О гениях, пророках и простых обывателях

Так-Так
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ!



Странные мы всё же люди! Когда кого-нибудь цитируешь, будь то в простой беседе или публично, проблем не возникает. Чужими словами - можно. Можно цитировать Платона, Вольтера, Шекспира, Пушкина, а теперь уже и Жванецкого, Задорного. Конечно же, если ты ни тот и ни другой. Но, когда начинаешь говорить своими словами, в собеседнике почему-то возникает напряжение. Почему?!

Однажды во время одного семинара был проведён следующий эксперимент.

Для нескольких групп людей, изолированных друг от друга, я провела несколько занятий. Правда, в конце семинара предполагалось объединение всех этих разрозненных групп в одну.

1. «Гении и пророки». Так назвалась тема занятий с одной из групп данного семинара. Занятие я целиком и полностью построила на крылатых фразах, использовала много цитат известных, авторитетнейших людей разных времён и народов, зачитывала фрагменты из библии, приводила в пример притчи древних мудрецов. Занятие прошло на едином дыхании. И проблем на этом занятии, конечно же, не возникало.

2. Другой группе людей просто была предложена встреча со мной, как с автором книги и разработчиком многочисленных методик по работе с актёрами, развитию интуиции и творческих способностей в человеке. С этой группой людей тоже проблем не возникло.

3. Следующая группа людей попала на занятие по теме «Творчество, как способ самовыражения». Это занятие я тоже построила на цитатах великих людей. Правда и цитаты, и произведения подобрала мало известные широкой аудитории. Но! Всё сказанное мною, выдавала за собственные мысли и своё творчество. Даже нарочито подчёркивала, что это именно мои взгляды, мои мысли, мои стихи и моя проза! А после просьбы высказать свои комментарии по поводу прочитанного и высказанного мною, попала просто под шквальный огонь критики. Помню, как кто-то даже Пушкина покритиковал, будучи уверенным, что указывает мне на мои шероховатости.

4. Для четвёртой группы я провела занятие по той же теме, что и для предыдущей группы, а именно «Творчество, как способ самовыражения», но построила занятие, пользуясь только цитатами из собственных произведений, читала собственные стихи и сыпала собственными же афоризмами! Однако теперь я приписывала собственное творчество перу великих людей, то Пушкину, то Сенеке, то Завадскому, то Кастанеде и тем же, моим любимым, Жванецкому и Задорнову! Критики, как я и ожидала, не последовало. Зато, как выяснилось, многие оказались прекрасными эрудитами МОЕГО творчества! Кто-то даже умудрился, некоторые из моих стихотворений, прочесть ещё в школе, когда их, по сути дела, в природе не было. На этом занятии я могла гордиться собою! Только что памятника мне не поставили.

На заключительном занятии, когда вместе были собраны все группы, я попросила желающих поделиться своими впечатлениями о занятиях, проведённых с моим участием.

Уже через пятнадцать минут никто ничего не понимал! Те, кто были в восторге от моей авторской программы, как и те, кто побывал на моих лекциях «Гении и пророки» и «Творчество, как способ самовыражения», никак не могли понять, почему так равнодушны ко мне люди второй группы людей, а кое-кто из них в мой адрес выражал даже откровенное раздражение.

Вот тогда-то я и задала людям вопрос. Почему же все встречи со мной в разных аудиториях оказались такими разными? И напомнила ещё раз о том, что одной из главных тем семинара была тема «Гении, пророки и простые обыватели», и этой же теме посвящено общее, заключительное занятие.
А потом призналась, что двум группам, можно сказать, повезло. Людям, такой-то группы, предложено было знакомство с моим творчеством и во время этой встречи никаких перевёртышей не было. Другая группа получила возможность побывать на лекции о жизни и творчестве великих людей. На этом занятии также не было никаких перевёртышей. А вот две остальные группы оказались участниками запланированного эксперимента. Одна из них, третья группа, негативных эмоций в ходе занятия не испытала, так как всё своё творчество я выдала за творчество известных поэтов, писателей и философов. С авторитетами не спорят, а потому и проблем никаких не возникло. И, пожалуй, самым интересным занятием оказалось то, на котором я труды великих людей выдала за собственное творчество. Ох, и досталось же тогда нашим любимым классикам да философам от наших педагогов! Как, собственно говоря, и происходило это когда-то, при их жизни….
Когда я раскрыла людям карты по поводу первых двух занятий, честно говоря, и объяснять ничего не пришлось. Сами всё поняли.
И вот только теперь мы попытались разобраться, почему же, в большинстве случаев многих талантливых людей мир начинает воспринимать лишь после их смерти? Это уже после смерти их смело называют гениями, пророками, талантами от бога…. А вот самим гениям, в большинстве случаев, так и вовсе не достаются ни лавры славы, ни материальные блага для нормального человеческого существования. Их дивиденды между собой делят, как правило, другие, те, кто и не пахал, и не сеял.
С одной стороны это понятно. Для чего-то большого и яркого, по-настоящему революционного, необходима соответствующая отстранённость, некая пространственно-временная отдалённость. С другой стороны, несмотря на то, что все мы знаем об этой распространённой ошибке, продолжаем неистово судить и требовать от каждого живущего ныне человека, чтобы тот собственного рта лишний раз не раскрывал. Ведь на то, чтобы сказать что-то умное - авторитеты имеются.
Но, в конце концов, бог с ними: с этой самой славой, деньгами, почитанием. Без всего этого прожить-то можно. Порой, даже намного спокойнее. Но зачем рот-то затыкать, отнимать инструменты творчества, травить до инфаркта, инсульта, зачем?

Я о том, как мы, люди, в большинстве случаев, общаемся.
Но ведь если не обижаться на того, кто игнорируют пока наш мир, а в момент представившейся возможности, самим не игнорировать мир другого человека или общности людей (соглашаться или не соглашаться, это уже другой вопрос), то, вместо духовного оскудения, в нас происходит духовная наполненность.

Кстати, самой мне не обязательно, чтобы ко мне люди проявляли только чувства симпатии, считая это вполне нормальным явлением. И, безусловно, не все, кого люблю я или кому симпатизирую, отвечают мне тем же. Ведь нередко случается так, что даже в тех людях, которым я искренне симпатизирую, по отношению ко мне рождаются чувства противоположного свойства. Когда - негодование, когда – раздражение, а когда – и вовсе ненависть. Что поделаешь, такова жизнь.
К примеру, я обожаю тигров! Особенно после того, как имела возможность с ними пообщаться и даже погладить. Но это вовсе не означает, что они будут счастливы моему появлению на их территории, разве только в том случае, когда будут очень голодны. Но это уже другие чувства и другие отношения. Другое дело, что мне не столь важно, кто кого любит, кто кого – нет, сколько то, почему мы оказались на одной тропе…. (?!).
Обычно своим ученикам я советую не наделять людей ярлыками, не подходить к ним с какими-то мерками, не искать интересных людей, а интенсивно интересоваться людьми!
Однако есть в нас, людях, ещё одна странность. Кого-то готовы заклевать, словно гадкого утёнка из известной сказки! А кого-то, с таким же неистовством, вознести до небес.
А ведь порой мы даже не подозреваем, что когда говорим кому-то: «Я тебя сейчас с ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ, С ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ познакомлю!», мы невольно говорим тому, кто нас слушает «Тот человек великий и умный, а ты никчемный и глупый». Я об этом парадоксе!
Через каждые два-три года в мире начинает мелькать чьё-то очередное имя и о нём опять кто-то начинает говорить он «самый-самый»! И если бы говорили: «Этот человек мне интересен», «Я поражён его мышлением», «Он предлагает невероятные, по крайней мере, для меня (для нас), интересные идеи!», было бы всё в порядке.
Однако вместо раскрутки сути идеи, чаще всего, идёт раскрутка самого пророка, что невольно заставляет людей вместо желания понять «что делать?», судорожно искать ответ на, возникающий каждый раз в их умах, вопрос: «кому верить?»
Ведь теперь всё внимание в очередной раз переведено не на то, что пророки в большинстве своём едины в своих высказываниях, а на ту иерархическую лестницу, по которой сами же люди, к сожалению, поднимают и опускают пророков.
В конце концов, народ начинает сникать, а однажды и вовсе перестаёт кому-либо верить. И только лишь по той причине, что слишком часто в жизни звучит это самое - «самый-самый!».
Да и сами пророки, к сожалению, слишком часто звездят и страдают этим же - «я самый-самый, а вы пока все бараны да неучи». Вот так и меняются имена, ранги, рейтинги….
А уж когда начинаются разборки по поводу того, кто там святее, кто праведнее, кто гигант, а кто мелкая сошка, то тут уж точно и не до эволюции, и не до духовного просветления.
Вот и получается, что, говоря об истине, и говоря, чаще всего, действительно истину, из-за этого самого - «я самый-самый» людей от истины и отвращаем!
Правда, не стоит путать пышные, ложные дифирамбы с искренней признательностью и неподдельным восторгом.

Ведь первое всегда фальшиво, а второе искренне и неподдельно.
При неверной подаче знаний, знания гниют, не успев прорасти. А пренебрежительное отношение к тому, кто рядом или где-то и нетерпимость к инакомыслию, не прибавляет обладателям этих качеств ни ума, ни величия.
Неплохо бы помнить! Тем, кто так любит, с чувством праведного гнева (на самом же деле такие люди испытывают наслаждение от собственного негодования), указывать другим на их глупость, невежество, грехи и недостатки, суждено всегда жить в обществе идиотов, дураков и невежд. А если таким людям и будут доставаться пышные дифирамбы, то они будут всегда такими же ложными, как их самомнение о самих себе.
ТАК-ТАК