мои слабые, мои сильные - его. Перед первой высадкой я опасалась - как никак мы ехали в тайгу, где кроме нас двоих никого не было. Я представляла городского мальчика, который мало на что способен, но уже в первые минуты нашего пребывания в лесу поняла - я ошиблась в своем суждении.
       Мне приходилось заботиться лишь о приготовлении пищи, в то время как все остальные работы по лагерю он взял на себя. Огонь горел, возле костра аккуратно были сложены дрова,  стояло ведро с водой, над кострищем был надёжно укреплён навес от дождя. Конечно, без ляпов и ошибок не обходилось - временами плёнку сносило порывами ветра и дождём заливало всё наше топливо, но Денис всегда находил способы всё исправить - придумывал новые варианты укрепления навеса, вместо ненароком выбитых из земли колышек моей палатки использовал камни или брёвна (забить сами колышки в каменистую почву порой бывало невозможно).  Он и после нескольких дождливых дней, когда запас сухих дров подходил к концу, а отыскать новые было весьма проблематично, мог развести огонь. Денис даже мыл посуду, зная, что я не люблю это делать. Я почему-то не могла поверить в то, что "городской мальчик" на такое способен.
       Правда позже я узнала, что в жизни Дениса был не только город - детство он провел в крошечном поселке без электричества, который зимой заваливало снегом до самых крыш, а весной затапливало паводками. За те недели, что мы провели в тайге, я смогла по крупицам собрать историю практически всей его жизни.  Детство.... Подростковые выходки.... Первая любовь.... Порой, когда перед моими глазами представала картина с маленьким мальчиком, сгибающимся под тяжестью родительской ссоры, мне хотелось просто обнять его и защитить от всего негатива этого мира, стереть неприятные воспоминания и оставить только свет. Но рассказ продолжался, картинка сменялась, и вот я уже смотрю на счастливого и довольного жизнью паренька. Так, постепенно на моих глазах вырастал ЧЕЛОВЕК. Я ожидала увидеть большого ребёнка, но рядом со мной находился не мальчик, а уже мужчина. Надёжный. Верный.
       Идеальным человеком Денис, конечно же, не был, я прекрасно видела его недостатки, и некоторые меня безумно раздражали. И всё-таки по какой-то неведомой причине меня всё больше к нему тянуло, каждый день в его характере открывались новые дверцы, и я с трудом могла поверить в то, что лишь несколько месяцев назад видела в нём ребёнка. Чем больше я узнавала Дениса, тем больше хорошего находила. В нём был только один минус, но этот минус зачастую перевешивал всё положительное. Каким-то непостижим образом в Денисе уживались два человека: заботливый и внимательный в тайге, на базе он периодически становился до безобразия мне противен, в такие моменты у меня возникало с трудом преодолимое желание хорошенько его отпинать.
       Да, сначала я хотела сделать его лучше, убрать то, что мне не нравилось, потому что видела - это тянет Дениса в пропасть. Будучи человеком с большим потенциалом, он растрачивал его впустую, бросал на ветер своё будущее. По крайней мере, мне так казалось. Но впоследствии ко мне пришло понимание того, что никаких прав я на это не имею, и что нельзя лезть в чужую жизнь со своими правилами -  для каждого есть свой путь и каждый сам принимает решения, как же его пройти. Однажды на очередном маршруте Денис рассказал мне очень занимательную историю:
       "На одном острове среди морей жил туземец. Он жил своей тихой жизнью, лежал под кокосовой пальмой и ничего не делал, даже не трудился протянуть руку и поднять орех. И вот однажды к нему подошёл миллионер и спросил: "А почему ты лежишь и не хочешь даже собрать орехи?"
       - А зачем мне это? - ответил туземец.
       - Ну чтобы продать!
       - А дальше что?
       - Дальше? Собрать и продать ещё!
       - А дальше?
       - Накопить денег, купить корабль и начать продавать орехи за границу!
       - А дальше?
       - Дальше заработать ещё больше и таким образом увеличить свой капитал во много раз!
       - А дальше?
       - А дальше можно лежать и ничего не делать!
       - Ну так а я что делаю? - заключил туземец и продолжил лежать...."
       Тогда я не поняла эту историю.... Но теперь знаю: образ жизни, подходящий для меня вовсе не обязательно подойдет и для него. И пытаться перекраивать Дениса под свой шаблон неимоверно глупо. Он может то, что мне никогда не удавалось - жить сегодняшним днём, просто наслаждаться настоящим. Тогда я хотела (да и сейчас хочу) большого будущего для большого человека, но вот каким видит это пресловутое будущее он сам, для меня до сих пор остаётся загадкой. Я лишь знаю о его хрустальной мечте и верю, что он сможет её достичь....
       В конце октября командировка Дениса закончилась, срок же моей истекал лишь через три недели. Мне предстояло снова жить без его помощи, без его сильного и надёжного плеча. Предстояло жить без его постоянных шуток и подколов, только Денис всегда мог поднять мне настроение одной лишь фразой. Он уехал, и мир снова стал пресным и однообразным, ко мне вернулись беспокойство и раздражительность. В тайге я привыкла ощущать его рядом, привыкла засыпать под его храп, теперь же без мерного похрапывания и сопения под боком меня начала мучить бессонница. Я долго не могла найти себе места, бесцельно бродя по комнатам. Садилась вязать, чтобы хоть как-то отвлечь свои мысли, но помогало это слабо - руки были заняты делом, в то время как разум оставался свободным....
       Сейчас я постепенно привыкаю к жизни без Дениса. Привыкаю к тому, что снова я должна рассчитывать лишь на себя в этом безумном мире. Я вернулась к своей жизни, он вернулся к своей. Какое-то время я ещё звонила ему с просьбой помочь - после тайги осталась уверенность, что кроме него помочь мне никто не может, но потом поняла - всё это одно большое заблуждение. Есть я. И мои проблемы - это мои проблемы, кроме меня самой решать их некому. Я прекратила его мучить своими звонками....
       Но до сих пор он с завидной регулярностью появляется в моих снах....