Как мы были группой поддержки
(репортаж 2002 года)
Совершенно потрясающий 4-х этажный Дворец Культуры в Кузьминках. Светлый, просторный, с уютным залом мест на восемьсот. Белый мрамор, анфилады лестниц. Огромное количество репетиционных залов и костюмерных.
Здание построено в годы застоя, но содержится в полном порядке и используется явно только по прямому назначению. Видимо поэтому, Первый губернаторский фестиваль патриотической песни "С чего начинается Родина" проводится именно здесь.
Перед раздевалкой в вестибюле первого этажа одетый в яркую униформу духовой оркестр развлекал участников и болельщиков конкурса музыкой послевоенной американской эстрады и нашей. Наиболее ярко в исполнении музыкантов прозвучали мелодии "Не жди меня, мама, хорошего сына" и "А нам все равно". Это настраивало на несколько бесшабашный лад.
Но в самом зрительном зале все было очень красиво, торжественно и строго. Сцена - открыта максимально, так что красный шелковый занавес и колосники почти не видны. Задник и боковины сцены завешены белыми занавесами "маркизами". На сцене - на четырех невысоких белых колоннах четыре белые вазы с букетами искусственных цветов (две у задника и две на авансцене у порталов). Посредине сцены - рояль. Над роялем два белых транспаранта с красными надписями (шрифт и стиль исполнения - партийные лозунги советского времени). Слева – слова: "Первый губернаторский фестиваль патриотической песни." Справа тем же шрифтом "С чего начинается Родина" и простоватый рисунок: два дерева (из топографического обозначения "лиственный лес"), а между ними три схематических силуэта взявшихся за руки, - "мужчина-ребенок-женщина". В общем, стиль выдержан.
В зале перед началом концерта народу почти не было. Так как зрителями должны были стать сами участники заключительного тура конкурса. Пока основная масса народу находилась в своих раздевалках и гримерных.
Те участники, которые успели переодеться в концертные костюмы, передвигались среди зрителей-болельщиков по всем этажам роскошного здания. Так что легко было представить себя, скажем, где-нибудь на съемках советского фильма с карнавалом. Здесь были и сегодняшние солдаты, и дамы в вечерних туалетах, и русские национальные костюмы и кадетская форма. Были даже курсистки в коричневых юбках и коричневых галстуках (35 человек), и 83 маленьких мальчишки-гимназиста, одетых в одинаковые зеленые не то безрукавки, не то камзольчики.
Концерт никак не начинался. Но шуметь и хлопать было некому. Зрителей в зале мало, да и то, это ведь сидели сознательные болельщики. Ждали терпеливо.
По сцене ходили какие-то буднично одетые люди, неторопливо двигали и устанавливали микрофоны, поправляли рояль...
Потом вышел молодой человек в черном костюме и небрежно расстегнутой белой рубашке без галстука, схватил микрофон со стойкой и нетвердой походкой вышел на авансцену справа. Неожиданно включили музыку и он, запев, довольно быстро попал под фонограмму минуса песни "С чего начинается Родина". Публика приняла это очень тепло и дружно зааплодировала. Я сразу не поняла, почему. Но тут тяжелый женский бас по радио представил нам певца. Это был Главный устроитель фестиваля - композитор Игорь Матета.
Далее Игорь Матета радушно поздоровался с присутствующими, простер руку за кулисы и призвал на сцену ведущих - представителей спонсоров фестиваля - диктора радио "Шансон" и актера театра Марка Розовского Андрея Васильева.
Когда эти двое легко и непринужденно вышли на сцену, зал сперва затих, а потом дружно захохотал.
Дикторша - высоченная блондинка была одета в кожаный лакированый костюм: черный пиджак, и ярко-красные брюки, на голове огромный черный лаковый картуз. Мужчина - еще чудней, имея в виду тему концерта и одежду сцены. На нем был черный с люрексом костюм из струящегося трикотажа в крупную синюю и красную клетку, сиреневая рубашка, галстук с голубыми и красными яблоками на черном фоне. Ботинки по верху расшиты "бриллиантами". На животе - большая пряжка, тоже с "бриллиантами". Росту он был высокого и заканчивался сверху лысиной.
То есть, эта пара явно продолжала тему "Не жди меня, мама, хорошего сына", которая ранее была заявлена в вестибюле перед концертом. Что-то похожее я видела на съемках телепередачи «В нашу гавань заходили корабли…» А мне определенно не нравится, когда меня убеждают, что вся страна поет для души только блатную лирику. Мне стало как-то не по себе.
Но потом, когда публике представили комиссию конкурса, все встало на свои места. Кроме вышеперечисленных, там были нормально одетые и вполне достойные люди. И даже представители Президента (в цивильных костюмах и галстуках). А для В. Балашова, нашего знаменитого телевизионного диктора, зрители устроили настоящую овацию.
Дальше все тоже было достойно. Конкурсанты замечательно пели. Были и голоса, и душа, и мастерство.
И слава Богу, что двое явных фаворитов публики завоевали первые места: мальчик с песней И. Дунаевского "О веселом ветре" и юноша (Павел Зяблин?) с песней О. Газманова "Офицеры".
Считаю, что незаслуженно принизили нашу Долгопрудненскую шестилетнюю исполнительницу "Пластилиновых облаков". Она - самая сильная представительница женского пола в этом конкурсе. У нее все безукоризненно - вокал, актерское мастерство, умение держаться на сцене, костюм. Ей присудили только третье место. Очень стыдно за комиссию в этом случае. Так же стыдно как и за присвоение первого места профессиональной эстрадной стареющей диве.
К сожалению, программок на нас не хватило, поэтому не могу остановиться подробно на том, что понравилось и что не понравилось.
Торопливые записи в блокноте я делала, но их трудно использовать - неточные, неполные. Но все же...
Очень понравилось в первой номинации ("Пусть всегда будет солнце") исполнение песни о планете юными жителями г. Химки. В этой же номинации понравилась девочка Лиля с песней «Жил однажды капитан» из Подольска.
Во второй номинации ("Как прекрасен этот мир") –запомнился замечательный солдатский ансамбль "Честь имею"; а еще - исполнители песен "Счастья тебе, Земля" и "Родная земля".
Вторая номинация завершилась песней ведущего «Баллада о рыжем псе» в исполнении автора – Андрея Васильева. Почти все зрители плакали, жалея брошенную собаку. Потом А. Васильев попрощался с залом. «Радио Шансон» объяснила это необходимостью для актера играть вечерний спектакль в театре Марка Розовского.
Затем был 10-минутный перерыв.
В третьей номинации ("С чего начинается Родина") мне понравились практически все исполнители.
Кроме маленьких мальчиков, которым поручили спеть "Потому что мы пилоты" - получилось очень двусмысленно. Взрослых руководителей подвел вкус. А ребятишки - хорошие актеры и поют здорово. Им бы с другим номером выйти.
Да, еще есть претензии к исполнению песни "Баллада о красках". Актриса пела с таким надрывом, будто о мертвых, а ведь там люди живыми с войны вернулись, только поседели. Пафосное, форсированное исполнение этой песни оскорбляет чувства тех, кто потерял на войне близких или свое здоровье.
Всего в концерте было 7+8+13+12= 40 номеров из 7 городов. Непонятно, если из 7-ми, то по 4-м номинациям - должно было быть 28 номеров. То есть, 12 номеров - блатные профессионалы, не проходившие отборочных конкурсов? Почему?
Общее замечание к техническому обеспечению концерта. По-видимому, звукооператоры страдают профессиональной тугоухостью. Аккомпанемент ("-"), транслировавшийся из динамиков, раздавался оглушающий, с шипом и свистом, и забивал голоса солистов.
Наш "Ровесник" поет замечательно, но для участия в таком фестивале мало только хорошо петь. Нужно лучше обставить и обыграть номер. Держаться раскованнее и иметь более выигрышные костюмы.
Наша солистка с народной песней (а капелла) в этот раз ошиблась - не выдержала тональность. Очень жаль. Профессионалы из комиссии нашли, к чему придраться. А у этой девушки есть и талант актрисы и хорошо поставленный голос и настоящий костюм.
Хорошо, что руководителям из нашего города хватило ума не выставлять вместе с солистами "подтанцовку" из ансамблей бальных и народных танцев. Такие "проходы" здорово подпортили зрителям восприятие своих номеров. Эти мотающиеся, мельтешащие цветные пятна, так же мешали в случае плохого исполнения движений, как и в случае очень хороших танцоров. Хорошие танцоры становились главными, забивали драматургию песни, а конкурсанты становились просто аккомпанементом.
Финал концерта - награждение участников и победителей начался не сразу, а через 30 минут после окончания конкурсной программы. Комиссия ушла вырабатывать свое решение. И задержалась.
Вот тут проявили себя ведущие концерта. Теперь вместе с диктором радио вместо отбывшего на свою работу А.Васильева выступал заслуженный артист России - конферансье Птицын. Он очень здорово проиграл все номера своей сольной программы, а комиссия никак не возвращалась.
И тогда был сделан великолепный ход. Дама из "Радио Шансон" предложила выйти на сцену всем желающим и спеть, и назвала это "Настоящим Народным конкурсом". Она пообещала, что все, кто выйдет, автоматически станут участниками фестиваля в следующем году.
На сцену вылезло сразу человек 30 (два коллектива и несколько одиночек) из зала.
Наша часть "группы поддержки" - коллектив «Гармонии», - вышла на сцену последней, в полном составе и исполнила свою песню. Песню, которая написана нами о нашем любимом городе в этом году. Мы пели "Юный Долгопрудный" и весь зал нам подпевал и хлопал в такт. Жаль, что комиссия в нашем родном городе не вставила нас в конкурсную программу. Таковы были условия фестиваля.
По регламенту проведения фестиваля в нем не должны были звучать песни последних лет. Только песни, родившиеся ранее восьмидесятых. Это, конечно, упущение устроителей. Но во многих городах области отборочные комиссии решили по-своему. Потому что и сегодня хорошие патриотические песни пишут. И люди их поют. И в фестивале в последний день конкурса они прозвучали тоже.
Нужно, чтобы впредь в фестивале «С чего начинается Родина» присутствовала номинация новых патриотических песен. Тогда фестиваль станет более престижным и представительным. И пусть в следующем конкурсе (а я уверена, что такой фестиваль будет регулярным) обязательно будет отдельный раздел "Новые песни о главном".