Клошар и смерть

Конст Иванов
«А я вот уверен, что смерть бессильна против меня», – говорит Чорану сумасшедший клошар. Из такой уверенности и вырастает сектантское самомнительное сознание с его тягой к избранности, которая тут есть не что иное, как желание легко и без труда получить билет на вход ценой осуждения ближнего и возвышения себя. Любое сектанство плюет на человечество, заботясь лишь о своем спасении и не догадываясь, что жестоко ошибается. Частичного и личного спасения не может быть в принципе. И нет ничего более чуждого христианству, чем стремление к личному спасению, к избранности. Иисус говорил об избранности в притчах, метафорически, желая внушить людям, что душа не должна лениться и спать, иначе опоздает прозреть (по индобуддизму, опоздать нельзя, не успел сейчас, догонишь потом, в другом перерождении, можно не спешить и, будучи ленивым, быть в то же время «избранным», то есть отъединенным от остальных своими личными надеждами): не будет «избранной» Женихом. Буквальное же понимание избранности, иудейское высокомерие, было как раз тем врагом, с которым боролся Иисус. Тысяча квадратных дюжин спасшихся, входящих в Новый Иерусалим, это не что иное, как проникшее в Апокалипсис чисто иудейское сектантское мировидение… На Голгофе буквально никто не спасся, ни Иисус, ни разбойник, его пожалевший – но они «ныне же были в раю» воссиявшего нравственного мира, который стоит на том, что в самых главных вещах нет деления на я, ты и они. Бог един, человек един, мир един. Потому, если ты видишь, что кругом умирают, значит умираешь ты. Эгоизм личного спасения – это тоже пришлое, откуда-то с Востока, оттуда, где можно упражнять свое тело и уходить в нирвану, махнув на остальной мир. И это тоже ошибка, ибо совершенный йог прекращает человеческий мир, то есть делает то, с чем и без него прекрасно справляется материя. Почему христианство является высшей формой религиозного сознания? Потому что только в нем содержится надежда на реальное всеобщее спасение, или преображение, человека и мира, исходящая из идеальной, то есть собственно человеческой,  сознанной, природы человека.   
8–9 января 2010