В некотором царстве - грибном государстве т. мороз

Морозова Татьяна Васильевна
            СКАЗКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
                и их родителей

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Сказочник

Царь.
Царица.
Царевна Беляночка.
1 Нянька.
2 Нянька.
3 Нянька.
Августинка.
Ключник.
Колокольчик
Баклажан.
Земляника.
Кузнечик
Мухомор.
Поганка.
Стражники
Глашатаи
Нищенка


                КАРТИНА 1

Сцена перекрыта массивным частоколом, который может открываться, как ворота. Стоят стражники – два гриба с пиками. Выходит сказочник. (Или это могут быть, к примеру, две веселые шишки)

Сказочник. В некотором царстве, в некотором волшебном государстве жили-были… грибы. Взрослые были грибы и дети были грибки, и Царь с царицей тоже были самыми, что ни на есть, белыми грибами.
И была у них дочка… ну такая красавица, такая умница -разумница. Царица и няньки души в ней не чаяли, и все в грибном царстве-государстве так любили царевну Беляночку, так любили…

Раздается вопль царевны.

…что вконец ее избаловали. Стала царевна такой капризной, хоть с царской поляны беги. Вернулся Царь после долгого похода, увидел свою наследницу и крепко рассердился.


Частокол раздвигается. Царская поляна в лесу. Стоят два пня-трона и маленький трончик. На самом большом троне сидит Царь. На маленьком царевна. Царица и няньки толпятся вокруг нее.

1 Нянька. Красавица ты наша! Скушай ложечку кашки!

Беляночка. Не хочу кашу!

2 Нянька. Тогда супчика отведай!

Беляночка. И супа не хочу!

3 Нянька. А вот медок свеженький… Тетушка пчела нынче принесла.

Беляночка. Не хочу!

Царица.    Доченька, не будешь кушать, не вырастешь.

Беляночка. Не хочу расти!

Все.       А чего же ты хочешь?

1 Нянька. Ты только скажи…

2 Нянька. Мы мигом…

3 Нянька. Из-под земли достанем!

Беляночка. Ничего не хочу! Отстаньте! Сами ешьте свою кашу!

Царь. Беляночка, ты должна стать царицей - большой и красивой, как твоя мама. Не забывай, Белые грибы крупнее всех остальных грибов.

Беляночка. Не хочу быть царицей! Не хочу быть Белым грибом.

Царь.      Дочка, дочка, так ты же и есть Белый гриб!

Беляночка. А я не хочу! Хочу быть поганкой!

Царица. Доченька, да что ты такое говоришь?

Беляночка. Хочу! Хочу! Хочу!

Царь.      Вот, мать… Ваше воспитание. Совсем царевну испортили.

Царица.    И ничего не испортили, правда, моя сладенькая?

1 Нянька.  Девочка еще маленькая…

2 Нянька. Не понимает что говорит…

3 Нянька. Немного покапризничала так что?

1 Нянька. Все дети капризничают…

Царица. Все равно она у нас красавица. И умница, правда, мой грибочек? Ну-ка, раскрой ротик… давай… ложечку…

Няньки. …за маму…

Царевна, кривясь, проглатывает.

Няньки. …за папу…

Царевна проглатывает и это.

Царица. А теперь ложечку за дедушку…

1 Нянька. За дедушку скушай …

2 Нянька. Дедушка старенький…

3 Нянька. Трудно ему самому кушать…

Беляночка. Не буду за дедушку.

Царица. Ну, не надо за дедушку… скушай за бабушку…

1 Нянька. За бабушку ложечку кашки…

2 Нянька. Бабушка добренькая…

3 Нянька. Не надо ее обижать.

Беляночка. И за бабушку не буду! Чего это я за них есть должна? Пусть сами за себя едят.
 
1 Нянька. Хи-хи-хи! Какая? умненькая у нас Беляночка!

2 Нянька. Сами, говорит, пусть кушают…

3 Нянька. Чего, говорит, я за них кушать буду? Хи-хи-хи!

Царь. Ложечку за папу! Ложечку за маму! Тьфу! И это будущая Царица? Ну,   все! Я рассердился. Эй, мамки-няньки, вон с царской поляны! Сам займусь воспитанием царевны.

1 Нянька. Да, как это – вон?

2 Нянька. Как же царевна без нас?

3 Нянька. Ты, чевой-то, Царь-батюшка?

Беляночка. Не хочу! Не буду! А!…

Царица. Ах, Беляночка, не плачь! Тебе станет нехорошо. Царь - батюшка, ты      расстроил нашу дочку!

1 Нянька. Совсем расстроил нашу девочку…

2 Нянька. Она такая ранимая…

3 Нянька. Ее так легко обидеть…

Царь.      Я сказал, - оставьте нас! Или мне стражу кликнуть?

1 Нянька. Несчастная Беляночка!

2 Нянька. Страдалица ты наша…

3 Нянька. Сиротинка…

Царь. Какая еще сиротинка, когда у нее и папа, и мама есть? К тому же, нянек целый двор. Все! Хватит! Идите, плачьте где-нибудь в другом месте.
А ты, Царица, останься. Надо решить, что с дочкой делать будем.

Царица. Как что? Сейчас уложим нашу грибочку в постельку и споем колыбельную песенку.

Беляночка. Не хочу колыбельную! Не буду спать! А!…

Царь. Слышала? Что ни скажи, ничего она не хочет, ничего не знает, ничего не умеет.   Даже ложку держать не может.

Беляночка. А вот и могу! Могу! Могу! (берет ложку обратной стороной) Вот! Могу держать!

Царь.       Разве ложку так берут? Все! Никаких нянек больше не будет!

Няньки взвыли по углам.

Я сказал, – не будет! С завтрашнего дня царевна станет ходить в школу, как все  грибки.

1 Нянька. В школу?

2 Нянька. Какую такую школу?

3 Нянька. Чего еще придумал, Царь-батюшка?

Царица. Что? В школу? Не пущу! Где это видано, чтобы царевна и в школу ходила?
Да, ее там дети замучают!

Няньки. Ой, замучают!

Царица. Учителя жизнь отравят!

Няньки. Ой, отравят!

Царица. От лишних знаний у нее головка заболит!

Няньки. Ой, заболит!

Царица. От усталости она похудеет!

Няньки. (Рыдают) Ой, похудеет!

Царица. Не пущу!

Царь. Ну-ну, матушка, успокойся. Не хочешь же ты, чтобы дочка наша росла невоспитанной и неграмотной?

Царица. Всё равно, не пущу!

Царь.       Не хочешь, чтобы дочка в школу ходила? Тогда школа будет ходить к ней.
 Позовем к царевне самых лучших учителей.

Царица. Ты что же, Царь-батюшка, хочешь, чтобы они замучили ребенка?

Няньки дружно воют.

Царь.      (Нянькам) Цыц! Спорить бесполезно. Я принял решение, так и будет.
А если вы с няньками не угомонитесь, отправлю дочку на воспитание к груздям.

Царица. К груздям?

1 Нянька. Да, как же это!

2 Нянька. Да, куда же это!

3 Нянька. Караул! Убивают!

Царица. Разве можно у матери ребенка отнимать? Не отдам кровиночку! Иди ко мне, мой грибочек!

Царица и Беляночка плачут, няньки рыдают.

Царь. Тьфу! Вижу, с вами не сговоришься. Но вот, Царица, мое последнее слово: Или Беляночка будет учиться здесь, или отправится на чужбину. Решай!

Царица. Да, как же это на чужбину?

Беляночка. Не хочу на чужбину!

Царица. Успокойся, доченька. Никуда я тебя не отпущу. (царю) Будь, по-твоему, Царь-батюшка, пусть приходят учителя.

Беляночка. Нет! Пусть не приходят! Пусть не приходят!

Царь.       Нет? Эй, мамки – няньки, собирайте царевну. Она уезжает в королевство груздей.

1 Нянька. Не пустим!

2 Нянька. Лучше сразу убей, государь!

3 Нянька. Не отдадим Беляночку!

Царица. (Царю) Нет! (Царевне) Тихо, моя драгоценная. Батюшка пошутил. Скажи ему, что согласна учиться.

Беляночка. Не согласна-а-а!

Царь.       Что?

Няньки. Согласна она! Согласна!

Царь.       Ну, то-то…

Царь, утомленный схваткой, удаляется.


Беляночка. Не хочу учиться…


Царица. И не надо… Я, вон, не училась, а ничего, – Царица.

Няньки. Да, уж… Царица, хоть куда!

Царица. Ты только батюшке не перечь.

1 Нянька. Не надо его сердить…

2 Нянька. Царь-батюшка редко гневается…

3 Нянька. Но, уж, если рассердится…

1 Нянька. Тогда держись.

2 Нянька. А с учителями энтими…

3 Нянька. Мы сами как-нибудь разберемся.



                КАРТИНА 2


Сказочник. По указанию царскому, объявили по Грибному государству клич!

Глашатай. Слушайте все! Для обучения царевны Беляночки требуются самые лучшие учителя. Слушайте, слушайте!

Сказочник. И вот на королевскую поляну пришли учителя…


Проходят учителя. Позади всех идут Мухомор и Поганка, с
замаскированными шляпками.


Поганка. Погоди, Мухоморчик. Куда так спешишь? Я еще не придумала, что говорить буду.

Мухомор. Что-что… хвали себя! «Я была там-то!…» «Учила того-то!…» Чем увереннее будем себя держать, тем больше нам поверят.

Поганка. А если не поверят?

Мухомор. Нас здесь не знают. Как поставим себя, так и будет. Запомни,главное не знать, а уметь подать.

Поганка. Что подать?

Мухомор. Себя подать. И еще – угодить.

Поганка Кому угодить?

Мухомор. Всем кому нужно…

Поганка. А кому нам нужно угодить?

Мухомор. Тем, от кого зависит, получим мы места царских учителей или нет.

Поганка. А от кого это зависит?

Мухомор. Разберемся на месте. Ну? Ты раздумала идти?

Поганка. Страшно мне, как-то, Мухоморчик.

Мухомор. Чего бояться-то? Не получится, уйдем. А получится… Учителям будущей царицы – почет и слава! Уж мы сумеем напомнить о себе?

Поганка. Сумеем!

Мухомор. И все двери перед нами откроются!

Поганка. Откроются!

Мухомор. Станем богатыми и знатными!

Поганка. Станем!

Мухомор. Так что, соберись! Готова?

Поганка. (Поправляет юбочку) Готова!

Мухомор. (Кричит) Посторонись! Идут царские учителя!


Забор открывается. Царь и Царица сидят на пнях – тронах. За маленькой партой – пнем сидит царевна. Рядом доска – сухой листок.


Царь.      Все пришли?

Ключник. Все, государь.

Царь.      (Колокольчику) Звони!


Колокольчик звонит. Входит Баклажан.


Ключник. Первый урок – счета. Учитель Баклажан. Магистр математических наук.

Баклажан. (Кланяется) Здравствуй, царевна. Я буду учить тебя считать.

Беляночка. Я умею считать.

Баклажан. Прекрасно!  И, как же ты считаешь?

Беляночка. Я считаю, что ты надутый болван!

Баклажан. Нет, царевна, это ты так думаешь. А считают по - другому. (Рисует на доске желуди) Вот… один жёлудь... второй… третий. Сколько желудей на доске?


Беляночка подходит к доске, смотрит, заглядывает за доску.


Беляночка. На твоей доске нет желудей.

Баклажан. Ты права, царевна. На доске нет желудей. На доске нарисованы жёлуди.Сколько желудей нарисовано?


       Няньки подсказывают – «Три!»


Беляночка. (Стирает рисунок) Нисколько!

Баклажан. Сейчас нисколько… (Опять рисует) А теперь?


      Няньки подсказывают – «Три!»


Беляночка. (Нянькам) Не хочу больше тереть!

Баклажан. Хорошо. Давай попробуем по-другому: Скажи, сколько у тебя рук?

Беляночка. (Прячет руки за спину) Не скажу!

Баклажан. Почему?

Беляночка. Потому что это мои руки.

Баклажан. Тогда, скажи, сколько рук у меня?

Беляночка. Зачем мне знать, сколько у тебя рук? Ты мне надоел.

1 Нянька. Надоел он царевне!

2 Нянька. Замучил ребёнка, изверг!

3 Нянька. Зачем девочке его руки нужны?

Баклажан. (Царю) Государь, думаю, что не смогу учить твою дочь. Нельзя научить того, кто не хочет учиться.


Баклажан  кланяется и уходит.


Беляночка. Я хочу! Хочу! Хочу! А!…

Царица. Ну, вот!… Расстроил нашу девочку!

1 Нянька. Совсем расстроил!

2 Нянька. Мы говорили!…

3 Нянька. Мы предупреждали!…

Царица. Не плачь, мой грибочек! Это был плохой учитель. (Царю) Не сердись, Царь-батюшка.  Не понравился царевне учитель… Нам он тоже не понравился…

1 Нянька. Совсем не понравился…

2 Нянька. Уж такой важный, словно это он здесь государь…

3 Нянька. А ведь государь у нас ты, батюшка…

Царь.       Ладно. Посмотрим на другого учителя. (Колокольчику) Звони.


Колокольчик звонит. Входит учитель Земляника.


Ключник. Урок второй – чтения и письма. Учитель Земляника.

Земляника. Здравствуй, Беляночка. Я твой новый учитель. Зовут меня Земляника. Надеюсь, мы с тобой подружимся.

Беляночка. Я царевна, а ты простая Земляника. Не хочу с тобой дружить.

Земляника. И напрасно.  Дружить очень интересно. У тебя есть друзья?

Беляночка. Нет у меня никаких друзей. У меня есть няньки.

1 Нянька. У царевны мы есть…

2 Нянька. Зачем ей какие-то друзья?

3 Нянька. Не нужно ей больше никого…

Земляника. Ой, как плохо, что ты ни с кем не дружишь. Но скажи, царевна, хочешь ли ты научиться читать и писать?

Беляночка. Не хочу! Это батюшка желает, чтобы я училась. А маменька не хочет. И няньки не хотят.  Я и так стану царицей.

Земляника. Но разве правительница не должна быть грамотной?

Беляночка. Матушка не училась и все - равно стала царицей.

1 Нянька. И какой царицей!

2 Нянька. Другую такую поискать!

3 Нянька. К чему ей еще какая-то учёба?

Земляника. Вот как? Извини, государь, не могу я учить твою дочь. Видишь, она совсем не думает об обучении.

Земляника  уходит.

Царь.       Да что же это такое? Ты, царевна, перечить мне вздумала?

Беляночка. Не вздумала! Не вздумала! А!…

Царь.       Замолчи сейчас же!

Царица. Не кричи на ребенка, Царь-батюшка.

1 Нянька. Как можно так с дитем обращаться?

2 Нянька. Не плачь, красавица ты наша…

3 Нянька. Ишь, раскричался на ребенка!…

Царь. Ну, вот что, государыня-матушка! Я тебя по-хорошему предупреждал. А теперь будет по-плохому. Эй, стража! Возьмите-ка нянек под белы ручки, и вон с царской поляны! Я их увольняю.

Царица. Как это, увольняешь?

Царь.       Увольняю и все!

1 Нянька. Да как же царевна без нас?

2 Нянька. Смилуйся, батюшка!

3 Нянька. Она ж ничего не умеет!…

1 Нянька. Ни одеться…

2 Нянька. Ни умыться…

3 Нянька. Ни покушать…


Стража уводит вопящих нянек.


Беляночка. А!….

Царица. Да что же это делается-то?

Царь. Молчи, Царица! Отныне наша дочь будет обходиться без мамок. Не сможет одеться, голая ходить будет.  Не сможет умыться, – будет замарашкой. А есть захочет – быстро научится ложку держать.

Царица. Но…

Царь. Ни слова, я сказал! Не то, прикажу запереть тебя в чулане. А ты, царевна, запомни: То, что ты моя дочь, вовсе не означает, что станешь царицей. Рассержусь, найду себе другую дочку.

Царица. Ах, как ты можешь?! Родной дитятке!…

Царь.       Молчи, Царица!

Беляночка. Я твоя дочка! Я твоя дочка! Ты меня любить должен!

Царь.       Почему я должен любить такую капризную вздорную девчонку?

Беляночка. Я – царевна! Меня все любить должны!

Царь.       Должны? Эй, Ключник! Ну-ка, позови сюда нашу судомойку.

Ключник. Судомойку к государю!


Слуги передают приказ по цепочке. Прибегает судомойка.
Она одних лет с царевной.

Августинка. Простите, государь… Я нечаянно… Я не хотела…

Царь.       Чего не хотела?

Августинка. Не хотела разбить кувшин. Пожалуйста, не наказывайте меня…

Царь.       Как тебя звать, девочка?

Августинка. Августинкой, государь. Маменька говорила, я в августе родилась.

Царь.       А где твоя маменька?

Августинка. Сирота я, государь.

Царь.       Вот что, Августинка... Хочу тебя в дочери взять. Пойдешь?

Царица. Ты что, государь, умом тронулся?

Царь.       В чулан захотела, Царица?

Царица. От родной дочери отказываешься? Может, и от жены отказаться пожелаешь?

Царь.       Не утихомиришься, пожелаю. Ну что, Августинка, согласна?

Беляночка. Я – твоя дочь! Я – твоя дочь! Мама! А!…

Царь.      Теперь моей дочерью будет Августинка. А ты станешь мыть посуду. Снимай фартук, девочка. Эй, стража, помогите царевне надеть фартук и отведите на кухню.

Беляночка. Не хочу! Не буду! Мама!

Царица. (Страже) Не трогайте Беляночку! (Царю) Пожалей, государь! Твоя, ведь, кровиночка! Доченька, проси у батюшки прощения.

Беляночка. Прости, батюшка!

Царь.       А учиться будешь?

Царица. Скажи, что будешь…

Беляночка. Буду.

Царь. Хорошо. Так и быть, останешься моей родной дочерью. Но и Августинка останется. Отныне, она моя приемная дочь. Вместе учиться будете. А еще, царевна, по часу в день будешь мыть посуду на кухне. Может спеси-то поубавится. Уф! Эй, Ключник, скажи учителям, чтобы завтра пришли. И этих… тоже верни. Скажи, будет царевна учиться.


Царевна тихо плачет в объятиях матери.



                КАРТИНА 3


Сказочник. Вот так и появилась в царской семье еще одна царевна. И пошло…       Беляночка – мамина дочка, Августинка – папина. Очень она приглянулась царю – батюшке. Да и как не приглянуться? Умненькая, веселая, ласковая… Золото – не девочка. Учителя ею не нахвалятся… Только Царица с няньками ею,  ох, как недовольны. А, уж, Беляночка и вовсе лютой ненавистью ее возненавидела.


Забор открывается. На поляне идет урок танца. Августинка чистенькая,
аккуратненькая. Беляночка грязная, неряшливо одетая, на всклоченной
голове, криво сидит шляпка.


Кузнечик. И – раз! И – два! И – три! Спинка держим. Ручка плавно… так есть.       Ножка отводить назад, и присел. (Беляночке) Нет – нет! Присел, а не падал.

Беляночка. Я устала.

Кузнечик. Мы только начать урок! Уставать – нет! Посмотреть Августинк…

Беляночка. Только мне и дела на нее смотреть. Я царевна, а она судомойка.

Кузнечик. Ты, царевна, такой неуклюжий. Когда вы быть вместе на бал, все думать: – Ты есть судомойк, а Августинк царский дочь.

Беляночка. Я царская дочь! Я царская дочь!

Кузнечик. Так доказать это. Начать снова!  И – раз! И – два!


Девочки танцуют. Беляночка сбивает Августинку с ног.


Августинка. Ай!

Беляночка. Вот, видел? Это она неуклюжая… это она судомойка… а я царевна.

Кузнечик. Ты сделать Августинк больно!

Беляночка. Это она сделала мне больно. Она нарочно натолкнулась на меня.

Кузнечик. Ты глупый злой девчонк! Я не хотеть работать с тобой. Я сказать это твой отец.

Беляночка. Нет! Не надо говорить отец! Подумаешь, нечаянно столкнулись,
(угрожающе, Августинке) ей совсем не больно.

Августинка. Уже все прошло.

Беляночка. Ну… давай дальше… и – раз!.. и – два!…

Кузнечик. Я продолжать! Но на урок должен быть порядок. Запомнить, царевна.

Беляночка. (Ворчит) Запомнить. (Августинке) И ты тоже запомнить.

Кузнечик. Встал в позиций… спинка прямо… ручка отвести. И – раз! И – два! И – три! Ножка в сторона… и присел.

Входят     Царь и Царица. Их  сопровождают няньки.

Ключник. У царевны Беляночки и царевны Августинки урок танца, Царь - батюшка, Царица - матушка. Учитель Кузнечик.

Царь.       Ну-ну… как успехи?

Кузнечик. (Кланяется) Мы работать.

Царь.       Продолжайте. А мы посмотрим. Садись, Царица.

Кузнечик. Встал  в позиций. И – раз… и – два... и – три... Ножка в сторона, и присел.

Царица. (Умильно) Ах, мой грибочек!

1 Нянька. А ручки-то, ручки…

2 Нянька. Прям, красавица.

3 Нянька. Как танцует… (утирает слезы)

Царь.      (Взглянул на нянек, те присели) Хм… что это царевна… кривая какая-то?

Беляночка. Не кривая! Не кривая!

Кузнечик. Это есть преодолимо. Надо работать.

Царица. Этот учитель плохой, государь. Видишь, не может научить нашу доченьку.

1 Нянька. Никуда не годный учитель.

2 Нянька. Его прогнать надо, Царь – батюшка.

3 Нянька. Быстрее прогнать надо. Не то, совсем не тому нашу девочку научит.

Царь.      (Нянькам) Опять разговорились? Думаю, не учитель плохой, а ученица.
Августинку - то он научил. Иди сюда, девочка.

Гладит      Августинку по головке.

Царица. Так, что? Эта-то привыкла с посудой бегать…

1 Нянька. А наша Беляночка…

2 Нянька. Такая нежная…

3 Нянька. Такая…

Царь.       Ленивая и неуклюжая. (Кузнечику) На сегодня достаточно.          (Ключнику) Какой урок следующий?

Ключник. Счёта, государь.

Царь.      (Колокольчику) Чего ждешь? Звони.


Колокольчик звонит. Выходит учитель Баклажан.


Баклажан. На прошлом уроке мы выучили пять цифр. Царевна Беляночка, можешь назвать их?

Беляночка. Ну… это… три.

Баклажан. Правильно, три. А еще? Не знаешь? Очень плохо. А ты Августинка?

Августинка. Мы выучили цифры: Один, два, три, четыре, пять.

Баклажан. Правильно. Теперь повтори ты, Беляночка.

Беляночка. Ну… один… три… пять… два…

Баклажан. Ты потеряла одну цифру. Какую, Августинка?

Августинка. Эта цифра – четыре.

Баклажан. Молодец. А теперь напиши их на доске.

Августинка. (Пишет) Один – палочка. Два – это птица с длинной шеей. Три – два бублика, от которых откусили по кусочку. Четыре – часовой с саблей. Пять – яблочко без одного бочка.

Баклажан. Очень хорошо. И вот это будет шесть. (Пишет) На что похоже, Беляночка?

Беляночка. (Угрюмо) На закорючку.

Баклажан. А как думаешь ты, Августинка?

Августинка. На клубок ниток с хвостиком. Или на свернувшегося червяка.

Баклажан. Действительно, похоже. Беляночка, назови все цифры еще раз.

Беляночка. Один… четыре… два… три… шесть…

Баклажан. Ты называешь цифры не по порядку, потому и теряешь то одну, то другую.
Какая потеряна на этот раз, Августинка?

Августинка. Пять.

Баклажан. Да, на этот раз потеряна пятерка. (Царевне) Попробуй еще раз.

Беляночка. Один…

Баклажан. Один…

Царевна. Три…

Баклажан. Нет не три, а два. Попробуй еще…

Беляночка. Один, два, три, пять…

Баклажан. Не пять… четыре…

Беляночка. Один, два, три, четыре…

Баклажан. Теперь, действительно, пять…

Беляночка. …пять, шесть…

Баклажан. Теперь правильно. А сейчас займемся сложением. (вытирает доску)
Беляночка, напиши на доске цифру «один».

Беляночка чертит корявую палку.

Так… и еще раз «один». Теперь нарисуй между ними крестик.

Беляночка недоуменно смотрит на него.

Крестик рисуется так. (Пишет) Этот знак называется «плюс». Значит – к одному прибавить один. Августинка, сколько это будет?

Августинка. Один и один? Одна рука и одна рука… У меня две руки, учитель!

Баклажан. Значит, один и один будет… (смотрит на Беляночку, та молчит, смотрит на Августинку) Будет?…

Августинка. Один и один будет два. Учитель, а если к двум моим рукам прибавить одну вашу, то будет три?

Баклажан. Да, это будет три. Умница, Августинка. Из тебя получается настоящая царевна. А ты, Беляночка, поняла, что такое сложение?


Царевна, насупившись, молчит.


Августинка. (Беляночке) Но это же так просто, смотри: У меня одна и одна рука, а вместе их две. И у тебя одна и одна рука, и их вместе две. А две твои руки и две мои – это уже четыре, правильно, учитель?

Баклажан. Совершенно верно. Ну, а если к вашим четырем добавить две моих? Сколько будет рук, Беляночка?

Беляночка. (Угрюмо) Я устала.  И хочу спать.

Царица. Ах, Беляночка устала! Батюшка, нашей доченьке пора баиньки…

Царь. Достаточно. Благодарю, учитель Баклажан.  Продолжите урок в следующий раз.


Баклажан  кланяется и уходит.


Беляночка. (Угрюмо – капризно) Он меня замучил. Голова болит. Не хочу я запоминать эти глупые цифры.  И руки считать не хочу.

Царь. (Царице) Ну что, мать, довольна? Позор, какой. И это моя дочь! (Царевне) Не хочешь, значит, считать? А чего же ты хочешь?

Беляночка. Хочу, чтобы все было как прежде.  Хочу, чтобы няньки вернулись.  Чтобы не было никаких учителей.  Чтобы я была единственной дочерью.  И чтобы меня опять все любили.

Царь.       (Ключнику) Позови сюда нищенку, что у ворот сидит.

Ключник. Нищенку к государю!

Царица. (Всполошилась) Чего опять-то задумал?

Царь. Ты, Царица, свое дело сделала.  Теперь помалкивай. (Царевне) Значит, говоришь, чтобы всё как прежде? Нет, дочка, не получится как прежде.


Приводят нищенку.


Нищенка. Куда вы меня?… Ай! Я ничего не сделала. Пощади, государь!

Царь.       Встань. Как звать тебя?

Нищенка. А по-разному, батюшка. Кто, – «Эй, ты!», крикнет, кто, - «побирушкой» назовет, кто, - нищенкой…

Царь.       А отец с матерью как называли?

Нищенка. И – и - и… когда это было…

Царь.       Ты училась ли чему? В школу ходила?

Нищенка. А как же… ходила, батюшка… да только ничему не научилась. Неспособная я к учению.

Царь.       А работать пробовала?

Нищенка. Не… не приучена работать… да и здоровьем слаба.

Царь.       Неужто, нищей хорошо быть?

Нищенка. Ой, плохо, государь.  Не помню уж, когда досыта ела.

Царь.       Так нам как раз судомойка на кухню нужна. Пойдешь?

Нищенка. Не… не умею я.  Дай лучше мне копеечку, али пятачок…

Царь.       (Ключнику) Дай ей пятачок и проводи.


Нищенку уводят.


Царь. Что, Беляночка, видела? К учению она неспособна.  Работать ей лень.  Совсем как ты.

Беляночка. Я царевна, а она какая-то нищенка.

Царь.       А если я прогоню тебя из дома… Кем станешь? Молчи, Царица! Ну?

Мухомор. Ах, ах, ах! Вижу, у вас серьезные затруднения!

Царь.      (Ключнику) Это еще кто?

Мухомор. Я великий педагог! Профессор педагогических наук, академик! Для меня нет тайн в детской душе. Если имеются проблемы с детьми, позовите только Мух-О-Мора, и ваши заботы исчезнут, как утренний туман. (Царевне) О! Какое прелестное дитя! Но вы расстроены? Не надо! У вас покраснеют глазки… (Царю) Так что? Нужна ли вам помощь?

Царица. Да-да! Помогите! Царь-батюшка грозит выгнать мою грибочку из дома.

Мухомор. О! Нет! Расскажите нам о своих проблемах! Ах, я забыл представить.  Моя помощница и ассистентка По-О-Ганка. Так, в чем ваши… э–э-э… разногласия?

Царь.       Видите ли, Мух…

Мухомор. О-Мор.

Царь. Мух-О-Мор? Беда в том, что наша дочь до того избалована, что ничего не умеет делать сама. Более того, и не хочет. А ведь она наследница…

Мухомор. Проблема ясна. А теперь я хотел бы побеседовать с царевной…

Царь. Что ж... Если вам удастся договориться с Беляночкой…
Мы признаем, что вы действительно великий мастер. Пойдем, Царица.


Царь с царицей и свитой уходят.


Поганка. Бедный ребенок, что они с тобой сделали, до чего довели…

Беляночка. Они отняли моих нянек… заставили считать руки.  И еще…эта противная судомойка… батюшка сделал её своей дочкой!

Поганка. Несчастная царевна! Но, ничего, мы все поправим.

Мухомор. Запросто! Сначала надо смягчить батюшку, потом избавиться от интриганки.

Поганка. Но… для этого надо быть умной. И хитрой. Мы научим тебя.

Беляночка. И тогда батюшка перестанет сердиться на меня?

Мухомор. Хитростью любого можно вокруг пальца обвести.

Беляночка. И батюшку?

Мухомор. Его тоже.

Поганка. Сначала ты должна понять, – надо уметь притворяться.

Беляночка. Притворяться? Как это?

Мухомор. Слушай сюда: Твой батюшка говорит: – «Дочка, ты должна сделать то-то и то-то…». Что ты ему говоришь в ответ?

Беляночка. Не буду!

Поганка. А вот и неправильно. Надо улыбнуться… вот так… (Показывает) и сказать: «Хорошо, батюшка!»

Мухомор. А когда он отвернется, показать ему кукиш. Вот так. Поняла?

Беляночка. Улыбнуться, сказать: «Хорошо, батюшка», а потом показать ку…киш. А зачем?

Поганка. Ну, ты же его обманываешь.  Притворяешься хорошей, а сама остаёшься плохой.

Мухомор. Очень плохой!

Беляночка. А разве хорошо быть плохой?

Поганка. Конечно, хорошо.

Мухомор. Притворяться хорошей и, при этом, делать любые гадости…

Поганка. Но только, чтобы никто не догадался… тс!

Мухомор. Бросить камень, а после сделать вид, что это не ты…

Поганка. Разбить любимую мамину чашку, а сказать, что это сделала приёмная дочка…

Мухомор. Ну? Поняла?

Беляночка. (Насупившись) Поняла.  Только, мне это не нравится.

Поганка. Что ты! Делать гадости так интересно.

Беляночка. Если я стану делать гадости, батюшка еще больше рассердится на меня и станет любить эту судомойку. Не хочу делать ваши гадости.  Уходите!

Мухомор. Ты прогоняешь нас? Нас! Которые хотят помочь тебе стать великой царицей?

Поганка. Неблагодарная! Мы к ней всем сердцем, а она!…

Беляночка. Вы плохие! Я скажу батюшке, что вы учили меня показывать ему ку…киш!

Мухомор. (Поганке) Она, оказывается, еще глупее, чем мы думали.

Поганка. Мы уйдем!  А вот ты никогда не станешь царицей. И вообще, какая ты царская дочь... Грязная замарашка!

Беляночка. Уходите! Мама! А!…

Поганка. Пойдем… Нам здесь делать нечего. (Царевне) Неряха!

Беляночка. Убирайтесь! Стража! Прогоните их!

Мухомор. Скажем царю, что его дочь безнадёжна…

Поганка. (Смеется) Пусть выгонит ее из дома.


Смеясь, Мухомор и Поганка уходят.
Беляночка  плачет. Входит Августинка.


Беляночка. А! И ты здесь? Уходи! Оставь меня! Из-за тебя папа больше не любит меня.

Августинка. Ты ошибаешься. Как отец может не любить собственную дочь?

Беляночка. Может! Он сказал, нельзя любить такую… такую… глупую… неумёху…(плачет)

Августинка. Но ты совсем не глупая. И не неумеха. Просто, тебя ничему не учили. Но, ведь, если захочешь, можешь всему научиться… сама.

Беляночка. Не могу научиться. Ничего не понимаю… одна рука… вторая рука…

Августинка. Ты все сможешь. Надо только начать. Хочешь, я буду тебе помогать?

Беляночка. Батюшка не разрешил помогать. Сказал, чтобы все делала сама. А у меня не получа-а-ется…(плачет)

Августинка. Не плачь, Беляночка. Знаешь, ты и будешь все делать сама. А я буду только показывать.  И объяснять.  Как делала моя мама. И с уроками помогу. Вот увидишь, ты очень быстро всему научишься.

Беляночка. И тогда батюшка перестанет сердиться?

Августинка. Ну конечно. Вставай. Для начала умоемся и расчешем волосы, а потом…


Девочки уходят.


КАРТИНА 4

Сказочник. Бедная царевна Беляночка! Сначала ей ложку держать не доверяли, а теперь приказали всё самой делать... Не научив, не показав. А пальчики – то слушаться не желают, к работе, ведь, не приучены. И кому труднее пришлось, - Беляночке, которая со слезами каждую пуговку застёгивала, или Августинке, которая взялась такой неумёхе помочь, - то никому неизвестно.


На поляне Беляночка  и Августинка готовятся к уроку чтения.
Беляночка  умыта, расчёсана, аккуратно одета.
Августинка  пишет на доске.


Августинка. Ну? Запомнила?

Беляночка. (Неуверенно) Запомнила.

Августинка. Тогда повтори.

Беляночка. «М» и «А» – «М - а».

Августинка. Правильно. А если мы напишем ещё раз «М» и «А»,  -  что получится?

Беляночка. «М - а» и «М - а».

Августинка. Хорошо. А сейчас скажи быстрее...

Беляночка. «М - а», «М - а».

Августинка. А теперь попробуй произнести сразу обе буквы... Смотри: «М-м-м» и сразу «А-а-а». «М-м-м-А»... Попробуй!

Беляночка. «М-м-м - А», «М-м-м - А». У меня не получается! Ничего не получается! (плачет) Не буду больше "МАкать". (Плачет)

Августинка. Чего ты не будешь делать?

Беляночка. Ничего не буду!

Августинка. Нет, ты сейчас сказала, что не будешь...

Беляночка. МАкать. (Плачет)

Августинка. (Смеётся) Беляночка, ты только что прочитала эти буквы!

Беляночка. Что прочитала?

Августинка. Ты сказала, что не будешь... (показывает на буквы)

Беляночка. МАкать. «Ма-кать?.. Это «Ма»?

Августинка  весело кивает.

Это «Ма»? (Читает оба написанных слога) Ма-ма... Мама?

Августинка, смеясь, кивает.

Так просто? «Мама»! (Прыгает) «Мама, мама, мама!»


Девочки прыгают, взявшись за руки и скандируя:
«Ма-ма! Ма-ма! Ма-ма!» Появляется учитель Земляника.


Земляника. Здравствуйте, девочки! Какие вы сегодня весёлые.

Девочки. Здравствуйте, учитель Земляника.

Августинка. Учитель, Беляночка только что прочитала слово «Мама»!

Земляника. Да что ты!? Неужели, Беляночка?

Беляночка. Да, учитель. И почему я раньше не понимала?

Земляника. Непонятное всегда становится простым, когда поймёшь. Ну, раз у нас случился такой успех, давайте не будем останавливаться. Вы выучили буквы «М» и «А», а вот вам ещё одна буква – «П». Давайте поищем слова на букву «П». Августинка?

Августинка. «П»... пирожок!

Земляника. Хорошо... Беляночка? (Беляночка  молчит)

Августинка. Ну же, Беляночка... посмотри вокруг... На чём мы сидим?

Беляночка. На пеньках. «П-пенёк»?

Земляника. Молодец. Ещё?

Беляночка. П-п-пряник!

Земляника. Хорошо... Августинка...

Августинка. Птица!

Земляника. Беляночка...

Беляночка. Платье...

Земляники Умницы! А сейчас...


На поляну выходит Царь с царицей и неизменной свитой.
Здесь же Мухомор с Поганкой.


Ключник. У Царевны Беляночки и царевны Августинки урок чтения, государь. Учитель Земляника.

Царь.      (Землянике) Ну–ну! Продолжайте. А мы послушаем. Кое - кому это очень даже полезно... (смотрит на царицу)

Земляника. (Кланяется царю и продолжает) Сейчас мы попробуем прочитать эту букву. Беляночка, ты уже поняла, как читаются буквы «М» и «А»... Прочитай их.

Беляночка. «Ма–ма!»

Земляника. А теперь смотри, что я сделаю... Я сотру букву «М» и напишу вместо неё букву «П». Что получилось?

Беляночка. «М-м-м»... «П-п-а п-п-а»... «Папа!» Получилось: «Папа!»

Земляника. Умница Беляночка!

Царица. (Не выдерживает) Ах, мой грибочек! (Бросается обнимать Беляночку)

1 Нянька. Разумница наша!

2 Нянька. Вот, Царь – батюшка, а ты ругался на ребёнка!

3 Нянька. Наша девочка всем ещё покажет!

1 Нянька. Ещё бы... Не простых кровей!

2 Нянька. Чай, царская дочь!

Царь.       Ну, хватит, хватит... Простите, учитель Земляника.

Земляника. Ничего, государь, мы продолжим на следующем уроке. (Кланяется и уходит)

Царь. Что ж, дочка, порадовала ты меня сегодня... И выглядишь хорошо...

Царица. Такая красавица... Такая умница... (Обнимает Беляночку)

1 Нянька. А кто тебе косички заплёл?

Беляночка. Я сама заплела...

2 Нянька. А умыл кто?

Беляночка. И умылась сама.

3 Нянька. Неужто, и оделась сама? Ой, да что ж это делается? А мы-то на что теперь?

Царь. Ладно – ладно... Беляночка, Августинка, идите обедать. (Нянькам) Царевна теперь и без вас обойдётся, а вы... царицу – матушку развлекайте. Вот вам и дело.


Августинка и Беляночка уходят


Что ж, господин Мух-О-Мор, прямо скажу, не ожидал... Такие перемены, и так скоро... Вы просто кудесник какой-то...

Царица. Ах, господин Мух-О-Мор, мы так благодарны вам...

1 Нянька. Если бы не вы...

2 Нянька. Прогнал бы Царь – батюшка нашу Беляночку!

3 Нянька. Али в чужое королевство увёз.

1 Нянька. Как есть увёз бы, изверг!

2 Нянька. Где это видано, дитё само умывается!

3 Нянька. Одеваться научилась...

Царь. Довольно... Опять разгалделись. (Мухомору) Вы, и правда, великий педагог, господин Мух-О-Мор.

Мухомор. Благодарю, государь... Это было непросто...

Поганка. Совсем непросто...

Царь. Что ж, теперь я спокоен за свою дочь, она в надёжных руках. Пойдём, Царица.

Царица. Мы надеемся только на вас!

1 Нянька. На вас надеемся...

2 Нянька. Это что ж, теперь ей совсем няньки не понадобятся?

3 Нянька. Умываться ребёнка научили, ироды...


Царь с царицей и свитой уходят.


Мухомор. Оп! (Поганке) А ты уйти хотела! Немножко везения и мы на самом верху! Судомойка будет работать, а мы себе всю славу заберём.

Поганка. А узнает кто?

Мухомор. Пусть узнают... Мы учителя царской дочери! И пусть доказывают обратное.


Мухомор и Поганка Уходят.


Картина 5

Сказочник. Так оно всё и вышло. Стали Августинка и Беляночка неразлучны, как сёстры. Вместе уроки делают, вместе гуляют. Научилась царевна, и умываться, и одеваться. И ложку правильно держать, тоже научилась. Учителя ею довольны. А уж папа с мамой и вовсе не нарадуются. Никто и узнать Беляночку не может, такая она стала. Одна беда, заслуги все Мухомор и Поганка себе приписали. И все в грибном царстве – государстве поверили им, чуть на руках не носят.

Королевская поляна. Августинка  показывает Беляночке
движения танца, которые задал учитель Кузнечик.


Августинка. Нет–нет, Беляночка... у тебя не получается, потому что ты не считаешь. Смотри: Раз – и... два – и... три – и. Раз – и... два – и... три – и. Попробуй ещё.

Беляночка. У меня ни за что не получится.

Августина. (Смеётся) Ты всегда говоришь: Не получится! Не получится! Заметила? А потом раз и получается.

Беляночка. Мне так трудно, Августинка.

Августинка. А ты о трудностях не думай. Ты думай, как интересно научиться тому, чего раньше не умела. И ещё о том, как мы с тобой хорошо танцевать будем.  Как папа и мама будут гордиться, что у них такая умная и красивая дочка.

Беляночка. Ладно. Буду думать об этом. (Танцует) Раз – и... два – и... три – и. Раз – и... два – и... три – и.

Августинка. Вот, видишь, получается!


Девочки смеются, танцуют, считая хором.
Входят Мухомор и Поганка.

Поганка. (Хлопает в ладоши) Ах, какая прелесть! Кажется наша неуклюжая подопечная, наконец, научилась танцевать!

Мухомор. Ещё бы... Ведь у неё есть такой великий учитель, как я!

Беляночка. Ты не мой учитель!

Поганка. А ты докажи это, глупая гусыня.

Августинка. Как вам не стыдно!

Поганка. А ты молчи, не то опять на кухне окажешься. Будешь делать карьеру... От судомойки до служанки. (Смеётся)

Беляночка. Вы... Вы... Вы нехорошие! Злые! Я расскажу папе.

Мухомор. А, это сколько угодно!


В конце поляны появляется Ключник.
Он быстро идёт к королевским хоромам.


Ключник. Государь, едут, едут!

Поганка. Вопрос: Кому он поверит, тебе или нам, червивая шляпка?


Появляются Царь с царицей. За ними спешат придворные


Желаешь проверить? Иди!

Беляночка. И пойду. (Идёт к царю) Батюшка!

Царь. Доченька, у меня совсем нет времени. Прибывает посол государства Сыроежек, надо встретить. У вас, вижу, урок. Так что, поговорим позже.

Беляночка. Нет у нас никакого урока! Батюшка, я только хотела сказать...

Царь. Потом, Беляночка, потом.

Беляночка. Но, батюшка, я не хочу, чтобы они были моими учителями... Они плохие... Учат всяким гадостям... Обзываются!

Царь. Что? Опять начинаются капризы? Я не потерплю этого, слышишь?

Беляночка. Но, папа!

Царь. Молчи, дочка! Или я рассержусь.

Августинка. Пойдём, Беляночка.

Бекляночка. Но... Матушка...

Царица. Иди, мой грибочек, А-то батюшка сердится.

Агустинка. Пойдём.

Мухомор. Не расстраивайтесь, государь. Дети часто вредничают по пустякам.

Поганка. Но мы всегда настороже.

Царь. Благодарю вас, господин Мух–О–Мор. Продолжайте урок.


Царь с царицей и свитой уходят.


Поганка. Ну, что, поговорила? Можешь ещё попробовать... Возможно, в следующий раз получится... (смеётся)

Беляночка. Я больше не буду учиться... Откажусь ходить на уроки, и тогда папа поймёт, какие вы учителя.

Мухомор. Не надейся. Для непослушных детей есть такое простое, средство, как розги.

Поганка. Мы с тебя всю шкурку спустим... Будешь перед нами на цыпочках ходить и кланяться по щелчку. (Мухомору) Ах, как мне нравятся наши нынешние должности. (Смеётся)


Беляночка  готова броситься на Поганку с кулаками,
но Августинка  удерживает её.


Августинка. Не надо, Беляночка. Они опять во всём обвинят тебя.

Поганка. Умненькая девочка. Занимайся с нашей подопечной получше, а то и тебе попадёт.

Августинка. Ничего, Беляночка, как у царя – батюшки выдастся свободная минутка, я сама поговорю с ним. Думаю, мне он поверит.

Поганка. Поговори,  поговори... Почему не поговорить, коли язык есть, верно?

Августинка. Пойдём,  Беляночка. Мне противно быть с ними рядом.

Поганка. А уж как нам противно... Умывайся чаще... От тебя до сих пор помоями воняет...


Девочки уходят.


Как мы их! Блеск!

Мухомор. Этого допустить нельзя. Зря ты их дразнила.

Поганка. Чего нельзя допустить?

Мухомор. Девчонка не должна говорить с царём.

Поганка. Кто поверит убогой судомойке...

Мухомор. Ты забыла, что теперь она царевна, и Царь относится к ней с большой симпатией. Поверит, - не поверит, а выслушает.

Поганка. Думаешь?

Мухомор. Думаю. Этому разговору надо помешать.

Поганка. Но как же мы можем... Надо придумать какой-нибудь  план.

Мухомор. Никаких планов! Будем действовать по вдохновению.

Поганка. Ой, Мухоморчик, я не могу по вдохновению...

Мухомор. Зато я могу! Пойдём, взглянем на посла, глядишь, что-нибудь и подвернётся.


Мухомор и Поганка  уходят.


              Картина 6

Сказочник. О, как оно повернулось. Всех обхитрили, обвели вокруг пальца, Мухомор и Поганка. Жестокий урок получили Беляночка и Августинка. Так – то оно так... Да только, урок на то и урок, чтобы учиться, да выводы делать.


Королевская поляна. Царь  с царицей на троне, вокруг  няньки.
Появляются Мухомор и Поганка.


Мухомор. (Кланяется) Государь!

Царь. А, господин Мух–О–Мор... Госпожа По–О–Ганка... Рад видеть вас. Со вчерашнего дня у меня не было времени, чтобы поговорить с вами. Но знайте, мы с царицей считаем, что только благодаря вам, Беляночка так изменилась... Мы нарадоваться не можем...
 
Царица. Уж так радуемся... Так радуемся...

1 Нянька. Такая у нас девочка стала...

2 Нянька. Считать научилась... Я и то только до десяти считаю...

3 Нянька. И читать уже умеет... Во как!

Царь. Да. Не сомневаюсь, что всё это благодаря вашему влиянию. И вдруг, такая неблагодарность с её стороны.

Мухомор. Ну что вы... Она совсем ребёнок... Рассердилась, что я сделал выговор Августинке, вот и всё.

Царь. Августинке? За что?

Мухомор. Боюсь, государь, вам не понравится то, что я скажу...

Царь. Что ещё?

Поганка. Наши усилия... Мы так много работаем с вашей дочерью... И так много ещё предстоит сделать, чтобы она стала достойной вас...

Мухомор. Вот только, эта девчонка...

Поганка. Поймите, она выросла в грубой среде...

Царица. Что я тебе говорила, Царь – батюшка?

1 Нянька. Мы все говорили...

2 Нянька. Мы предупреждали...

3 Нянька. А ты нас не слушал, ты нас никогда не слушаешь...

Царь. Замолчите все. (Мухомору) О чём вы?

Мухомор. Она плохо влияет на вашу дочь.

Царь. Августинка?

Поганка. О, вы её совсем не знаете! Она ловко притворяется хорошей, но на самом деле...

1 Нянька. Да, такую притворщицу ещё поискать!

2 Нянька. Глазки опустит, царевну из себя изображает...

3 Нянька. Интриганка!

Царь. Я, кажется, приказал вам молчать!

Мухомор. О, они абсолютно правы! Совершенно испорченный ребёнок. Даже моего таланта не хватит, чтобы исправить её.

Царь. Августинку? Не может быть. Вы ошибаетесь.

Поганка. Ошибаемся? А что вы скажете, если мы докажем, что она лгунья...

Няньки. Лгунья, совершенная лгунья!

Поганка. ...и воровка!

Царь. Августинка? Нет, ни за что не поверю.

Мухомор. Придётся поверить...

Поганка. ...Когда мы предоставим доказательства. Разве у царицы не пропало драгоценное ожерелье?

Царица. Пропало!

1 Нянька. Совсем пропало...

2 Нянька. Никаких следов...

3 Нянька. Уж, мы всё обыскали...

1 Нянька. Никто ничего не видел, не слышал...

2 Нянька. Да разве ж вор признается?

3 Нянька. Какое там, признается.

Ключник. Раз такое дело пошло... Государь, а я не могу найти дюжину серебряных ложек.

Мухомор. Это совершенно испорченный ребёнок.

Поганка. Её надо выгнать из дворца...

1 Нянька. Поганой метлой выгнать!

2 Нянька. И не из дворца, а вообще из царства

3 Нянька. Будет знать, как воровать!

Царь. В голове не укладывается... Что ж... Если у вас будут доказательства... (Недоверчиво качает головой)

Поганка. Будут! Не сомневайтесь!

Ключник. Господин посол. Из Сыроежного царства.


Входит посол. Сразу видно, что он очень расстроен.


Посол. Государь. (Кланяется)

Царь. Здравствуйте, господин посол. Что-то случилось? На вас лица нет.

Посол. Государь, мне так неловко говорить... Вчера, когда мы приехали, я лично проверял его... Он был на месте...

Царь. Он - это кто?

Посол. Не кто, а что... Орден дубового листа, украшенный драгоценными камнями. Я специально приехал, чтобы вручить его в благодарность за помощь, которую ваше королевство оказало, в борьбе с ядовитыми гусеницами. А теперь его нет! Я в полном отчаянии...


Царь смотрит на Мухомора. Тот многозначительно
кланяется. Поганка торжествующе улыбается.


Мухомор. Не расстраивайтесь, господин посол....

Поганка. Мы знаем, у кого искать вашу драгоценность.

Мухомор. Государь, если вы пошлёте за Августинкой, мы сразу всё и выясним.

Царь. Да, лучше выяснить сразу. (Ключнику) Позови Августинку.

Ключник. Августинку к государю!


Слуги передают приказ по цепочке. Вбегает Августинка.
За ней идёт Беляночка.


Августинка. Государь! Вы меня звали?

Царь. Да, звал. Скажи, девочка, ты брала что-нибудь... без разрешения?

Августинка. Нет, государь, ничего не брала.

Поганка. Врёт она!

Царь. (Августинке) Скажи правду, я не буду сердиться.

Августинка. Да нет же, государь, я никогда ничего не беру без спросу.

Мухомор. Видите, какой это испорченный ребёнок. Она лжёт вам в глаза.

Поганка. Её надо обыскать!

Августинка. Обыскать? (Выворачивает кармашек на переднике) Вот, всё, что у меня есть. Браслет Беляночка  подарила, камешки я в лесу собрала...

Поганка. А!.. Серебряная ложечка! Все видели! (Выхватывает ложечку из рук Августинки, показывает всем, потом отдаёт царю)

1 Нянька. У неё ложечка!

2 Нянька. Она серебряные ложки стащила!

3 Нянька. Караул! Воровку поймали!

Августинка. (Кричит) Это моя ложечка! Мне её мама дала. Это всё, что у меня осталось!

Мухомор. Не лги, неразумное создание!

Августинка. Я правду говорю!

1 Нянька. Ишь, правдивая какая выискалась...

2 Нянька. Воровка!

3 Нянька. Выгони её, батюшка, сейчас же выгони!

Беляночка. Немедленно замолчите, слышите? Я не позволю! Августинка правду говорит. Не верьте им, батюшка! Это они врут!

Мухомор. Вот видите, государь? Беляночку надо немедленно изолировать от такого опасного влияния!

Беляночка. Тебя надо изолировать! Матушка!

Царица. Доченька, отойди от этой грязной судомойки!

1 Нянька. Ты можешь заразиться...

2 Нянька. Мы всегда говорили, что эта девчонка не должна даже близко подходить к нашей красавице...

3 Нянька. Пойдём, Беляночка, мы тебе сказку расскажем...

2 нянька. Песенку споём...

3 Нянька. Совсем как раньше...

Беляночка. Не будет как раньше! Ничего не будет как раньше! Вы меня с ложечки кормили, я сама ничего делать не могла... А Августинка  меня всему научила. Она мой друг, а не вы!

Царица. Опомнись, доченька, вот кто тебя научил. (Показывает на Мухомора и Поганку)

Беляночка. Они меня притворяться учили... Сказать: Да, батюшка! А когда батюшка отвернётся, показать ему ку-киш!

Царица. Да что ты говоришь такое? Не слушайте её,  почтенный Мух–о–мор!

Мухомор. Боюсь, государь, влияние этой воровки зашло очень далеко...

Беляночка. Августинка  не воровка!

Поганка. А мы сейчас проверим, воровка или нет. (Показывает на парту) Это ведь её место, правда? Посмотрим, что здесь есть... Тетрадка... Ещё тетрадка... Книжка... А это что? (Достаёт орден) Господин посол, вы не это потеряли?

Посол. О! Да! Это и есть орден дубового листа. Слава Великому Грибу, нашёлся!

1 Нянька. Воровка!

2 Нянька. Все видели! И ложечка, и орден!

3 Нянька. А ожерелье? Ожерелье где?

Поганка. Здесь больше ничего нет...

Мухомор. Государь, если вы с пристрастием допросите это испорченное создание, то узнаете где драгоценное ожерелье.

Августинка. Государь... Я клянусь... Это не я... Я никогда... Я сейчас же уйду...

1 Нянька. Куда это...

2 Нянька. Ожерелье сначала отдай...

3 Нянька. Уйдёт она... Ишь, какая... С ожерельем-то уйдёт...

Беляночка. (Внезапно пронзительно кричит. Все изумлённо замолкают. Нянькам) Услышу от вас ещё слово, – больше никогда с вами разговаривать не буду. Поняли? (Няньки испуганно кивают)
Батюшка, матушка, Августинка не могла украсть все эти вещи. С тех пор, как... Мы с ней всегда вместе... Августинка  учила меня умываться, заплетать волосы, завязывать шнурки... У меня не получалось... Мои руки... Они совсем не слушались... Без неё... у меня ничего не получилось бы... Правда!

Мухомор. Бедное дитя, ты забыла... Это мы тебя учили...

Поганка. Мы всегда были рядом... Я научила тебя заплетать косички... Я, а не эта воровка.

Беляночка. Она не воровка, а я не лгунья! (Берет у царя ложечку) Ключник, посмотри и скажи, эта ложка похожа на те, которые пропали у тебя?

Ключник. (Вертит ложечку)  Вроде, нет... Старая совсем, истёртая... Наши – то новые, богатые... А эту и выбросить не жалко.

Беляночка. (Забирает ложечку, отдаёт её Августинке) Жалко! Это память о её маме! Ну а орден... Его кто угодно подложить мог. Скорее всего, они и подложили. Они так и учили меня: Разбей любимую мамину чашку, а скажи на приёмную дочку, разве не так, господин Мух–о–Мор? (Обращается к нянькам) Скажите, видел ли кто-нибудь из вас Августинку близко от матушкиных покоев?

1 Нянька. Ещё чего...

2 Нянька. Что ей там делать?

3 Нянька. И близко не подпустили бы...

Беляночка. А госпожа По–О–Ганка часто там бывала? Отвечайте!

1 Нянька. Почитай, каждый день чай пила...

2 Нянька. Да, и так поболтать заходила...

3 Нянька. Скучно матушке – царице с нами-то неразумными...

Беляночка. Так чем занималась госпожа По–О–Ганка? Чаи с матушкой по полдня попивала, или косички меня заплетать учила?
А не заходила ли она поболтать в тот день, когда ожерелье пропало? (Послу) А господин Мух–О–Мор? Не навещал ли он вас вчера?

Посол. О, да. Он приходил узнать, как поживают его друзья.

Мухомор. Государь, мы с самого начала предупреждали... Увы, теперь всё моё искусство бессильно. Мы не в состоянии помочь вашей бедной дочери, и потому покидаем вас.

Ключник. Не торопитесь, сударь! Государь, я-то понять не мог, как этот господин успевает с девочкой заниматься, если полдня спит, а потом до ночи в таверне в карты играет. Да и подружка его...
До обеда прихорашивается, а затем язык чешет с царицей матушкой. Но, думал, не моего ума дела, коли, царевна так изменилась. А сейчас выясняется вон что...

Беляночка. Августинка мне помогала... Августинка! А вы все думали, что они... А они смеялись надо мной, обзывались, угрожали розгами.

Царица. Что? Моей дочери угрожали розгами?

1 Нянька. Смеялись над нашей девочкой?

2 Нянька. Обзывались? Я да я вас сейчас так обзову!..

3 Нянька. Государь, их самих розгами надо...

Мухомор. Всё это наглая ложь!

Поганка. Она врёт!

1 Нянька. Наша девочка? Беляночка? Врёт? Вот я тебе букли – то выдергаю... (бросается на Поганку)

Поганка. Смотри, как бы я тебе чего не выдернула...


Поганка и Нянька цепляют друг друга за волосы,
другие няньки разнимают их. Во время потасовки платье
Поганки расстёгивается, и все видят на её шее ожерелье.


2 Нянька. Грибы добрые, глядите...

3 Нянька. Вот кто ожерелье стащил!

1 Нянька. Ну, я тебе... (Опять бросается на Поганку, но другие няньки перехватывают её.)

Поганка. Подумаешь, поносила немножко...
Вот, забирайте... (снимает ожерелье, бросает нянькам) Кому оно нужно, ваше, засиженное клопами, ожерелье... Пойдём Мухоморчик...

Ключник. Ложки сначала отдайте!

Мухомор. А вот это никак не получится... Не повезло мне нынче в карты... Все ложки проиграл, так что взять с меня нечего.

Ключник. Я тебя заставлю их отработать... (хватает Мухомора)

1 Нянька. Вот пусть и отработает...

2 Нянька. На самую чёрную работу его...

3 Нянька. И лахудру эту тоже...

Царь. (Ключнику) Отпусти его. Мухомор!  Как же я сразу не понял...
Вот что, господа, вы преподали нам всем хороший урок. Благодаря вам, царевна изменилась так, что сейчас я могу только гордиться своей дочерью. (Обнимает Беляночку) Вернее, дочерьми. (Обнимает и Августинку) А нам с царицей придётся признать, что мы были не самыми лучшими родителями... Верно, матушка?

Царица. Не говори, Царь – батюшка...

Царь. Так что, мы вам только благодарны... Поэтому идите с миром, а ложки пойдут в уплату за науку. (Ключнику) Пусть проводят господ...

Ключник. Будет сделано. Эй, стража! (Выходят стражники и уводят Мухомора и Поганку)


Царица обнимает Беляночку, а затем и Августинку.
Няньки, как всегда, суетятся вокруг


Царь. Раз всё так благополучно разрешилось, неплохо было бы и отпраздновать! Эй, музыканты, давайте музыку.


На грибной поляне праздник. Беляночка  и Августинка 
танцуют, потом к ним присоединяются Царь  с царицей,
няньки с Ключником. Стражники выводят Поганку и Мухомора
наружу. Ворота закрываются, а праздник за ними продолжается.


Поганка.  (Кричит в закрытые ворота) Ну и подумаешь! Грибы трухлявые! Червей вам в шляпки. (Мухомору) А теперь что? Говорил: Будет почёт! Слава! Все двери откроются! Ну и где они эти двери? (Пинает закрытые ворота)

Мухомор. Не надо было девчонок дразнить, и ожерелье украденное, на шею вешать. Они бы ничего не доказали. Да, ладно... Найдём ещё что-нибудь... Дураков на свете много...

Поганка. Дураков? А мы с тобой умные?

Мухомор. Конечно, умные. Кого угодно перехитрим, облапошим, с толку собьём.

Поганка. А если мы такие умные, почему стоим одни на тёмной дороге, и никому нет до нас дела?

Мухомор. Сегодня не повезло, завтра повезёт. А эти болваны ещё и благодарны нам будут за урок.

Поганка. Слушай, Мухоморчик, я так и не поняла, о каком уроке они говорили?

Мухомор. Ну, не знаю... Наверное, они от нас чему-нибудь научились. Ладно, пойдём. Глядишь, до ночи, что и  подвернётся.


Мухомор и Поганка уходят. На сцене остаётся сказочник.


Сказочник. Бедные Мухомор и Поганка. Они так и не поняли, что каждый день приносит нам множество уроков,  и только глупцы не обращают на эти уроки никакого внимания, и не делают из них никаких выводов. Пожалеем их и пойдём учиться дальше. На том и сказке конец, а кто слушал… тот поумнел!



Конец