Понедельник

Лера Катчинская
Чаще всего я хожу в библиотеку за книгами. Вот и сегодня.. Заказала себе Чехова. Пока ждала —  листала книжку, тут же с полки взятую. Юрий Томин «Шел по городу волшебник...» и многоточие в конце. А на обложке мальчишка в кедах на резиновой подошве. Настоящий волшебник! Пришел мужчина с сыном. Больше, правда, на дедушку похожий, тогда уж верно с внуком. Высоченный, здоровый. Глаза у него красивые. Тоже большие. Карие. И борода — ухоженная! К концу серая. Волосы достаточно густые для его возраста. Только в центре, на макушке небольшая лысина — второе лицо. Одежда на нем вся светлая. Светлые брюки, светлая куртка, рубашка светлая, светлые кроссовки сорокпоследнего размера. На безымянном пальце правой руки огромный золотой перстень с алым блестящим камнем. И он стал возмущаться. По поводу того, что для записи ребенка в библиотеку нужен паспорт родителей. Беспокоится, страшно ему, что они номер спишут и махинацию с ним провернут.

– Вот скажите мне пожалуйста, зачем вам паспорт мой? Как я его ему на руки дам? Он же ребенок! Его личного свидетельства даже в аэропорту хватает.
– Ну…мм..???

А библиотекарь из читального зала. На замене видно. Больше привыкла писать каллиграфическим почерком, чем с читателями спорить.

– Ну, ведь так надо... Свидетельство и паспорт. – покраснела.
– Может бабушкин с дедушкиным паспорта принести, а? Надо так я бегаю!
– Зачем же? Нет, этого не нужно.
– А что это тогда такое? Разве фамилии моей мало? Тут же написано: СОФ-РО-НОВ!
– Софроновы же в городе еще есть...

И мне стало жаль моего знакомого библиотекаря. Привык кто-то слона лепить из мухи, хоть и теста мало. Мне захотелось заступиться.
Встреваю.

– Нужен документ с пропиской, без него вас ни в одну библиотеку не запишут. Только если вы будете оставлять залог за книги и...
– Ну и что?! – перебил меня. – Где заведующий?
– Не ругайтесь вы, она вам то же самое скажет... – все еще пытаюсь убедить  господина Софронова.
– Я вообще-то не ругаюсь, никого еще не оскорбил.
– Ну, вы возмущаетесь так сильно...
– А вы что тут работаете?
– Нет.
Спросил, словно этого не видно.
– Ну, вот и не вмешивайтесь, пожалуйста!
– Хорошо, не буду. Сердиться то так зачем?

Не ответил. Посчитал недостойным. Мне принесли Чехова.

– Ладно! Берите! Пишите! Коли уж вам так важно...

Достал такой же большой, как и он сам, портмоне (именно портмоне, а не какой-нибудь там кошель) из черной кожи, кое-где затертый добела. На нем, словно вензеля, две каких-то витиеватых буквы выбиты.  Вынул паспорт.

– Номер телефона скажете? Или тоже секрет? – спросила библиотекарь и скромно улыбнулась.
– Ах, номер!? Номер скажу! Извольте звонить, приглашать за книжками 4-18-40.
– Спасибо.
– Говори, Андрей, чего хотел? – он обратился к мальчику.
– Два капитана.
– Автор то кто?
– Ммм... не помню...
–Ну, ты?! В библиотеку пришел! Стыдно должно быть!

– Каверин автор, Каверин. – и библиотекарь снова улыбнулась, поднимаясь со стула, чтобы пройти за книжкой, только уже гораздо смелее. Принесла и снова, точно так же улыбнулась. Положила книгу перед ним. Софронов-старший постоял с минуту, посмотрел на меня, а потом с укором произнес:
– Эх, вы, девушка! А еще и Чехова читаете!
– Читаю. – улыбнулась глуповато.
– А со старшими спорите.
– Я с вами не спорю, – улыбка. – я просто убедить вас пытаюсь, что ничего страшного то не произойдет, если вы свой паспорт покажете... – смутилась.

А он вздохнул, взял книгу и сказал, что нет ничего страшнее смерти.