Часть 3. Как создавалась эта книга

Улиен
Как создавалась эта книга
I
Скорбная женщина
Не взять страдание под сомнение,
сдержать усмешку над тем,
что для нас – смерть или любовь,
я найду в этом что-то общее
между мужчиной и женщиной –
человеческое лицо.

Ее безрадостные дни текли вослед за такими же безрадостными днями.
Феликс Польский «Возвращение деда»

В произведении сём решаются поставленные проблемы. Известная работенка – каждый  ее делает, пока жив. Литература - не ахти как захватывающая игра. Об этом прочла у Вила-Матаса. С него и начну – с толчка.
 … Отбой:
- Мамуль, у тебя ноутбук в сети ?
- Нн-да.
- Тогда сходи в магазин. Ты обещала нам с Юлей уйти прямо с утра.
Нет, пережду, чтобы, к слову, высказаться о «шозизме», то есть «скурпулезном описании вещей – стола, стула, точилки для карандашей, чернильницы» … Этого здесь не будет.
Дриньк!
- Очень хочу секса. Прямо сейчас. Добавьте меня в свой контакт.
При том, что мы не знакомы.
…Не такая уж захватывающая игра, конечно,  если остроумием не блистала, разве что козыряла, мысль натужно тянется за диалогом, перетряхиваемы слова, как монетки. Я скорбная женщина. Сама не своя – звено от того человека, кого любят мужчины так лихорадочно странно  – к тем, кто хотел бы любить меня. Вот зашел разговор между нами.
Скорбная женщина - «типичная русская страдалица, которая сначала, бросив учебу, рожала детей от алкоголика, а теперь, стоя на своей шестиметровой кухне, делала пельмени из последнего кусочка мяса. «Сегодня у нас пир, а завтра не знаю, что будет», – нежно улыбнулась она»  .
Уже не начинающая, но не успешная, упасена. На заигранной пластинке моих мозговых оболочек хороводят несколько тем: изнутри выпирает Том; мертвая мама, которой я стала сама; студенты; инфраструктура взамен повседневности; «отношения», чтоб невзначай не вышло моральной стороной.
Во мне есть универсальность. Сегодня уже два раза звонили:
- Юля, ты меня узнаешь? (Я не Юля).
- Евгешечка, это ты? (Не он).
 Моя первая книга стала явлением культуры в том смысле, что весь тираж пришлось отнести в библиотечный коллектор. Кое-что раздала, очень стесняясь – восторгов там, ненужного пафоса. Но еще сильней застеснялись родные: «Спасибо, что имена изменила. Мы-то прочли, о себе-то что ж, но другие – им это зачем? Издала бы одним экземпляром…». Судьба одного экземпляра, известная мне, трагична. Его сожгли в настоящем камине.
II
Как я нашла Юрия Саныча
Май. Пригород. Жарко и влажно. Запах веников в душных аллеях. В домах компьютеры, на мониторах «мамба». Юрий Саныч выходит и входит. Лена вбегает и выбегает.
Юрий Саныч.  Обо мне
- Нннну... рази што чю-ю-юдо... Чудес на свете не... а зато во тьме! ...чудо-иудо... ...без в/привычек, собачек, тачек, дачек, дочек... и знак-зодиак в анус…
Лена.  О себе
Самое лучшее - в Интернете. Чего же мне-то угодно? Все смыслы кто-то нашел. Я ищу попутчиков в горы, в Архыз.  О себе? Так преподаю! - предметы разные для студентов…
Юрий Саныч. Тетенька учительница, а вы чиво учите? Секрет, да?
Лена.  Учу тринадцать разных предметов, в основном о международной торговле. А что я о ней знаю, спросите? Нет, лучше не надо...
Юрий Саныч. Для того чтобы учить, не обязательно знать то, чему учишь. Но нельзя сказать, что обязательно не знать. Торговля вся международная: кто яблоками торгует? – изибиржанцы. Только вот торговля родиной совсем зачахла, никому-то ее боле не надо...
Пауза
Лена. Обстановку во дворе доложу я Вам… Одуванчики…
Третьего дня я их рассматривала в траве через хрустальный кристалл своей актуальной бижутерии, и они там двоились и мелькали, как мой теннисный мяч… теперь пожухли, частично скошены. Не сравню их с прахом старухи.
Юрий Саныч. Одуванчики, как и старухи – сорняки. Их не следует к траве относить, как и голубей к птицам. Голуби – человекообразные. Богатая дама... свой теннисный мяч...
***
Летом приискивала в Интернете попутчика в горный поход. Среди добросоветчиков один то откланяется, то невдолге как тут и был. Так я нашла Юрия Саныча – прямо на сайте знакомств.
Его серый свитер и куртка не новые. Этот тип не вчера родился. Сизые губы...
- Сердце?
- «Сердце» - модное слово. Вчерашние поцелуи.
Я - женщина с сайта знакомств, «не такая толстая, как другие». Женщине пока не сбежать. Мужчина начал сразу историю с аренды нежилых помещений, поставки гробов на экспорт. Теперь трудится переводчиком.
Мимо церкви шли – предложил обвенчаться. Весь его облик предназначен, чтобы с женщиной муку принять.
- Через забор надо б лезть. Не судьба.
- Вам респектабельный нужен, а я…
Бил себя в грудь, говорил тревожно:
- Вам нужен, наверное, молодой.
- Нет, я собственность не выбираю, мне бы повеселиться.
- Клянусь на коране, там, корморане... развеселю. Ведь сказано ж в св. книгах: человек рожден для скорби... а где сплошь скорбь, там развеселить оччч несложно.
Он впечатлился, я обернулась маленьким впечатлением.
***
С тех пор прошла пара месяцев. Как-то мы с Юрием Санычем пошли в больницу, где Юля  с ангиной. Он потом так и не снял бахилы. Совсем не смешным был этот вид, а почему-то грустным.
« А бахилы, чтобы тетки не приставали, скинул. Храню Вам ха-ха… Верность тоись нистребаннную. А они, знаете, все одно приставают. Одна спросила, где Суворочновый перспект, друга метров чрез 30, как на Пестели попасти. Ну дак, я их обеих через Лятейночный мост запустил».
Наша переписка обычно сходила к тому, не повстречаться ль, не выпить ли кофе? Стремясь вызвать во мне протест, Юрий Саныч обыкновенно брал униженный тон, а я подыгрывала ему:
- Да-агая, понимаю, сколь Вам мерзки слезящиеся глаза, трясущиеся члены (эттт совсем не то, что Вы подумали, эттт руки-ноги по-кальтурному) и атсуцствующие зубы этого полутрупа… Ну, мои, тоись, мои, вот ведь, все объяснять надо! Но когда я Вас увижу снове? Я не к тому, что прямщяст, Вас жисть утомляет. Просто скажьте, что увижу, поставьте реонтир преблезительный… Чё, жалко, что ли? Ну да, надоел, так что ж… Ну, притворьтесь…
- Когда мы однажды увиделись, что же произошло? Мы едва взошли на Литейный, чтоб искать фотоателье – у меня уже паспорт просрочился - подвернулся гроб с транспурантами - съемки! фото! чего изволите!  Нашли мы за углом фото в подсобке за окороками. Не фотограф, а человек случайный замещал, и фотограф ушедши. Поимела я это фото в размазанных синих формах, мне его отклонили, конешно. Что же, я была не человеком, вошедши за мясные прилавки? Почему ТО оказалось не ТЕМ?! Я подозревала, со мною всегда так. Теперь зарплату не выдают. Счет блокирован там в Москве, тыр, пыр... Мне в Вологду надо, командировочных тоже по кассе ноль. Уважаю работу до крайности, пошла оформлять кредит с унижением - что, мол, у вас за квартира, заработок, форма собственности, впиши все печатными буквами. Батюшки, паспорт-то не годится, просрочен! Когда там увидеться... злая сижу.
-  Уж там в порыве негодования, целеустремляво сорвамшись с дивана, аль случайно проходя мимо, уж там желая тому недофотомайстеру физию отрельефить, аль жаждучи распить с ним в честь чудес избавле… (а ей ли не один фиг ли), но факт непреложный свидетельствую: подвал фотоателье «За окороком» на Пестели-ул. сени бечевочкою перевязан, а на бечевочке наппись: пиреутчет, сталбыть – закрыточно.
III
Расстановка героев
Том сказал: «Я хочу, чтобы ты написала историю моей жизни».
А помнишь, раньше мы были бессмертны?
- Перевожу твои записки, боюсь, и рука моя медлит, я боюсь дойти до апреля. Это не случится сегодня. А ведь именно  ты попросил: «Напиши историю моей жизни». Вот что вижу теперь: ты сам ее написал.
- Одного мне не понять, Лена: как писатель пишет и в это же время живет? Это возможно?
- Кто сказал «жить»? Я полумертвая. Пожалуйста, объясни, как тебе удалось остановить мысли о смерти?  У меня в голове вот что. Вообрази линию, она делит мир на две части. Та сторона, где ты – дружелюбная, а другая - враждебная. Смерть на твоей стороне.
- Согласен, я полумертвый тоже. Две половинки дают одного человека, очень даже живого.
 Мы никогда не расстанемся, но сам ты не вокруг. Здесь встречаются люди, говорят разное. Художник (Некрасов) помогает с портретом тебя, хватит из рук карандаш, отойдет и опять забирает:
- Какая длинная у него голова! Я делаю все за Вас. Он ржет. Посмотрите, что с шеей творится. Красив. Конечно, молодой и красивый. Где Вы его нашли?
- По работе.
- Не трогайте больше лица. В другой раз – только волосы.
Еще один человек – редактор Вселенной (Илья), не написавший книжек, говорит, ты очень устал. Найти меня, такую подругу – невезенье  тебе, и надоела, а ты мне – портрет на стене.
Юрий Саныч – переводчик  – на любой язык наш роман истолкует таким трехэтажным слогом. Без него не обойдется.
Я могу написать «Историю жизни Тома Х.» в передаче своих друзей – как историю жизни здесь. Ведь не случись тебя, никакой меня – вот такой бы - не было. Тогда один рисовал бы пейзажи, другой бубнил и скандировал,  а третий сидел на диване - русский, еврей и армянин.
Что такое счастье? Не знаешь? Забыть об Интернете, вот что! Когда ты приезжаешь, я совсем не вспоминаю. И летом в горной деревне не было спросу такого.
В общем, Том, ты поставлен у меня посреди поля. Обрати внимание на цветочки – мелкие белые такие. Это мои друзья.
С Юрием Санычем кстати зашла переписка о творчестве:
-  Песатель - от пёс. Или - с ударением на первом слоге,  да хоть бы и на втором.
-  Писатель пасет слова, он мастер хитрых затей.
-  Писатель слова не пасет, он сам корова. Он слова щиплет, жует, глотает. В общем, все как корове положено. И выдает лепешку, коей кормятся мухи – читатели.
-  Кто же писатель? Он что, психолог, криминалист, социолог? Не пророк, не филолог, но кто?
-  Он, разумеется, и психолог, и криминалист, и социолог.  Гоголя мож было назвать, хайяма, веничку, да и много кого иного. Вот, к примеру, без ложной скромности можем одного лысого привести, чтобы не сказать – плешивого.
- Лысого - приведите, пожалуйста. А об отсутствующих здесь я просила определение - в чем специальность-то состоит? Думаю о писателе, сударь: он ведет словарь иностранных слов; словарь Лескова; а Чехова только читает; в пьяном бреду диктофон включает (если это писательница, включает, когда говорит Веллер); он скажет «оксюморон» и «бурлеск»; он Буниным уши вам прожужжит, а Томаса Манна не вспомнит.
-  Песатель песателю люпус эст. Томасманн кугитаннн кортикостиранн. Словарь инослов ведет яндекс (гугель, еху и проч. по надобности). Лескова словарь продолжают кому не лень, у меня, к примеру, часто это делают опечатки клавы... Люди на корточки... Значит, Вам оксюморон в пьяном бреду знаком... Пьяный бред, правда, не оксюммм, это, скорее, тавтология.
-  Ссылочку получу ли?
-  Ниччего не понял. Какую ссылочку? На что? Вы, мадам, для нас слишком умны-с, иль мы для вас примитивны, имейте снисхождение...
-  Вы ж писали, не знаю, на какой странице из трех уже накопившихся, в пример приводили себя, извините, лысого! Что ж за пример?
-  Сударыня!!! Да ежели б мы помнили, что мы изрекали, изображали на скалах, бумаге и даже клавьятуре... Простите великодушно, и справиться на прошедших страницах непосильно. Нет его, прошлого, и страниц никаких нет, ни прошлых, ни будуевающих, ни, знамо дело, настоящих. По пармениду прозрачному, и по гераклиту темному, и по карамаситу корявому, а также по ьяну, что для нас главное.  Гляньте в миньятюры, заключенные в опус гениальностный под названием "ь" почитаемого в ХХХ веке автора а.ьяна, кой автор есть я. Очччч виртузи, оччч умностно, но, извините, мы не колбаса, мы не продаемся. Или вы хотите заработать писанием рассказов?
- Я пытаюсь сказать, чего я хочу: сделанности, скажем, рассказа, компактного, признаваемого. Возможно ли так?
-  Может, Вам не объявленные 44, а 14, ежели Вы этак мыслите? Не обижайтесь, прошу. Вы, вообще, должно быть, обидчивая?
-  Продаваемость! Неужто не 44 - я говорю "признание". Обидчивая, но ведь так обижают... Главное  – слабость и нет языка, мне говорят «графоманка», amateur, что-то какого-то «неоптимизма»…
-  Аматер и амадеич - слова однокоренные, дорогая. Амадеич - не профессионал, профессионал – Сальери. Профессионализм - штука многоякая, чаще может служить ругательством. Знаете шутку: бог явный любитель. Вы только гляньте, что он такое насотворил!
Недаром же у другого любителя, у Сергеича, Сальери говорит: ты, Моцарт, бог...
Сергеич - любитель, Гоголь - любитель. Все пророки - любители. Профессионалы - булгарин, донцова, там, много, много... Так что не расстраивайтесь. Вы, должно быть, поплакать любите?
- Плакальщица профессиональная… Есть в Царском Селе художник Александр Михайлович Некрасов. Однажды я увидала, как он бегал по мастерской: обои кругом рулонами, картон от коробок, на этом он пишет, прорабатывает ныне такой знак & примерно. Я спрашивала, а как же каноны. «Нет канонов, - он отвечает, - учитесь у безумных детей, я по случаю выпустил книжку». Подарил книжку с пятнами, сам пишет пятна, говорит: «Композиция номер (порядковый), а вокруг нее все должно строиться». Вокруг ничего не построено. Как понимать, а?
-  Каноны-то есть - у профессионалов, а у ал-дра михалыча - видите? - нету! И безумные дети - ведь он же со мной в одно слово. И с иными святыми книггге. "Утаил от мудрых, открыл младенцам".
-  Позволите пьесу с Ваших слов? Иногда вечерами дождливыми хочется... А в период "действий" - эт сейчас - купила билет до Невинномысской, рюкзак, тяжеленные ботинки, на компанию посмотрела - дамы без педикюра покамест, да и мой собственноручный, посмотрим... Уеду я 28 июля, а до тех пор далеких мы всё что-то друг другу скажем. В рюкзаке большая, прочная, длинная и надежная лежит у меня веревка, завтра поеду с ней за 148 километров. Вот и все подробности жизни, другие заранее неизвестны.
-  Долазаетесь вы, чует мое серррце. Плюньте вы на скалы.  Для движения оччч рекомендую подпрыгивания на месте (даже не бег - хотя можно и бегать - упражнение вместе и психологическое).
***
Да уж, такая группа случилась, плакал народ: «Муж меня бросил», едва в электричке встретились. А на обратном пути, познакомившись, в голос уже ревели. Вот тебе и горный поход… стон стоял над водой: «Опустела без него земля». А озеро было тихим таким, лунным, закатным без него.  Другие не лезут на скалы.
Ладно, говорю себе, ладно, все приняла, потеряна, брошена. Пусть меня горы залечат. И путь мой был такой:
Раз в три месяца фильтр не меняли,
Он не стоял в кувшине,
В кувшин не лилась вода из-под крана,
А котлом черпали из озера,
Озеро пузырилось живностью,
В суп с улитками сыпался чай из коробки,
Это мы пили и спали потом валетами
Впятером в трехместной палатке.
Ни много ни мало таких ночей в моей жизни была одна.
А сколько еще будет?
Предостаточно с 28 июля.
Куда-то пропал Юрий Саныч…  Я говорила много, разно, но, боюсь, не научилась. Два человека меня знают: мой идеал и Илья -  редактор. Идеал говорит: «Мы с тобой одинаковые, сумасшедшие. Ты пишешь жестко, как Кафка». Редактор любит делать намеки, неприязненно косясь в кресло, где обитает моя сущность, также в грубой реальности: «Престарелые девушки из кружка рисования уже никогда ничему не научатся. Писать стоит только классику, а не вить в проволоку банальные афоризмы. Писала бы ты, как Кафка – в стол».
***
Мы сидели с Ильей и Евой, подругой. Ева – новехонькая дипломантка чего-то, что коуч (потом объяснит) - испытывает на мне методику «сбычи мечт»:
- О чем ты мечтаешь, скажи, скажи?
- Напишу историю Тома, может…
- Как, опять историю Тома Х.?! Ты уже написала одну! Или ему не понравилось?
- Он хочет еще одну, том второй.
- Смотри, чтоб у героя колготки не перекрутились, не слишком входи в роль.
- И как это тебе? А как Вам? Нет, как Вам? А как тебе?
- Представь, Лен, книжка издана, вся эта полка забита, а там еще несколько полок (Ева показывает на шкаф), в подвале разгружено пять коробок. Что ты ощущаешь?
- Как все это продать, не знаю.
- Все продадим, не беспокойся. Ты рада? Опиши это в красках. Какую картину видишь? Цвет?
- Могу голубой представить. Светлое небо, белые птицы в нем.
- Ты птица?
- Нет, силуэт, непрозрачный на фоне картины.
- Так значит ты не внутри, ты писатель, но что же, да-с, тоже случается, опишешь все и останешься сбоку. Ну, не беда. Что ты получишь? Чего хотела от этой книги? Зачем ее написала?
- Хотела найти себе место.
- И всё? Хотеть можно больше! Не радует книга?
- Не очень. Я и смешное-то сделала грустным.
- Где же тебе место?
- В комнате, где умирала мама. Буду теперь засыпать спокойно, особенно, когда одна, одна там или с мужчиной…
***
Религиозные темы налагаются с возрастом отпечатком. Долго ли, коротко ли, в один день было два разговора. Обе женщины православные. Первая потеряла семью, вторая не заводила. Одна мне рассказала, что Том означает Фому по-русски. Этим манером можно подать записку в церкви, за такого-сякого неверующего Фому. Со второй неудачно сболтнула. Вот уж она раскричалась:
- Зачем тебе голубые?
- ГолУбить! А ты не знала? Кажется, я говорила. Это теперь неважно. Зачем тебе твоя жизнь?
- Они одержимы дьяволом! Церковь…
- Бог меня не переживет. Для них он будет Фомой.
Засим, у героя есть русское имя (здесь не пригодится).
Юрий Саныч прокомментировал: «Вашмилсть завсегда пишут «простатак», чаще неумышленно. Онанизьм называется».
***
Опасные словари. Словарь выдаст больше, чем спросишь. Слова параллелятся, намекают, и ты, наконец, утверждаешься, потому что можешь играть словами. В тексте героя: «маскарад, я буду Ромео… Карлос не колдун». А словарь (сленга геев), куда глядела за колоритом: Ромео – активный партнер; Сальвадор – Спаситель; волшебство – воровство…
***
Юрий Саныч мне помогал посильно. Рассказываю ему о планах:
- Тут намечается роман, герой увядает, скажись он автором, Вы бы книжку его не одобряли. Со слабым героем можно жить, потому жизнь сама по себе без геройства (если не сунуться с этим), а агрессивный (мы - русские люди) - объективно, ему нет места.
- Приходит девушк-божье дитя-и-потупив-очи-долу: «Батюшка, дайте, пожалуйста, концептуальную оценку той интерпретации исихазма, которую отец Иоан Меендорф осуществил в своей последней монографии, вышедшей в Париже в период становления там русской диаспоры»...
Замуж, дура! Немедленно замуж!!!!!
-  Замуж не всем надо.
- А умнячать всем нада? Куды как... Ахти мне...
-  Куды мне.
Пили с Юрием Санычем кофе.
- Так же поможете мне с сюжетом?
-   Испытываю, извините, физическое отторжение темы.
Я не отставала, забросала его и-мейлами:
- Помогите: скажите мнение! Стало быть, я Вас прошу.
-  Да-гая, Вы совсем не хочете извилинами шевелить? Залили глаза своими голубыми, кроме них ничя видеть не в клин? Вы куда-то ездили, а што проку? Вон, опишите мысли автомата того абрека, с которым я Вас на фотке видел. Мысли лошади тоже можно, но эттт Лефниколаич уже-с… Таракана и то употребили… А о мыслях газировочного автомата…, когда из него, скажем, пьет ребенок, алкаш, сифилитик и проч. Или своей прокладки до, в процессе и после испо… Это я, впрочем, на каком-то сайте уже заметил.
Придумал про вашмилость обзывку двоякостную, лестно-обидностную: «тетя-фотя, тетя-фотоаппарат», потому вся фигня (шедевры, тоись), которую вы сочинили, должно-ть, фотографична с разной степенью разрешения.
-  А Вы – раздолбанная дядя-клава! Однако я Вам уже толковала, что книга, которую так надрывно пишу (цветы поливаются мало, пол моется раз в две недели), состоит из пяти частей. Во второй будут мои истории, а в третьей появитесь Вы, как человек, умеющий высказаться определенно. Повествование будет двигаться от ничего неизвестности до открытий на личном уровне. За вторую и проч. бояться нече…, там развяжется мой язык. А за первую страшно - тут герой. Очень простой язык, несвязный.  Не фальшивый ли он? Что за слова? 14 в ней страниц. Хочу Вам послать. Может быть, прочтете пару любых наобум, а? И мне нужна лесть али критика... 
-   Да-агая, давайте сразу третью!!! Хоцца прочитать про наши с Вами бурные ночи, полные определенных высказываний (и всё с мягким зна… задом). «Высказаться определенно». Эттт открытие для меня на эпохальном уровне. Ка-а-а-анешно, мы великий мастер именно определенных мнений!!!!!!! «Неизвестности до открытий на личном уровне». Урррааа, давайте на личном. Как Вы, к примеру, немощьного старечька в полхлиннеку ведете...

Полпервого, а я не сплю с Вами. Бодрствую с Вашим томом электронным. И потом, мы уже как-то потели в Конго – т.е. у меня этот опус уже есть? Куда я его сунул? «Латинос» - вообще-то ед.ч. «латино», но напорусску сойдет (напр., «баксы»). Не могу сказать «прочел», но пролистал чессно. Ежели б Вы меня с идеализации Вашей милости не скинули, даже страдал бы умеренно… И так приходилось старечьку напоминать: эй, ровнее дыши! Не-е, у старости ба-аальшие преимущества.
Кстати, нащет ВИЧ слыхали нашу хохму? Вич-инфицир. страна: Юрьсандро-вич, Икс Игреко-вич, сплошные вичи.
-  То была первая часть, я ее не открепила, а добавила  вторую и третью. Как же со словом "латинос"? Как правильно написать? Южноамериканский парень - "латино"?  Для образа, Юрий Саныч, Вашего, мне не хватает картинки полной, опыта жесткого, который Вас сформировал. Правду давайте, скажите ее! Кто Вы? Сидел или не сидел?
-   Очч милая деушка. Вас бы из лены в милы. В каждой шутке… кому-то жутко. Дорогая, Ваша милость – достаточно жесткий опыт, особенно если ее принять к сердцу. Да и как Вы, простая деушка из предместья, можете скласть эдакую подземно-надзвездную паззлу? Старечька до инфаркта довести хотите? Вот послушайте лучше, пока я жив:
 «Ну, как тебе на ветке? - спросила птица в клетке.
На ветке - как и в клетке. Только прутья редки».
В этой фразе полпушкина и четверть гоголя. Закономерность: одна фраза современного автора должна быть более емкой, чем целый том афтора прошлого. Развейте эту мысль, Вам поручение от меня, как нерадивой, вздорной, взбалмошоной ученице от лебимого (ну, нелебимого) наставнюка.
IV
Свобода
Сюжета нет, и никто не подскажет, литература не то, что история. Возьмись за изложение, не избежать бы фраз: «читаемая мною книга», «взор погружен в страдания», «утешением… осознание». Почему бы заместо того не взяться вязать чулок? Я писала, чтобы узнать человека, понять, что такое литература, и может ли текст быть резонней, чем диктует глухонемая природа по ту сторону книги.
Воюю с Карлосом ...
он не понимает, что я борюсь за свободу ...
не пойму, почему мы еще рядом…
развлеклись с Сальвадором в Женеве ...
не могу оставить ни тебя, ни Сальвадора ...
теперь вернулся – Карлос на месте ...
догадался, он нужен, поскольку повар, а я мечтал завести ресторанчик…
больше с Карлосом не деремся ...
не оставлю Сальвадора, тебя и Карлоса ...
Поставила предложения в столбик, пусть накопится много слов.
«Я независимый, так и знай».
Всегда говорит это. Мне не нужны ни Сальвадор, ни Карлос, чтоб разделить ответственность, а для свободы, чтоб она задалась, требуется толчея народа. Ева сказала, мы все хотим так: "Пусть меня кто-нибудь любит, отдает все деньги, детей растит, только в жизнь мою лезть не надо".
 «Приеду, может быть, к Рождеству, или когда-то еще, что-то вроде».
Пусть написал бы еще раз, что приедет к Новому Году. Таких новостей хочется чаще.
Сегодня студентка одна гадала, что за праздник 12-е июня. «Независимость от Германии», - говорит.
Юрий Саныч сказал: «Независимость от здравого смысла. Знаете, есть разные типы структур. Где-то цивилизация, экономика, социальный строй - объемные структуры, а здесь, в кьятой земле, т.е, извините, в клятой земье, это лишь тонкая пленка на поверхности аморфной жижи (собств.набл.). Мне, извините, давно стыдно, что живу в этой стране. Одно утешение: жить вообще стыдно».
- 12 июня я буду в командировке, видно, мне не настало праздновать независимость от тебя, немца.
- В зависимости есть что-то сладкое. Мы от нее бежим и сразу хотим зависеть. Это смущает, и это трудно.
О Юрии Саныче я узнала, что он тоже весьма независимость свою сберегает. Иногда проживает на Кирочной ул. вместе с дочерью, а часто и на других площадях. Тут за кошкой приглядывал на Фонтанке, в квартире Фонтанной девушки. Дева уехала в Крым. Потом (куды бечь?) вернулась. Не ладилось что-то с девушкой. А я получала письма:
-  Фонтанна деушка зафонтанилася обратно, а мы на кирочную не рекирочнифицировались, лишь транскирочнифицируемся, каждодень-через день, в рамках сохранения принципиальной свободности... Ну чё, небось за эту омфалическую рефонтанкификацию лишите меня всяческих Ц.? Я бы Вас не лишил... Всетки Ваша милость на руках носибельны хоть эпизодически... Редкое дело в нашей стране всеобщей упитанности... Ну, дак я вас Ц. все равно. Без спросу.
-  Утряслось, стал быть, оседает… Человек только и есть, что в паре. Мужчина - это специальный подарок (вроде кометы) своей напарнице. Она ему богадельня, а он "никому никакая не собственность". Она - в центре мира, сидит на земле голой, он нарезает круги ровно. Ни на шаг ближе – не тот парень. А дальше не разбежаться (куда?) - темно и вселенский холод. Таким мне показался мир.
Я Вас пинками? Чего там… Сама еще не слетела с орбит. ПДЦ, если угодно.
- Она ему богадушуматерельня, а он "никому никакая не собссть". Она стоит в центре мира, он нарезает икру ровно. Ни на шаг бли - ни-ни. А дальше не разбежа, а ближе - сразу на шею вскочиют и ножки свесиют с орбит. "Никому никакая не собственность". Да-агая, я с энтузиазмом записался, было, этттт фонтанной деушке в собственность, сидел домашним животным в тапочках, клацал на клаве, ввинчивал лампочки и проч. Но после двух с половиною спусканий с 6-го... нафек, нафек...
«Темно и космический холод». Тьма и холод - понятия субъййййййдвуногие и относительные. Непрозрачность света и прозрачность тьмы, там... согревающий свет далеких звезд... Не зря же ж ад у севнародов местечко очччч прохладное, а наши сальные адовы сковородки проистекают из иудео-мусульманского наследия.
«Человек только и есть, что в паре». «Мужчина – специа подаааааааааааааааа».
Значччч так. В паре сапоги бывают. И все, что спаривается, и тут членовек от ежика али от кролика-собаки-чижика ничем принччччипально не отлича... А если ЧЕЛОвек, то тем, что из чела выходит. Мыслию. И здесь парность штука шестнадцатиякая.
ПДЦ, спасибо, конечно, вы обо нас высокого мнения, но... чё такое пдц? правила дорожного... весьма милое Ц помню, а вот сочетание...
Спасибо за...вообще спасибо гранмерсёвое.
...
Ха-ха, а нас опять поперли с шестого этажа. Надолго ли? Может, хватит? Опять, что ли, снять чё-ндь у бабки какой? Мы не трогали кошку, а она не трогали муху - мы ей муху подсунули в корм, так она не стала ее лопать, вот стерва! Коты же мух лопают... правда, на лету которых...
ПДЦ, - а то еще... нет-нет, не можбыть!!!!!!!!!!
- Так то была помеха, стал быть, всплеск на линии беспричинный. Вот если б новости раз в неделю шли, то и сгладилось бы. Один… в паре… на каждое местоположе… теорию надо, так я привыкла, классифи-р и псих. С полгода назад думала: не умру, только если с одним человеком, и он так думал, потом сказал: умру такиж в мягкой постели, так что ты теперь не нужна. А за полгода и это сгладилось. И всё, всё сгладится, наконец. Для кошки шароголовой столько делано было! - обидно.
ПДЦ - пусть другая целует, Может, бабка какая мудрая…
***
- Что такое свобода, Том?
- Нет никакой свободы. Разве только лежать голышом на пляже, и солнышко ласково греет.
***
Юрию Санычу намедни тематическая опечатка пришла в голову (наверняка, говорит, не мне первому): фраза с парой «покорён – покорен», что-то типа «покорЁн, но не покОрен».
V
Механизм
Те, кому я пишу, должно быть, испытывают катастрофу. Читаю: «Он схватил меня за руку так, что пошла кровь», «Никому не говори», «Я не могла вернуться домой», а то и так: «З деньрожденьем гленгульда!», бывшим месяц тому. Отвечаю, заблаговременея: «кому – прикрепить – тема - отправить», и снова, и снова, иначе, как цитирует Вила-Матас, мне напишут еще, потому что «пишут от горя и отчаяния».
Плывет утром в метро толпа. Станция "Василеостровская" самая напряженная в городе. Мы семеним на эскалатор впритирку, занимая весь вестибюль, а у каждого есть лицо, и за ним  - бессчетные обстоятельства: квартиры, родные, больницы, "пары". Вечером рисование. Некрасов спросил, хорошо ли мне. Надеется, что неплохо, а на прощание: «Вы довольны»? Несколько человек так заботливо будут выпытывать - все ли в порядке, а их обихаживают другие. Люди наперечет. Видя, что много народу, я нисколько не заблуждаюсь. "Василеостровская", думается, одна такая во всей Вселенной.
- Как Том?
- Он счастлив.
- Да ты пойми, у него же работа нервная!
- Сейчас-то все хорошо.
- Ты должна любить его больше!
- Больше уж невозможно.
В чате мне написали: жизнь, якобы – это сиюминутность. Можно взглянуть иначе: вот что случилось за год. О, ужас, видна тенденция или еще кое-что: ты связалась с безумцем. Излишни эпитеты, важно – «связалась» и то место, к которому припадают. Том говорит, что была облачность, она нависала над жизнью. Это не значит - ликуй, просветленье настало. Момент озарения краткосрочен. Предыдущее тоже недолго длилось.
 Ты привносишь в жизнь много такого, чего в ней не должно быть –
 улицу, где стоят мальчики из плохих семей.
У тебя были излишества – я и Сальвадор,
ты хотел спасать мальчиков.
На улице много котов.
Достаточное количество.
Какую цифру ты любишь?
Вот, кстати, не стоит любить цифры.
Надо быть совсем одному.
Нужно ли помогание? Почему не всякий такой добрый?
Помогающий поначалу копит добро частичками, а помогаемый как именинник – он хочет большую купюру. И вот ты ее даешь, а сам не можешь сдвинуться с места. Навестила маленького Сашу (человечка, которого прошлым годом мечтала усыновить), так в этом месяце не оплачу квартиру. Что я, Господь Бог? Как бы мы жили с ребенком? 16 часов работаю, 4 – дорога туда и обратно. Возьмите 24 часа, 25-ти нет у меня. Друзья говорили: «Погибнешь». Поняла скоро и приготовилась. Нельзя было сказать ребенку: «Посмотри, мама тебя оставила, теперь я поступлю так же». Чудесным образом нас спасла старенькая прабабушка.
Теперь Том отвечает за Карлоса. Не принимает решений. Ждет озарения ниоткуда. Говорит: «Все не так уж плохо». Можно сказать: «Все плохо». Это одно и то же. Все неплохо, когда молчишь.
Начнешь помогать котам, а тут погибают цветы в горшках - коты ощипали листочки. Цветы совсем беззащитные…
Мы видим днем много нищих на улице. Ранним утром на той же улице под ногами блестят монетки. Нищий оставит только купюры, он состоятельный человек.
Хочешь помочь – отдай свой бумажник и готовься к несправедливости.
 Что до молодых и веселых – там вовсе не надо особой помощи – все стремятся их поддержать.
Была война, например, а ты жив; или муж, да ты уцелела. Не война и была, значит, а игра? Жаль, к любви не прибавить уменьшительный суффикс. Было, скажем, недомогание.
«Хто жив, мы - жив? – встрепенулся Юрий Саныч, - аааабижает... Не жив и, следственно, никаких недомоганиев... Жаль, шо к слову схвинкс недобаветь женьскосушительный сусликс... тож, сфинктсиха из вяликогорода сансерпушсела».
Том сказал, что мы все хотим друг от друга чего-то, но никому не скажем, себя порой не понимаем – отсюда растерянность и невзгоды. Немногие вправду плохие.
Эта жизнь искусственная вся, без необходимостей, только люди в ней настоящие и страсти случаются невыносе...
Знать бы, любовь – это литература или как-то относится к жизни? И что жизнь? Физикохимия? Два-фенилэтиламин повышает симпатию. Это же чистая химия, белая горькая соль, слабый раствор электролита, зарницы в небе, провод в реке. "Любовь идет по проводам". Кто на другом конце? Господь Бог? Электрический трансформатор? Или цепь замкнута на тебе? Это река, в которой вода повышенной проводимости. Можно в нее войти, я готова.
Вот она что за штучка – любовь - вся такая эфемерная, гормональная. А машина, к примеру, была железная, собака - та ужас линючая. Как же это организовано? Машина, взять ее, не ломается, пока не доедет до дома - пусть вытекла вся тормозная жидкость, обесточился аккумулятор. С собакой не виделись год – узнает. А любовь ненадежная – реакции, органические ферменты, два-фенилэтиламин распадается моментально, ну что это  за фундамент! Машина, собака, семейные ценности, шашлыки, баня, в лес за грибами – все отдано в прах за один период полураспада дэ-фэ-ба-бах-тиламина!
Заметила вот что: если печатным словом довести свое мнение, которое не должно быть, конечно, мнением собеседника, оно все же твое – жди реакции. Химия все. Много вокруг химии стало.
Я  ведь боюсь Тома. Для него найдется много упреков, изощренных, болезненных, но уж сказать ничего нельзя - иначе, не дай Бог, исчезнет. Просыпаюсь утром, и тут же, пока сознание не на плаву, думаю: «Хорошо, классный секс у нас был этой ночью! – главный, с одним человеком. Нежарки, прохладны, почти недвижны эти тонкие руки», – было, не было? Роешься в памяти на пять лет в черноту. Ничего.
Смотрела ночное кино в «Буквоеде».  Не езжу домой, иногда и не сплю, чтобы не потерять время. Фильм назывался "Витгенштейн". «Витгенштейн считает, что безумие не столько отклонение, сколько абсолютизация нормы. Безумец — это ужасный педант, воплощение логической адской машины» . Если встроить в компьютер генератор случайных чисел, и это не разрушит машину, тогда будут считать, что создали человеческий мозг. Я была машиной, встроился Том – генератор случайного ряда мужчин. Прощай, затупивший компьютер-Лена.
С ума сошла, знакомлюсь с людьми, у которых нет никаких машин, их об этом даже не надо спрашивать. Автомобили на Невском проспекте – как гробы в большой похоронной процессии. Никто этого не замечал? Поздравляю, вы все живые!
Гей, ребята! Что еще у вас, ребяты, в рюкзаках?
VI
Романтика
 «Романтизм – глупость, конечно,  без которой меня нет», - написал Том. Ненавязчивая, повторяющая сама себя романтическая мелодия; полупустая как воздух, состоящий почти сплошь из азота - упоительная атмосфера. Под такую музыку можно жить.
Юрий Саныч однажды завел разговор:
- Да-агая, вы такая вся возвышенная, аж страшно простому приземленному гусано-атрофейро. С высот своёго лебединочного полета вы рассматриваете наш брата грешника и не види-ведаете многоразочарований, сопряженных с битием посуды и разрушением иных мат-перематценностей.

-  О, сударь, важно найти сравнение. Эрмитажной фарфоровой вазы, той, что бледного цвета сомо из погибшего замка во Франции (первой в оплату отдать жизнь, больше уже не спросят) я бы не пожалела (с дешевым трамвайным дребезгом) об одного человека(О) – о голубОГО голубчика – нарочито мерзко ни в чем не повинного. Руку его держала, не ему постель расстилала. Куда метить? По чью голову?
-  О чем речь, о пифия драгая! Я с вам ну прям в одно сломо... сово... Сом сому рознь, натюрельно. А в голубом иле подле иль-де-гей варютси в воде кипучей сомы вовсе не сомовые, а слегка даже лазореватого мьяса. И ваще, вы сршенно правы, не в сосуде суть, а в том, чё в нем несуть. В одну телегу вполне можно и конину, и трепетную ланину, да навозу, да лепесткорозу...
вя-а-а-а-аза-х-х-х-х-хь!
***
Сегодня слушала терменвокс. Интересно? Могу описать инструмент, если что. Думала по-хорошему, ссылку послать Юрию Санычу, но пока закачается ролик, он уже нить потеряет. Короче, одна пьеса называлась "В раю", композитор Теодор Дюбуа. Страшный рай, завывают сирены, мистика, невозможное место. В потустороннем мире - что тебе ад, что рай - все бесчеловечно.
- Дорогой Юрий Саныч, желаю спокойной ночи! Загрузка сорвалась у меня, завтра, завтра...
-  У нас в одном переводе мсье Вокс попался – пааатрясающий мерзавец. Хотел прикончить самого мистера По, ну, того самого:
«PRESENTLY MY SOUL GREW STRONGER.
HESITATING THEN NO LONGER...
ЭТО ЗНАК, ЧТОБ ТЫ ОСТАВИЛ ДОМ МОЙ,
ПТИЦА ИЛИ ДЬЯВОЛ! В НЕЙ ЧЕРВЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ ГЕРОЙ»!
Эдгара Алёновича По. И почти прикончил. Живьем, знаете ли, чуть не закопал. А Вы с каким-то лысым хреном в метро обжимались… А-яй.
VII
Место
Всё вокруг
Не хочу волноваться, Том, буду ждать только счастья. Может, полюбишь Россию. Дороги здесь вечно хранят отпечаток протектора трактора, пусть даже целый год кряду их заливает дождь. Тебя, как иностранца, это, должно быть, смутит, хотя в истории твоего народа эти дороги ведь тоже оставили след!
Чтобы скушно не наступало в таких местах, как родной край, дни здесь кончаются быстро и заняты сплошь работой. Хочу написать о Родине. Без нее, если случится, я не скажу ни слова.
Юрию Санычу слово «Родина» не по сердцу:
- « Хочу написать о Родине»...  Усе на выбора!!!!! Этт о Псковской губ.? Аль от Москвы до самых до Украин?
- О том, каково с Пушкина в город часами пик, о многоликой толпе, ввинченной в турникеты – Юдоль, навевающая поэзию:
«Вот две группы людей лицом друг к другу - выходят и входят в электричку. Противостоят.
 Выходящих можно - плечом к плечу - затолкнуть обратно.
Уже входящие встали у них на дороге.
И видно, как каждый сдерживался стыдясь,
когда на поверхности сумеречных ранним утром извилин
забрезжило воспоминание о жалости к первому встречному».

-  А ваще звучит: Пушкин – наша Родина. А пуркуа бы и па? Эттт частный случай извессного «Пушкин – наше всё»!
- Сейчас я ревела, стоя у кассы за билетами на электричку. К другому окошку была очередь 50 метров. Я подошла к свободному, там девушка пересчитывала монеты - гору, складывая их в стаканчики из-под  йогурта. Зачем она это затеяла в 17.50, в час пик?  Спрашиваю, долго ли ждать. Она обвела взглядом монеты: "Видите, сколько работы"?
Через пять минут я заплакала. В 18.00 ушла электричка.
Утром 40 минут дожидались поезда. Никому не известно их тайное расписание, с официальным не комплементное. Придет один в час, и довольно будет сей железножестокой дороге урожая душ с билетиками за "девятое ноя". На платформе шла сварка, трудились рабочие, они строят "зубы" железной дороги – решетки с пиками сверху и турникеты на выходе.  Люди скопились на пятачке между сваркой и обрывом платформы. Сначала жалели рабочих - холодно, потом загрустили стоять без работы. Пешеходы загнаны в пробки. Из четырех проходов оставят один, в тревогах о персонале - дежурным негоже пастись на улице.
Напоследок, уже до дома - три остановки маршруткой, почти кулуарный микроавтобус, всего 14 пассажиров. На входе, при открытых дверях, водитель играет сцеплением. Падаю напоследок.
Инфраструктура. На улице холодно.
- Плачет старуха... А мне что за дело? Что и жалеть, коли нечем помощчь. Ноет мое, блин, изнуренное тело. Время на одддых ить скоро уж нощчь.
***
- Меня вот счас обдало ржавой водой ни за что, "событие "нет"", можно сказать, - ужасно злостное, оскорбительное, а как бы и не было ничего.
- УжаЛОстное, СОБЛАЗНительное, оччч, очччч выпукло представились ваш выпуклости в потоках ржа… После чьих бы это ржавых ладоней? И нефек по чужи души шляться. Ччё смывали-та? Чьи-ндть объятья, знамо дело, не лысостаречькаааааа…
Да-агая, опишите подробно, как Вас обдавало, как ржа стекала по вашим тем, сем, восеммммм… Обтекала всякие пупки да попки… АХ-АХА-ХА-ХА-ХХХХХ
- А обдало меня так: "Ба-бах"! Главное, что не в первый раз, не в десятый даже, то бы смолчала. Ох!
- Дама, Ви можьте напорусску? Шотакое? Вас не в душе голую обдало, шоли? Не из штучки с дирочъками, из которой водичка? Откудова обдалло? У вас шо, одёжа спортилася? Так ми посочусствуем...


Шо за таки типичнотеточность! Хренстос когда ответит на вопрос. Ведь так и не рассказала, сухая чернилка, как и когда и после чего ее окатило сухою водою, и как она меняла ржавые одежды. Снимала...там... выпячивая голопопу, с-ськи отвиськи, совала в стирмашину... перебирала, что надеть... трусята, там... прокладку на меху... надевалла... застегивалла...
 -  Вот отчет, Вам под сукно. Зеленое? Стою на кухне. Думаю так: «Ну, дальше некуда, нуууу, жизнь до конца известна, тоска мне наступила, мыть гору посуды». Потом вроде как я в бессознании открываю горячий кран, а они там, должно быть, чинили, качали, что ли, ржавчину с газами, и эта микс мне бабахнула прямо повсюду. Не убила, стал быть, и я, озверевши, дальше думаю: «А ведь жизнь до конца известна – не убьет никаким взрывом. Жди конца, училка, тяни конец».
- Да, да, тяни конец, училка, верно, солидарен... Крант - он механизем тонкий, и нефих его грубо во весь опор, это вам не конец. Осторожнехонько надо...
Работа
Командировки
И вот, я к ним приехала, в Белозерск, – 600 км поездом, 200 км на такси. Наш предмет называется «Регулирование ВЭД».
- Как? Как называется? Мы даже не понимаем, что такое торговля!
- У нас всего шесть часов, я могу остановиться на чем-то конкретном и близком – объекты СИТЕС – о диких животных, или, может, вы перемещаете валюту через границу…
- Нет, мы живем у Белого озера, здесь только граница воды, нет даже железной дороги.
Нет производств, закрыты церкви, мясо везут из Череповца, рынок торгует конфетами и вечной немаркой одеждой. Их фигуры… мое лицо… широки и безыскусны, как эти озерные глади. Мы видались в других группах…
А в Нью-Йорк бы поехать лучше? Кому? Там вообще люди нерусские…
«Люде везьде нерусссскккк (нехутсссскккк, неибсссскккк, небенгальсссскккк, нетамильсссскккк, неасссинибойсссккк-) не закрыва. Этт езык русссскккк (хутсссскккк, ибсссскккк, бенгальсссскккк, тамильсссскккк, асссинибойсссккк… бывает» - так сказал Юрий Саныч.
Он, меня дожидаясь, плутал по Интернету: «Дорогая, Вы на яндейксе себя не смотрели? Он открывает Вас с несско косоглазенькой, но весьма похожей и симпатичной фоточкой… Х-хе, как потом обнаруживается, парной с Вашим сыночком, старшим чиновником (соавтором)!! Не виноват я, он на фотке вчистую выглядит таковым легкомысленным сыно… а Вашмилость – ивонной несколько озабоченной мамашшшш. Авторами книги являются доцент кафедры мировой и национальной экономики Лена У. и старший чиновник Секретариата программы ФАО Том Х.»!
Учебник мы с Томом и впрямь написали. На фотографию получаю чудные отзывы, как то: "Ты выглядишь диковато". И  что он упрямец, а я застроженная училка тоже замечено было – слава у нас такая.
Студенты
О них сказать нечего, у нас отношения прямолинейные.
- Диктуйте медленнее!
- Сидите тише! Я от вас так устала!
В конце лекции улыбаясь, спросят:
- Вы получили картинку? Красиво?
Этим они и занимаются: шлют мне по Bluetooth содержимое своих телефонов. Много чего…
Например, сообщения: «Вирус Вас поразил», «Отпустите раньше».
Опять компьютер играет туш: успешное подключение!
- Асмаковский, Оконов и Поликарпов, Ваши оптимистичные ракурсы я размещу в Интернете!
Юрий Саныч сочувствует: «Бедная деушка, должно-ть в класс входит к злым студентиям, а лысай токо глаз продрал.  Дак до двух зато секс с аравийской прынчипезою»…
-  Они мне сказали: "Долбаная деловая игра. Хотим делать доклады! Устроим голосование"! «Ладно, - говорю, - что у Вас, Таня, за тема? Наименее развитые страны»? «Ой, я неправильно записала! Подготовилась по социальному положению Челябинской области»... Челябинская область зачем? У нас мировая экономика. «При  чем, - говорю, - это»? «Давайте, короче, Вашу деловую игру».
- Ну же какая же Вы ни разу не грамотная деушка, дорогая! А Вы знаете, шо в Челябинской обл. расположоны такие центры мировой кальтуры, как ПАРИЖ и ФЕРШАМПЕНУАЗ? И совок, к тому жж, наименее развитттт. А вот еще почему-то вспомнил слово «Урюпинск». И чего б оно значило?
А Вы щяс долдоните студьойзерам к-ндь фигню про твар-де-твар, маржа, блин, хеджеры, хержо… На Африку-то внимание обращаете, пидоры ученые? Ой, простите, дорогая, какаву-то в совке лакают… Хотя для производства этой какавы Африка вряд ли нужна… Хватит генеральской грозненской нефти.
- Это мне только сейчас сказала одна Кристина, прямо с источника перевела: "Государственное приобретение товаров для перепродажи к общему населению включает следующее: покупки нефтяных семян (такие как соя), чтобы произвести мелочь и съедобную нефть, проданную населению".
Не было интернета, и вдруг есть - неожиданно, на перемене. Включила для них на полчаса - хватило таким-сяким выбрать норму за месяц.
Результат:
- Мы ничего не нашли в Интернете! Там ничегошеньки нет!
- Вы не нашли газопровод «Средняя Азия-Центр»?
- Нет!
- Вводите при мне поиск.
Вводит "Среднеи…".
- Видите, даже слова такого не ищет! Ну, почему как мне, так ничего-ничего?!
***
И мне, наверное, ничего не положено. Я знаю, чего не хочется, а с тем, чего бы хотелось, теряюсь.
VIII
И враги человеку домашние его
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» - так сказал Иисус.
Спрашиваю Тома:
- Так ли?
- Да!
Юрий Саныч расходился аж, разорился:
- Преступное сообщество семья искажает психику детеныша, с рожденья врет и брешет. Хитрый евреец Фрейд врал по-своему, однако разоблачал кое-какую ложь. К примеру: отец – естественный природный враг сына. В семье свои союзы и антагонитеты, естеств. и противоестеств., отсюда вытекает необходимость образа врага для развития двуногой твари. В бляблиблию, блин, в…
… и прочее в таком духе. Это мнение одиноких мужчин.
Маленький Саша живет с прабабушкой. Там нищета, телефон сломан. Утром восьмого марта собиралась их навестить. Приехала в Псков, заночевала у брата. Рано утром с соседского телефона (мама его не жила дома) Саша разбудил меня песней:
Я беленький подснежник
Для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно,
Как талый снег в лесу.
Я загрустила. Потом мы играли в одну игру, называлась «Слова».
- Кто мне нравится, знаешь слово? Он догадался. Тогда я спросила:
- Это вещество, неживое.
Он сразу ответил:
- Песок.
Саша прав, я загадала песок - тот, желтый, в котором мы просидели прошлый сезон две недели на Финском заливе.
Только вернулась, звонит брат: мой горький опыт с Томом толкает его на женитьбу. Хорош результат после всего.
***
В холле бассейна орут мальчишки: «Тиша-бубиша»! Мама тянет низким голосом: «Во-о-ова»! Журналистки, которые мамы маленьких мальчиков и девочек, пишут, что надо любить детей, а крыс, например, позорно.  Я тоже любила мальчика Сашу, данного мне напрокат, а чужих детей что-то не очень. Ностальгически, разве что, когда, наконец, гулять убегут.
***
У нас в Пушкине поселился "лабораторный" крысенок. Потя мечется между подушками, вызывая панику на корабле, выхватил огрызок из рук и сбежал, спотыкаясь, в клетку. Мордочка полуслепая, что с глазиком-то случилось за день неустанных забот гостей и хозяев дома?
Тревожно, тебе отдают животное, говорят: «Он проживет год».
До чего же серый ты и упрямый, словно тебя из подвала взяли!
Разве не я как крыса? Завела одного детеныша, и вот мука настала – мало плодилась, много жирела, а еще кругом опоздала. В детстве на даче мы с мамой видели черную мышку. А у мамы в руках лопата. Она пополам разрубила мышку. Для дезинфекции что ль, не пойму? Теперь у меня крысенок за пазухой. Не захотела подпиливать ему коготки, потому грудь, ах, не глядите, вся в крысиных царапинках. Грудью своей за близорукостью я была очень довольна. Это меня и подвигло сделать однажды снимок: картофелина и грудь – по контрасту. Вышло две – по подобию – испещренных фактуры.
Голодный Потя сидит обычно на холодном полу под кроватью, а сытый лезет в постели и гардеробы. Вчера дали кусочек мяса. Это его задержало в клетке. Крыска долго висела на выходе, замышляя поход. Потом исчезла на сутки. К обеду трое сознательных взрослых, просветив мобильниками все уголки в доме, услышали стук-бряк. Потя вылез из шкафа. Недоеденную сосиску завернул в салфетку, потом развернул - проверил, понюхал, свернул, потянулся. То ли гулять, то ли поспать?
Висит на коробке с зерном. Его задние лапы, цепляясь, отбивают барабанную дробь.
Если из рук что-нибудь падает, непременно смажет по Поте, который храбрым матросом карабкался вверх по штанине.
Бесконечно доверчивый крыс сидит у моих ног.
Делаю шаг, чтобы встать,
из-под ступни раздается писк.
Теперь он не может ходить.
Страшно беспомощная крыса лежит на моих ладонях.
Имя кошки – сиамской красотки,
что пять лет назад умерла,
не вспоминавшееся пока,
наворачивается на язык,
говорю, как в бреду: «Сильва».
Летнее дневниковое:
Дайте мне, наконец, спокойно побыть одной! (Как будто всегда я не одна, а особенно в темноте). Гена и Надя  устанавливают плинтуса, Таня нашла два дня, чтобы съездить в деревню, на старую родину. Хотела увидаться наивно, но я - пикаль на псковских лугах - смимикрировала, и меня забыли. Что они там делают – интересно мне или нет – это еще вопрос. А им точно – неинтересно, чтобы я тут, на даче, ни делала – лишнюю банку варенья не счесть, портрет Нади в диффузном сиянии… может, заставлю ее взглянуть. Спросят: «Как ты?», – и дальше. Главное – не скучаю ли. Конечно, скучаю, в этом все дело, а плинтуса прибивать не хочу, ни могилу смотреть, ни дела обсуждать. Это всё слишком уж личное. Личное у меня только время, чищу его и опустошаю.
Том:  У Карлоса есть роль: учителя горькой правды. Я потерян, потерян, потерян.
"Любить врага" поэтому вовсе не так уж трудно, как кажется, это даже очень легко - если мы любим ближнего .
За известным пределом… уже ничто человеческое… Мы не чужды, короче. Мы боремся за его тело - я, Сальвадор и Карлос.
ПОБЕДИТЕЛЬ ГРУЗ УНЕСЕТ НА СЕБЕ.

IX
История выходного дня

Вот что получилось из купленных трех книжек нами с Юрием Санычем.
Я спросила стихи Владлена Гаврильчика, продавщица сказала: "Закончилось" и сунула каталог живописи Гаврильчика. Мы отошли к литературе. В картонной коробке стояли самиздатовские брошюры. Мы выбрали три, проговорив: «Бог троицу любит», авторов Белочерного, Тао и просто "Шестой майский фестиваль новых поэтов".  Продавщица долго смотрела в исчернильненную тетрадь. Сказала: "Сто два рубля". Мы мешкали, она думала: "Извините, 98". Пересчитала на калькуляторе: "Точно, 98". Потом через минуту: "Я с вас возьму сто двенадцать рублей".
В книгах написано:
У поэтов с шестого майского фестиваля:
"Когда я стану старый –
Вытащу сердце, положу в стакан,
Сдам в утиль как ненужную тару,
Сяду и буду сидеть, как истукан.

Придет моя старуха
С косой и костлявыми руками,
С любовью в сердце, седой и трухлой,
Сядет рядом, и будем сидеть, как истуканы.

Придет внучка-нимфетка
В коротком платьице из пестрой ткани,
Под мышкой - томик Тютчева или прочего Фета,
Сядет рядом; и будем сидеть, как истуканы "…

И Фет так странно продолжился у Белочерного в книжке, что осталась не у меня:
"Жил-был Фет.
Любил Божий свет.
Любил ласточек, синичек, воробышков, и прочую белиберду, -
любил так, как будетляне любили резню и стрельбу.
Где-то, приблизительно, уже сто лет
как поэт Фет - скелет.
Хороший он был человек"!
А Тао, который независимый был и одинокий, и себя цитировать не разрешил, написал (в моем изложении вольном): «Кости - для сердец». Ещё: "Естественность безразличия - пылящие, пылящие сумерки, ждущие выражения".
Скажу, может, пока непонятно, мне очень становится трудно изворачиваться, и как? Опять ночь наступает. Я сейчас лягу, покойники будут сниться опять. Вечера, пока день умирает - до 22-го, всегда депрессссс. Смерть как бы себя выявляет так и этак, книжки сует, а раньше жила на краю света.
Как грустно, о Боже, сиводни. Забыла два слова хороших о щастье - его можно предсказать, то ли спровоцировать. Но я давно не принимала маленьких желтых таблеток. Прежде шло много писем от Юрия Саныча. Не сделать ли их главой? Переплести потом как-нить с первой частью, спровоцировать что-нить... Поверите ли, меня заботит многостороннее счастье.
« Не сделать ли их главой?! – вскричал Юрий Саныч, ужасно злой, -  СДЕЛАЙТЕ ЛУЧШЕ ЗАДНИЦЕЙ. Многостороннее МНОГОСТРАННОЕ счастье»!
X
Ответы
Жизненный опыт
Мы собирались в горный поход с Сашей 8-ми лет. Жизненный опыт не нашептал, я взяла спальник для него, а для себя… друзья говорят: «Ты мать-героиня чужому сыну» - для себя я взяла простынку. Днем она была полотенцем, а потом наступила ночь. Как описать летнюю ночь в Приозерске 15 июля! Сказать ли о мягком озере рядом, с улитками, облепившими камни? Какими словами вскричать: «Было холодно»? Воздух стремительно остужался. Вокруг – темно-серый сумрак ночи сквозь тонкие стенки палатки, стриженая головка мальчонки, зазипленного в мешок в углу, под руками сквозь дно – трава и узкая лента пенки. Я освободила рюкзак, вставила в него ноги, обернулась краешком узкой пенки и закрепила сидушкой, не груди разложила его спортивный костюм, мокрая простыня сверху лежала ощутительной массой, испаряя тепло. В эту ночь мне не спалось.
Жизненный опыт, он прост: «Бери в поход теплые вещи».
Жизненный опыт рисует морщины,
но не подходит к серьезной мине,
позволяет жить без натуги,
но не оспорит страсть,
покажет, как умирают
существенные отношения –
все даст и все отнимает,
говорит: «счастье на время»,
и то, что останется на потом –
ты сам, перекошен налево –
что известно об этом герое?
- не разрешает судить.
Слова «победил любовь» -
Это логическая ошибка.
Страдать, зная, что понапрасну,
что тебя все-таки любят
(в иное нельзя поверить)
зачем здесь жизненный опыт?

Может быть, это опыт ex vivo?
Комары кусаются чаще собак
(особенно актуально для тех, кто сейчас на даче).

Тому, кто не умет заменить собой весь мир
Бывают случаи абсолютные, в них нет ничего хорошего, ни маленькой ценности. Плохо, например, потерять мобильный телефон. Плохо, что Том уехал и сгинул.
События происходят медленно, не вовремя, не когда ждешь. Я должна им уступать, даже не зная причины. Кажется, я поняла свою жизнь до конца и совсем измельчала.
Тома не было ни слуху, ни духу, это был ужасный-ужасный стресс последние несколько дней. Мне виделся его маленький домик на Аппийской дороге. Что там случилось? Опять ограбление? Или он вовсе в больнице после всех перелетов и сессий комиссий кодексов? То плохое, чего не ждала, восстало. Теперь оно рвалось из головы. Я не могла жить. Нашла в Интернете длинный ряд цифр, сказано было – это номер мистера Тома Х. (в наших столицах, а мы тут не мелочь, телефоны все же короче).  Набираю его опять и снова все выходные, в понедельник… Потом уже набираю подряд, что там написано, в Интернете. Первое – это его руководитель. Человек готов разговаривать на всех языках мира. Я услышала, как и в словах Тома: «Здесь нет никакой драмы». Он в отъезде, просто в коротком отпуске. Завтра вернется, однако не утром, не надо звонить ни свет, ни заря, объявится только к обеду. Я бы хотела спросить: где, но слова мешаются в голове, как сказать-то: «где он есть», «где есть он»? Я немею, а босс не умолкает: может ли он помочь? Это его сильно тревожит. Он знает всё, я так благодарна, и когда шеф заводит новый круг с вопроса «может ли быть полезен», помочь, говорю, Вы помогли.
Юрий Саныч прислал Бродского:
-  Зачем я ей не он?
 «Как жаль, что тем, чем стало для меня
Твое существование, не стало
Мое существованье для тебя
Тому, кто не умеет заменить
Собой весь мир, обычно остается»...

Что остается, то остается. Молчи, дурак, не то… Этт я себе. Хе, цитаты, цитаты.
Ну чё, Мессалина Суппозиторьевна, мы в 10 звонили. Вы не то спали, не то трубку опять где забыли… Попробуем в 11, аль в полдень. Можж, Мессалена? Ааатличное имя, месса – вид богослужения.
... вашмилость, значччч, просыпается, принимает Душ, Суппозиторий, Завтрак в указанной последовательности, направляется к компу... просматривает почту; голубь-повелитель... оргастический гуссаррр... ну, этот так... даже и отвечать не надо... а это еще кто?  Гм... к обеду добирается до меня, сообщает, что проснумше - и вот долгодыханный моментум!!!
"В отчаянной попытке возвеличить момент соединения". Цитата. И далее: "тому, кто не умеет заменить собой весь мир, обычно остается крутить щербатый телефонный диск, как стол на спиритическом сеансе, покуда призрак не ответит эхом последним воплям зуммера в ночи".

-  Я не отвечаю почему? Потому что ужасная депрессия у меня. Жду, что получше станет на днях. Мне сказали студенты, что кто-то звонил, а я как раз все побросала и ушла на перемену - почту пошла проверять. Вот как сказать, переводчик: "Where he is" or "Where is he"? Не знаю простых вещей.
Последнее письмо
Подумала о любви, что это не из эстетики. Можешь защитить, вот и любишь – своего ребенка, чужим привет; своего крысенка, не надо нам кошек; свою кошку – не надо собак. Любовью держится круг.
Еще я подумала об агрессии. Нужна ли любовь агрессивная кому-то, кроме тебя самого? Жизнь, говорят, не в удовольствии. Жизнь – это путь самурая. Откажись от того, чего хочется, от другого чего – не нужного – и вопрос не встает.
Я никого не гоню, пусть держатся рядом, если на то, потому что мне кажется, рядом со мной невозможно.
Файлы с месиджами в Рим сплошь мелькают под именами: «Последнее письмо Тому», «Прощай». А потом опять безрассудство: «Почему же это последнее? Последнего вовсе нет»!
- Я не тот, кому ты отправишь последнее письмо. Оно приходит со смертью.
Капали слезы, корпела, кропала:
Последнего письма не будет,
Последнее - только одно:
Одно ты легко пропустишь.

Взяли, а было тебе (мне) дано -
Можешь сойти с ума -
Одолела, бедняжка, зло,
Совершила самообман.

Зачем, нелепая, ищешь
Тех, кому бы помочь?
Монетку оставит нищий,
Мурке любезна ночь.

Для тебя и он не готов,
А она пожирает птенцов.
Ответы
Мазел - счастье, шлимазл – несчастье
Не стремись же отныне к новым местам – потому, наконец, что узнала: источник жизни и смерти здесь, в твоей комнате, в этой кровати. Отсюда видится жизнь в весьма драматичных позах. Не все от людей зависит, решительно. Человек радуется человеку, как фонарик мигает фонарику, а от земли зависимы все.
Одинокие, уникальные, не в силах этого скрыть – никто из нас не хотел остаться совсем в сиротстве. Рядом с Томом я ощущаю, что нынешние события относятся прямо ко мне – не к детям, не к будущему чему-то. Это праздничная моя жизнь. В разлуке не упустить бы момента, когда он умрет, не пережить бы.
- Твой адрес – это тот путь, по которому я посылаю четырехбуквенное слово: «люблю» и получаю его обратно.
- Оно всегда будет возвращаться, потому что мы одинаковые.
- Мы будем жить долго счастливо и умрем в один день, хочешь? (защелкнув клыки на горле друг друга, два старых матерых волка).
- В один день я согласен, но давай по-людски, светло-усталыми?
Вот и сказочка, по заказу Юрия Саныча написала.
«В зеленом ведерке лежали: опрысканный таракан, тупой карандаш и прокладка малопонятной свежести. Таракан сказал: «Я помираю». Что случилось, блатида»? - спросил карандаш. «Не тычьте мне, я довольно сносил человеческой нетолерантности». «А я исписался», - решил карандаш, хоть был он еще длинный-длинный, - «Даже если большой план отнести на самый конец жизни, все равно очень рано становится ясно, что ничего не сбывается». Прокладка себе подумала: «Меня употребили. Что же, подожду-полежу, я такая: девушка-запасной вариант».
Вскоре хозяйка отнесла ведро на помойку. Карандаш с тараканом – ну их, а за прокладку ты не волнуйся, читатель, бесчеловечно-вечную, придуманную гинекологом, она из такого прочного водоупорного материала, никогда не сгниет, будет ждать».
***
Голуби ворковали утробно, карапузы глядели важно, коты, обгулявшись, дремали вальяжно, большие мужчины с пивом в руках расшаркивались перед кассой, где очередь трепетала хвостом. На небесах расцветали зарева, тучки плавали пенкою. Публика шествовала к телевизору. Судили дерзких и сквернословов, заносчивых, наглых народной мудростью: «Не трогай – измажешься».
А из воротников лезли тонкие шеи, грудь выпирала по-петушиному, бугром поднимались ребра, живот, податливый, как жиле, спорил с формой трусов. Их желанием стало трогать, ждать друг друга  у туалета, смешаться в запахе пота, измазаться.
Души их в глубину прогрелись. И пелена упала.
Никаких чужих детей и животных, ни явлений природы между домами, чистый город, компьютеры, ночь, кино, белая гвоздичная мелочь на газоне после Покрова. Любовь сделала свое дело, счастье и весна в октябре.