Духов день

Александр Кларенс
Часть III. "Четыре дня"
продолжение
начало http://www.proza.ru/2010/01/19/1230


     – Тёть Валя-а!..
     – Проходите, мои ненаглядные, не чаяла уж и дождаться.
     – Тёть Валь, это Тайна и Хейно… Арви… Я правильно сказала?
     – Полина, можно просто Хейно… Здравствуйте, мне очень приятно.
     – Ну раздевайтесь же! У нас и так не холодно, да ещё духовка целый день жарит… Полина, помогай.


     – …Валя, у Вас найдётся для меня передник?
     – Зачем?
     – Не хочу сидеть как на именинах.
     – Тайна!..
     – Ничего-ничего, я же знакомиться приехала. А как знакомиться, если Вы на месте не сидите!
     – Давай на «ты».
     – С удовольствием… Так где передник, есть?
     – Сейчас… Таня… Тань!..
     – Что, мам?
     – Передничек свой дай.
     – А я?
     – Снимай, снимай. Помоги отцу лучше…


     – Что это с ней, обиделась?
     – Не знаю. Взбрыкнула девка что-то… Пойдём на кухню… Паша, ведите ребёнка в комнату… Пусть поздоровается с дедом… Полина, иди, иди, не мешай, без тебя разберёмся. Пообщайся с Нюшкой.
     – Женя приехала?
     – Будут с минуты на минуту.
     – Хорошо, тёть Валь… Тошка, отпусти кошку!


     – Ну дорвался парень, сейчас визгу будет… Ты на всенощной была?
     – Собиралась, да затемпературила… Утром только сбить удалось.
     – Жаль… Татьяна тоже не ходила, вчера в Петергоф с однокурсниками ездила, рисовали чего-то…
     – Она художник?
     – У нас папа акварельками баловался. Да и сейчас иногда… под настроение.
     – Есть в кого.
     – …и Тошенька наш её приучил, – то краски купит, то пастельки, на выставки таскал с собой лет с пяти, наверно… Нет, позже… После инфаркта… седьмой уже пошёл.
     – Он тоже художник?.. был?..
     – Скульптор. Давно бросил… лет пять-шесть.
     – И сразу в семинарию?
     – Как же, сразу… Спасибо отцу Александру, – в оборот взял. Совсем ведь сладу не было!.. Ох, родная моя, если б ты знала, сколько горя через него пережито… Так пил… так пил… Вспоминать тошнёхонько… Посмотри, как там пирожок наш поживает.
     – …Ничего себе… пирожок…
     – Семейная традиция. После Великого поста пирог с осетриной. Так-то не сильно разбежишься на нашу-то зарплату, а разговеться – тут мы себе не отказываем.
     – Вкусная традиция.
     – Сейчас Тотошенька на запах прибежит.
     – Тотошенька?..
     – Антон свет Георгиевич наш… Не дочки – давно бы послала куда подальше. Уж как они его любят… Особенно Нюша… Кто знал, что из него дурь выйдет!.. Сейчас даже и не верится… такая радость… такая радость…
     – …А здесь что?
     – Я называю пирожками, Антон булочками… Яйцо, зелёный лук… Сын-то с тобой?
     – Да, конечно.
     – А почему не ходил?
     – А, это… Нет, он ходил.
     – Что-то я его не припомню.
     – Он сразу домой, на трапезу не оставался.
     – Зря… это он зря. Очень хорошо было, весело. Даже наш отец Антоний маленькую речь сказал.
     – …Расстроенный пришёл, полдня разговорить не могла.
     – Вот дурья голова! Молодой, – веселись, развлекайся, общайся с людьми.
     – С девушкой хотел познакомиться, да её на службе не было.
     – Так он в храме её видел?
     – В субботу литургию отстояли.
     – Сколько ему?
     – Двадцать второй.
     – Вот и моя дурёха тоже. Чуть скандал мне не устроила.
     – Это она?
     – Она… Старшая с мужем приедет… рожать скоро… Бабушкой буду.
     – Поздравляю.
     – …Мама?..
     – Что, сынок?
     – Можно тебя на минутку?
     – Извини, Валь.


     – Хейно?..
     – Мама…
     – Что?
     – Ма…
     – Да что ты заладил – мама да мама!
     – Ма… ты знала?
     – Я много чего знаю. Что ты имеешь в виду?
     – Это… она…
     – Кто она?
     – Она здесь.
     – Да объясни ты толком!
     – Эта девушка… Её тоже пригласили?
     – Никого не приглаша… погоди… Это Нюша?.. то есть… Таня?!..
     – Мам… мне страшно…
     – Так… я сейчас…


     – Валя, требуется наша помощь.
     – Что ещё стряслось!..
     – За мной… Где Танина комната?.. эта?
     – Да.
     – Господи благослови…


     – Таня, меня зовут Ирина. Я пришла сказать… мы с твоей мамой пришли сказать, что мой сын хочет с тобой познакомиться… Хейно, твой выход… Валя, а мы с тобой на кухню.
     – Подожди… Хейно?.. Таня… это он?.. Ясно… Пойдём, Ира…


     – Так Ира или Тайна?.. Или это тайна?..
     – Я… Так… меня муж называл… А Виталий Иванович… Антон… звали Ирой…
     – Ира?.. ты… постой-постой… Ира?!.. Турчанинова… Господи помилуй…
     – Марттинссен я, почти семнадцать лет.
     – Позвать?..
     – Валь… не сейчас… на… налей мне… ви… вина… пожалуйста…
     – Так… тихо… Ну Виталик… ну Заболотный… он же тебя узнал!.. И не сказал, мент поганый… Ну я ему устрою!..
     – Валь, прошу… подожди… немного успокоюсь.
     – Ты знала, куда тебя к столу пригласили?
     – Вчера… говорила с Полинушкой…
     – Ты помнишь Полину?
     – Я не видела её никогда… Пока Юля, моя подруга… соседка Полины… Она показала фотографии. Я узнала… То-ошу-у…
     – Тихо ты… тихо… глотни… Вот и ладненько… Держи хвост пистолетом. В обморок не упадёшь?
     – Ты меня подержишь?
     – Может мне и свечку подержать?
     – Валя!..
     – Боже мой… Боже мой… И ты?.. ты двадцать лет?..
     – Ага… Ну дура я, дура.
     – Точно дура… дурёха… Чем это пахнет?.. Пирог!.. Мама родная… чуть не спалили… Вот я сегодня дам Виталику разговеться!.. Попляшет у меня, дорогой!
     – Валя, а он чем провинился!
     – Да ничем!.. Напьюсь в зюзю, и пусть меня на руках носит, пока не поломается.
     – И я с тобой.
     – Нет!.. Ты сегодня нам трезвая пригодишься. Поняла?.. Сиди здесь и никуда не уходи… Молодёжь проведаю… Нюша, Нюш, ты показывала Хейно свои акварельки?


окончание http://www.proza.ru/2010/01/19/1259