Общая теория образных связей сознания

Олег Басин
Уважаемый читатель, данная страница является   частью обобщающего теоретического труда по НООНОМИКЕ, научной области о сознании. Более подробный и разъяснительный материал находится в работе «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ», находящийся тоже на странице сервера ПРОЗА.РУ, как и другие произведения автора. Переход возможен через имя автора в левом верхнем углу.


           Согласно самому общему положению ноономики, в сознании существуют только два вида объектов: образы и связи между ними. Связи позволяют объединяться образам в образы самого различного масштаба. Они, как и образы, тоже имеют различный масштаб, значимость и действие во времени, и каждый тип связи соответствует определённым типам образов, которые соединяются этими связями, и которые получаются за счёт этого соединения. Так, например, ассоциативные связи соединяют рассудочные образы в поведенческие; мотивационные — поведенческие в деятельностные; смысловые связи — деятельностные образы в ролевые; а ценностные — ролевые в личностные. Связи — это те элементы сознания, которые определяют, его образную сборку, как сформулировано в теории образной интеграции, происходящую в определённом циклическом порядке, как сформулировано в теории триадных циклов сознания. Соединение образов между собой, т.е. образная интеграция (образная сборка), — это самый основной процесс, происходящий в сознании, поэтому нет необходимости лишний раз говорить о значении раскрытия механизма организации связей и его формулировке в виде теории образных связей.

           Данная теория посвящена общим вопросам функций и организации всех образных связей сознания, а также порядку их установления. Она является обобщённым представлением всех связей сознания, но в дальнейшем будут рассмотрены также и частные теории, касающиеся отдельно ассоциативных, мотивационных, смысловых и ценностных связей его социального диапазона.

           В общей архитектуре сознания все его связи занимают вполне определённое место, т.е. принадлежат определённым связывающим уровням, которые, согласно теории уровневой организации сознания, чередуются через один с действующими (образными) уровнями. Связи определённого уровня сознания соединяют образы нижележащего действующего уровня и формируют на их основе образы, принадлежащие вышележащему уровню, как сформулировано в теориях образной интеграции и в теории уровневой организации. Все связи сознания подчинены его жёсткой иерархической системе, отражающейся на значении (влиятельности) связей, а также на их масштабе и времени действия. Этим различаются между собой ассоциативные, мотивационные, смысловые и ценностные связи. Порядок формирования образов из предыдущих образных элементов и роль в этом процессе связывающих уровней описан с помощью теории триадных циклов сознания.

           Связи, как и образы, тоже состоят из элементов предыдущего порядка. Самыми элементарными в пределах данной теории мы будем пока что считать ассоциативные связи, хотя, конечно, и они в свою очередь имеют составную природу, но это уже не входит в рассмотрение социального диапазона сознания. Определённая организация ассоциаций составляет мотивационную связь, а организация мотиваций — смысловую, далее смысловые связи составляют ценностные, являющиеся уже наивысшими связями социального диапазона сознания, поскольку формируют личности (личностные образы). В организации любых связей, как систем, основную роль играет особая совокупность образов, называемая ядром связи, которая организует совместную нацеленность входящих связей-элементов на один объект. Система организации связей равного порядка в связь более высокую сформулирована с последующих теориях. Система связей сознания имеет не только иерархическую структуру, но и фундаментально-последовательную, т.е. не терпящую несанкционированных пробелов в своей архитектуре. Это отражается на том, что при развитии личности невозможен никакой другой путь развития, кроме пути последовательного развития и активизации всей системы связей по уровням снизу вверх. Недостаток развития связей некоторого уровня препятствует развитию всех вышестоящих связей и приводит к радикальной остановке развития сознания в целом, что всё-таки не мешает некоторым аспектам его частного развития. Последнее обстоятельство зачастую приводит к многочисленным социальным имитациям, образования, смысловой деятельности и морали.

ПОСТУЛАТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОБРАЗНЫХ СВЯЗЕЙ СОЗНАНИЯ

1) Все образы сознания соединяются в более крупные образы с помощью связей, в чём и состоит процесс образной интеграции.

2) Все связи принадлежат к определённым связывающим уровням сознания, которые в общей его архитектуре находятся между двумя образными (действующими) уровнями, находящимися непосредственно ниже и выше данного связывающего, и объединены с ними в функциональную триаду.

3) Связи сознания, принадлежащие определённому связывающему уровню, соединяют друг с другом образы, принадлежащие нижележащему образному (действующему) уровню, формируя из них образы вышележащего уровня и значения.

4) Любая связь сознания состоит из связей предыдущего связывающего уровня, организованных определённым способом (с помощью ядра связи).

5) Именно последовательность и комбинация связей сознания создаёт определённую организацию образа.

6) Структурно-функциональная организация самой связи влияет на её направленность.