Снова немцы на Волге

Василий Куприянов
         После операции по удалению катаракты, которую мне успешно сделали в Зеленограде, хирург посоветовал мне понаблюдаться еще дней пять. Держать еще неделю своего водителя я не стал, у него недавно родилась дочка, и он подпрыгивал от нетерпения, когда же вернется домой. Отпустил. После всех процедур я и сам собрался выезжать домой в Астрахань. Самолетам  не доверял. Сам видел, что  они крыльями не машут и как летают не понятно. Удобный поезд уходил поздно ночью. Но с Павелецкого вокзала каждый час уходили автобусы на Волгоград и через пятнадцать часов прибывали в пункт назначения. Я быстренько сообразил, что если выеду из Москвы в 15 часов, то буду в Волгограде в 6 утра, В семь идет автобус на Астрахань, и, значит, я спокойно смогу добраться до Никольского. Иметь возможность посетить Никольское и не использовать ее граничило со святотатством, а мне ко всем  моим многочисленным грехам прибавлять такой тяжкий грех было не желательно.
         Таким образом, выехав после обеда из Москвы, я часам к одиннадцати на следующий день, оказался в Никольском. Со мной в Астрахань собирался ехать мой московский приятель, но в последний момент он раздумал, и очень скоро ему пришлось пожалеть о своем  неразумном решении.
         Чем так знаменито обычное село в низовьях Волги? А тем, что в этом селе построен фантастически красивый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Освятили его в самом конце девятнадцатого века. Говорить о храме можно много. В первую очередь о его величественности. Высота колокольни по кресту 72 метра. Вместимость две тысячи человек. Много ли в Москве найдется таких храмов?  А здесь жители рядовой казачьей станицы  смогли построить такое громадное сооружение.
        Меня всегда поражало то, что по стоимости строительство такого объекта было бы, пожалуй, соизмеримо с тем, что восстановил Юрий Михайлович в Москве на месте бассейна. Но ведь это Москва, в которой крутится большинство всех российских денег. А здесь собрались казачки и местные купцы, подумали и решили – храму быть. И все это на свои кровные, без всяких дотаций и трансфертов со стороны. Это к вопросу о бедности всех россиян при царизме, о чем нам семьдесят лет долдонили коммунисты. Как раз совершенно убого смотрятся на фоне храма стоящие рядом двухэтажные бараки, которые были построены в период развитого социализма. Если смотреть на панораму села и храм издалека, со стороны трассы Волгоград – Астрахань, то у меня всегда возникала ассоциация с китайской гаванью с джонками, в которую, не понятно зачем, зашел линкор.  Сам я в Китае не был, но у меня в памяти отложилась виденная мной когда-то картина.
        Кроме великолепия храма в нем имеется масса старинных икон, а одна из них чудотворная. Это икона Божией Матери «Нерушимая стена». Она находилась в приделе, который освящал Иоанн Кронштадский, будучи в 1906 году в Астраханской губернии. Перечислять все чудеса от нее не берусь. О них лучше знает настоятель храма отец Александр.
       Последним фактором, которым объясняется моя особая привязанности  к этому благодатному месту, является глубокое уважение к батюшке Александру и матушке Елене, которые с 1991 года служат в этом храме. И у меня есть ощущение, что мои приезды их тоже не особо огорчают. Поэтому для меня побывать лишний раз в Никольском всегда праздник. Для начала я полюбовался на уголок райского сада, который устроила матушка Елена напротив храма. Яркая зелень, замечательная подборка цветов, красивое обрамление камнями  - все это на жарком южном солнце резко выделялось на фоне достаточно скудной природы.
        Летом, как всегда, в ограде храма крутилось много детей. Это ученики Воскресной школы, которым и в каникулы было интересно быть при храме. К вечеру они разошлись по домам, но три девочки остались на вечернюю трапезу. На десерт нам подали мороженое. Я не удержался от соблазна  позвонить московскому приятелю и поехидничал, что вот если бы он поехал со мной, то и его бы угостили мороженым. Где он в Москве может получить такую радость? Он, конечно, согласился, погоревал, но дело сделано, назад не вернешь. 
         Когда матушка стала укладывать девочек в сторожке, я спросил, а откуда они? Вот тут она и рассказала, что они с батюшкой создали приют для девочек. Пока их трое, но планируют больше. Действительно, они забрали трех девочек от беспутных мамаш, которые подвержены традиционному российскому греху винопития. Пребывание в приюте никак не оформляется. Детей стараются не отлучать от родителей, Практически детишки для них последний якорек, который может их удержать на краю бездны. Ну, конечно, сразу появились социальные работники, которые начали указывать на недостатки в содержании детей. Этим работникам нет дела до настоящих беспризорников, там ведь некому давать предписания. А здесь, пожалуйста, есть, где проявить инициативу.   
       Хотя в чем-то эти чиновники были правы. Сторожка, где располагалась первая тройка девочек, действительно была тесной, но батюшка оптимистично смотрел в будущее. Он показал мне кучу пенобетонных блоков для строительства нового помещения. Зная финансовые возможности общины, я посчитал, что на строительство потребуется лет пять, а то и больше. Но здесь, я к счастью, ошибся. Через год замечательный двухэтажный терем стоял уже под крышей, и украшала его красивая луковка с крестом. А еще через полгода в него вселились уже двенадцать детей. 
      Что можно сказать об атмосфере этого небольшого приюта. Ответ один – здесь царит ЛЮБОВЬ. Вот сценки, которые я сам наблюдал во время приездов в Никольское. Три девочки возвращаются из школы. Две сразу докладываю батюшке о пятерках, а последняя с опущенной головкой доводит до его сведения, что у нее тройка. Реакция батюшки – ну ничего, значит, будешь исправлять, куда ты денешься? Действительно, куда деваться ребенку, которого по-настоящему любят? Только исправлять непрестижную оценку на более приличную.
   Вторая сценка. Воскресная трапеза. По завершению ее одна из девочек просит благословения батюшки позаниматься. Как это заниматься, сегодня же воскресенье! Девочке стыдно, что ей приходится просить это разрешение вместо положенного воскресного отдыха. Тут приходит на помощь матушка Елена и отмечает, что эта девчушка лучше всех убирается в своей комнате. Да, соглашается батюшка, мне всегда очень нравится посидеть в ее комнате и полюбоваться на идеальный порядок. Нужно было видеть лицо этой девочки после публичной похвалы батюшки, да предложи ей полсотни кукол Барби со всеми прибамбасами, она вряд ли бы обменяла эту похвалу на какие-то  игрушки.
   Здесь даже животные ведут себя по другому. Сам видел, как песик и кошка лакали молочко из одной плошки. Если бы еще и люди жили в таком мире и согласии. Мне живо представилась сценка - Жириновский с Зюгановым обнявшись дружно распевают песенку про Чунгу - Чангу. А действительно, свозить их в Никольское, гладишь и запоют. Сядут рядком и запоют ладком. Ну ладно, отвлекся на фантастику. 
        А вот забавный эпизод, о котором мне рассказал отец Александр. Называется он:  «Немец в Никольском». Зима 2008 года в Астрахани была по астраханским меркам морозной. Минус 26 градусов. Чем же заняться батюшке Александру в такую холодрыгу. Ну, естественно, он заливал каток для своих воспитанниц. Вечерело. И тут он увидел  немца. Я не оговорился. Мало того, что это был настоящий немец, но самое главное, что немец ехал не на Мерседесе или Фольксвагене, а  на велосипеде и видок у него был еще тот. У батюшки мелькнула мысль, в каком он году – в 2008 или перенесся в 1943, года немцам устроили большую пешую прогулку по застывшей Волге?
        Но немец на вполне приличном русском завопил: «Отец, я замерз».  Ну не погибать же басурманину и батюшка махнул ему рукой на трапезную и сказал, что его там обогреют. И действительно, почему не дать человеку кружечку чаю. За разговором выяснилось, что он уже четыре года путешествует по миру на велосипеде. Проехал уже не один десяток стран и волей судьбы оказался в Астраханской области. В тепле и после не одной кружки чая немчик совсем сомлел.
        И тут произошло событие, по которому имеются две совершенно разные трактовки этого происшествия. Для местных жителей – ничего особенного - просто дети спустились со второго этажа на вечернюю трапезу. У немчика, когда ему объяснили, что сие значит, была совершенно другая оценка этого события – он был глубоко убежден,  ЧТО ПОПАЛ В СКАЗКУ.  И те два дня, которые он провел в Никольском, он не переставал повторять, что это было именно так.
        Если делать экскурс в историю взаимоотношений русских с немцами, то прослеживается совершенно четкая закономерность. Пришли немцы с пиками и мечами. Их макнули и забыли вынуть на Чудском озере. Пришли немцы при Екатерине с плугами и другим сельхозинвентарем на Волгу. Им землицы нарезали, всякие преференции предоставили. Приезд на танках для немцев тоже добром не кончился. А когда прилетел Шумахер на гражданском самолете в Питер, то ему тут «полный решпект и уважуха», на джипе с мигалкой покатали. Где ему еще бы так повезло?
        Вот и наш немчик, прибыл на велосипеде с добрыми намерениями. Я, правда, не могу судить, что ему подсказало мысль обратиться в церковь, знание или интуиция. И что там ему обязательно помогут и не ошибся.  Так почему хорошего человека на пару дней не поместить в сказку? Да, запросто. Вот такие дела. Нужно хорошо знать, как и на чем лучше приезжать в Россию.
       А вообще, уважаемы братья и сестры, обратите внимание на то, что человек, приехавший за тысячи километров, сразу понял, куда он попал. А нам бывает лень перейти дорогу, чтобы оказаться в храме. Ведь не зря наши предки строили храм на 2000 человек и были уверены, что он не будет пустовать. В своих последних приездах в храм могу отметить, что местных прихожан на службах заметно прибавляется, но до 2-х тысяч на службе еще очень далеко.
         А теперь, если у Вас после этого рассказа появится желание помочь этому замечательному приюту, то прилагаю его адрес. Астраханская область, Енотаевский район, село Никольское, Храм Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелю отцу Александру Максимову. Другого батюшки с такой фамилией в селе нет.
        P.S. А еще хочу отметить, что те же социальные работники, которые на первом этапе критиковали за условия проживания питомцев, то теперь с большим удовольствием передают в этот приют детишек потерявших родителей.