18 Философия и единство научного познания

Георгий Велигорский
Философия и единство научного познания.

Философия – (греч. phileo – люблю и sophia - мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “осн. вопрос” в ней прямо и не формулируется. Термин “Ф.” впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Ф., составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. В тоже время в силу недостаточности конкретных знаний Ф. пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, “науку наук”. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования Ф. как “науки наук”.

Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, которое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фанатическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Н. призвана не только объяснять существующее, но на основе знания объективных законов развития предвидеть будущее. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Н. тесно связана с философским мировоззрением, которое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Современной формой философии, способствующей правильному обобщению данных Н. и служащей методологической базой научного исследования, является диалектический материализм. Возникнув из потребностей общественно-производительной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама, в свою очередь, сильно воздействует на ход развития общества.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
 Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

 В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

 Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Структура познания.
   Рассмотрим подробнее научное познание. Будучи профессиональным видом общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.
   Следует отметить, что наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта, а также то, что научные знания являются продуктами научной деятельности.
   В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во- первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.
   Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.
   Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.
   Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.
   Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
   В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическом – рациональный. Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.
   Научное исследование предполагает не только движение "вверх", к все более совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и движение "вниз", связанное с ассимиляцией эмпирической информации.

   Как уже упоминалось выше, научное познание тесно связано с творчеством познающего человека.
Основные методы научного познания, их общая характеристика и значение.
Методология - учение о методах.
В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:
- философия науки
- материалистическая диалектика
- феноменология
- структурализм
- пост позитивизм
- герменевтика - теории интерпретации текста
Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.
Классификация методов научного познания:
I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного
познания
II. с учётом уровней познания выделяют методы
эмпирического и теоретического исследования
III. в зависимости от структуры познавательной деятельности
выделяют обще логические методы познания.
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение
- эксперимент
- сравнение
- измерение
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. мсследователь не
вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное  и с помощью приборов.
мзмерение - даёт количественную сторону явления.
Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент -
мысленный и с помощью приборов.
Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.
методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

Метод Декарта.
   Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса и составляющие сущность метода Декарта для получения нового знания:
ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;
трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;
останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено.

 Принципы научного познания.
   Три основных принципа научного познания действительности.

   1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демокрита:
   Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком- нибудь основании и в силу необходимости.
   В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.

   2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал:
   Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры.

   3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.

Методология научного познания.
   Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ или образ действия.
   Методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.
   В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:
Философские методы. Сюда относятся: диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.
Общенаучные подходы и методы исследования.
Частно-научные методы.
Дисциплинарные методы.
Методы междисциплинарного исследования.
   Диалектическим методом мы часто пользуемся. Он исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.
   Так, например, научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты. Определим эти понятия.
   Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
   Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
   Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
   Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

   Существует шесть видов эксперимента:
исследовательский;
проверочный;
воспроизводящий;
изолирующий;
количественный;
физический, химический и др.
   Научным исследованием широко используются общенаучные методы исследования:
анализ и синтез;
абстрагирование;
обобщение;
индукция и дедукция;
аналогия и моделирование;
идеализация;
классификация;
системный подход.