Грустная встреча на ярмарке книг

Татьяна Харикова
       Вчера  на ярмарке книг non-fiction у меня была грустная  встреча.  Захожу я в один из залов и вижу огромный портрет такого знакомого и родного лица со своей неизменной трубкой. Это Иван Борисович Порто. А рядом на стене небольшой обзор им сделанных фотографий. Потом осмотревшись, увидела афишу, что сейчас с минуты на минуту состоится презентация антологии забытого русского художника С.Крымова, автором которой и является И.Б.Порто.


       Уточнив у сидящей рядом смотрительницы, что это тот самый И.Порто, у которого мы с мужем бывали в гостях и он с ответным визитом у нас, я не поверила своим глазам, а когда та сообщила, что он умер два месяца назад, меня все это повергло просто в шок. Да, услышала я, он умер, не успев издать свой труд, а жена добилась издания и сейчас скоро явится сюда проводить презентацию. Я примостилась рядом на стуле в ожидании и ушла мыслями в воспоминания.


       Отдыхали мы когда-то в Анталии недалеко от Кемера. Во время трансфера аэропорт-отель остались в автобусе трое: я, муж и одна женщина. Разговорились, она ехала в тот же отель, что и мы. Познакомились, ей оказалась Виктория Маркова - научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Пушкина, очень интересный человек. Подружились и весь отпуск провели одной компанией. Это был сказочный отдых: прекрасный отель сети Коринтия в поселке Текирова. Таврские горы с шапками снега на вершинах близко подступали к морю, а территория отеля - ботанический сад, а красивейшая бухта, за одним из мысов которой шли уже курорты Фетхие, Кушадасы и Мармарис, а это уже другое Эгейское море.Шел октябрь - самый бархатный сезон для этих мест.


          Вика приучила нас выходить встречать рассвет и купаться до завтрака. А потом, валяясь в шезлонгах и загорая, мы зачитывались модным тогда Акуниным. По ее инициативе мы ездили в археологический музей старого города Анталии. Ведь берега Анталийского залива населяли еще до новой эры греки-ликийцы, оставившие много памятников архитектуры и целые заброшенные города. Мы часто предавались размышлениям и рассуждениям, как пала такая огромная и культурная цивилизация и на смену ей пришли османы, турки, мусульмане, не проявляющие никакого интереса к ней и почти не восстанавливая утраченное. Какие роскошные земли им достались. Вместе мы ездили на экскурсию в г. Мира Ликийская, где родился и проповедовал Николай Чудотворец, это совсем недалеко от Текирова. Там приобрели иконы с его изображением и я очень удивлялась, что его облик с белым удлиненным ликом, изображаемым на наших иконах, совсем не похож на истинный. На самом деле он типичный грек, смуглый и круглоголовый.


         А по приезде в Москву мы перезванивались, встречались в "изобразилке", не раз обменивались визитами в домашней обстановке. Но потом наше приятельство как-то заглохло. Слишком резка была разница в социальном уровне. Виктория Маркова к тому времени защитила докторскую диссертацию и стала профессором, помимо работы в "изобразилке" читала лекции в различных университетах. Она была большим специалистом и экспертом по итальянской живописи, начиная с эпохи возрождения и, кажется, до 18-го века. По роду своей работы она не вылезала из командировок в Италию и была правой рукой всем известной директриссы И.Антоновой. А что я пишу - была, она и сейчас - есть.


         Муж В.Марковой И.Порто работал в министерстве культуры и был правой рукой Швыдкого. Чиновничьи обязанности он совмещал со своим любимым хобби - фотография, в чем он являлся мастером и профессионалом, не раз устраивая свои фотовыставки. Его фотополотна были всегда отличимы и очень оригинальны, то под влиянием видов и пейзажей Египта, а то Китая, Турции и Венеции, а то и промышленных панорам.
Так что это была семья высокого полета и жизнь протекала у них бурно и интересно. А что я, на их фоне - обыватель, домохозяйка и пенсионерка. Я всегда знаю свой шесток и никогда не навязываюсь в друзья. Да, слишком рано я ушла на покой, несмотря на свою бурную энергию, но это другой вопрос.


         Будучи еще в друзьях с этой семьей, я часто задумывалась, какие они счастливые - закончили МГУ факультет истории искусств, эстетики искусств, там и познакомились, будучи студентами. Как интересно наверное этому учиться, много читать соответствующей литературы. И можно всегда блеснуть в обществе своими познаниями и будет это всем интересно. А что я, закончив свой химический факультет одного из Вузов, чем мне блеснуть: теоретической механикой , теплотехникой, деталями машин или сопроматом? И зачем всем этим девушке загружать мозги?! Грустно как-то. А еще чем я могу удивить: ну, вулканизацией резины или полимеризацией пластмасс. Не туда я пошла учиться, и не тот жизненный путь выбрала. Вот во мне, все говорят, погибла певица, слуха и голоса слишком много, излишек.


         Ой, куда меня занесло. А я ведь сижу и жду презентации. Появилась Виктория Маркова, как всегда красивая, самобытная и яркая. Мы поприветствовали друг друга. Я высказала ей свои соболезнования. Далее она приступила к презентации. Говорила она проникновенно, профессионально,не привыкать выступать, только слезы временами наворачивались на глаза. Слишком мало времени прошло и не зажила еще рана от утраты.
Царствие Вам небесное и пусть земля Вам будет пухом, вечная память Вам, Иван Борисович Порто.