11 Миф как мировоззренческий архетип

Георгий Велигорский
Миф как мировоззренческий архетип.

В своей монографии «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев даёт следующее определение:
Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.
О. мировозр. вопросами являются:
как возник окружающий мир
создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.
изменчив ли мир
Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.
Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех  вещей? С точки зрения  метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.
Миф (др.-греч. ;;;;;) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.
Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мыслей и жизни. Так, например, Кант объективность науки связал с субъективностью пространства, времени и всех других категорий.
Миф - необходимая категория мыслей и жизни. Это - подлинная и максимально конкретная реальность. Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поколения, что он - божественен и свят. Если говорить о мифе как об определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и является категорией сознания и бытия вообще.
Миф - не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная действительность
Миф - не научное построение.
Многие ученые считают, что мифология - первобытная наука. Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллектуальную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия. Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это - не начало науки.
В данном случае нельзя утверждать, что мифология (та, иная, индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. современная наука.
Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.
Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не получила бы никакого самостоятельного исторического развития и история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совершенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает выводным логическим характером. Поэтому - уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.

а) нельзя считать, что мифология предшествует науке и что наука появляется из мифа. 

"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции".

Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, она всегда мифологична.

Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от друга.

Миф - не научное построение, но "живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру.

Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с метафизикой нельзя.

а) Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бытие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф.

б) Метафизика - есть наука, или пытается быть наукой о "сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифология - не наука, а жизненное отношение к окружающему.

Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей.

Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо.

Не только языческие мифы поражают своей постоянной телесностью и видимостью, осязаемостью.

Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общепризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и египетские мифы не содержат в себе специально философских или философско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

Если взять исходные и центральные пункты христианской мифологии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явленное и физически осязаемое.

Миф - не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа относительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно.

Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а лиса - аллегория хитрости.

Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб.

У Кольцова - прекрасное избражение леса, имеющее значение совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма художественное и символичное.

Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической природы, может оказаться сразу и символом, и аллегорией. Также он может оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений природы.

Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.

Отсюда вывод: миф - это не только схема или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложненно-символические слои.

Миф - личностная форма.

Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то "миф бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности".

Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформлена с точки зрения мифического сознания.

Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и пр. - тоже могут быть мифичными, но не потому, что они - личности, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания.

а) Немало описано мифических представлений пространства и времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

В Персидской религии господствует идея будущего, но она более земная и менее богатая. Тут - антимистическая воля к культуре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спасает человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире.

В индийской философии - обратное мифическое представление времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.

В Китайской религии преодолевается не время, а изменения во времени. Бытие тут - вне временного потока. Небо, Время у китайцев не созданы.

В Египетской религии восприятие времени сходно с китайским. Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.

Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежности и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность - актуальная  бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к древнегреческой.

Миф - историзация и просто история того или другого личного бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его субстанциональности.

Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о событиях, и притом чистых событиях, т.е. таких, которые именно нарождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

В истории, в связи с этим есть определенная относительность и несамостоятельность; она всегда зависима и предполагает нечто неподвижное и учтойчиво-смысловое.

Итак, история - становление бытия личностного и миф - это история.

История - ряд фактов, причинно связанных между собою. И эти факты приняты, поняты и принимаемы (с точки зрения личностного бытия).

В историческом процессе можно различать три слоя с точки зрения А. Ф. Лосева:
1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. История - это действительно ряд фактов, причинно влияющих друг на друга, вызывающих друг друга, находящихся во всестороннем пространственно-временном общении. История - это не природа и не развивается по типу природных процессов. "И не история есть момент в природе, но, всегда природа есть момент истории".
2. Во-вторых, поскольку история есть становление фактов понимаемых, фактов понимания, она всегда есть тот или иной модус сознания.
Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания.
Первый слой исторического процесса омифичен, тогда как второй слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы ареной, где разыгрывается мифическая история.
В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым целым.
Для мифа не только "исторична" история в обыкновенном смысле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности.

3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним  слоем.
История - самосознание, становящееся, зреющее и умирающее самосознание.
Творчески данное и активно выраженное самосознание - это слово.
Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никогда не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.
Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история.