4. Страх неизвестности

Людмила Чмутова

Существует несколько систем мер для измерения веса, температуры, расстояния. В чем только это все не измеряют! Килограммы, паунды, пуды, градусы Цельсия и Кельвина, километры, мили, инчи, метры и сантиметры.... Только время измеряют в одних и тех же секундах, минутах и часах. Его не ускоришь, не забежишь вперед, не замедлишь и не вернешь назад. Но как порой по-разному мы ощущаем течение времени, как часто время ожидание важных  событий  кажется  безумно длинным. Порой такое ожидание оказывается особенно тяжелым. Однажды мне пришлось ожидать ответ: жизнь или смерть и ожидание этого ответа было  ужасным. Такое ожидание нельзя сравнить ни с каким другим,  больше никогда для меня стрелки часов не двигались так медленно.  В тот момент  секунды растянулись на года, а часы на столетия.... Была очень страшна неизвестность, сколько придется ждать ответа от доктора? Вдруг не часы, а дни, месяцы. А вдруг через пять минут придет страшное известие... Представьте, что это касается близкого вам человека, вашего  родственника, которого вы любите. Так случилось, что мне, тринадцатилетнему мальчишке, пришлось пережить такое ожидание. Прошло почти двадцать лет, но я помню.

Все случилось прекрасным летним днем. Я с папой и сестрой Полей гостил в небольшом городке, где жила семья папиного брата. Мама в тот год только устроилась на новую работу, еще не заработала себе отпуск и не смогла поехать с нами. Недалеко от  дома находилось большое красивое озеро. В тот день, как потом оказалось, не хороший день, было необычайно жарко.  Друзья  моего дяди, жившие в соседнем подъезде,  собрались  искупаться в озере. Их дети, два мальчишки, были нашими приятелями. Старший, Петя, на год старше меня, младший, Ваня, ровесник моему  двоюродному братишке Гришке. Они зашли за нами и звали поехать на озеро  вместе. Папа и дядя были заняты.
        - Ну мы можем взять ваших мальчиков, нашим будет веселей.
 Меня и Гришку не надо было уговаривать. В один голос  стали просить  отпустить.  Гришкина мама быстро собрала нам полотенца, плавки и панамки. Я взял маску с трубкой и ласты. Родился и вырос я на море, плавал хорошо, а с маской и ластами, можно сказать, не расставался. У приятелей был мяч. Дружной компанией  весело выбежали из дома. Ехать на озеро предстояло на «тутушке». Это такой  маленький поезд, с одним вагончиком, как в «Чебурашке». От его конечной остановки  до пляжа  идти  минут двадцать. Бегом преодолели этот путь, взрослые едва успевали за нами.

Вода в озере оказалась теплой, как в ванне. Все наслаждались жизнью плавая, ныряя и играя в чистой и свежей воде озера. Я нырнул в маске, но песчанное дно озера разочаровало, смотреть на него оказалось не интересно. Когда Гриша попросил маску, я беспечно крикнул :
       - Да пожалуйста, бери!
Бросил маску и побежал за Петькой. Гриша остался на берегу.  В какой то момент я понял, что не вижу своего брата, но не придал этому  значения,  он играл с Ваней, а Вани тоже не было видно.  Через минуту  взрослые спохватились, что Ванька выбежал из воды, а Гриши нет.
        - Ваня, где Гриша?  -  Ванька только пожал плечами. - Гриша! Гриша! Дети, вы Гришу не видели?
        - Нет... Я только разрешил ему взять мою маску....
И тут они  поняли, что ребенок, чужой ребенок, которого им доверили, за которого они отвечают, утонул...
 
      - Утонул... - цепенея от страха прошептала Ванина мама и все побежали к воде.

В это время в озеро нырнул мужчина и обнаружил нашего Гришу под водой. Когда он вынес Гришу на берег, я увидел на нем свою маску полную воды. Брат не дышал и был синим и неподвижным как камень. Ужас сковал меня, по коже побежали мурашки... Кто-то подбежал к нему и стал делать  искусственное дыхание. Гришка не дышал. Папа моего друга стал громко кричать :
       - У кого здесь машина! Пожалуйста, помогите отвезти ребенка в больницу!
Мгновенно отозвалось несколько человек, с одним из них,  подхватив Гришу, они уехали в больницу.

Стартовали первые минуты ожидания. Я ходил вокруг наших вещей, брошенных на берегу и задавал всем глупые вопросы. Я старался ускорить течение времени. Мы ждали возвращения Ваниного папы.  Было очень страшно. Я знал, что Гришка умирает или уже умер, и я НИЧЕМ не мог ему помочь. Я спрашивал и спрашивал  Петю :

           - Как ты думаешь,  доктор спасет Гришу? Он не умрет?

Я винил себя в случившемся и старался не плакать. Мне казалось, что и ВСЕ считают, что это я виноват. Я. На Грише была моя маска, он не умел плавать, без нее он не пошел бы в воду. Он хотел посмотреть рыбок, которые плавали у берега. Моя вина в том, что он утонул, я дал ему маску, я, я...  Я был готов ко всему, но надеялся на лучшее. Я молил Бога сохранить Грише жизнь. Гриша, наш маленький, Гриша, ему только семь лет, нельзя, чтобы он умер. «Бог, ты все можешь, не дай ему умереть!» Мы вставали и садились, ходили вдоль берега, смотрели на озеро. Вокруг были люди, им  было хорошо и весело, а я думал только одно, только бы Гриша не умер... Ну когда, когда же  вернется этот Ванин папа...

В конце концов вернулся. Все бросились к нему, смотрели, боясь спрашивать. Сердце замерло...
Жив, жив!- скороговоркой произнес он в ответ на наш немой вопрос,
 Слава Богу, дышит, но не очнулся, в коме.
Что такое «в коме»? Не спросил, а только подумал, спрашивать  страшно. Главное — живой.
Была суббота и в ближайшей больнице никого кроме медсестры не было. Она сделала укол прямо в сердце нашему Грише и сердце забилось, он дышит. Сейчас Гришу везут в областной госпиталь и туда едут его мама и папа. Немного отлегло от сердца. Живой, дышит.... Медленно собрали  вещички и поплелись к «тутушке». Если к озеру  домчались за минуту, то обратно, казалось, шли целый час. Молчали и не смотрели друг на друга. Дома меня встретили папа с Полей и Гришина старшая сестра.  Здесь, рассказывая им о случившемся, я уже не мог сдерживать рыданий.
- Я виноват. Я... Я  разрешил ему взять маску, он был в моей маске...
Девчонки заплакали. Папа, как мог, успокаивал нас, говорил, что я не виноват, что может моя маска спасла Гришу, что это чудо, что он ожил,  надо верить и молиться, что Гриша очнется и все будет хорошо.  Гриша оставался в реанимации, сознание не спешило к нему возвращаться. Теперь я знал что «в коме» - живой и  не живой. Из нее можно не выйти, а уйти совсем.... куда уйти. Как страшно, каждый может уйти.... умереть... и я …. я тоже могу умереть.
Мы ждали известий из больницы, но вздрагивали от каждого звонка и боялись снимать трубку. Так прошли еще два долгих дня. На третий Гриша вышел из комы! Вот это была радость. Потребовалось еще не много времени, чтобы его выписали из больницы. Друзья  не жалели денег на нужные лекарства, стараясь хоть этим, как-то искупить свою вину. Слава Богу, Гриша вернулся с того света здоровым. Он не помнил, как мы были на пляже, что произошло и как он утонул. Сказал, что  долго было темно, потом яркий свет и больничная палата и мама.

Мой двоюродный братишка провел в коме два безумно долгих дня. Эти два дня мы были около телефона, я ужасно боялся услышать сообщение о смерти. Все были в жутком напряжении и я точно знаю, что время ожидания такого важного ответа от врача, ответа на вопрос о жизни и смерти, тяжелейшее время, превращающееся в бесконечность. Опять и опять перед глазами встает безжизненное лицо, в  моей маске,  и опять казнишь себя, и в  голове только одна  мысль: «Пусть Гриша очнется, пусть не умрет! Пусть выйдет из этой страшной комы к нам!» Ты ходишь по квартире, ничего не делаешь, смотришь в окно. Там, на улице, люди, дети, они счастливы, у них все хорошо. Дети бегают, кричат, им весело, взрослые спешат по своим неотложным делам... Ты чувствуешь, как весь мир радуется лету и солнцу, смеется и никому нет дела, до твоих страданий и это кажется жестоким. А время ползет, ты ждешь вечера, чтобы скорее лечь спать, чтобы наступило утро и принесло хорошую новость, и не можешь заснуть.  Страх неизвестности. Чего ты дождешься? Вдруг умер.... Вдруг ты тоже умрешь от страха за Гришу....

Это настоящее чудо, что Гриша ожил и что он здоров. Мы не знаем, сколько времени он находился под водой, без дыхания. Не меньше трех, а то и пяти минут. Может  маска и правда спасла его. Наши молитваы были услышаны!