О счастье

Николай Нефёдов
УДК 171
О СЧАСТЬЕ
Нефёдов Даниил Николаевич, Нефёдов Николай Александрович
Авторы предприняли попытку дать определение счастья.

Какая чудесная погода.
Ничего меня не смущает.
Я ухожу – тучи приходят,
Я прихожу – тучи уходят...
12.09.2006 г.
Д. В. Лактюнькин./2, 67/

Этот эпиграф - срез мироощущения, стихотворение мальчика, который только что пошел в первый класс. Но в нем заключено столько всего, чего не воспринимают многие взрослые. Посмотрите сами: Разве это не есть счастье? Когда то, что тебе хочется, совпадает с тем, что есть на самом деле? Когда тучи все время далеко от тебя. Когда всё плохое обходит тебя стороной. Но если тебе хочется прохладного дождя, то ты идёшь и веселишься под дождём. Когда ты с таким энтузиазмом воспринимаешь всё, даже незначительные события, которые тебе преподносит жизнь. Будь то приход мамы или бабушкины блинчики.
Почему взрослые не сохраняют сочность восприятия свойственную детству? Один юноша 18 лет сказал: «Я очень люблю маленьких детей. Когда такой маленький чувак подбегает к тебе, улыбается, а потом убегает, о стольком задумываешься! И чувствуешь себя счастливее». Может у детей стоит многому поучиться? Прежде всего, они честны сами с собой в признании необходимости синхронизации желаний и их удовлетворения. Если ребёнок хочет мороженого, то оно нужно ему здесь и сейчас, а не дома, через полчаса, когда необходимость в нём отпадёт! Когда ему что-то не нравится, он плачет и желает скорее избавиться от этого. Не бывает абстрактных желаний, любое желание всегда конкретно и сопряжено с конкретной жизненной ситуацией. Вспомните себя, когда вы были детьми. Вспомните, как вы чувствовали жизнь, когда были маленькими. Детей с их чувствами можно сравнить с частями волны, которая не останавливается. А детские рисунки? В них нет совершенства линий, форм, красок, нет навязанных академических сюжетов. Но есть чувства и образы. Дети рисуют просто потому, что им хочется рисовать. Не для того, чтобы получить признание от знатоков искусства, славу и деньги. Они рисуют, чтобы оставить свои чувства на бумаге. Винсент Ван Гог говорил: «Я так сильно чувствую эмоции, которыми наполнена природа, что иногда падаю в обморок». Он мог смотреть на мир глазами ребёнка. Может потому многие любят его картины, что они как окошки в детство?
Вид ребёнка, щенка, котёнка доставляет нам радость. Почему? Осознание чистоты и безгреховности детских существ? А может потому, что их беззащитность и беспомощность даёт нам ощущение собственной силы для их защиты и помощи, т.е. прямой повод осознать свою нужность породившей нас Жизни? Необходимость собственного существования и наглядный смысл бытия? Беспомощная старость также как и ребёнок способна радоваться мороженому, но почему-то стариковская радость не доставляет большинству из нас такого умиления как детская. Почему? Может быть потому, что дети признают наше превосходство над ними, а старики нет?
Почему мы старательно помним, что детство счастливое, беззаботное, жизнерадостное, честное, открытое? Но забыли, что оно, наивно-доверчивое, материально и интеллектуально беспомощное, социально бесправное, нуждающееся в заботе и помощи? Дети страстно желают стать «большими» видя в этом только преимущества возможностей, не подозревая о плате за них в виде ответственности за свои действия. Может быть счастье – это гармония возможностей и последствий от их реализации (ответственности)?
А само слово «счастье»? Филологический разбор даёт цепочки: 1) соучастие (действовать совместно) – сочастие - сочастье (быть частью) – счастье (ощущение себя частью чего-то существенно большего, чем просто «я»); 2) с частью (иметь часть от общей добычи) – с частью есть - счастье (ощущение обладания чем-то). Быть частью чего-то или иметь часть чего-то? А может быть верна такая цепочка: соучастие – сочастие, – с частью  – счастье? Так и рисуется доисторическая картинка совместной охоты, дающей участнику право на часть добычи, её делёж и поглощение с ощущением собственного достоинства. Может быть счастье – это ощущение полноты жизни? Ощущение полноты самореализации?
При каких условиях оно достижимо? Оно приходит само собой, или «каждый человек – кузнец своего счастья»? Можно ли добиться счастья путём сознательного отказа от желаний, требующих значительных усилий и риска? Возможно ли счастье в ленивой бездеятельности и в отсутствии желаний? Счастье это состояние или процесс? Из интуитивных соображений получается, что счастье более близко к состоянию, нежели к процессу. Состояние чего? Посмотрим в энциклопедический словарь: «счастье - состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни»/1, 668/. Такое академическое понимание счастья, на наш взгляд абстрактно и узко, т.к. оставляет «за бортом» все проявления конкретного счастья вне человека, вне полноты, вне осмысленности жизни. Могут ли дети, котята или идиоты быть счастливыми? Думается, что могут. Попытаемся придти к пониманию счастья от противного. Без чего оно невозможно? Без жизни, без радости и без удовлетворения. Удовлетворение и жизнь могут быть безрадостными, а радость может быть безосновательной. Что нам приносит наиболее обоснованную радость? Подтверждение необходимости собственного Я в окружающей среде сопутствующей жизни. Счастье – это острое жизнеутверждающее радостное ощущение совпадения необходимости внутреннего Я с окружающей его действительностью.
Как гений отличается от обычного человека лишь тем, что чаще и сильнее испытывает вдохновение, так и счастливый от несчастного. Как гений взращивает свою гениальность напряженным систематическим трудом, так и счастливый человек взращивает своё счастье, ставя перед собой достижимые и нужные цели.
Есть ли особый талант счастья? Прежде всего, нужно быть честным с собой, знать чего хочешь и чего не хочешь, что можешь и чего пока не можешь. Надо тонко чувствовать перемены собственного Я. Должно быть занятие в жизни, которое делает вас частью чего-то большего. Такое занятие, делая которое вы будете чувствовать, что вас прибавляется внутри. Тогда, подводя итог прожитого интервала жизни, можно сделать выводы о его осмысленности, полноте и удовлетворенности. Кстати, в чем смысл жизни? Может быть в том, что не уничтожается индивидуальной смертью?/2, 90/. Поэтому и осмысленность какого-либо жизненного интервала в том, насколько его результаты полезны для последующей жизни. Жизнь каждого человека – мост между прошлым и будущим всего человечества/2, 90/. Этот мост строится и реконструируется в течении всей жизни, чем он шире и прочней, тем больший поток жизни он способен пропустить.

ЛИТЕРАТУРА
1. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
2. Зелёная гостиная. Альманах дилетанта. – М.: Алев-В, 2007.