Рассвет

Виталий Полищук
Он был  весь темно-нудный, въедливый и гадкий этот дождь.  Раскисшая грунтовая дорога страстно присасывалась к сапогам, сопливо чавкая с какой-то жадной радостью. Промокший ватник весил триста пятьдесят восемь килограмм и сорок шесть грамм,  но его это совсем не беспокоило. Он мокро обнимая мои замерзшие плечи,  почти дремал на мне, продолжая  ехидно впитывать всю окружающую мокрую действительность.

Сапоги с многопудовой грязью, вяло переставляя  ноги, как-то грустно и безнадежно шлепали в жиже раскисшей колеи.  Тощий вещмешок,  единственный, постоянный и верный друг русского солдата, заботливо покрывал пока еще сухую спину. Старая форменная фуражка своим черным лакированным козырьком старательно берегла глаза от встречных безучастно-холодных дождинок.

Ночь и  густая темень черноземной полосы  беспощадным грузом легла на всю округу этой части земного шара. В беспросветности ночи была какая-то  угрюмая тоска и безнадежность бытия.

Идти становилось все труднее, сказывалась общая усталость. Начал пропускать воду правый сапог.  Желание съесть последний небольшой  ломоть сухого хлеба становилось  все сильнее. Было далеко заполночь и это обстоятельство слегка ободряло, теряющий силы организм.

Дорога неожиданно вошла в лес, здесь стало несколько уютней, но идти  -  труднее: ноги постоянно разъезжались,  цеплялись за корни деревьев, невидимые в темноте  мокрые ветки, нагло стегали по лицу.

Впереди скорее угадал, чем увидел знакомую поляну с могучим, вековым дубом в центре. Что-то нежно так шевельнулось в душе, далекие воспоминания расслабили, в её заскорузлости, тонкую струну  связи с прошлым. 

Вокруг дуба была построена беседка с крышей. Это было место, где вечерами, вдали от бдительных очей старших, собиралась молодежь. И если о девушке говорили: "Она уже к дубу  ходит", то это значило, что скоро свадьба.

До этого места нас, тогда в том далеком сорок первом, провожали  всем селом. Плакали матери, жены, невесты. А  мы, разухабисто-пьяные, собравшись в кружок, храбрясь, орали: " По доли-и-нам и по взгорья-я-я м шли дивизии вперё-ё-ё-д…"

Потом… потом…  А потом старший лейтенант из военкомата скомандовал:
- Становись!
Женщины заголосили сильнее и, расхватав нас, стали торопливо целовать, орошая горькими слезами и причитаниями.

Только я стоял один… Родители двадцатого июня уехали в Сибирь погостить у родственников. Я  остался на хозяйстве. И вот…

Было грустно, не по  себе. И вдруг кто-то сзади тронул меня за рукав.  Обернулся.  Передо мною стояла семиклассница Анька, соседская девчонка.
- О! Анька! Ты чего тут?

Она  схватила меня за руку и потащила за ближайший куст.  Там, закинув толстую косу за спину, торопясь и краснея, зашептала:
- Я буду ждать тебя…
- Чего?!…   Ты что, Аньк…
- Буду,…  буду… Потому,… потому что… я  люблю тебя…  с третьего класса…
- Анька!  Ты что бормочешь!  Брысь отсюда!
- Да, да, да… Люблю,… люблю… на всю жизнь…

Посмотрел в её затуманенные огромные глаза из-под трепещущих, заплаканных ресниц и понял, что это действительно на всю жизнь… Что-то заныло сладко  в моем  вдруг пересохшем горле, и я  робко взял её за  руки.  Она вырвала их,  обняла меня, прижавшись ко мне всем телом.   Мои и её неумелые губы встретились.

- Вот,… вот,…верь мне… верь… Я буду,… я буду… - целуя и, задыхаясь, повторяла  она.
Потом вдруг отстранилась и, схватив  за руку, увлекла  на дно старого оврага. Там, не отпуская, села под наклонившийся куст и потянула меня:
- Иди сюда…

И вот этот дуб…  В темноте он казался еще необъятнее и загадочнее.
- Пожалуй, тут и отдохнуть немного можно… - подумалось мне.
Но вдруг - какой-то новый звук. Я остановился и присел. Это был инстинкт, выработанный за все опасные годы  в разведке.

И тут же поднялся:
- Ну, ты даешь… - сказал  (все-таки шепотом…) сам  себе, - какая война, какая разведка …
… а рука сама потянулась к голенищу сапога, нащупывая рукоять ножа.

Продолжая стоять, размышлял:
- И кого это в такую непогодь носит в лесу, когда  хороший хозяин и собаку не выгонит во двор… Посмотрим…

Осторожно, почти на ощупь, мокрыми кустами подошел  к дубу.  Там уже стояла  телега,  и два мужских голоса  негромко переговаривались между собой:
- Где веревка?
- Да вот она ,… в передке…  Под  ее ногами…
- О-о-о, она еще брыкается….   А тут у нее тепло… Теплая деваха… Ну-ка давай отпустим ей грехи перед  смертью… Хочешь?
- А то!
-Тогда давай… первый… Ну, председательша колхоза, порадуем тебя… А я пока веревочку через сук перекину…

Он  подошел к толстой  нижней ветке, которая проходила  от дерева у меня над головой, пряталась в ближних кустах и повернулся ко мне спиной. Я вышел из-за куста. Левая рука зажала ему рот. Правая…

Переступив через него, в два неслышных скока достиг телеги. Другой стоял на коленях на возку  перед распятой фигурой женщины, расстегивая штаны…  Его тело мокро хлюпнуло  к ногам лошади…

Сдерживая дыхание, посмотрел вокруг себя, прислушался и подошел к привязанной и  вытащил изо  рта кляп.  Она  глубоко вдохнула и зарыдала. Перерезал веревки и помог подняться. Продолжая тихо плакать, сползла с телеги и, отвернувшись от меня, стала поправлять на себе  одежду.

Дождь усилился. Ударил вблизи гром. Молния осветила  лицо повернувшейся ко мне женщины. 

Это была Аня…
Я был разведчик,  профессионал. У меня другой профессии не было… И я сказал:
- Иди домой.   Утром заявишь в милицию.
- Ой, спасибо Вам большое… Это не наши…

Она стала приглядываться ко мне, но я,  волнуясь и сдерживая себя, торопливо сказал:
- Иди,… иди…
… повернулся и ушел в обратную сторону.
Аня, растерянно постояв минутку, бросилась, скользя и падая, в село. Я, помедлив, развернулся и пошел за ней, чутко прислушиваясь к шуму дождя…

У самого ее и моего дома, остановился и, стряхнув с себя усталость,   пошел  в райцентр другой дорогой. Утром в райкоме партии сказали:
- Ты , фронтовик, разведчик… Пойдешь работать в милицию.
- Но…
- Никаких "но"! Партии ты нужен там.

 Начальник милиции сказал:
- Иди на склад, получи обмундирование и оружие. Эта  Сосновка твое село?  Через час поедешь туда. Разберешься. Поговоришь с председателем колхоза. Это она звонила. Хорошая девушка.  Можешь жениться, если глянешься…

Несколько лет спустя, под тем дубом, мы  с Аней ожидали автобус.  Надвигалась гроза, а он пришел переполненный. Водитель не собирался останавливаться. Аня была  беременная. Я вышел на дорогу и  загородил дорогу. 

- Вот ее возьмешь, - сказал водителю, я - пёхом…
- Нет, я тебя не оставлю… Я пойду с тобой… - почему-то сказала Аня.
И я взволнованный  тоном, каким были сказаны эти слова, тоном глубочайшей любви и преданности, открыв дверь переполненного автобуса, сказал, как тогда ночью здесь:
- Иди,…иди…

Она, вдруг обняв меня, разрыдалась и, захлебываясь прошептала на ухо мне:
- Это ты был,… это ты тогда…  я всегда знала…