Борис Бабочкин - он же Чапаев!

Владимир Плотников-Самарский
18 января 1904 - 17 июля 1975
Народный артист РСФСР (1935).
Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического труда (1974).
Орден Ленина (трижды), Орден Трудового Красного Знамени (1950).
Сталинские премии Первой степени: 1941 (за участие в фильме "Чапаев"), 1951 (за участие в фильме "Великая сила"), Государственная  премия СССР 1977 (за участие в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли").

Эталонный «дубликат» народного героя с далеко не героическим голосом. Что не мешало…
Создатель самого великого и любимого мифа не только нашего кино, но и всего народа. А ведь получилось случайно, потому как все шло к тому, что сделать это привелось бы (не привелось бы?!) кому-то другому. Ах, ну да…

Когда пуля таланта ложится точно в десятку, после этого как-то не хочется «наклонительно сослагательстовать» на тему: что бы было, кабы не он, а другой… Ну, не может уже быть другого, и слава Богу! После роли Чапаева любому можно бы почивать на лаврах, а Борис Андреевич со своим почти дискантиком умудрился стать неподражаемым чтецом.

Его вклад в развитие жанра телепостановок заслуживает отдельной статьи. Здесь достаточно вспомнить «Плотницкие рассказы» или бессмертные теле-версии горьковских драм!!! Ему был подвластен широчайший диапазон, по сути, диаметрально противоположный. От плюса до минуса. Взять, к примеру, белогвардейские и буржуйские антиподы комдива Чапаева в «Обороне Царицына» или «Бегстве мистера Мак-Кинли»!
 
Все это Бабочкин – парящая, как бурка Чапая, Легенда. Он же сам - несомненная легенда искусства. Редкого масштаба режиссер и педагог, принципиальный до жесткости человек. Плюс несомненный литературный дар с аналитически убийственной точностью характеристик, оценок. Уникальное совмещение критики других с личным самоедством! И все равно обидно за скудный кино-репертуар, а еще больше - за невнимание, за беспамятство. Чапаев – герой не только анекдотов. Чапаев – Герой! И Бабочкин… Ведь друг без друга им уже не быть... БЫТЬ!

Крупные роли в кино: Караваев («Мятеж» 1928), Алексей – прообраз Кирова («Друзья» 1935), Кузнецов («Большие крылья» 1937), Чапаев («Чапаев с нами» 1941), слепой боец Марков («Актриса» 1942), инженер Радионов («Непобедимые» 1942), поручик Молдавский («Оборона Царицына» 1942), командующий армии Огнёв («Фронт» 1943), Выборнов («Родные поля» 1944), Никитин («Повесть о «Неистовом» 1947), комполка («Повесть о настоящем человеке» 1948), профессор-селекционер Павел Лавров («Великая сила» 1950), Иван Иванович («Аннушка» 1959), Рыбаков («Иван Рыбаков» 1941), Суслов («Дачники» 1966), Николай Степанович (телеспектакль «Скучная история» 1968), Грязнов (т/с «Правда хорошо, а счастье лучше» 1972), Смолин (т/с «Плотницкие рассказы» 1973), Достигаев (т/с «Достигаев и другие» 1975) и др.


Из Биографии ("Кино-театр.Ру")

Родился в семье железнодорожника. Окончил сельскую школу.
 Участник Гражданской войны. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.
 
В 1920-1921 годах — сотрудник театральной студии "Молодые мастера" под руководством И.Н. Певцова. Работал в Театрах Иваново-Вознесенска, Могилева, Костромы, Воронежа, Самарканда, в Московском театре имени МГСПС и Московском драматическом театре.
С 1927 года — актёр ленинградского Театра сатиры, в 1931-1935 годах — актёр и режиссёр в Государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина, в 1935-1940 годах — актёр и режиссёр, а затем и художественный руководитель Большого драматического театра имени Горького. С 1940 года — актёр и режиссёр московского Театра имени Вахтангова. В 1948-1951 и с 1955 года — актёр и режиссёр Академического Малого театра, в 1952-1953 годах — главный режиссёр Московского театра имени А.С. Пушкина. С 1944 года преподавал во ВГИКе (с 1966 года — профессор).
 
Жарким летним днём 1975 года недалеко от Малого театра остановилась легковая машина. Борис Андреевич успел затормозить и никому не принёс вреда, но не успел принять сердечное лекарство... Он только что отвёз в редакцию газеты "Известия" статью о IX Московском международном кинофестивале, только что побывал в Малом театре, где назначил на следующий день встречу с Игорем Владимировичем Ильинским: Борис Андреевич начинал ставить "Чайку" Чехова, и Ильинский должен был в ней играть...
 
Театральные работы: Братишка — «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, 1925 год;
 Сысоев — «Первая Конная» В.В. Вишневского, 1930 год; Чацкий — «Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1932 год;  Кастальский — «Страх» А.Н. Афиногенова, 1931 год;  Самозванец — «Борис Годунов» А.С. Пушкина, 1934 год; царевич Алексей — «Пётр I» А.Н. Толстого, 1935 год;  Хлестаков — «Ревизор» Н.В. Гоголя, 1936 год; Степан —«Учитель» С.А. Герасимова, 1940 год; Огнев — «Фронт» А.Е. Корнейчука, 1942 год; В.И. Ленин - «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского, 1949 год; Иванов — «Иванов» А.П. Чехова (1960); Суслов — «Дачники» Максима Горького (1964); Грознов —«Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского (1965); Достигаев —«Достигаев и другие» Максима Горького (1971); Кулигин — «Гроза» А.Н. Островского (1974).
 
Режиссёрские работы в театре:
 1956 год — «Деньги» А.В. Софронова
 1957 год — «Вечный источник» Д.И. Зорина
 1960 год — «Иванов» А.П. Чехова
 1961 год — «Весенний гром» Д.И. Зорина
 1964 год — «Дачники» Максима Горького
 1965 год — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
 1971 год — «Достигаев и другие» Максима Горького
 1972 год — «Фальшивая монета» Максима Горького
 1974 год — «Гроза» А.Н. Островского