Дашенька

Владимир Закревский
           "Многие из них, - говорит Хельбиг, - отличались утонченной образованностью и бойким остроумием; они знали, как очаровать наиболее выдающихся деятелей своего времени, - полководцев, политиков, писателей и художников - и как надолго привязать их к себе; они являются наглядным воплощением существования, отмеченного смешением утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий, - существования, которое так почиталось греками того времени. В жизни почти каждой замечательной личности, игравшей выдающуюся роль в истории эллинства, различимо влияние какой-нибудь знаменитой гетеры".               
                (Из статьи  Ганса Лихта   «Эрос в древней Греции»)
               



Дашенька,  девушка с ангельской внешностью, проникновенно-нежным голоском, приехала из провинциального городка  в Санкт – Петербург поступать в институт. Город её очаровал.   Проезжая из аэропорта на такси по Нарвскому проспекту,  она спросила у шофёра:
- Молодой человек, а что эта за арка? 
 -Это же Нарвские ворота. Вы, первый раз в Питере? - спросил водитель.
-  Первый раз, у меня здесь тётка живет, но от нас это так далеко. Петербург, говорят, самый красивый город в России,- ответила Даша.
- Правильно говорят,  где такую красоту ещё встретить можно. У нас не город, а сплошная история.  Нарвские ворота, построены в честь победы над Наполеоном.  Знаете, что все скульптуры сработаны из монетной меди, ворота обшиты листами из такой же меди. Традиция  воздвигать арки в честь военных побед идет ещё со времен древнего Египта.  Построены они по проекту архитектора Стасова  в 1834 году. До этого арка была деревянной, архитектора Кваренги. Стасовская постройка – это кирпичная однопролетная арка, над аркой вздыбилась шестерка коней, «запряженная» в  триумфальную колесницу. Ею правит крылатая богиня Победы.  Над фигурами коней, воинов в древнерусских доспехах, летящих Слав с венками в руках, трудились скульпторы Пименов, Демут – Малиновский, Клодт, -  увлеченно рассказывал  шофёр.
 - Вот поступлю в Университет, обязательно, весь Петербург осмотрю, -  сказала Даша.
- Вы, на какой факультет поступать собираетесь?
- На исторический хочу поступить.
- Я поступал два раза, так и не прошёл по конкурсу, может, Вам повезет,- с грустью в голосе ответил водитель.
- Может, повезет - я везучая,- с улыбкой ответила Даша.
- Ну, вот мы приехали, Моховая улица, дом… Вам помочь сумочку донести? – спросил таксист.
- Нет, не надо, я сама,- ответила Даша.
-Знаете, что, вот моя визитка, будет время, позвоните. Я вам город покажу, проедимся по Питеру, совершенно бесплатно, вы же историю тоже любите.
- Спасибо, как-нибудь,- она, посмотрела на визитку: Игорь Федорович, меня, Дашей зовут.
-Всего хорошего! И чтобы поступить обязательно, звоните, Даша,- сказал на прощание таксист.
 
Тетка у Даши, бывшая актриса, сейчас на пенсии. Подрабатывает в театральном институте, уборщицей. Живет в коммунальной квартире,  дом скоро поставят на капитальный ремонт. Была рада приезду племянницы, прописать девочку до расселения, может, и квартиру дадут. Немного смущала тетю внешность Даши - от кавалеров отбоя не будет. Но, брат строгий человек, на пограничном катере служит, наверно, девочку хорошо воспитал, рассуждала про себя тётя.
На следующий день Даша понесла сдавать документы в Университет. Документы в приёмной комиссии приняли, но сообщили, что на бесплатное обучение конкурс более 20 человек на место. Даша с грустным видом  посмотрела на девушку из приёмной комиссии, которая сообщила ей эту нерадостную весть. Спросила:
-А на платную форму обучения, там тоже конкурс большой?
- Там нет конкурса,- ответила девушка.
-А сколько стоит платное обучение? – Спросила Даша.
Девушка назвала сумму.
Даша  переспросила:
-Это за всё обучение?
-Да, вы что, это за один семестр,- ответила девушка.
- Значит, нет шансов у меня  попасть на бесплатное обучение?
- Ну, почему, шанс есть, но ещё собеседование надо пройти, ответила девушка.
- А когда собеседование?
- Приходите в четверг на этой неделе к 15-00, я Вас запишу, только не опаздывайте, у доцента очень мало времени. Семен Семёнович не любит когда опаздывают.
- Спасибо, девушка, сказала Даша, - с плохим настроением покинула приёмную комиссию.

Тетя была дома, испекла пирожки с яблоками, брат их очень любил, наверно, и дочку приучил, думала она.
- Дашенька, что у тебя такие грустные глазки? – спросила тётя.
- Тётушка, как мне не грустить, там у них на бесплатное обучение конкурс более двадцати человек на место.
-  Когда я поступала в театральный институт, 12 человек  на место, а  поступила же,  - ответила тётя.
- У вас, тётя, талант, а я, что? У меня с математикой не очень, вот отец и сказал, чтобы шла на исторический.
- А, на платное отделение большой конкурс? – спросила тётя.
- Там нет конкура, всех принимают.
- Может, тебе с отцом поговорить, объяснить, что и как.
-Тётя, это очень дорого,- Даша назвала сумму.
- У отца друзей много, соберут, выручат, за пять лет обучения не так уж большая сумма.
- Я тоже так думала, это за семестр надо платить.
- Даша, а ты не путаешь?
-Ничего я не путаю, я переспрашивала.
- Христа на них нет, лучше будем пирожки кушать, пока горячие, может, повезет, не расстраивайся.

Даша в четверг пришла на собеседование за час, чтобы не опоздать. Доцент был пунктуален, ровно в 15-00 вошёл в кабинет с табличкой «Председатель приемной комиссии». Даша не решалась сама открыть дверь кабинета с табличкой. Такой солидный мужчина. Наверно, очень строгий, думала она . Дверь отворилась. Совсем не строго, даже, как-то ласково, доцент предложил ей зайти.
- Да, Вы, присаживайтесь, не стесняйтесь, у нас сейчас демократия, - пошутил доцент. Мужчина в дорогом, белоснежном костюме, модная сорочка, с преобладанием розово-фиолетовых тонов, такой же галстук, с вкраплением   зеленых  тонов, придавал некий шарм, подчёркивал индивидуальность. Теплый взгляд умных глаз через большие очки в золотой оправе, соответствовал званию доцента.
-Вы, конечно, поступаете на наш факультет, мечтаете погрузиться в атмосферу исторических знаний, хорошо. Но, но почему, вы, решили именно на исторический факультет? С вашей внешностью, мне кажется, можно смело поступать в театральный институт, а,  впрочем, расскажите сами, - продолжил доцент, вопросительно посмотрел на Дашу.
- Нет, нет, только на исторический, Вы, знаете, когда я ехала из аэропорта, моё желание, именно, связать свою жизнь с историей только укрепилось, - ответила Даша.
- Честно говоря, я не понял вашу мысль, причем здесь аэропорт? – удивленно переспросил доцент.
У Даши неплохая память, она хорошо запомнила рассказ таксиста.
-Вы знаете, вот, например,  Нарвские ворота…- Она почти слово в слово пересказала, что ей рассказывал водитель, единственно, не могла запомнить полностью фамилию архитектора, сказала: Малиновский.
-Демут - Малиновский, -поправил её доцент, продолжая:
-Вы, действительно, прирожденный историк, я просто поражен. Вы первый раз  в Санкт- Петербурге?- спросил он.
-Да, первый раз, в этом красивейшем городе, где каждая улица перекликается  с историей России. Жаль, что нет сейчас времени воочию посмотреть на памятники архитектуры, надо готовиться к экзаменам,- ответила Даша.
- Однозначно, у Вас прирожденный талант, мы должны поощрять одаренных  будущих студентов. Вы, знаете что, а почему бы, нам с Вами не пройтись сегодня по набережным Петербурга в чудесную белую ночь? Как вы на это предложение смотрите? Я познакомлю Вас с памятниками архитектуры, нет, у вас просто талант к истории, - сказал доцент, вопросительно посмотрел на Дашу, отметив про себя её кругленькие коленки и коротенькую юбочку.
- Я бы была очень рада, но Вы же так заняты наукой, - смущенно ответила Даша.
-Мы, просто, обязаны находить таланты, и воспитывать достойную смену. Тогда я заеду за вами часиков 9 вечера, телефон и адрес у вас в анкете, я смотрю, имеется.
- Буду с радостью ждать, я так мечтала познакомиться с архитектурой Петербурга.

На третий день общения с доцентом Дашенька сказала тете:
- Тетя, я познакомилась с очень интересным человеком, он так много знает об истории города. Семен Семенович, преподает в университете, на историческом факультете. У него дома великолепная библиотека. Он любезно согласился мне помочь подготовиться к экзаменам. Чтобы не терять время, я поживу у него. Он женат, но жена с детьми сейчас находится в Лондоне. Семен Семенович сказал, что, я совершенно не буду ему мешать.
-Дашенька, а это удобно? – в растерянности спросила тётя.
- Тетя, я же взрослая девушка, - с улыбкой ответила Даша.
Тетя больше ничего не сказала, а про себя подумала: наверно, время сейчас другое. Если бы я в молодости ходила  заниматься с главным режиссером, наверно, не хуже бы жила современных звёзд шоу бизнеса.  В коммуналке  на старости лет не осталась бы.  Может, так и надо жить…

Студенческие годы быстро летят, Дашенька окончила университет с красным дипломом. На последнем курсе Дашенька познакомилась с Аркадием Петровичем, депутатом городской Думы. Он считал, что надо выдвигать молодёжь в управленческие структуры. Дашенька, после окончания университета,  получила распределение в Администрацию города.

Прошло десять лет, Дашенька живет в Москве. Всё так же непосредственно восхищается достопримечательностями,  правда, уже столицы. У Дашеньки прирожденный талант к истории. Новая история России начинается на Рублёвском шоссе.  Дашеньке очень нравится этот уютный уголок столицы. Да, и пробок нет, по пути на работу, в Администрацию Президента.