Гений статистики

Анна Маркова Мамукина
Я подумала, что эта история должна лечь на бумагу, а не скитаться в моей памяти.
Началось последнее полугодие. Все мы студенты третьего курса стали ощущать приближение окончания учебы в колледже.
И впрямь, что там учиться? – три с половиной месяца лекций, практика и «госы».
Кто-то стал чаще пропускать занятия, кто-то наоборот – усерднее зубрил материал, а я не ощущала в себе никаких перемен, хотя они всё же были.
Ярче всего эти перемены проявлялись на парах по социальной статистике. Большого восторга от решения задач, связанных с долгими вычислениями и многозначными числами, я никогда не испытывала. Решать, конечно, всё равно приходилось, но, выбирая между теорией и задачей, я однозначно выбирала теорию.
А тут выясняю, что на зачёте по этой дисциплине будут одни теоретические вопросы. Я решила: зачем скрупулезно записывать огромные задачи, чертить графики, когда можно…
И вот начинается очередная пара социальной статистики. Я сижу на первом ряду за кафедрой и, уткнувшись в блок с лекциями, что-то упорно записываю, временами отрываюсь от тетради и устремляю напряженный взгляд в пустоту (при этом, как назло, моя «пустота» находилась в районе доски).
Тем временем Елена Веньяминова, увлеченная задачей, объясняет что-то и с азартом пишет какие-то цифры на зеленой доске.
В той задаче много действий, надо рассчитать много коэффициентов, которые мало чем отличаются один о другого. В конце концов, и Елена Веньяминова, и наша группа совершенно запутываются в вычислениях. Результаты явно не сходятся с решебником. Напряжение в аудитории растет.
Тут я вновь отрываю взгляд от тетради, пару секунд внимательно смотрю на доску, а потом почти кричу: «Да нет, не так!» - после чего вновь утыкаюсь в тетрадь и быстро что-то записываю.
Елена Веньяминова, вдохновленная моей фразой, бросается к доске и стирает ответы (на мое счастье хотя бы не условия задачи и не формулы).
Я ощущаю на себе пристальные взгляды. Мои однокурсники недоумевают: гением математики я никогда не была, особой любви к цифрам не наблюдалось. А сейчас получается, что я знаю, как решать эту задачу!
В аудитории – тишина.
Иногда я отвлекаюсь, поднимаю глаза и окидываю взглядом помещение, словно желаю уловить нечто, что витает в воздухе.
Меня, правда, чуть смущают взгляды однокурсников: кто-то злобно, с недоверием на меня поглядывает, словно негодуя, как это я посмела додуматься до решения раньше, чем он; кто-то смотрит со скептицизмом, кто-то смеётся – смеётся тот, кто понимает, что я пишу…   
Я же совершенно не догадываюсь о причине такой реакции. Да и все равно. Я слишком занята своей деятельностью…
Ну вот, я ставлю точку и с благоговением кладу ручку на кафедру.
Но не успеваю поднять голову, как надо мной, словно гром, раздаются слова Елены Веньяминовы:
- Аня, так как, по-вашему, следовало решать эту задачу?
От этой фразы душа уходит в пятки, по спине пробегают холодные мурашки, но разум не паникует. Я впиваю растерянный взгляд в записи на доске, мысли начинают суетиться в голове. Прокручиваю ситуацию и понимаю, что от меня ждут толкового ответа. Уронить себя в глазах преподавателя накануне зачета – непростительно.
Положение спасает зрительная память: словно обрывок сна перед глазами всплывает то, что было написано на доске до моего восклицания. Меня осеняет догадка.
«Елена Веньяминова, Вы коэффициенты перепутали…» - спокойно говорю я и объясняю какие именно коэффициенты и почему (теорию-то я знала хорошо).
Девчонки-однокурсницы моментально считают на калькуляторах и выдают результаты…
«Я давно не получала таких точных результатов!» - с радостным блеском в глазах говорит Елена Веньяминова, и лицо ее расплывается в довольной улыбке.
Я с облегчением вздохнула и захлопнула блок.
Раздается звонок. Пара закончилась.
Студенты высыпаются из аудитории, как спелый горох из стручков.
Только мы оказываемся в коридоре, как меня облепляет толпа сокурсниц. Они спрашивают, как мне удалось догадаться о решение, просят дать списать задачу.
Я, краснея до ушей, смущенно открываю блок…
Листы исписаны стихами, а фраза «Да нет, не так!» относилась к неудачной строке, которую я уже поспешила переделать…




P.S.
Зачет по социальной статистики я сдала на 5. А на последних лекциях даже самостоятельно решила пару сложных задач. Само собой разумеется, что так откровенно стихи на парах я больше не писала, но спорю, что не из-за решенных задач девчонки, улыбаясь, зовут меня – «гений» статистики…