О Сальвадоре Дали замолвим словечко...

Койфман Валерий
    
Сальвадор Дали Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны),1936г.
      «В шесть лет я хотел быть Наполеоном, но я им не стал.
      В пятнадцать лет я хотел быть Дали – и стал им»
              С. Дали  «Пятьдесят волшебных секретов»

Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. К тому же он сам провоцировал скандальный интерес к своей персоне. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер: живописец, график, скульптор, дизайнер, писатель, поэт - действительно уникальное явление в культуре XX века.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11мая 1904 г. в городе Фигерас (Каталония) в семье нотариуса. Он стал рано рисовать и любил, по собственному признанию, всяческие игры с переодеванием. Мальчик посещал, муниципальную школу, затем колледж в Фигерасе.
  Ещё в колледже Сальвадор сам себе постановил, что «просто обязан...  явить гениальность любыми путями».
Уже в 1918 г. 14-летний Дали представил две работы на выставке каталонских художников. Некоторое время он с друзьями выпускает журнал „Studium“, где публикует свои первые статьи, посвященные Эль-Греко, А.Дюреру, Леонардо да Винчи, Микеланджело,, Ф.Гойе и Д.Веласкесу, перед которыми Дали преклонялся.
В 1922г. Сальвадор поступил в мадридскую Королевскую школу изящных искусств (Академию Сан Фернандо), где познакомился с Ф.Г.Лоркой. Это были очень разные люди.
Дали – эгоцентрист, Лорка – «дитя добра и света», но они глубоко понимали и поддерживали друг друга, что исключительно редко бывает, если встречаются два гения.
Дали увлекался Фрейдом, носил кудри до плеч, бакенбарды, ходил в длинном плаще и шляпе с полями. Он был фанатично предан искусству, но был непрактичен в жизни, был, что называется «не от мира сего».

Но главным оставалось творчество. Дали писал натюрморты, портреты, композиции с громкими названиями типа «Мёд слаще крови», «Дохлый осел», декорации к драме Гарсиа Лорки «Марианна Пинеда». Он продолжает публиковать свои статьи об искусстве в барселонской газете «Гасета де лез Арте». Дали исключили из Академии Сен-Фернандо в 1926г. за постоянные нарушения учебного процесса и дерзость.

Дали уже тогда великолепно овладел академической манерой, техникой импрессионистов и умел, как кубисты, геометризировать образы. Он как бы примерялся к различным стилям и всё более склоняется к сюрреализму. Слово «сюрреализм» каталонцы впервые услышали на выставке итальянских футуристов.
В 1929 году, уже будучи известным художником, Дали познакомился с Андре Бретоном и Полем Элюаром, исповедавшими сюрреализм. Дали присоединился к группе, и очень скоро его имя в сознании публики стало олицетворением сюрреализма.

Тогда же Дали познакомился с Еленой Дмитриевной Дьяконовой, женой Поля Элюара, дочерью московского адвоката. Он, по его словам, полюбил её «больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо и даже больше, чем деньги». Любовь оказалась взаимной.
В 1930 г. Дали переехал в Париж.  В 1934 г. Елена становится женой художника.
Дали зовет её Гала (по-французски - «праздник»). Она была и добрым ангелом, и злым гением великого художника.

Первые сюрреалистические работы Дали помечены 1929 годом. Обычно в них на фоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся или разрушающиеся формы которых выписаны художником не как миражи, а абсолютно чётко. Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным ребусом.
На одном из самых известных полотен XX века – «Постоянство памяти» (1931г., Музей современного искусства, Нью-Йорк) – мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с какой-то кубической плиты, со странного  существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно и интересно рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.
В этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепиано (1931г.), «Метаморфоза Нарцисса» (1934г.), «Горящий жираф» (1935г.), «Осеннее каннибальство» (1936г.), «Мягкая конструкция с варенными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936), «Лебеди, отражающиеся в виде слонов» (1937г.), «Лицо войны» (1940г.), прочитывается абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии (иначе и не назовёшь) как бы конструировалось, а не рождалось вдруг по воле случая.

В 30-х годах Дали много путешествовал. Когда художник прибыл в США, страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В его честь устраивались сюрреалистические балы-маскарады, костюмы гостей были экстравагантные и провоцирующие, словно вдохновленные фантазией художника. Балы и выставки с успехом проходили и в Европе.
Дали предлагал потрясенным зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, туфли на пружинах и т.д.
Успех принес богатство, но сам художник как-то обмолвился: «Я понятия не имею, богат я или беден. Всем распоряжается жена. Деньги для меня – мистика».

Культ индивидуализма, который всегда проповедовал Дали привел к тому, что в 1938г. художника исключили из группы сюрреалистов. В этом же году состоялась знаменитая встреча с тяжело больным З. Фрейдом, кумиром Дали. Фрейд, в целом плохо относясь к сюрреалистам, был покорен личностью Дали.
Когда нацисты оккупировали Францию, Дали уехал в Америку, где был уже «оглушительно» знаменит. Дали много времени уделяет книжной графике, он иллюстрирует В.Шекспира, М.Монтеня, Б.Челлини, работает и как театральный художник.
В американский период художник приступил к религиозной живописи, которую продолжил по возвращении в Европу, в родной Фигерас, в 1948г. Это «Искушение Святого Антония»(1946г.), «Мадонна Порта-Лигата» (1949г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом»(1959г.), «Христос святого Хуана де ла Крус» (1951г.), «Тайная вечеря» (1955г.) и др. Они создали Дали славу «католического живописца». Папы Римские (Пий XII и Иоанн XXIII) приглашали на аудиенции в Ватикан и всячески одаривали его.

Художественный мир с неослабевающим интересом следил за творчеством и поступками Дали. Он часто бывал в Париже, выезжал в Америку с выставками и лекциями.
В Фигерасе, на месте разрушенного ещё в Гражданскую войну муниципального театра, Дали сотворил в 1973 г. свой Театр-музей, ставший местом паломничества туристов со всего мира.
В 1979 г. Дали избрали во Французскую Академию. Высшим орденом Испании – Большим крестом Карлоса III – Дали был награжден в трагический для мастера год: в 1982 году умерла жена Гала, умер праздник.
Роль «гениального безумца», которую Дали разыгрывал на людях, сделалась не под силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жил затворником.
Художник мечтал, чтобы хотя бы одна из его картин попала на родину его несравненной Галы, в Россию. А здесь Дали почти до самой его смерти считали олицетворением «разложения буржуазного общества».
Сальвадор Дали при жизни стал классиком живописи, но его перу также принадлежат разнообразные литературные произведения, в том числе серьёзные труды по искусству и философии.

Умер художник 23 января 1989 года, оставив потомкам таинственный и неразгаданный мир своих полотен. Когда Дали спрашивали, почему же часы у него растекаются, он отвечал: «Суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время».
Этим временем, временем великого Сальвадора Дали, стал XX век.
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ НА САЙТЕ http://www.dali-genius.ru/painting.html