Бидермейер. Большое искусство и маленький человек

Койфман Валерий
Карл Шпицвег "Бедный поэт"

Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз не слышал в Германии слово «бидермейер», но не все знают точно о чем идет речь.
Бидермейер (Biedermeier) - это направление, развившееся главным образом в немецком и австрийском искусстве с 1815 по 1848 годы. Название ему дали пародийные юмористические стихи, публиковавшиеся значительно позже в одном из мюнхенских журналов.
Их вымышленный автор Готлиб Бидермейер – скромный, благодушный и сентиментальный обыватель, незадачливый любитель спокойной жизни и уюта, ставший символом мещанства.
Термин «бидермейер» распространился на целый комплекс явлений культуры: литературу, живопись, декоративное искусство, убранство жилого интерьера и одежду.

Французская революция 1789 года и эпоха наполеоновских войн существенно изменили политическую карту Европы. Отразились они и на её культурном «ландшафте».
Для искусства Германии это было безвременье, характеризовавшееся, с одной стороны, распадом стиля ампир  – воплощения государственного могущества и воинской силы, а с другой – явным уходом в мир частной жизни, простых человеческих радостей и обычных занятий «маленького человека».
Характерной приметой поворота к бидермейеру послужил «Автопортрет в мастерской» (1811г.) дрезденского художника Г. Ф. Керстинга, друга художника-романтика К. Д. Фридриха.
Художник изобразил себя спиной к зрителю, т.е. человек с миром своих переживаний уходит в тень, а зрителю достается возможность подробно изучать обстановку его жилища.
Пальто на гвоздике возле двери, склянки с красками вперемежку с книгами на секретере, трубка на подоконнике рассказывают, по мнению автора, о хозяине больше, чем его лицо.

Картины бидермейера характеризовались небольшим форматом полотен, тщательной и тонкой манерой письма, некоторой статичностью изображения и пристрастием к мелким деталям.
Бидермейер освоил художественный опыт романтизма, развиваясь параллельно с ним, но при этом «одомашнил» этот стиль в соответствии с бесконфликтной натурой бюргера-обывателя.
От романтизма бидермейер унаследовал также интерес к отечественной истории и фольклору, к миру сказок и пословиц.
Центральной темой живописи всё же оставалась повседневная жизнь «маленького человека». Художник мог посмеяться над своими героями, но при этом и посочувствовать им.
Бидермейер противостоял академической традиции, ощутив художественную ценность настоящего, а не прошлого, и был той питательной средой, в которой зародился реализм  XIX века.
Среди европейских школ, кроме Германии и Австрии, бидермейер получил развитие и в России.

Центральной фигурой «русского бидермейера» стал художник А. Г. Венецианов и его ученики, заложившие основу русского национального жанра и «интерьерных» картин.
Главными фигурами немецко-австрийской живописи бидермейера принято считать двух известных художников: Морица фон Швинда и Карла Шпицвега.

Мориц фон Швинд (Moriz von Schwind) родился 200лет тому назад, 21 января 1804 года в Вене. Родом он был из дворянской семьи. Рано увлекся искусством и уже в 17 лет стал иллюстрировать немецкую поэзию и сказки, австрийские сказания и даже роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Он изучал философию в венском университете, затем учился в Академии художеств (АХ), сблизился с кругом выдающегося композитора Ф. Шуберта и стал его близким другом.
С 1828 года Мориц уже в Мюнхене, где учится в АХ. Он участвует в украшении живописью роскошных зданий, которые только что отстроились в баварской столице при Людвиге I.
Работал художник в сложной и трудоёмкой технике энкаустики – восковой живописи, выполненной расплавленными горячими красками. В 1836 году он создает большой картон для фрески в королевской Резиденции – «Триумф искусств, наук и промышленности».

С 1840г. Мориц фон Швинд четыре года успешно работает в Карлсруэ. Здесь он выполняет несколько прекрасных фресок для музея Кунстхалле. Позднее, работая во Франкфурте на Майне, художник пишет картину «Состязание миннезингеров в Вартбурге», заказанную Штеделевским институтом. К этому же периоду относятся его, типично бидермейеровские, милые жанровые картинки: «Свадебное путешествие», «Странствующий рыцарь Фалькенштейн», «Утро после свадьбы» и другие.

С 1847г. Мориц фон Швинд – профессор мюнхенской АХ. Уже в этом ранге он пишет знаменитую живописную композицию «Симфония» (Нов. Пинакотека, Мюнхен), состоящую из 4-х вертикально размещенных частей. Работа превосходно передает атмосферу вдохновенной музыки Бетховена.

Большую известность принесли М. фон Швинду его картины, выполненные для Венской оперы: цикл работ на темы «Волшебной флейты» Моцарта в лоджии и 16 картин, исполненных энкаустикой, для фойе театра. И еще в одном деле прославился М. фон Швинд.
В 1847г.  он изготовил цветную гравюру «Господин Мороз», в которой впервые изобразил Рождественского Деда в красном одеянии и красной шапочке, т.е. таким, каким привыкли многие поколения видеть Святого Николауса, Санта Клауса и Деда Мороза.
 Умер художник 8 февраля 1871 года в Мюнхене. Как признание его заслуг перед искусством и людьми стоит на одной из улиц Вены красивый памятник Морицу фон Швинду.
Картины художника можно посмотреть на сайте https://gallerix.ru/storeroom/11326309/

Совсем иначе, чем М. фон Швинд, создававшего романтически идеализированный мир, писал свои картины другой известнейший представитель бидермейера, художник-самоучка, аптекарь по образованию Карл Шпицвег (Carl Spitzweg).
Он родился 5 февраля 1808 года в Мюнхене и был одним из 3-х сыновей богатого торговца-оптовика. Профессии для своих детей отец выбирал лично: старший сын Симон должен был стать торговым агентом, продолжателем отцовского дела, младший сын Эдуард – врачом, а средний сын Карл – аптекарем. Так оно и произошло. Причем другие способности Карла, в том числе тяга к рисованию, не находили у отца никакой поддержки, и только матери Карл мог поведать о своём желании стать художником.
Лишь в 25 лет Карл Шпицвег, ставший уже аптекарем, благодаря своему упорству в самообразовании, приходит к живописи.

Получив свою долю отцовского наследства, Карл был к этому времени материально обеспечен.
Стремясь стать художником, он сначала почти ежедневно копировал старых мастеров в мюнхенской Старой Пинакотеке. Затем он предпринимает многочисленные поездки в Италию, а также в Париж, Лондон и Антверпен. Искусство Делакруа, барбизонцев, Констебля и Тёрнера поразили Шпицвега, они расширили его творческий кругозор и оказали большое влияние на его живописную манеру.

Большую часть своей жизни художник провёл в родном Мюнхене, где и снискал себе славу как создатель целой галереи живых и трогательных образов «маленького человека» с его заботами и радостями, страхами и надеждами.
Долгие годы Шпицвег безуспешно пытался продать свои маленькие, несколько театрализованные,  пейзажные и жанровые картины, в которых с тонким юмором показаны понятные всем почти анекдотические сцены из «хорошего» старого времени.
В конце концов к нему приходит признание и коллег-художников, и коллекционеров живописи. Шпицвега избирают в члены АХ. Его картины приобрели такой успех, что некоторые он повторял несколько раз, чтобы удовлетворить спрос на них.

Вот картина «Бедный поэт» (1839г., Нов. Пинакотека в Мюнхене, Нац.галерея в Берлине) , которую художник неоднократно повторял. Автор изобразил безвестного поэта-идеалиста, творящего в убогой чердачной комнате с маленьким оконцем и печкой-буржуйкой. Раскрытый зонтик закрывает дыру в потолке. Поэт «возлежит» на подушках в нелепом халате и ночном колпаке, вокруг него громоздятся пыльные тома старых книг. Герой, видимо, размышляет о поэзии, при этом весьма выразительными жестами пальцев он пытается одолеть блоху.
В слепом энтузиазме поэт создает «творения», которые сам же использует для розжига печи в собственной комнате.

Тонким юмором и иронией проникнуты и другие работы Шпицвега: «Художник-портретист», «Любовное письмо», «Два друга», «Разносчик писем», «Любитель кактусов» и т.д.. Несмотря на их небольшие размеры (не более 50см.), в них есть всё: красивые пейзажи, натюрморты, характерные герои, назидательные сюжеты и добрая усмешка автора.

В Штутгартской государственной галерее также можно увидеть несколько картин К. Шпицвега. Среди них «Воскресный охотник» и «Алхимик». В «Воскресном охотнике» (1841г.) художник изобразил на фоне густого леса так называемого «охотника по воскресениям» – худого, нелепо вырядившегося горожанина в большом цилиндре, круглых очках и с ружьем в руках, который  в страхе озирается, прислушиваясь к лесным звукам и шорохам.
Картина «Алхимик» (1860г.) была завещана музею королевой Ольгой. Благодаря тонким световым эффектам, художник «выхватывает» из коричневого чердачного полумрака фигурку химика-любителя в маленьких очках на сизом носу. Перед ним на огне стоит огромная стеклянная колба, в которой, по мнению героя картины, происходят важные химические процессы.
Таков художник-самоучка Карл Шпицвег, который умер 23 сентября 1885г. в Мюнхене.
Фактом является то, что и ныне он остается одним из самых любимых и известных немецких художников.

Картины художника можно посмотреть на сайте https://gallerix.ru/storeroom/1082159518/