Развод

Константин Кучер
   Мне ж его, этого ценного во всех отношениях кадра, ещё и вторым номером определили. Сменный ствол таскать и ленту пулемётную набивать. Как по стволу так ага, дождёшься от него.
   До стрельбища сколько? Больше трех. А Илюша после первого километра упал и намертво. И бросил бы, пусть лежит. Может, очнётся, попьёт, из лужи, что рядышком, очухается, дойдёт своим ходом до окончания стрельб. Так не отодрать ствол от него! А жердина приличная. Пол отделения, если только с помощью «Эй, ухнем», да с учётом только что оприходованной в столовой «шрапнели»1… Иначе – не поднять. А весь личный состав задействовать не желательно. До стрельбища-то ещё… Одна половина отделения первый километр Илюшу тащит. На втором - другой половине его перебрасывает…

* * *
   Нет, так-то я материалист. Ну, во-первых, идеалистом и не с руки вроде бы. Розовые очки, если и расцвечивают жизнь, так только в какой-то не особо интересный монохром. Который и праздничным назвать, язык не поворачивается. А вот исказить реальную действительность до полной неузнаваемости, так это они завсегда - пожалуйста.  Да и попробуй, стань этим самым, если тебе уже с самого детского сада про то, что эмпериокритицизм – это «кака».
   Материалист, материалист. Даже не сомневайтесь. Вот только…
   Есть всё-таки внутри каждого из нас, что-то такое… Типа большого магнита. И у одних он на плюс заряжен. У других – на минус. А у кого-то, как индукционная катушка. Сегодня одно, а завтра – погода поменялась, пошли тучки по небу – совсем другое.
   Не худший, скажу я вам, вариант. Вот если у тебя однополюсной магнит от самого рождения и – на всю оставшуюся… Тут – без вариантов. Хорошо, если то, что у тебя внутри, только сладкое и приятственное во всех отношениях притягивает. А как наоборот совсем? Налево пойдёшь, слона потеряешь. Направо – кирпич упадёт. Даже если сегодня совсем нелётная  погода для него. И хорошо, если на голову тому, кто его, собственно, и притянул. А если рядом? А там как раз ты стоишь?..
   Вот потому нельзя… Нельзя по жизни на эти самые розовые очки надеяться. Только и знай, что крути башкой на все триста шестьдесят и примечай – нет ли рядом кого такого, который только и делает, что все тридцать три несчастья и – к себе руками загребущими. Даже и не желая того. Так, по уже устоявшейся жизненной привычке, которая настолько в шкуру вросла, что уже и второй натурой стала.
   А как увидел, заприметил такого субъекта, так бегом от него. На другую сторону улицы. И – к вокзалу. Купил билет на первый же проходящий скорый и – ещё дальше.
   Вот только не всегда это получается. Иногда закрыта касса. Ушли уже все те поезда, что сегодня по расписанию. Теперь только завтра. И то, если билеты будут.
   Тогда стой, терпи и надейся… что мимо кирпич пролетит.
   И я терпел. Куда денешься, если Основной закон родной страны определил, что то - обязанность? Да ещё и не простая. Почётная. А по росту в шеренге я за Илюшей сразу. И… Куда из неё? Из шеренги этой. Тем более – без приказа.
   Только-только присягу мы приняли. Первый… Самый первый развод караула и заступающий дежурным по гарнизону, вот делать ему было нечего, ткнул в Илюшу пальцем:
   - Курсант?
   - Левич...
   Нет, ну почему именно Илюша? Взвод в строю стоит. Тридцать рыл! А пальцем вот в этого сиротинушку ткнуть надо...
   - Курсант Левич. Вводная. Ты часовой. Ночь. К посту кто-то приближается. Ты в темноте не видишь, кто. Твои действия?
   И Илюша ему в ответ на полном серьёзе:
   - Стреляю!
   Тот прям в кителе, при погонах и начищенных пуговицах так и грохнулся об асфальт. Плашмя. Уноси готовенького. Не-е-ет! Подскочили там, подняли его, отряхнули... Он ка-а-ак начал орать. Громче сирены воздушной тревоги. И всё по русской латыни. А в промежутках между этими нелицеприятными словами:
   - А если это разводящий со сменой? Темно! Ты же не видишь!! Повторяю вводную. Ты часовой. К посту кто-то приближается. В темноте не видно – кто. Твои действия?!
   А Илюша от такого крика в ступор впал. И нет у него другого ответа кроме, как у того трамвайчика, что на рельсах:
   - Стреляю!
   Ну, деж вообще озверел:
   - Кому автомат дали, бабушку и маму вашу?! А "стой, стрелять буду"? А "стой, осветить лицо"? А предупредительный выстрел?! Да этот урод мне ещё застрелит кого на посту. Старшина. СТАРШИНА!! Отобрать у него оружие и подсумок с патронами. Боевыми, между прочим! Штык-нож ему. Пусть стоит на ночном дежурстве у магазина Военторга.
   Так Ильюша и дошёл до караульного помещения со штык-ножом. А там штык у него уже начкар2 отобрал, обоснованно рассудив, что Илюша этим артефактом и порезаться может. Отвечай потом за него перед родной страной и родителями...
   А как он гранату кинул... Ой, ой держите меня крепче, а то – понесёт…

* * *
   Поздно. Уже. Понесло…
   Курс молодого бойца к завершению подходил. Ещё немного, ещё чуть-чуть и… Всё, что положено духу3, знать будем. А пока – так, только частичка какая-то. Для того, чтобы багаж знаний пополнить и навыки новые приобрести - выдвигаемся на стрельбище.
   Прибежали. Отдышались. Проверили наличие людей, вооружения, амуниции. Поправили её, родимую. Переместили на положенные места то, что в процессе передвижения переползло совсем не туда, где быть должно. Построились повзводно. Деревянные зелёные ящики, что первое отделение…
   Нет, вот почему такая несправедливость по жизни? Чуть что… Бочки там на складе ГСМ гудроном заливать, уголь разгружать, газон у гарнизонного клуба подстригать… Чуть что – «Первый взвод!». А после этого, уже озадаченный вышестоящим отцом-командиром взводный – «Первое отделение!» И… Вперёд, на мины. Всё, что может быть по жизни не самого приятного – ваше! Вернее, наше. Первого отделения первого взвода.
   Ладно, деревянные ящики, что с собой, руки оттянув, притащили, с правого фланга каждого взвода поставили.
   - Рота-а… Равняя-айсь! Смирно-о. Заместителям командиров взводов приступить к занятиям по огневой подготовке.
   И уже замок4:
   - Взво-од… Вольно. Тема занятия – отработка навыков метания боевой наступательной гранаты РГД-5.
   Порядок отработки. Сначала - на учебной гранате…
   Ага. Вот она. Деревянный цилиндрический брусок сантиметров на пятнадцать, обитый, для утяжеления, по всей боковой, округлой поверхности свинцовой пластиной.
   - Очередной курсант подходит с докладом ко мне – «Курсант Пупкин прибыл для выполнения упражнения по метанию боевой наступательной гранаты РГД-5». Получает учебную гранату. Кладёт её в подсумок. После чего докладывает – «Курсант Пупкин, к выполнению упражнения готов». По моей команде… Все слышали? По моей команде – «Приступить к выполнению» - курсант бегом начинает выдвижение к рубежу броска.
   Кирпичную стенку впереди – все видят? Слепых, незрячих, увечных в строю нет? Нет?! Ответа – не слышу!
   Что, взвод сегодня без каши остался? А если поели, так что так слабо? Рот на ширину приклада не открыть? Заржавело?!
   Слепых, незрячих…
   Ну, слава… Увидели. Ответили.
   Кирпичная стенка – рубеж броска. Бегом… Атака, противник не спит и даже не дремлет, встречает вас горячо и радушно. Огнём из всех видов стрелкового оружия.
   Бегом выдвигаетесь к рубежу броска. На ходу расстёгиваете подсумок, достаёте правой рукой гранату. Левой у рубежа имитируете выдёргивание чеки… Рамахиваетесь и изо всей дури, что есть… А её, чувствую, воины, у вас ещё хватает. Изо всей дури бросаете гранату вперёд. Во-он туда. За кирпичной стенкой – видите? Впереди, метрах в тридцати – канава. Увидели? Это – окоп вероятного противника. Задача – добросить до него.
   Только не выпячивайте зенки и не смотрите, куда она, дорогая наша, упала. Вы же не в голову конкретного врага попасть должны, а добросить. До-бро-сить.
   Все поняли? А раз поняли, то бросили и упали за кирпичную стенку. Чтоб осколки гранаты - не в вас. Во врага. Упали и умерли. Секунд на 15. Умираете и считаете – раз, два… И… До пятнадцати все считать умеете? Ну, прямо не взвод воинов, а какая-то академия математических наук…
   Досчитали, встали, привели в порядок амуницию, подсумок застегнули и ко мне. Бегом. За три шага перешли на строевой, доложили – «Курсант Пупкин выполнение упражнения завершил!».
   Выслушали замечания, получили оценку и - в строй
   Внимание! Оценка итоговая, как среднее от суммы промежуточных. Оценка за подход к командиру, выполнение упражнения и завершающий доклад. За подход – пять баллов. Завершающий доклад – пять. Упражнение – два. Всего – двенадцать балов. Итоговая оценка выходит…
   Ну, математики… Правильно. Четыре.
   Вопросы есть? Тоже правильно. Вопросов нет.
   По окончанию навыков метания учебной гранаты – перерыв на получение взводом боевой гранаты РГД-5, после чего - выполнение упражнения.
   Взво-од… По отделениям – станови-ись.
   Отделения – рассчитайсь!
   Первое отделение, в порядке номеров к отработке навыков метания учебной гранаты приступить!
   - Курсант… Готов!
   - Приступить!
   Пошёл первый. Второй. И…
   - Курсант Левич… Готов!
   Ага, получил болванку. Засунул в подсумок. Застегнул.
   Побежал, побежал отличник наш. Боевой и политической5. Только что-то подсумок у него не расстёгивается….
   Добежал до рубежа. Не расстёгивается! Остановился, наклонился к подсумку. Двумя руками уже клапан подсумка на себя рвёт. Всё… Оторвал фиксатор клапана. С мясом…
   Достал-таки. Ур-раа! Фу-уу… Дружный выдох всего взвода. Размахивается, размахивается…
   Чеку-то… Не «вырвал».
   Рука в мощном замахе отходит назад. За голову. Дальше, дальше… И тут…
   И тут слабенькие пальчики не выдерживают напряжения всех душевных сил и… Раз-жи-ма-ют-ся. Высвободившаяся потенциальная энергия метательного снаряда переходит в кинетическую, и – полетел он. Полетел, полетел…
   Только не в сторону окопов вероятного противника. А в противоположную. Совсем противо… Ту самую, где поотделенно построенный взвод дожидается своей очереди.
   И тридцать пар глаз – в одну точку. Летит. Лети-ит, зайчик наш. Деревянно-свинцовый муляж наступательной боевой гранаты РГД-5. И…
   Тихо-тихо так на стрельбище. Жизнь остановилась. И – умерла.
   Как вдруг…
   - Взво-од… Ложи-ись!
   Уже привыкшее к командам тело на автомате – к земле. Упали. Легли. Прижались…
   Или нет. Прижаться ещё не успели, как где-то не очень далеко, чуть не долетев до взвода… Шмяк. Упало.
   И почти сразу же за этим:
   - Курсант… Курсант! КО МНЕ!!
   В общем, боевую Илюша уже не бросал. Мухой переместился в оцепление. Там и простоял всё то время, пока взвод отрабатывал, а потом и выполнял.
   Правда, своё знаконное - «три с двумя минусами» - получил. Ну, отход-подход к командиру он хоть на тройку-то, но выполнил?! Само упражнение – два балла. Ну, а среднее арифметическое по правилам округления… Законное «три». Откуда только два минуса появились? Один, наверное, замок нарисовал. Второй, скорее всего, уже ротный добавил.

* * *
   А куда уйдёшь от такого «подарка», если в строю и прямо сразу за ним? Как? Мне ж его ещё и вторым номером определили. Сменный ствол таскать и ленту пулемётную набивать. Как по стволу так ага, дождёшься от него.
   До стрельбища сколько? Больше трех. А Илюша после первого километра упал и намертво. И бросил бы, пусть лежит. Может, очнётся, попьёт, из лужи, что рядышком, очухается, дойдёт своим ходом до окончания стрельб. Так не отодрать ствол от него! А жердина приличная. Пол отделения, если только с помощью «Эй, ухнем», да с учётом только что оприходованной в столовой «шрапнели» … Иначе – не поднять. А весь личный состав задействовать не желательно. До стрельбища-то ещё… Одна половина отделения первый километр Илюшу тащит. На втором - другой половине его перебрасывает.
   А ленту если набьёт, так её сразу же, ещё и на курок не нажал, как всё уже… Перекосило! В душу самого главного и всех его подручных, что по натопленному помещению со сковородками бегают.
   Не перекосило, так смотришь… А в ленте… Пули – сплошняком с зелёным наконечником. Вот какого? Трассеры ж не должны подряд идти. А так. Через две-три – четвёртым. Чтобы направление стрельбы по огненным чёрточкам видеть и откорректировать его, если что. Сплошняком только в конце магазина. И то, несколько штук - вполне, чтобы понять вовремя - всё, заканчивается лента. 
   Нет, уж лучше пусть он со штык-ножом у Военторга.

* * *
   Только не надо после всего этого с пренебрежением посматривать в сторону тех, кому на выпуск вместе с дипломом один раз, но уже на всю оставшуюся, погоны вручают. На которых, для начала, - один просвет и две маленькие звёздочки. А дальше - кому как повезёт. Кто что в своём курсантском вещмешке таскал.
   Илюшины погоны остались такими же чистыми, как и его совесть. В день производства не было его в общем строю, что с надраенными пуговицами и уже в офицерской парадке6 стоял на училищном плацу в ожидании... Задолго, задолго до этого торжественного момента он, комиссовавшись по здоровью, перевёлся в какой-то гражданский ВУЗ, которому, вздохнув с облегчением, мы все дружно посочувствовали.
   Но память… Это же такая субстанция. Которую – не задушишь, не убьёшь. И, чует моё сердце, что долгими зимними вечерами под неуютное завывание беснующегося где-то за стенами казармы ветра, новое поколение старшекурсников и сегодня, наставляя молодых на путь истинный, вспоминает с плохоскрываемой дрожью в голосе:
   - Нынче что? Та-ак. С прежним – никакого сравнения! Вот, когда - ещё до нас - был, говорят, такой курсант - Левич…

1 Шрапнель – каша такая. Из перловой крупы.
2 Начкар – начальник караула.
3 Дух – воин первого года службы. Тот, которому приказано – выжить!
4 Замок – заместитель командира взвода. Не лает, не кусает, но в увольнение не пускает.
5 Отличник боевой и политической подготовки – это кто-то другой, не Илюша. Точно. И к бабке ходить не надо.
6 Парадка – парадно-выходная форма.