Студенческое самоуправление. Вчера. Сегодня. Завтр

Лера Катчинская
Я думал, что я устроил этот поход из своей любви к Маше. А оказалось, что я устроил его просто из любви. И может, именно любви я и хотел научить отцов – хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно. Любви к человеку, потому что легко любить херувима, а Географа, бивня и лавину, любить трудно.

Алексей Иванов, "Географ глобус пропил"

Я не знаю что такое студенческое самоуправление, я идеологически не сформирована, а еще я лишний груз и никогда ничего не хочу делать, и не делаю, что самое главное.
Я наперед знаю, что я не права, и никто со мной не согласится. Это печально. Но, как сказал Рэндл Патрик МакМерфи: «…я хотя  бы попытался. Черт возьми,  на это, по крайней мере, меня хватило, так или нет?».

Юля говорит, что для нее студенческое самоуправление – это когда студенты сами решают свои проблемы, сами организуют свою деятельность и жизнь. Наверное, Юля права. Любому человеку хватит знаний средней школы, чтобы  в уме провести морфологический состав слова и самостоятельно, хотя бы на уровне догадок, вывести лексическое значение. Смысловую нагрузку несет корень САМ. Да, именно сам. Сам планирую, сам организую, сам претворяю в жизнь, сам анализирую, сам собираю лавры (или не собираю). Дело другое, что не каждый человек обладает столь высоким уровнем самостоятельности. И не потому что он козел и лентяй, он просто другой. Он виноват?

Может быть, стоит такого человека научить? Ведь фокусом внимания самоуправления является не только развитие студенческой жизни внутри вуза, но и формирование личности студента.
Одним из первых шагов на пути к созданию органа студенческого самоуправления лежит формирование инициативной группы. К чему это ведет? К тому, что группа людей, задумавшая проводить совместную деятельность, должна договориться о правилах работы, о распределении обязанностей, о механизме координации совместной работы. И вообще должна быть органичной и слаженной, с объективным отношением к окружающим. Это опять же бывает не всегда и не везде и не так честно.

Следующие шаги, такие как подготовка учредительного собрания, его проведение, планирование работы, организация, контакт с администрацией требуют определенных знаний и навыков, требуют определенного статуса. Следовательно,  в команде должен быть лидер, должен быть человек, который сведущ в этих вопросах. Лидеру должны доверять. Лидер сам должен доверять своей команде. Здесь будут важны не только профессиональные качества, но личностные. Ведь именно этот человек будет задавать тон общения, влиять на атмосферу в группе. Именно он будет связующим звеном между членами, на нем будет заканчиваться работа и начинаться простое человеческое общение. На нем труд распределить дела и поручения толково, по возможности и без наездов. Потому что иерархия иерархией, но перед тобой, в первую очередь человек. Да, ты ему ничего не должен. Но будь справедлив. Помоги. Потому что вместе намного проще.

А вслед за тем Юля добавляет: «Студенческое самоуправление является ступенью к организации своей жизни, становлению самостоятельной личности в будущем, которая будет знать четко свои права и обязанности. Зачастую люди считают, что они ничего не могут изменить. Отсюда пассивность человека. Что ясно видно, например, во время выборов. Студенческое самоуправление по структуре совпадает со структурой власти в нашей стране. Это дает молодым людям понять механизм власти и свое влияние на нее».
По сути, такой студенческий орган и является организацией собственной жизни. А у такого явления как пассивность есть разные причины. И, скорее всего, одна из главных – это не тотальное убеждение в собственном проигрыше априори, а незнание и нежелание разбираться в чем-то. Выборы это уже слишком глобально. Иной раз людям совершенно фиолетово даже на то, что происходит рядом с ними, например, среди коллег на работе. Это маленькая модель власти, которая дает колоссальную возможность понять то, как же это все-таки сложно стоять во главе чего-то там. И как же потом здорово, когда ты добиваешься поставленной цели, этот мимолетный кайф победы и удовлетворение.

Другое мнение, мнение Светы: «Студенческое самоуправление – это по сути дела, форма организации деятельности студентов. При том, это самостоятельная добровольная деятельность студентов. Проще говоря, если три человека взяли собрались и организовали свою деятельность, а еще лучше деятельность других людей, то они уже представители самоуправления. Студенческое самоуправление – это та же деятельность, проводимая представителями студенчества, но в рамках института и на благо самих студентов».
Если у Юли это ступень, то у Светы это форма. Форма организации. А точнее деятельность студентов на свое и общее благо. Здесь все гораздо проще и тоже очень правдиво и убедительно. Но все же это не просто деятельность, это деятельность, регламентированная какими-либо документами, узаконенная. То, что делается не просто так.
А вообще у термина несколько значений. Это целенаправленная деятельность студентов, форма воспитательной работы в вузе и одна из форм молодёжной политики в РФ.
Как деятельность студентов, этот процесс зарождается именно внутри студенческого коллектива, по его собственной инициативе (но бывают и исключения). В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях самоуправление рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизни студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы вуза, направлена на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. 
Это одна из форм молодежной политики, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
Это, конечно, все слова. А на деле настоящее выглядит совсем совсем иначе, словно и не было наших разговоров. Легко любить литературу, а тех, кого встречаешь трудно. Легко кого-то наказать, а простить порой вообще не представляется возможным. Легко жить по шаблону, но очень сложно предоставить людям выбор и сделать их жизнь яркой, без каких либо расценок.

Мне кажется, что сие понятие шире наших представлений. Это нечто большее, чем просто система организации власти, форма или ступень. Наверное, в первую очередь – это коллектив. Коллектив людей, которые друг другу не безразличны, где ценят личность, оказывают помощь, дают право на собственное мнение и пытаются понять тебя.
Где главная цель, грубо говоря, как сказал рыжий мальчик – сделать мир добрее.



P.S. Конечно, можно такую писанину в толчке повесить, посмеяться над ней. Ха-ха-ха! Ерунда какая!
(В таком случае ВСЕ ерунда). Вес этому всему придает то, что это все искренне и с желанием сделать приятно и доставить удовольствие.

Но на всякий случай мы все же лучше представим, что все это написал какой-нибудь умный и образованный человек, с высоким статусом в обществе и богатейшим жизненным опытом.
А не
Лера Катчинская.